Файл: Организация и планирование кредита учебник для учет.-кредит. техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кращают потребность в наличных деньгах и в издержках обра­ щения, связанных с проведением огромных кассовых и расчет­ ных операций; они . содействуют сосредоточению временно свободных денежных средств в банке в качестве ресурса для кредитования народного хозяйства.

В СССР безналичные денежные расчеты отражают социа­ листический тип хозяйственных отношений между предприя­ тиями, организациями, учреждениями, осуществляемых плано­ мерно, на основе хозяйственного расчета.

Основные принципы организации безналичных расчетов сво­ дятся к следующему.

Непременным условием плановой организации безналичных расчетов является обязанность всех предприятий и хозяйствен­ ных организаций хранить и учитывать свои денежные средства в учреждениях Госбанка. Отсюда вытекает основной принцип расчетов, состоящий в том, что платежи подлежат осуществле­ нию через банк и под его контролем.

Каждое предприятие или организация может иметь один расчетный счет в каком-либо учреждении байка и совершать свои операции только через этот счет.

Платежи за материальные ценности и услуги, как правило,

совершаются

вслед за движением

материальных

ценностей,

сразу после того, как произведен

хозяйственный акт

поставки,

или одновременно с ним. Здесь имеет место непосредственная

связь расчетов с движением материальных ценностей.

 

Платежи совершаются только в пределах имеющихся остат­

ков средств

на расчетных, текущих

или бюджетных счетах либо

в пределах открытого плательщику на определенные цели бан­ ковского кредита. Не разрешается выдавать с расчетного счета запрещенные законом авансы, производить из оборотных средств расходы на капитальное строительство и на другие цели, не связанные с основной деятельностью.

Все расчеты по купле-продаже товаров осуществляются на основе хозяйственных договоров между поставщиками и поку­ пателями при строгом соблюдении сторонами условий, преду­ смотренных договором. В целях повышения ответственности предприятий и организаций за выполнение договорных обяза­ тельств и своевременность расчетов в соответствии с постанов­ лением Совета Министров СССР от 3 апреля 1967 г. № 280 вве­ дены следующие элементы контроля:

предоставлено право покупателям в случае неоднократной отгрузки поставщиками продукции, не соответствующей по ка­ честву и сортности условиям договора, оплачивать стоимость ее лишь после приемки по качеству;

разрешено поставщику при систематической задержке пла­ тежей переводить неисправного иногороднего плательщика на аккредитивную форму расчетов, а одногороднего плательщи­ к а — на предварительную оплату продукции;


повышен размер штрафа, взыскиваемого в пользу постав­ щика, за неосновательный полный или частичный отказ от акцепта платежных требований с 3 до 5% суммы, от акцепта которой покупатель отказался;

повышена ставка пени по просроченным платежам за то­ вары, услуги и выполненные работы с 0,01 до 0,03% суммы про­ сроченного платежа за каждый день;

увеличен размер штрафа, взыскиваемого в пользу постав­ щика, при нарушении покупателем режима ответственного хра­ нения неоплаченных грузов с 5 до 8% стоимости товарно-мате­ риальных ценностей, использованных без оплаты.

На Госбанк возлагается контроль за соблюдением договор­ ной дисциплины, а действующий порядок расчетов предусмат­ ривает необходимые санкции за нарушение условий проведения расчетов.

Госбанк следит за тем, чтобы в расчетных документах ука­ зывалось основание для совершения расчетов. В этих целях введен порядок, согласно которому обязательно проставляется в расчетных документах дата договора либо дата и номер за­ каза покупателя, во исполнение которых произведена поставка товаров или оказаны услуги.

Концентрация всех денежных оборотов в банке й осуществ­ ление через него безналичных расчетов сочетаются с предостав­ лением владельцу права распоряжаться средствами в соответ­ ствии с действующим законодательством.

Со стороны Госбанка установлен контроль за денежным обо­ ротом в стране. Банк выступает как организатор и методиче­ ский центр развития новых рациональных способов и форм рас­ четов, наблюдает за единством документации и документообо­

рота, связанного с расчетами.

