Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

соответствует значение момента, равное 2МН, то

 

М ао

М»

(8-55)

 

2б„ ( 1 - б „ ) ’

 

 

 

где

бн = (со0 — ®н)/®о-

 

 

При этом ошибка по моменту для данной аппроксимации

не превосходит 5% в диапазоне от М =

0 до М — 2,5 Мн.

Для

асинхронного двигателя

 

 

 

0,8 М к

(8-56)

 

 

% (1 -0 ,2 5 «„)’

 

 

 

если точке 1, показанной на рис. 8-15, соответствует зна­ чение момента, равное 0,8 М„. Ошибка по моменту не пре­ восходит в данном случае 15% в диапазоне изменения момента от М = 0 до М = Мк. Ошибки по скорости при этом будут существенно меньше.

Так как в соответствии с (8-54) -=— =

— 2 —™ со з - ,

' ' йф

СОД Йф

то уравнение (8-53), разрешенное относительно момента

двигателя,

становится

линейным

 

 

 

 

 

 

 

— /

сод

йМ

 

М — Мсо — МСтsin — ср =

щ, О-Ср

Вводя

обозначения

Фр

 

 

 

 

 

 

 

 

,

. 2я

,

 

 

 

 

Ф =

— ф

и 0М - — J

2Ми

 

 

 

т

Фр Y

Фр

 

 

 

получаем уравнение в каноническом виде

 

 

+ М = Мсо+

 

sin ф',

(8-57)

где ф' — угол поворота двигателя, приведенный к периоду синусоидальной составляющей статического мо­ мента.

Частное решение уравнения (8-57) может быть пред­ ставлено в виде

Муст = Мт+ Т 7 = = sin (ф' ~ Ч»)- V 1+ fli

Общее решение неоднородного уравнения (8-57) имеет вид:

М = Мсо д_ M e n , sin (ф' — а);)+ Се ф /в“ .

3S9



Постоянная интегрирования С определяется из началь­ ных условий: М — М со при ср' = 0. Отсюда

С =

sin ij)= М 0тcos я);simj).

 

В окончательном виде решение уравнения (8-57) пред­

ставляются следующим образом:

 

М = М со +

М 0тcos я|) [sin (ср' — i|)) + sin

ф7ви], (8-58)

где

ij; = arctg 0М,

(8-59)

 

Характер зависимости момента двигателя от угла поворота, соответствующий (8-58), показан на рис. 8-16 в интервале 0 ^ ср' ^ ср'ко.

Рпс. 8-16. Графики изменения моментов двига­ теля н механизма от угла поворота.

Для второй части цикла, когда М с =

Мс0 (ср >

ср'ко па

рис. 8-16), момент двигателя

изменяется в

соответствии

с выражением

 

 

 

 

 

М = М со + (Мко -

Мсо) <-~ф7Ч

 

(8-60)

где М ко — значение момента при ср' =

л.

 

 

Если

рабочий участок составляет

небольшую часть

в цикле,

то в конце цикла (ср'

= ср'ц на рис.

8-16)

момент

двигателя практически равен моменту сопротивления. Максимум момента двигателя имеет место при ср' —

1|? «ай

, т. е.

при ср' Я »~ -f arctg 0М=

ср„ (рис. 8-16),

и соответственно равен:

я

arctg6

м,м акс'

'-М

Мст 1

(8-61)

 

СО'

l/i+ 0 ^

 

 

.390


Из выражения (8-61) следует, что максимум момента двигателя при приложении нагрузки на его валу, завися­ щей от угла поворота, является функцией только одного параметра 0М. Данный вывод справедлив в пределах точности принятой параболической аппроксимации меха­

нической

характеристики

 

 

 

 

 

 

 

двигателя. На рис. 8-17 по­

 

 

 

 

 

 

строена зависимость (TViZ"макс

 

 

 

 

 

 

М со)/Мс,„ от 0М, позволяю­

 

 

 

 

 

 

щая оценить без расчета пе­

 

 

 

 

 

 

реходного процесса перегруз­

 

 

 

 

 

 

ку двигателя по моменту,

 

 

 

 

 

 

 

имеющую место при рассмат­

 

 

 

 

 

 

риваемом

характере

прило­

 

 

 

 

 

 

жения нагрузки. Возникаю­

 

 

 

 

 

 

щий при этом максимальный

 

 

 

 

 

 

 

перепад скорости определяет­

 

 

 

 

 

 

ся через максимальное значе­

 

 

 

 

 

 

ние момента двигателя

по

 

Рис. 8-17.

