Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к3 = 1,1 т- 1,3 — коэффициент, учитывающий отли­ чие нагрузочной диаграммы дви­ гателя от диаграммы статической нагрузки; при наличии в рабочем цикле заметных динамических на­ грузок во время периодов пуска, электрического торможения, ревер­ са, изменения скорости следует при­ нимать большие значения к3.

В тех случаях, когда в .принципе применимы методы эквивалентных момента и мощности, предварительный выбор двигателя по мощности может быть выполнен на основаниинагрузочной диаграммы механизма по форму­ лам, аналогичным (11-21) и (11-23):

Мн S s М / с . э — к3

Рн к3Рс о " К

- 5 г 1

г=1

п

 

J _ V

p>.t.

Li

с‘ г*

г=1

 

(11-28)

(11-29)

Если же нагрузочные диаграммы двигателя и механизма совпадают, т. е. если можно не считаться с динамическими нагрузками, то расчет по (11-28) и (11-29) совпадает с расчетом соответственно по (11-21) и (11-22), а также

(11-23) и (11-24).

После предварительного выбора двигателя по мощности он, как указывалось выше, обязательно должен быть про­ верен по условиям нагрева. С этой целью строятся на-

.грузочные диаграммы двигателя, с помощью которых на основании одного из методов эквивалентных величин мо­ гут быть установлены условия нагрева двигателя в про­ цессе работы. Если определяемая эквивалентная вели­ чина — мощность, момент, ток или потери мощности — превышает соответствующую номинальную величину дви­ гателя, то он выбран неправильно и необходимо выбрать двигатель большей мощности. Если же она меньше или равная ей, то двигатель выбран правильно и в процессе работы его температура не превысит допустимые пределы. Выбор метода проверки зависит от типа двигателя и усло­ вий его работы. Отметим, что наиболее универсальным и точным является метод эквивалентных или средних потерь.

528


Рлс. 11-7. Тахограмма со (f) и диаграммы изменения мо­ мента и потерь мощности двигателя, работающего в продолжительном режиме, когда рабочий цнкл содер­ жит периоды пуска tn, элек­ трического торможения tT
и паузы /0.

В тех случаях, когда в процессе работы имеет место изменение теплоотдачи двигателя — при изменениях ско­ рости, пусках, торможении, остановке, при проверке двигателя методами эквивалентных велпчпп следует учитывать изменение условий теплоотдачи, что может быть выполнено на основании (11-166). Из этого выражения можно найти:

(11-20а)

(ll-2'la)

(11-23а)

В частности, если в рабочем цикле заметное время занимают периоды переходных процессов и паузы, как это показано, на­

пример, в нагрузочной диаграмме на рис. 11-7, то выра­ жение для эквивалентных потерь имеет вид:

 

АР в =

AiV11 -|- ДР\1\ -|- А/А А -{-... -f- A

д -{- AWy

(11-30)

 

 

Р п О п +

*т) + h + /-2 + • • • + l n +

Ро*о

 

а для

эквивалентного момента

 

 

 

 

 

 

 

ЛГЭ=

М п1п +

1г ^ м I

+

• • • + МПгп+

(11-31)

 

Р п 0 п +

* т ) + h +

h + ■• • +

h i + Р о ^ о

 

 

 

 

Здесь

Al'Fn, A1FT — потери

энергии

при

пуске

и

 

 

 

торможении;

 

 

 

 

 

 

М п, М т— средние

значения моментов при

 

 

 

пуске и торможении;

 

и

 

 

tn, tT, t0 — времена

пуска,

торможения

 

 

 

паузы;

 

 

 

 

 

 

529



[]0 — коэффициент, учитывающий ухуд­ шение условий охлаждения во время паузы;

рп = (1 + рп)/2 — коэффициент, учитывающий ухуд­ шение условий охлаждения во время пуска и торможения.

При расчетах обычно принимают следующие значения ро: 0,25—0,35 для двигателей открытого и защищенного исполнения с вентилятором на валу; 0,30—0,55 для закры­

тых обдуваемых

двигателей с ребристой поверхностью;

 

 

 

0,70—0,98 для двигателей за­

 

 

 

крытого исполнения

без об­

 

 

 

дува; 1,0 для двигателей с

 

 

 

независимой вентиляцией от

 

 

 

отдельного вентилятора.

 

 

 

В приведенных формулах

 

 

 

Ро <

1 и рп < 1, что приво­

 

 

 

дит как бы к уменьшению

 

 

 

времени рабочего цикла, а

 

 

 

это в свою очередь вызывает

 

 

 

увеличение соответствующих

Рис. 11-8.

Нагрузочная диа­

эквивалентных величии. Тем

грамма при непрерывном нз-

самым при проверке двига­

мепсннп

момента

двигателя.

теля

учитывается необходи­

 

 

 

мость

увеличения

установ­

ленной (номинальной) мощности двигателя за счет ухудше­ ния теплоотдачи в отдельные периоды работы. Следует отме­ тить, что небольшие отклонения скорости, обусловленные изменением нагрузки на валу двигателя, практически не влияют на величину р, в связи с чем в выражениях (11-30) и (11-31) для участков нагрузочной диаграммы,- когда и сон, принято р = 1.

Нагрузочные диаграммы в отличие от представленных на рис. 11-5—11-7 могут иметь вид не ломаных линий, а кривых, как это показано, например на рис. 11-8. Для определения эквивалентных величин в этом случае можно воспользоваться приведенными ранее формулами, если заменить действительную кривую ломаной линией (рис. 11-8 пунктир). Если же действительная кривая, представляющая собой нагрузочную диаграмму М (t), содержит участки с большой крутизной, в связи с чем аппроксимация ее представленной ломаной линией, содер­ жащей только горизонтальные и вертикальные отрезки, может привести к заметным погрешностям при расчете, то

530


в этом случае в формулах для эквивалентных величин следует перейти от конечных сумм к интегралам. Напри­ мер, эквивалентный момент может быть определен по формуле

М в= ] / " - р \ ЦМ 2(0 dt.

(11-216)

ц о

 

Аналогичные выражения могут быть записаны для определения эквивалентных потерь, тока и мощности.

11-5. РАСЧЕТ МОЩНОСТИ И ВЫБОР ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ КРАТКОВРЕМЕННОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ

Нагревание двигателя, работающего в кратковременном режиме, значительно отличается от соответствующего процесса при продолжительном режиме. На рис. 11-9, а изображен упрощенный график работы электродвигателя в кратко­ временном режиме. В течение вре­

мени ifp двигатель работает, разви­ вая момент М г, а затем он длитель­ ное время отключен от сети. При этом за время работы температура двигателя не успевает достигнуть установившейся величины, соот­ ветствующей нагрузке двигателя, а за время паузы он успевает охла­ диться до температуры охлаждаю­ щей среды.

Поскольку за время работы на­ грузка двигателя постоянна, то уравнение его нагрева имеет вид:

т = туст( 1 - е - ,/т«). (И-32)

На рис. 11-9, б изображены графики изменения превышения температуры в процессе работы двигателя. Если выбрать двигатель для продолжительного режима ра­ боты с номинальным моментом, ■равным М г, то при кратковремен­ ном режиме превышение темпера­ туры не достигнет установивше­

Рис. 11-9. Упрощенная диаграмма изменения на­ грузки (а) п диаграммы превышения температу­ ры двигателя (б) при кратковременном режи­

ме работы.

531