Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при р < 2 У J-fi это движение представляет собой затуха­ ющие колебания с частотой

и коэффициентом затухания

 

_

J

1

2

2ГМ1*

где 7,Ы1 = -у, а при, р > 2 \ rJ xC движение имеет затуха­

ющий апериодический характер.

Таким образом, двигатель оказывает демпфирующее действие па механические колебания. При этом демпфи­ рующим параметром оказывается жесткость механиче­ ской характеристики. Чем меньше р, тем медленнее затухают колебания. В пределе, когда Р = 0, колебания в механическом звене не затухают. Если возмущающее воздействие АМС периодически изменяется с частотой собственных колебаний й х, то амплитуда колебаний неогра­ ниченно возрастает.

Демпфирующее действие на механические колебания оказывает составляющая момента АМ — —ргсо, зависящая от скорости. При этом р = | dM/cko | характеризует степень завпспмостп момента от скорости. Момент АМ — = —Рсо действует подобно вязкому трению, преобразу­ ющему энергию колебаний в тепло. Механические коле­ бания якоря двигателя постоянного тока или ротора асинхронного двигателя вызывают соответствующие коле­ бания тока в силовой цепи, т. е. мехапнческие колебания передаются в силовую электрическую часть привода, где пх энергия расходуется на потери в активных сопро­ тивлениях.

Демпфирующее действие электропривода, рассмотрен­ ное для случая с неподвижной второй массой, сохраняется и для двухмассовой системы при движении обеих масс. П ри, отсутствии трения в механическом звене привод остается единственным средством гашения упругих коле­ баний. Однако по сравнению с рассмотренным случаем эффект демпфирования для двухмассового звена снижается, так как демпфирующий момент непосредственно приложен только к одной колеблющейся массе. При наличии двух масс демпфирование электропривода будет по-разному проявлять себя применительно к движению первой и второй масс.

394


При Р = 0 колебания масс не демпфируются. Массы, разделенные упругим валом, совершают противофазные колебания с частотой

При р = оо движение первой массы полностью ста­ билизировано, т. е. coj = const, следовательно, демпфи­ рование для второй массы полностью отсутствует и ее двпжепие характеризуется незатухающими колебаниями с частотой

Q2 = -)/£ //,.

При этом первая масса представляет собой для второй как бы жесткую заделку. Таким образом, при предельных значениях р система характеризуется незатухающими механическими колебаниями. Очевидно, существует такое значение Р, при котором имеет место наибольшее затуха­ ние одновременно для колебапйй обеих масс, а значит, и для упругого момента. Демпфирование в двухмассовой системе по-разному проявляет себя и в зависимости от

соотношения моментов инерции / х и / 3 маховых масс.

При / 2

J x первая массй для второй оказывается прак­

тически жесткой заделкой, поэтому колебания второй

массы будут близки к незатухающим.

При / х

/ , вто­

рая масса

для

первой будет

почти

жесткой

заделкой

(рис. 8-18,

б).

На движении

меньшей массы,

которой

в данном случае является ротор двигателя, существенно сказывается демпфирование электроприводом, как это было показано выше.

Электропривод с двухмассовым упругим звеном может быть изображен простой механической моделью, приве­ денной на рис. 8-18, в. Для большей наглядности враща­ тельное движение заменено в модели поступательным. Роль электрической силовой части привода в этой модели выполняет цилиндр с поршнем и вязкой средой. Продви­ жении цилиндра со скоростью у0 на поршне возникает - усилие, приложенное к массе тх,

F = ${vq- v 1),

где р — коэффициент вязкости среды.

Модель наглядно иллюстрирует демпфирующее дей­ ствие электропривода.

Для расчетов переходных процессов в электроприводе с упругим звеном (рис. 8-18, а) необходимо иметь диффе-

395


ренциальные уравнения для величин со1, со2, М и М у. Эти уравнения могут быть получены на основании исходных уравнений (1-56) для упругого звена:

M - M y = J 1 d2Ф1 . dt2

М у — М с = / 2 ^Дф2 dt2 '

С учетом того, что М = (5 (<в0 — сщ) и Му = С (cpx —

— ср2), получаем:

р (со0- Щ ) - С (фг - ф2) = Л ^ ;

С(Ф1- Ф 2) - М 0 = Л ^

или в операторной форме при нулевых начальных условиях

-jy<В0 + ф-2 — ^ Тi\рг+ £ Р + 1 j фы

- ^ + Ф1 = (2П92Р2 + 1)Ф2.

 

 

где 2\ = \ r J jC — 1/Q2 —

постоянная

времени,

соответ­

 

ствующая угловой частоте

й г

___

свободных

колебаний

массы

с моментом инерции

/ 2,

с;

Т2= ]/'J 2lC — 1/й, — то же

для

массы

с моментом

Решая

инерции / 2, с.

