Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 238

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нелинейная зависимость момента нагрузки от ско­ рости может быть и неявной, выявляемой только в пере­ ходных процессах. Это относится к случаю зависимости момента нагрузки от угла поворота, который оказывается в конце концов нелинейной функцией скорости. Действи­ тельно, пусть угловая скорость в переходном процессе представляет собой некоторую неизвестную функцию со = х (t). Тогда угол поворота

 

Ф = $ге(0 dt = F{t)=F[y (со)] = / (со),

 

о

где t =

у (со) — обратная функция по отношению к со =

= х (t),

оказывается некоторой нелинейной функцией

скорости / (и).

Динамический момент электропривода может быть также неявной нелинейной функцией скорости в том случае, когда механическое звено обладает упругостью. В этом случае передаваемый к рабочей машине момент является функцией разности углов на валах двигателя п механизма. Рассмотрим переходные процессы для неко­ торых наиболее характерных нелинейностей в электро­ приводе.

а) Механические характеристики — известные нели­ нейные функции скорости. В том случае, когда механи­ ческие характеристики двигателя и производственного механизма являются нелинейными, но известными функ­ циями скорости, расчет переходных процессов часто производится графо-аналитическим способом. Расчет сво­ дится к приближенному интегрированию уравнения дви­ жения

=

(8-43)

разрешенного относительно времени:

 

' = '

I

*>•

(«^)

где N дин(ы) =

“нач

шнач

 

1 Ш д

1г а( с о ) .

 

Графо-аналитическое интегрирование функции N mm{со) позволяет последовательно определять интервалы времени для фиксированных значений скорости (рис. 8-12) с помо­ щью формулы

A£j = JN (cOj) AcDj.

3 8 4


Здесь N (coj) — среднее значение функции lVroiH(co), соответствующее изменению скорости на величину Дсо4 =

= со{ — СОц.

Задаваясь Дса* и определяя N (со;) на основании извест­ ной зависимости М щт (со), по последней формуле можно

Рис. 8-12. Графический расчет зависимости ско­ рости двигателя от времени в переходном процессе.

найти соответствующую величину Д^. Для практических расчетов последнюю формулу удобно представить в виде

где 777-iv — масштаб

по оси АГД1Ш(со), 1/(Н-м-мм);

т®— масштаб

по оси со, рад/(с-мм);

Si — площадь г-го участка интеграла (8-44), мм2. Эти

участки

на рис. 8-12 обозначены наклонной

штриховкой.

В частных случаях для функций М тп (со) или NmH(oi) в интервале скоростей от сопач до соконможет быть найдена аналитическая аппроксимация, интеграл которой легко определяется в соответствии с (8-44).

Для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором нормального исполнения механическая харак­ теристика выражается достаточно точно аналитической зависимостью:

М

2МК

(8-45)

± + £к

 

 

 

SK

S

 

13 М. Г. Чилпкпн

385


В данном случае уравнение движения может быть представлено в виде

2Мк

ма

(/со

ds

 

S | SK

dt

 

 

Тогда при M c =

const

 

 

 

t = J<*.о

( ___

ds.

(8-46)

Me.

 

2MKCS“S+ Sк

 

 

 

 

Полученный интеграл

находится

методом разложения

на элементарные дроби. После интегрирования и подста­ новки пределов

Мс

S}(

In

sna4 — si

s2 -In

s —s2

 

(8-47)

i'l — $2

5нач —

 

 

где

 

 

 

 

 

 

(8-48)

TK= J w0/MH.

 

(8-49)

Если переходный процесс для асинхронного двигателя осуществляется вхолостую, т. е. при М с = 0, то выражение (8-46) упрощается и принимает вид:

t

(8-50)

После интегрирования получаем:

 

Тк= 4^ (4ач ~* +2Sk1,1 Sjf ) ■

(8'51)

Выражения (8-47) и (8-51) позволяют определить зави­ симости момента и скольжения от времени. Задаваясь рядом значений s, определяют из соотношения (8-45) соответствующие значения М, а из (8-47) или (8-51) — значения t.

На рис: 8-13 показан характер зависимостей момента и скорости от времени в переходном процессе пуска асин­

хронного двигателя. Ускорение

от начального

значения

(Мп M c)/J плавно нарастает,

достигая при

скорости,

386


Рис. 8-13. Механическая характеристика (а) и графики изменения скорости и момента при пуске (о) асинхронного двигателя.

соответствующей критическому моменту, своего макси­ мума (Мн — M 0)/J, а затем резко уменьшается, стремясь асимптотически к нулю. Считая, что переходный процесс закончился, когда скорость достигла 95% установивше­ гося значения, можно опреде­ лить полное время пуска, под­ ставив в выражение (8-47)

5 ц а ч =

1

И S

$ к о н “

0 , 0 5 .

На рис. 8-14 приведено се­

мейство зависимостей относи­

тельного времени пуска t J T к

от критического

скольжения

для ряда значений величины

М с/Мк.

С помощью

приве­

денных графиков можно бы­

стро оценить время пуска как

вхолостую, так и при извест­

ной

нагрузке

для

любого

асинхронного

короткозамк­

 

нутого двигателя нормаль­

Рис. 8-14. Зависимость относи­

ного исполнения.

тельного времени пуска асин­

б) Момент

нагрузки —

хронного двигателя от крити­

функция угла поворота. Рас­

ческого скольжения.

смотрим переходный процесс электропривода при приложении момента нагрузки,

являющегося периодической функцией угла

поворота:

Мс — Мс0-|- М,ст

| , р при О ^ ф ^ ф р /2 ;

| (8 52)

М с — М с0

при Фд>Ф>фр/2,

J

13*

387


где фц — приведенный

к валу двигателя угол поворота,

соответствующий полному циклу изменения мо-

мента нагрузки;

 

 

 

ФР — приведенный к валу двигателя угол поворота,

 

соответствующий рабочему участку цикла;

Ф — переменный

угол поворота вала двигателя.

Уравнение движения относительно угла поворота

имеет вид:

 

 

 

 

 

M - M c o - M Cms i n | ^ =

/ fflg - .

(8-53)

Уравнение (8-53) оказывается нелинейным даже в том

случае,

когда момент двигателя линейно

зависит от ско­

 

 

рости. В общем случае

 

 

данное

уравнение

анали­

 

 

тически не интегрируется.

 

 

Его решение может быть

 

 

найдено графическим спо­

 

 

собом или с помощью вы­

 

 

числительных

машин.

 

 

Однако

при этом

задача

 

 

решается

для заданных

 

 

конкретных значений па­

Рлс. 8-15. Аппроксимация

меха­ раметров

электропривода,

нической

характеристики

двига­ что исключает возмож­

теля параболой.

ность предопределить за­

 

 

ранее,

без расчетов пере­

ходных процессов, максимум момента двигателя или наи­ больший динамический перепад скорости.

Для аналитического решения уравнения (8-53) можно найти такую аппроксимацию механической характерис­ тики двигателя, при которой уравнение движения отно­ сительно угла поворота оказывается линейным. Такой

аппроксимацией является парабола:

 

М = М по- ^ с о 2.

(8-54)

Эта парабола проходит через точку идеального холо­ стого хода двигателя, а ее вершина находится на оси моментов в точке М по, как показано на рис. 8-15. Вели­ чина М ао определяется в зависимости от выбора точки 1 на механической характеристике двигателя, через которую также проходит парабола. Так, для двигателя постоян­ ного тока с независимым возбуждением, если точке 1

388