Отношение ампли­

его механической характери­

стике.

 

 

 

 

 

тудных

значенпй

моментов

требуется

знать,

 

двигателя

п

механизма

при

Иногда

 

периодическом

изменении

мо­

кроме величин

Ммакс

и

 

 

мента механизма.

 

АсомаКс> изменение момента и

 

 

например

для проверки

скорости двигателя во времени,

его по нагреву.

В этом

случае,

поскольку м =

^

dip'

~dt’

время может быть найдено с помощью интеграла

 

 

 

 

 

 

, _

р

{

dip'

 

 

(8-62)

 

 

 

'

2я 3 с» (ф') ‘

 

 

 

 

Скорость со как функция угла ср' определяется из вы­ ражения (8-58) заменой момента его зависимостью от скорости -в соответствии с (8-54):

со = со0 ~\[1 —

^“ ПО

cosib [sin(ср' — ф) + 8тфе~ф70‘'''|.

Г

^ п о

 

 

(8-63)

Интегрирование выражения (8-62) с учетом зависи­ мости (8-63) может быть проведено приближенным графо­ аналитическим способом.

в) Механическое звено — двухмассовая система. Меха ническая часть привода с упругим звеном может быть

391


вотдельных случаях представлена двухмассовой системой,

вкоторой две вращающиеся массы, характеризующиеся моментами инерции относительно вала двигателя J 1и / 2, соединены между собой упругим валом с коэффициентом жесткости С, как показано на рис. S-18, а.

рш

£Сg

в)

Рпс. 8-18. Двухмассопое механическое звепо привода с упругим элементом (а); механическая характеристика двигателя п механическое звено с неподвижной маховой массой рабочего орга­ на (б); механическая модель привода с упругим

звеном (в).

Движение этой системы и ее свойства, с одной сто­ роны, а также поведение и свойства электрической сило­ вой части привода, с другой стороны, органически взаимо­ связаны. Обе эти части образуют совместно некоторую электромеханическую систему, отличающуюся своими ди­ намическими свойствами. Особенность такой системы в том,

392

что при определенных условиях в ней мргут возникать электромеханические колебания.

Чтобы понять особенности движения привода с упру­ гим звеном, выясним, какую роль выполняет собственно электропривод, а именно его силовая часть при возникно­ вении механических колебаний. Для этого, упрощая задачу, будем считать, что в элементах кинематической цепи привода нет зазоров и отсутствует трение как сухое, так и вязкое.

Пусть вторая масса, отделенная от ротора двигателя упругим элементом, заторможена (рис. 8-18, б). Тогда свободные колебания первой массы, жестко соединенной с ротором двигателя, относительно неподвижной заделки упругого вала характеризуются угловой частотой

й‘ =Д£-

Предположим, что двигатель имеет линейную механи­ ческую характеристику

М = М К'Ъ — р®

и к его валу приложена нагрузка М с0 = Мк.3 (рис. 8-18, б). При этом его скорость равна нулю. Если

на

валу двигателя

появится

возмущающее воздействие

в

виде приращения

момента

нагрузки ДМ с,

то

первая

масса придет в движение, описываемое уравнением

 

М к.з - р0)1 -

Мсо+ Ш с- M y = J1- g .

 

 

 

Так как в данном случае

при

ф3 = О М у =

Сф1, а

Л/„.а = М с0, то, учитывая, что

ckfjdt — со,

предыду­

щее выражение представляется в виде

 

 

 

Ш с

Jx <Рф!

р rftpj ,

 

 

 

С

С dt*

С dt

' г ф1'

 

 

Движение первой массы описывается линейным диффе­ ренциальным уравнением второго порядка, корни которого

При неизменных величинах J y и С характер свободной составляющей движения первой массы определяется жест­ костью механической характеристики двигателя (5. Так,

393