 

относительно

последнюю систему

уравнений

и ф2, 'получаем:

 

 

 

 

(Титыр3+

Т\р2+ Тмр + 1 ) рф1= (Tip2+ 1) со0 -

м с/р; (8-64)

 

(Т\.гТмр3+ Tip2+ PmP + I) Рф2 =

 

 

= co0- ( ^ I P 2+ |- p

+

l)^ c /P ,

(8-65)

где

 

 

 

 

 

 

J 2

1

=

1

 

 

(^1 + Jz) С

Q^2

 

 

— постоянная времени, соответствующая угловой частоте Й12 свободных колебаний двухмассовой системы, с;

Тж= (JI + J г)/Р — результирующая механическая постоянная времени привода, с.

396


Так как рсрх — aL — а 0 — М/$, то из уравнения (8-64) может быть получено операторное уравнение для момента двигателя

(ТиТмР3+ П р* + Тмр + 1) М = М с.

(8-66)

Вычитая из уравнения (8-64) уравнение (8-65) и умно­ жая полученную разность на коэффициент жесткости С, получаем дифференциальное уравнение для момента М у в упругом валу

{TUTups+ Т\р2 + тмр + 1) Му = (ТМ1р + 1) м 0| (8-67)

где ТМ1 / х/р — механическая постоянная времени дви­ гателя с учетом масс, жестко связанных с валом двига­ теля, с.

Уравнения (8-64) — (8-67) имеют одинаковую левую часть, т. е. одно и то же характеристическое уравнение третьего порядка. В соответствии с критерием Гурвица система устойчива, если при положительных коэффици­ ентах характеристического уравнения в данном случае выполняется неравенство:

Т 12Тм > 0.

Так как в соответствии с выражениями для Т;? я Tj.2

Ti^> Т]2,

то электропривод с упругим звеном в виде двухмассовой системы всегда устойчив. Исследование корней характери­ стического уравнения позволяет получить достаточное условие

Ji

или

< 8,

А + ^2

 

 

при выполнении которого переходные процессы сопро­ вождаются затухающими колебаниями.

Изменение скоростей со! и со2 в переходных процессах определяется решением уравнений (8-64) и (8-65). При со„ = = const и М с = const правая часть уравнений (8-64) и (8-65) представляет собой установившееся значение ско­ рости:

Юуст = ®0 Мц/р .

Определим вынужденные колебания момента двигателя и момента в упругом валу при синусоидальном изменении момента нагрузки

Mc — M CmsinQct. '

397


Для определения амплитуд моментов М и М у в зави­ симости от амплитуды момента нагрузки воспользуемся комплексным методом. Тогда в соответствии с (8-66) н (8-67) будем иметь для комплексов М, М с, М у:

 

м

 

 

1

 

 

 

л7с

(l- 7 ,f,Q2)+ /Q rM(l_ 7’SaQ2)

 

 

Л/у _

 

l-b/PT’su

 

 

 

М с

(1-7’зЙ2)+/Й?1м (1—Tj,,Q2)

 

 

Отсюда

для

амплитудных значений М т , М Ст,

M y m

 

М т

 

 

1

 

(8-68)

 

Мс m

У

(1 -T*Q*y + а*цх ( i - T ^ Q y

 

 

М у

\/

(1 - т\ а у + в*г* (Г-

(8-69)

■Мс 7)1

 

Введем

обозначения

Т2Й = -^ = Q*,

7\[Qo =

0M и

?Vi&2 = 6mi- Тогда

выражения (8-68) и (8-69) можно

представить в относительных величинах:

 

 

 

м т _

 

1

 

(8-70)

 

Мст

 

+

»

 

 

 

М у т

/

 

H -ojoi

 

(8-71)

М, т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

•Jl

 

 

 

 

 

Yl

 

 

 

 

 

Jl + J2'

 

 

Выражения (8-70) и (8-71) определяют реакцию электропривода на синусоидальные возмущающие воздействия со стороны нагрузки (рис. 8-19 и 8-20). При слабом демпфи­ ровании в электроприводе возникают резонансные явле­ ния, когда амплитуды моментов двигателя и упругого элемента существенно превосходят амплитудные значе­ ния момента сопротивления. Демпфирование характери­

зуется параметрами 0м.и 0М1,

т. е.

жесткостью механи­

ческой характеристики р при

=

const, / 2 = const и

С = const. Для колебаний момента двигателя демпфиро­ вание непрерывно растет с уменьшением р. Для момента в упругом валу колебания минимальны при некотором оптимальном значении р.

Резонансная частота находится исследованием на мак­ симум выражений (8-70) и (8-71). Резонансная частота

398