соответствует значение момента, равное 2МН, то
|
М ао |
М» |
(8-55) |
|
2б„ ( 1 - б „ ) ’ |
|
|
|
где |
бн = (со0 — ®н)/®о- |
|
|
При этом ошибка по моменту для данной аппроксимации |
не превосходит 5% в диапазоне от М = |
0 до М — 2,5 Мн. |
Для |
асинхронного двигателя |
|
|
|
0,8 М к |
(8-56) |
|
|
% (1 -0 ,2 5 «„)’ |
|
|
|
если точке 1, показанной на рис. 8-15, соответствует зна чение момента, равное 0,8 М„. Ошибка по моменту не пре восходит в данном случае 15% в диапазоне изменения момента от М = 0 до М = Мк. Ошибки по скорости при этом будут существенно меньше.
Так как в соответствии с (8-54) -=— = |
— 2 —™ со з - , |
' ' йф |
СОД Йф |
то уравнение (8-53), разрешенное относительно момента
двигателя, |
становится |
линейным |
|
|
|
|
|
|
|
2л |
— / |
сод |
йМ |
|
М — Мсо — МСтsin — ср = |
щ, О-Ср |
Вводя |
обозначения |
Фр |
|
|
|
|
|
|
|
|
, |
2л |
. 2я |
, |
|
|
|
|
Ф = |
— ф |
и 0М - — J |
2Ми |
|
|
|
т |
Фр Y |
Фр |
|
|
|
получаем уравнение в каноническом виде |
|
|
0м |
+ М = Мсо+ |
|
sin ф', |
(8-57) |
где ф' — угол поворота двигателя, приведенный к периоду синусоидальной составляющей статического мо мента.
Частное решение уравнения (8-57) может быть пред ставлено в виде
Муст = Мт+ Т 7 = = sin (ф' ~ Ч»)- V 1+ fli
Общее решение неоднородного уравнения (8-57) имеет вид:
М = Мсо д_ M e n , sin (ф' — а);)+ Се ф /в“ .
Постоянная интегрирования С определяется из началь ных условий: М — М со при ср' = 0. Отсюда
С = |
sin ij)= М 0тcos я);simj). |
|
В окончательном виде решение уравнения (8-57) пред |
ставляются следующим образом: |
|
М = М со + |
М 0тcos я|) [sin (ср' — i|)) + sin |
ф7ви], (8-58) |
где |
ij; = arctg 0М, |
(8-59) |
|
Характер зависимости момента двигателя от угла поворота, соответствующий (8-58), показан на рис. 8-16 в интервале 0 ^ ср' ^ ср'ко.
Рпс. 8-16. Графики изменения моментов двига теля н механизма от угла поворота.
Для второй части цикла, когда М с = |
Мс0 (ср > |
ср'ко па |
рис. 8-16), момент двигателя |
изменяется в |
соответствии |
с выражением |
|
|
|
|
|
М = М со + (Мко - |
Мсо) <-~ф7Ч |
|
(8-60) |
где М ко — значение момента при ср' = |
л. |
|
|
Если |
рабочий участок составляет |
небольшую часть |
в цикле, |
то в конце цикла (ср' |
= ср'ц на рис. |
8-16) |
момент |
двигателя практически равен моменту сопротивления. Максимум момента двигателя имеет место при ср' —
|
—1|? «ай |
, т. е. |
при ср' Я »~ -f arctg 0М= |
ср„ (рис. 8-16), |
|
и соответственно равен: |
я |
arctg6 |
|
м,м акс' |
'-М |
Мст 1 |
|
8М |
(8-61) |
|
|
СО' |
l/i+ 0 ^ |
|
|
Из выражения (8-61) следует, что максимум момента двигателя при приложении нагрузки на его валу, завися щей от угла поворота, является функцией только одного параметра 0М. Данный вывод справедлив в пределах точности принятой параболической аппроксимации меха
|
нической |
характеристики |
|
|
|
|
|
|
|
|
двигателя. На рис. 8-17 по |
|
|
|
|
|
|
|
строена зависимость (TViZ"макс |
■ |
|
|
|
|
|
|
|
— М со)/Мс,„ от 0М, позволяю |
|
|
|
|
|
|
|
щая оценить без расчета пе |
|
|
|
|
|
|
|
реходного процесса перегруз |
|
|
|
|
|
|
|
ку двигателя по моменту, |
|
|
|
|
|
|
|
|
имеющую место при рассмат |
|
|
|
|
|
|
|
риваемом |
характере |
прило |
|
|
|
|
|
|
|
жения нагрузки. Возникаю |
|
|
|
|
|
|
|
щий при этом максимальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
перепад скорости определяет |
|
|
|
|
|
|
|
ся через максимальное значе |
|
|
|
|
|
|
|
ние момента двигателя |
по |
|
Рис. 8-17. |