Все

применяемые

в расчетах

документы — платежные

требования,

платежные

поручения,

чеки — могут

обращаться

лишь

через

кредитные

учреждения.

Во внебанковском обороте обращаются

только денежные билеты

и монета при

четком разграничении сферы их применения.

Безналичные расчеты подразделяются на два основных вида: расчеты по товарным операциям и расчеты по нетоварным опе­ рациям.

Расчеты по товарным операциям, связанные с грузооборотом и оказанием услуг, являются преобладающими, в связи с чем они определяют характер и содержание работы Госбанка как расчетного центра страны.

Расчеты за товары и услуги, по данным обследования пла­ тежного оборота в сентябре 1971 г., составили 72,4% всех пла­ тежей и нетоварные платежи 27,6%. К расчетам по нетовар­ ным операциям относятся расчеты с бюджетом, кредитными учреждениями, вышестоящими хозяйственными органами и неко­ торые другие. Из общей суммы нетоварных платежей на долю бюджета, соцстраха и Госстраха приходится около 38%, рас-


четы по взносам амортизации

и других средств на капитальное

строительство, а также по перечислению

оборотных

средств —

38 и прочие платежи — 24%

всей суммы

нетоварных

платежей.

В зависимости от территориального расположения предприя­ тий и обслуживающих их банков различают расчеты иного­ родние и одногородние. Расчеты между предприятиями, орга­ низациями и учреждениями, обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах, являются иногородними. Расчеты между предприятиями, организациями и учреждениями, которые обслуживаются одним и тем же или разными одногородними учреждениями банка, именуются од-

ногородними

или местными расчетами. Одногородние расчеты

за товары и

услуги составляют 46% общей суммы платежей и

до 80% — в

нетоварных платежах.

Безналичные расчеты совершаются в различных формах, каждая из которых характеризуется определенным порядком и местом проведения расчетов и другими условиями, обязатель­ ными для банка, плательщика и получателя средств.

К основным иногородним формам расчетов относятся: ак­ цептная, расчеты путем аккредитивов и особых счетов. Наряду с этим расчеты за материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы и по другим операциям производятся пла­ тежными поручениями (банковскими переводами), переводами через предприятия Министерства связи, посредством плановых платежей и чеков.

По одногородним поставкам расчеты должны совершаться преимущественно платежными поручениями, чеками или в по­ рядке плановых платежей.

В отдельных отраслях народного хозяйства применяются специализированные расчеты, которые построены целиком на принципах, характерных для основных форм расчетов, но отра­ жают особенности хозяйственных операций и специфику орга­ низации финансов тех или иных отраслей (расчеты за экспорт­ ные и импортные товары, расчеты по транзитным отгрузкам в отдельных отраслях промышленности, расчеты за услуги транспорта и т. д.).

Расчеты по акцептной форме, платежными поручениями, плановыми платежами и чеками могут осуществляться без за­ чета и с зачетом взаимных требований (обязательств).

По способу платежа в зависимости от источника средств без­ наличные расчеты подразделяются на платежи путем:

перечисления средств с расчетного или текущего счета пла­ тельщика на соответствующий счет получателя средств в банке;

перечисления средств с ссудного счета плательщика; зачета взаимных требований;

перевода средств, специально забронированных плательщи­ ком, на счет поставщика;


зачисления средств поставщику с последующим возмещением их покупателем со специального ссудного счета или счета по зачету (при расчетах из нелимитированных чековых книжек).

2. Акцептная форма расчетов

Акцептная форма расчетов применяется при производстве безналичных платежей между предприятиями, организациями и учреждениями за отгруженные и отпущенные товарно-матери­ альные ценности, оказанные услуги и выполненные работы. Сущность акцептной формы расчетов состоит в том, что платеж производится по месту нахождения покупателя и только при его согласии по документам, выписанным поставщиком. Согласие плательщика на оплату денежных и товарных документов в банковской практике называют акцептом.

Расчеты по акцепту производятся путем инкассовой опера­ ции. Суть ее заключается в том, что банк поставщика принимает

выписанные им платежные

требования

и затем берет на себя

всю

организацию документооборота и контроль за

правильным

его

осуществлением. После

этого банк

поставщика

пересылает

платежные требования в банк, обслуживающий покупателя, сле­ дит за оплатой документов, полнотой и своевременностью по­

ступления средств, своевременным зачислением средств на

счета

поставщика, уведомляет поставщика о

движении

средств по

его расчетному

счету.

