Инвертор выбирается на мощность
Ри Р н
11Н COS фи
Суммарная установленная мощность преобразователя составпт npmiepno Р s « 2 , 5 Р и.
Недостаток преобразователя с промежуточным звепом постоян ного тока состоит в двукратном преобразовании энергии, что увели чивает установленную мощность и снижает к. и. д.
6-5. ОСОБЕННОСТИ ЧАСТОТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Регулирование скорости асинхронных двигателей пу тем изменения напряжения и частоты на его зажимах является одним из наиболее интересных и перспективных способов регулирования этого двигателя.
Этот способ регулирования позволяет получить жесткие механические характеристики. Потери мощности при частотном управлении невелики. Это следует из выра жения
АР2ВП. = M cUqS
сучетом того, что двигатель при изменении частоты работает на линейных участках механических характе ристик, т. е. при малых скольжениях s. При наличии соответствующего преобразователя частоты можно полу чить любую плавность регулирования. Важно отметить, что указанные положительные свойства можно реализо вать с бесконтактным асинхронным короткозамкнутым двигателем, который является наиболее простым, надеж ным и дешевым электрическим двигателем.
Основным недостатком электроприводов с частотным управлением является необходимость использования пре образователей частоты, которые в настоящее время харак теризуются относительной сложностью по схемному исполнению и высокой стоимостью. Этот недостаток огра ничивает применение частотноуправляемых электропри водов. Тем не менее преимущества этих приводов столь значительны, что на протяжении многих лет и в настоя щее время ведутся интенсивные работы по созданию пре образователей частоты для регулирования скорости асин хронных двигателей.
В случае создания приемлемых по сложйостй и Стои мости преобразователей частоты частотноуправляемый привод с асинхронным короткозамкнутым двигателем получит широкое распространение в технике.
Г л а в а с е д ь м а я
РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ В КАСКАДНЫХ СХЕМАХ
ВКЛЮЧЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
7-1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ РАБОТЫ КАСКАДОВ
При подключении асинхронного двигателя с фазным ротором к сети с постоянной частотой и глубоком регули ровании его угловой скорости потери скольжения ДPs = = M(£>0s могут составить ощутимую величину. Бесполез ное рассеивание их в регулировочных сопротивлениях снижает энергетические показатели электропривода. Кроме того, при большой мощности двигателя переключающие и регулирующие аппараты в роторной цепи могут ока заться совершенно неприемлемыми по мощностям и габа ритам. Непосредственная реализация энергии скольжения асинхронного двигателя затрудпена, так как частота
вроторной цепи отлпчпа от частоты питающей сети.
Всвязи с указанными обстоятельствами представляется целесообразным использовать энергию скольжения. Ока зывается, что в ряде случаев это может быть осуществлено. Исторически сложилось так, что первые схемы, позволяю щие использовать энергию скольжения, создавались путем специального соединения асинхронного двигателя с дру гими электрическими машинами. Поэтому эти схемы получили название каскадных. В настоящее время сущест вуют схемы, использующие энергию скольжения асин хронного двигателя без добавочных вращающихся элек трических машин с помощью вентильных (статических)
преобразователей. Эти схемы также называются каскад ными.
В общем случае каскадными называют такие схемы включения асинхронного двигателя, которые позволяют использовать энергию скольжения путем отдачи ее в сеть или превращения ее в механическую энергию, передавае мую на вал главного двигателя.
В процессе развития каскадных установок асинхрон ного двигателя наметились две принципиально различные группы схем. В первой из них, как показано на рис. 7-1, а, на вход преобразователя Пр поступает энергия скольже ния частоты /2 = f xs с колец АД, а выход преобразова теля, характеризующийся напряжением и частотой сети f v соединен с питающей сетью.
В каскадах этой группы энергия скольжения за выче том потерь энергии непосредственно в обмотке potopa А Д
Р эл.с
ДРлр+ДРэлг
€
АР,J y
1
б)
Рпс. 7-1. Принципиальная схема (а) и энергетическая диа грамма (б) электрического каскада.
п элементах преобразователя Пр возвращается в питаю щую сеть, что иллюстрируется энергетической диаграммой на рис. 7-1, б. Между элементами преобразователя и асинхронным двигателем в схеме рис. 7-1, а имеется только электрическое соединение. Поэтому такие каскад ные установки называются электрическими.
