Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для момента двигателя определится из выражения

Qроз3 *

. (8-72)

 

ЭУ!

Подстановка £2'2рез* в (8-70) позволяет определить максимальные амплитудные значения момента двигателя

Л/шмаис как функцию двух

 

 

параметров: 0Ми

(рис.

 

 

8-21). Отыскание максиму­

 

 

ма момента

в

упругом

 

 

валу приводит к бикубич-

 

 

ному уравнению для резо­

 

 

нансной частоты.

Поэтому

 

 

максимальные

амплитуд­

 

 

ные значения момента уп­

 

 

ругого вала (МутЫакс) в

 

 

зависимости от параметров

 

 

0м1 и

определяются не­

Рис. 8-19. Превышение макси­

посредственно

из

частот­

мального момента двигателя

над

ных характеристик, рас­

амшштудиым значением периоди­

чески изменяющегося момента со­

считанных в соответствии

противления в зависимости

от

с выражением (8-71) (рис.

относительной частоты.

 

8-22).

 

 

 

 

 

С помощью приведенных на рис. 8-21 зависимостей,

зная параметры

привода Ти, й2 и Yu

можно оценить

 

 

перегрузку

двигателя

 

 

по моменту при резо­

 

 

нансе.

Графики на

рис.

 

 

8-22 позволяют опреде­

 

 

лить

резонансные

пре­

 

 

вышения момента в уп­

 

 

ругом валу по сравне­

 

 

нию с моментом сопро­

 

 

тивления при известных

 

 

параметрах ТМ1, й 2

и у(.

Рис. 8-20. Превышение максималь­

При

этом наибольшее

ного момента в упругом элементе

демпфирование колеба­

над амплитудным значением перио­

ний

упругого

момента

дически изменяющегося момента со­

имеет место при 0М1

противления в зависимости от отно­

» 0,7 -г- 0,9,

т. е.

при

сительной частоты.

Из рис. 8-21 и

 

Тш «

(0,7

0,9)

Т,.

8-22 следует, что в отношении резопапс-

пых колебаний

наиболее неблагоприятны большие зна-

399



Рис. 8-21. Превышение резонансных значений момента двигателя над амплитудной величиной момента сопро­ тивления.

чения

параметра ух =

J J iJ i +

J°), т. е. малые значе­

ния

отношения

J J J 1.

Однако практически этот не­

благоприятный

случай

редко

реализуется. Например,

Рис. 8-22. Превышение резонансных значении момента в упругом элементе над амплитудной величиной момента сопротивления.

в быстроходных приводах при малых значениях / 2 резо­ нансные частоты оказываются весьма высокими, намного превосходящими полосу реальных частот возмущающего

400

воздействия. В тихоходных приводах с большими переда­ точными соотношениями редукторов (десятки тысяч и более) резонансные частоты могут быть низкими. Однако при больших передачах существенно возрастает механи­ ческое демпфирование, снижающее резонансные коле­ бания.

8-4. ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ - ДВИГАТЕЛЬ (У П -Д )

В предыдущих параграфах рассматривались переходные процессы при питании двигателя от сети с неизменным напряжением. Данный параграф посвящен переходным

Рис. 8-23. Система управляемый преобразователь — двигатель на постоянном (а) н переменном (5) токе.

процессам в регулируемых электроприводах с изменением питающего напряжения, когда двигатели питаются от управляемых преобразователей постоянного и перемен­ ного тока (рис. 8-23). В дальнейшем оба указанных типа преобразователей называются просто управляемыми пре­ образователями (УП), а содержащие их системы электро­ привода — системами УП—Д.

При неизменном управляющем воздействии и изме­ нении нагрузки на валу переходные процессы в системе

401


УП—Д имеют тот же характер, что и при питании двига­ теля от сети с неизменным напряжением. Переходные процессы пуска и торможения в системе УП—Д осуще­ ствляются за счет соответствующего изменения управ­ ляющего воздействия. Изменяя во времени нужным образом управляющее воздействие преобразователя, можно сформировать требуемый характер протекания переходного процесса пуска или торможения электро­ привода. В* этом заключается одно из достоинств си­ стем УП—Д.

Для анализа систем УП—Д постоянного тока прини­ маются следующие допущения. Момент сопротивления, активный или реактивный, постоянен по величине. Ток якоря непрерывен, поэтому механические характеристики двигателя могут быть приняты линейными и параллель­ ными при разпых значениях управляющего воздействия

(рис. 5-26).

Переходные процессы в данной системе при изменении напряжения преобразователя Un во времени в соответствии с (8-2) описываются линейным дифференциальным урав­ нением:

+

0) = С0уст,

(8-73)

где

 

 

®уст ^ ®о (0

р~ = ®о(0 Лыуст!

(8-74)

to0 (t) = Ua (г)/АФ;

 

Р — модуль жесткости

механической характеристики

двигателя с учетом внутреннего сопротивления преобра­ зователя.

Так как в рассматриваемом случае напряжение пре­ образователя в переходном процессе изменяется, то в отличие от (8-2) как скорость идеального холостого хода <в0, так и скорость соуст при М = Мс не остаются постоянными, а оказываются известными функциями времени.

Решение дифференциального уравнения (8-73) опре­ деляется суммой свободного (общего) и принужденного (частного) решений. Вид функции а>уст (t) определяет припуилденную составляющую решения.

При различных законах изменения во времепп U,, окажется различным и'характер протекания переходных процессов в системе.

402


Рассмотрим переходный процесс пуска в системе УГ[—Д при лииейпом нарастании во время напряжения преобразователя.

Линейное нарастание величины Un заканчивается, когда она достигает своего номинального значения £7П.н, соответствующего естественной характеристике. Далее напряжение Un остается постоянным, т. е.

Uп= kut

при

0 ^ t ^ t n = U n л/К; |

U„ — Un.u —const

при

f > t n,

)

где к и коэффициент, характеризующий скорость нарас­

тания и п.

По линейному закону в тех же пределах времени пуска tn будут изменяться входящие в (8-74) величины

(Од П СОуст'

— епг1;

(8-75)

Ыует — Сцt Асос,

где ускорение еп определяется заданным темпом изменения

U„:

_ _ ки _Uп.н

Ьп— 1 сФ ~ кФ1„ш

Пусть момент сопротивления реактивный. В этом слу­ чае двигатель остается неподвижным в течение некоторого отрезка времени t0, пока момент двигателя меньше момента нагрузки.

Для этого промежутка времени

со = 0; М — jJco0 = Репг.

При этом рабочая точка, определяющая состояние двигателя, перемещается в плоскости со, М по оси абсцисс, как показано на рис. 8-24, а. Начиная с момента времени

t0= М С/$ЕП

двигатель приходит в движение, так как его вращающий момент становится больше момента сопротивлепия. Рабо­ чая точка в плоскости со, М перемещается при этом с одной характеристики на другую по некоторой кривой, пока­ занной на рис. 8-24, а жирной линией. Каждая из этих характеристик, относящаяся к фиксированному моменту времени, соответствует определенному значению со0. Когда рабочая точка достигнет естественной характерис­ тики системы, то далее она перемещается по этой харак­

403