Отношение ампли |
|
его механической характери |
|
стике. |
|
|
|
|
|
тудных |
значенпй |
моментов |
|
требуется |
знать, |
|
двигателя |
п |
механизма |
при |
|
Иногда |
|
периодическом |
изменении |
мо |
|
кроме величин |
Ммакс |
и |
|
|
мента механизма. |
|
|
АсомаКс> изменение момента и |
|
|
например |
для проверки |
|
скорости двигателя во времени, |
|
его по нагреву. |
В этом |
случае, |
поскольку м = |
^ |
dip' |
|
~dt’ |
|
время может быть найдено с помощью интеграла |
|
|
|
|
|
|
|
|
, _ |
<Рр |
{ |
dip' |
|
|
(8-62) |
|
|
|
|
' |
2я 3 с» (ф') ‘ |
|
|
|
|
Скорость со как функция угла ср' определяется из вы ражения (8-58) заменой момента его зависимостью от скорости -в соответствии с (8-54):
со = со0 ~\[1 — |
^“ ПО |
cosib [sin(ср' — ф) + 8тфе~ф70‘'''|. |
Г |
^ п о |
|
|
(8-63) |
Интегрирование выражения (8-62) с учетом зависи мости (8-63) может быть проведено приближенным графо аналитическим способом.
в) Механическое звено — двухмассовая система. Меха ническая часть привода с упругим звеном может быть
вотдельных случаях представлена двухмассовой системой,
вкоторой две вращающиеся массы, характеризующиеся моментами инерции относительно вала двигателя J 1и / 2, соединены между собой упругим валом с коэффициентом жесткости С, как показано на рис. S-18, а.
рш
£Сg
в)
Рпс. 8-18. Двухмассопое механическое звепо привода с упругим элементом (а); механическая характеристика двигателя п механическое звено с неподвижной маховой массой рабочего орга на (б); механическая модель привода с упругим
звеном (в).
Движение этой системы и ее свойства, с одной сто роны, а также поведение и свойства электрической сило вой части привода, с другой стороны, органически взаимо связаны. Обе эти части образуют совместно некоторую электромеханическую систему, отличающуюся своими ди намическими свойствами. Особенность такой системы в том,
что при определенных условиях в ней мргут возникать электромеханические колебания.
Чтобы понять особенности движения привода с упру гим звеном, выясним, какую роль выполняет собственно электропривод, а именно его силовая часть при возникно вении механических колебаний. Для этого, упрощая задачу, будем считать, что в элементах кинематической цепи привода нет зазоров и отсутствует трение как сухое, так и вязкое.
Пусть вторая масса, отделенная от ротора двигателя упругим элементом, заторможена (рис. 8-18, б). Тогда свободные колебания первой массы, жестко соединенной с ротором двигателя, относительно неподвижной заделки упругого вала характеризуются угловой частотой
й‘ =Д£-
Предположим, что двигатель имеет линейную механи ческую характеристику
М = М К'Ъ — р®
и к его валу приложена нагрузка М с0 = Мк.3 (рис. 8-18, б). При этом его скорость равна нулю. Если
на |
валу двигателя |
появится |
возмущающее воздействие |
в |
виде приращения |
момента |
нагрузки ДМ с, |
то |
первая |
масса придет в движение, описываемое уравнением |
|
М к.з - р0)1 - |
Мсо+ Ш с- M y = J1- g . |
|
|
|
Так как в данном случае |
при |
ф3 = О М у = |
Сф1, а |
Л/„.а = М с0, то, учитывая, что |
ckfjdt — со, |
предыду |
щее выражение представляется в виде |
|
|
|
Ш с |
Jx <Рф! |
р rftpj , |
|
|
|
С |
С dt* |
С dt |
' г ф1' |
|
|
Движение первой массы описывается линейным диффе ренциальным уравнением второго порядка, корни которого
При неизменных величинах J y и С характер свободной составляющей движения первой массы определяется жест костью механической характеристики двигателя (5. Так,