На рис. 7-2, а изображена принципиальная схема
другого типа каскадных |
установок. Энергия скольжения |
в каскадах этой группы |
поступает на вход преобразова |
теля. Преобразователь на выходе создает напряжение £7Вд, которое подается на зажимы вспомогательного дви гателя БД. Последний преобразует электрическую энер гию, поступающую от Пр, в механическую, которая возвращается на вал АД, поскольку валы А Д и БД меха нически соединены между собой. Если пренебречь поте рями в машинах каскада, то становится очевидным, что на вал каскадной установки от А Д поступает механиче ская мощность -Рм,ад = Мсо, а от Б Д Рэм.в.д = AP s =
= Mcos. Суммарная механическая мощность на валу каскада Рв = Рм.а.д + Л ш .в.д со + Mco0s = М со0 = = Р 12, т. е. в этом случае механическая мощность на валу каскада примерно равна электромагнитной мощности, передаваемой со статора на ротор асинхронного двигателя.
Из схемы рис. 7-2, а видно, что элементы преобразова теля соединены с А Д как электрическим (вход Пр — кольца АД), так и мехаппческнм путем (вал ротора БД — вал ротора АД). Поэтому такие каскады называются электромеханическими. Приведенная на. рис. 7-2, б
Рис. 7-2. Прппцпппальная схема (6 ) и энергетическая
диаграмма (б) электромеханического каскада.
энергетическая диаграмма характеризует последователь ность преобразования энергии электромеханического ка скада.
Естественно, в качестве А Д может быть использован только асипхроппый двигатель с фазным ротором, который называется главным приводным двигателем. Момент на валу электрического каскада равен моменту только АД, а момент на валу электромеханического каскада равен сумме моментов А Д и БД.
В качестве преобразователя Пр в каскадпых установ ках могут использоваться: одноякорный преобразователь, синхронная машина, коллекторная машина переменного тока или вентильный (статический) преобразователь.
При рассмотрении каскадных установок представляют интерес следующие общие вопросы: регулирование ско рости и механические характеристики электропривода, а также определение габаритной мощности элементов преобразователя.
Иа рис. 7-3 представлены три схемы включения асин хронного двнгателя: в первой из них в цепь роторных обмоток включены добавочпые активные сопротивления
.R.,n, во |
второй — э. д. с. перемепного тока |
и в треть |
ей — э. |
д. с. постоянного тока Е-, подсоединенная |
к зажимам трехфазного моста, выпрямляющего э. д. с. ротора. Изменение R2n, Е~, Е- позволяет изменять токи
вобмотках, а тем самым момент и скорость АД. Очевидно, можно подобрать такие значения R2n, R~, Е~, чтобы токи
вобмотках, а зпачит,
.моменты |
А Д |
при |
ка- |
^ |
^ . |
кой-то угловой скорости |
|
|
во всех схемах иа рис. |
|
|
7-3 были одинаковыми, |
|
|
Одпако |
регулирование |
|
|
скорости |
по схемам на |
|
|
рис. 7-3, б и в более |
|
|
экономично, |
чем |
по |
|
|
схеме на рис. 7-3, а. |
|
|
Действительно, |
в схеме |
|
|
на рис. |
7-3, а |
эпергия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
скольжения |
расходует |
Рис. 7-3. К пояснешпо способов ре |
|
ся на нагрев сопротив |
|
гулирования угловой скорости асин |
|
лений R2n и тем самым |
хронного двигателя введением в ро |
|
тратится |
бесполезно. |
В |
торную цепь дополнительных эле |
|
схемах |
на рис. |
7-3, |
б |
а — активных |
ментов. |
|
и в энергия скольжеиия |
сопротивлений; б — пере |
|
менной э. д. с. |
частоты |
скольжения Е„; |
|
потребляется |
источни |
в — постоянной |
э. д. с. Е_. |
|
ками э. д. с. |
Е~ |
или . |
|
|
|
|
Е- и может |
использоваться для совершения полезной |
работы. Практически в качестве источников э. д. с. Е~ или Е- могут использоваться электрические машины
перемепного или |
постоянного тока, которые, потреб |
ляя электрическую |
энергию из роторной цепи АД, пре |
образуют ее в механическую, а последняя может быть снова преобразована в электрическую энергию по стоянной частоты и отдаваться в сеть переменного тока (рис. 7-1, а) либо отдаваться на вал главного двигателя
(рис. 7-2, а).
Из приведенных рассуждений следует два простых, но важных вывода: во-первых, каскадные схемы позволяют использовать энергию скольжения, а во-вторых, измене нием добавочной э. д. с., вводимой в цепь ротора АД, можно регулировать угловую скорость двигателя.