 

 

 

На инкассо

принимаются платежные

требования

на

сумму

не менее 25 руб. по иногородним расчетам и 50 руб. по одно* городним. В некоторых случаях платежное требование может быть принято на инкассо и на меньшую сумму.

Акцептная форма расчетов ограждает интересы как постав­ щика, так и покупателя и является надежным средством конт­ роля за совершением хозяйственной сделки, основанной на до­ говоре или разовом соглашении. Интересы поставщика банк обеспечивает путем контроля за своевременностью и полнотой оплаты его расчетных документов, правомерностью отказов от акцепта. Интересы покупателя банк ограждает через контроль за соблюдением поставщиком условий поставок, недопущением отгрузки недоброкачественной, некомплектной, нестандартной продукции, не соответствующей условиям договора.

Покупатель может предъявить поставщику встречную пре­ тензию, заявить полный или частичный отказ от акцепта.

В расчетах применяются положительный и отрицательный акцепт.

Положительный акцепт представляет собой прямое согласие на платеж, выраженное в письменной форме на платежном тре­ бовании либо в специальном письме банку. Такой вид акцепта ограничен и используется при оплате требований, выставленных на имя сельсоветов, партийных и комсомольских организаций.

3 З а к а з № 274

65


В подавляющем большинстве хозяйственных сделок приме­ няется отрицательный акцепт, при котором платежные требова­ ния признаются акцептованными, если плательщик не заявил

банку своего отказа от акцепта

в течение двух (по одногород-

ним расчетам) или трех (при

иногородних расчетах) рабочих

дней после получения требования учреждением банка покупа­ теля.

Отрицательный акцепт требований может быть предвари­

тельным и последующим.

Предварительный

акцепт означает, что плательщик, прежде

чем оплатить требование, должен «молчаливо» подтвердить со* гласие на его оплату, а в случае несогласия заявить об этом в

письменной форме. Здесь

акцепт предшествует

платежу.

Сущность последующего

акцепта состоит

в том, что доку-:

менты оплачиваются по мере поступления их в банк платель­ щика, а плательщик имеет право в последующем порядке за­ явить об отказе акцептовать платежные требования. Такое за­ явление он может сделать в течение трех рабочих дней после поступления платежных требований в банк плательщика. Если отказ обоснован, ранее списанная со счета плательщика сумма возвращается ему учреждением банка и в бесспорном порядке взыскивается с поставщика. Следовательно, в данном случае платеж предшествует акцепту.

Расчеты в порядке последующего акцепта получили в на­ стоящее время широкое распространение; они применяются по одногороднему обороту и почти целиком при совершении иного­ родних расчетов. Удельный вес расчетов с последующим отка­ зом от акцепта и без акцепта в платежном обороте за товары и услуги в 1971 г. составил 78%. Последующий акцепт не ис­ пользуется в расчетах с колхозами, внешнеторговыми органи­ зациями, учреждениями, состоящими на бюджете, и, как пра­ вило, по капитальному строительству, что связано с особыми условиями работы соответствующих организаций и с необходи­ мостью предварительной проверки выполнения условий дого­ вора поставки.

Следует иметь в виду, что некоторые расчеты производятся без акцепта. К ним относятся, например, расчеты за коммуналь­ ные услуги, электро- и теплоэнергию, отпускаемую потребите­ лям, поскольку здесь применяется твердо фиксированный тариф.

Учреждения Госбанка следят за тем, насколько обоснован­ но отказывается плательщик от акцепта, соответствуют ли мо­ тивы отказа действующему законодательству, особым условиям поставок или договору. Практика показывает, что сумма отка­ зов от акцепта не превышает 2% всех платежей по акцептной форме расчетов. Хотя относительно этот размер невелик, однако при огромном платежном обороте суммы отказов от акцепта, составляют многие миллионы рублей. Поэтому их максималь­ ное сокращение является важной задачей хозяйственных.