двигателей специальной конструкции дает возможность расширить диапазон регулирования за счет увеличения верхнего предела скорости. Нижний предел скорости может быть уменьшен путем введения в схему управления различных обратных связей.
Если при регулировании частоты напряжение изме няется таким образом, что Ф = const, то допустимый момент на валу асинхронного двпгателя прп частотном регулировании скорости также будет неизменным
(Л/доп = const).
С-2. ЗАКОН ИЗМЕНЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ЧАСТОТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СКОРОСТИ
АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
При выборе соотношения между частотой п напряже нием, подводимым к статору асинхронного двигателя, чаще всего исходят из условия сохранения перегрузочной способности асинхронного двигателя, т. е. кратности критического момента к моменту статической нагрузки, для любой из регулировочных механических характери стик:
X = Y r —const.
МQ
Из (2-54), пренебрегая падением напряжения на об мотке статора п учптырая, что .гк = f x п со0 = /х, можно найти:
Ш(Ц'к U
где А — коэффициент, не зависящий от напряжения п частоты.
Тогда для любой частоты / 1;- источника пптания и со ответствующей ей угловой скорости coj можно записать:
где |
UXj — фазное |
напряжение |
иеточника |
питания |
|
(соответственно и па обмотке статора |
|
асинхронного двигателя) при частоте fxf, |
М с (coj) — момент |
статической |
нагрузки |
на валу |
|
двигателя при скорости со^- ~ 2nflj/p. |
Из последнего выражения следует, что для любых двух |
зпачений |
регулируемой частоты fx- и f lh должно соблго- |
д а т ь с я с о о т н о ш е н и е
Щ} Uи
1ЬМ С К ' ) НкМс (щ )'
Отсюда следует основной закон изменения напряже ния при частотном регулировании скорости асинхронного двигателя
_fij л Г М с (со;)
(6-3)
Принимая один из режимов работы двигателя за номи нальный, т. е. полагая, например, что при flh = /1Пк за жимам обмотки статора приложено номинальное напря жение U1U и при этом двигатель развивает номинальный момент, п обозначая fxj = /■, можно основной закон изме нения напряжения при частотном регулировании записать в виде
|
Uи |
fn 1 Г Mv(coj) |
’ |
(6:4) |
|
Ulu- f u i Y |
|
|
|
или в относительных |
единицах |
|
|
|
U |
= fit. j 7М Q*, |
|
(6-5) |
|
где |
fit — fi/fim Мс*= Mc/Mn) |
|
|
Uit — UJU1U- |
|
Ux, M c — значения напряжения на статоре и статиче ского момента, соответствующие значению регулируемой частоты / 3.
Из полученных выражений следует, что закон измене-' ппя напряжения Ux определяется не только частотой источника питапня /3, по и характером изменения момента статической нагрузки на валу двигателя при изменении угловой скорости. Для многих механизмов зависимость момента статической нагрузки от угловой скорости в зоне регулирования последней может быть представлена в виде степенной функции:
Mc= M a + (Mu- M 0) ( j f J ,
или в относительных единицах.
Mcil! = М 0* + (1 — Mut) С£>|,
где М 0 — момент статической нагрузки при со = 0.
Учитывая, что со = / х, а значит, со* = Д*, последнее выражение можно записать в виде
м с* = м 0* + ( 1 - а д л * - |
м |
Подстановка (6-6) в (6-5) дает: |
|
Uv* = h * V M0* + ( l - M 0* )/V |
(6-7) |
Из всего многообразия зависимостей Мс (со) в теории электропривода обычно рассматриваются три наиболее часто встречающиеся типа статических нагрузок: 1) момент статической нагрузки не зависит от скорости (рис. 6-2, а).
Рис. 6-2. Механические характеристики асинхронного двигателя при частотном регулировании скорости для случая к = const
ирц М с = const (а), Р с = const (б) и вентиляторной нагрузке (в).
При этом q = 0; Мс = const (Мс* = 1); 2) при регулиро вании скорости мощность на валу двигателя остается постоянной (рис. 6-2, б), т. е. здесь Рс — const, q — —1;
М 0 = 0; М с = Pc/со = М нШн/со; Мс* = 1/Д*; 3) идеали зированная вентиляторная нагрузка (рис. 6-2, в). В дан ном случае М 0 — 0; q — 2; М с = М н (со/а>„)2; Жс* == /(*.
Прдставляя в (6-7). соответствующие значения i¥ 0* и / х*, можно записать для каждого из указанных типов статической нагрузки основной закон изменения напря жения при частотном регулировании следующим образом.
При постоянном моменте на валу |
|
t/1* = /1* |
(6-8) |
или |
|
= const, |
(6-8а) |
п
т. е. при постоянстве момента статической нагрузки напря жение источника питания должпо изменяться пропорцио нально его частоте.
П р и п о с т о я н с т в е м о щ н о с т и |
|
U - - ]/ /1* |
(6-9) |
пли |
|
Д к = const, |
(6-9а) |
Х к |
|
т. е. при постоянстве мощности статической нагрузки напряжение источника питания должно изменяться про порционально корню квадратному из значения частоты.
При вентиляторной нагрузке
|
(6- 10) |
НЛП |
|
■?- = const, |
(0-10а) |
11 |
|
т. e. при вентиляторной нагрузке напряжение источника питания должно изменяться пронорциоиально квадрату значения частоты.
Следует подчеркнуть, что вывод основного закона изменения напряжения при частотном регулировании скорости асинхронного двигателя, определяемого форму лой (6-3), был упрощен путем пренебрежения рядом фак торов. Наиболее существенным из принятых допущений является пренебрежение падением напряжения на актив ном сопротивлении обмотки статора, т. е. допущение /?! = 0. Поэтому полученные здесь соотношения (0-8) — (G-10) справедливы лишь для двигателей относительно большой мощности при изменении частоты, а значит, и скорости ниже основной в диапазоне до 2—2,5. Для боль ших значений диапазона регулирования скорости необ ходимо корректировать полученные выше соотношения, учитывая падение напряжения в цени обмотки статора.
Анализ работы асинхронного двигателя при неизмен ной номинальной частоте проводится на основании Г-об- разной схемы замещения рис. 2-35, б, так как в этом слу
чае х^ = |
const, |
причем |
х1( |
| R x + Mi |. |
Тогда |
I (Mi) Ai I > |
I (M + |
Mi) /ц I, |
т. e. |
падение |
напряже |
ния на обмотке статора, обусловленное током намагничи вания, пренебрежимо мало. При частотном же регулиро вании в случае снижения f1 будет пропорционально сни жаться и Хц, тогда как значение R Lот частоты не зависит. При этих условиях со снижением частоты будет увелнчн-