Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 6
по прототипу
Qon. ср = Qocp — Qop. ср = Qocp |
kcpFcp - Atcp- |
(358) |
|
T |
|
В эти формулы по-прежнему следует подставлять максимальное зна
чение коэффициента |
рабочего времени т, а не среднее т с р . При |
под |
|||
становке т с р формулы (354)—(358) дали бы не среднюю Q0 cP > а |
уста |
||||
новленную (т. |
е. |
максимальную) |
холодопроизводительность |
Q0 . |
|
Средняя температура |
наружной |
среды ta, с р зависит от географи |
|||
ческого района |
плавания |
судна. Ее надо вычислять, руководствуясь |
расчетными климатологическими таблицами, как среднее арифмети ческое значение среднемесячных температур. При отсутствии точных данных в ориентировочных расчетах можно принимать среднего
довую |
температуру наружного воздуха для |
южных |
районов СССР |
|
^н.ср = |
+ (8—Ш)°С, а для северных |
— / н . с р |
^ 0° С. |
|
Для |
отопительной установки под |
температурой |
/н . с р следует |
подразумевать среднюю наружную температуру за отопительный
период. Для умеренных широт |
/н . с р ^ —(5—7) °С. |
|||
Изменением |
коэффициента |
теплопередачи |
kcp, в связи с измене |
|
нием перепада |
температур At, |
можно пренебрегать. |
||
|
|
§ |
60 |
|
|
|
Стоимость топлива |
||
|
|
и эксплуатационных материалов, |
||
|
|
расходуемых |
на работу судовых |
|
|
|
холодильных |
и отопительных |
|
|
|
установок |
|
Определяя стоимость топлива £ т , расходуемого на работу холо дильной машины в течение года, необходимо исходить не из макси мальной Q0 , а из средней холодопроизводительности Q 0 c p за все месяцы работы оборудования. Рассмотрим порядок определения
расходов |
на |
топливо. |
|
|
|
Средняя |
мощность, |
потребляемая холодильными компрессорами |
|||
за период работы их в течение года, |
|||||
|
|
|
д, |
Qocp |
J3oc_ |
Действительная |
(эффективная) |
удельная холодопроизводитель |
|||
ность Ке |
— 860ее и |
холодильный |
коэффициент Ее являются основ |
ными величинами, характеризующими экономичность работы холо дильной машины.
В ориентировочных расчетах для паровых компрессорных машин
можно принимать холодильный коэффициент |
ее = 1,5-г-4,7, а удель |
|||
ную холодопроизводительность Ке = 1300ч-4000 ккаліквт-ч. |
Мень |
|||
шие значения ге |
и Ке |
следует брать при низких температурах |
в трю |
|
мах (tB = —18° С), |
промежуточные — при |
высоких (tB = |
0° С) и |
|
большие — при |
кондиционировании воздуха. |
|
Если судовые помещения отапливаются теплонасосной машиной,
то под величиной |
Q 0 c p следует понимать теплопроизводительность |
машины, а под ее |
— отопительный коэффициент. |
Расход топлива на дизель-генератор, отнесенный к 1 ккал холода, вырабатываемого паровой компрессорной машиной при рабочих условиях, составляет величину
De |
= de^Ne^— |
— — |
— |
кг/ккал, |
|
|
|
•ПгЧдЧп<2оср |
%'ПдЧпКе |
|
|||
где de — удельный |
расход |
топлива |
на |
вспомогательный |
дизель, |
|
вращающий электрический |
генератор (de =--• 0,2424-0,248 |
кг/квт-ч); |
||||
v — коэффициент, |
учитывающий |
дополнительный расход |
мощности |
на работу механизмов, обслуживающих холодильную установку (насосов, вентиляторов, мешалок и т. д.); г)г — к. п. д. электрического
генератора, |
питающего электродвигатель компрессора |
(пг = |
0,90 4- |
||||||||
4-0,95); |
т)д — к. п. д. электродвигателя, |
вращающего |
холодильный |
||||||||
компрессор |
(т)д = |
0,85 4-0,90); т)п |
— к. |
п. д. клиноременной |
пере |
||||||
дачи (т]п = |
0,97; |
в |
случае |
непосредственного |
соединения |
валов |
|||||
электродвигателя |
и |
компрессора |
т)п = 1). |
v — 1,05 4-1,10, рас |
|||||||
Для |
непосредственной |
системы |
охлаждения |
||||||||
сольной |
v = |
1,08 4-1,15, |
воздушной v |
= 1,13 4-1,25 и |
для системы |
||||||
кондиционирования |
воздуха |
v |
1,20 4-1,30. Максимальные |
значе |
|||||||
ния v следует брать для высоконапорных |
систем |
кондиционирования |
воздуха. Большие значения v следует принимать в случае неболь
ших холодильных машин. |
|
|
|
|
на 1000 ккал |
||||
Обычно расход дизельного или моторного топлива |
|||||||||
холода, |
вырабатываемого |
паровой |
компрессорной |
машиной, |
De = |
||||
= 0,074 |
4-0,334 |
кг/тыс. |
ккал. |
|
|
|
ккал |
|
|
Стоимость топлива, расходуемого на выработку |
1000 |
холода |
|||||||
паровой |
компрессорной |
машиной при рабочих условиях, |
|
||||||
|
sT |
= РПе • 105 |
= P r d e V „ |
108 коп/тыс. |
ккал, |
|
(359) |
||
где рт |
— цена |
топлива |
для дизель-генератора, |
руб/кг. |
|
|
По прейскуранту отечественных оптовых цен стоимость дизельного
топлива рт колеблется от 68 до 89, моторного — от 29 |
до 45, котель |
ного — от 31 до 39, а смазочного масла — от 200 до 250 рубіт (в за |
|
висимости от марки нефтепродукта и района плавания |
судна). |
В предварительных расчетах можно принимать среднюю стоимость
топлива, |
расходуемого |
на |
производство 1000 |
ккал |
холода, |
sT |
|
« 0 , 7 |
4-3,0 копі тыс. ккал = |
(0,7 4-3,0) • Ю - 6 рубіккал. |
Нижние зна |
||||
чения |
sT |
следует брать |
для |
кондиционирующих |
установок, |
проме |
жуточные — для транспортных рефрижераторных судов и верхние —•
для рыбопромысловых судов. Кроме того, при выборе sT |
необходимо |
|||
учитывать, что холод, вырабатываемый |
в небольших |
холодильных |
||
машинах, стоит дороже, чем в крупных. |
|
|
|
|
Стоимость топлива, затрачиваемого на выработку 1000 ккал |
тепла |
|||
в обычной |
отопительной установке, sT |
= 0 , 2 4-0,5 коп/тыс. |
ккал |
|
[99]. Таким |
образом, тепло обходится |
приблизительно в 10 раз |
дешевле, чем холод. |
По этой причине экономический расчет |
изоля |
ции при отоплении |
помещений обычно не производят. |
|
Стоимостью топлива, отнесенной к единице холода или |
тепла, |
также можно оценивать экономичность работы соответствующей установки.
|
Годовые эксплуатационные затраты на топливо для всех механиз |
|||||
мов |
холодильной |
или отопительной |
установки можно |
вычислять |
||
по следующей общей формуле: |
|
|
|
|||
|
|
|
Е'т = sTQ0cpT • 10~5 руб/год, |
|
||
где |
sT |
— в общем случае стоимость топлива, |
расходуемого на выра |
|||
ботку |
1000 ккал |
холода или тепла, |
коп!тыс. |
ккал; Q 0 c p |
— среднее |
значение тепловой нагрузки на холодильную или отопительную установку за время т0 , ккал/ч.
Так же как и среднюю расчетную температуру наружного воздуха /н .с р , время эксплуатации оборудования в год т 0 следует определять по климатологическим таблицам. Ориентировочно в среднем можно
принимать продолжительность периода |
охлаждения |
за |
год т 0 |
|
|||
5000 ч/год, |
периода |
отопления для |
умеренных |
широт |
т 0 |
«=* |
|
<ы 4656ч-5500 |
чїгод. Эта |
продолжительность, конечно, |
не |
должна |
превосходить длительности навигации (составляющей для речных судов обычно в среднем 6,5 месяца).
К эксплуатационным материалам относятся смазочное масло, соли (хлористый кальций или натрий), хладагент и др.
Стоимость масла Еы, расходуемого в процессе эксплуатации на смазку компрессоров, насосов, дизель-генераторов и т. п., а также стоимость обтирочных материалов можно принимать равной 3—7%
от |
стоимости топлива £ х ' , т. е. Ем |
= (0,03 -ч-0,07) Е'Т |
рубігод. |
|||||||||
|
Стоимость соли Ес, расходуемой |
в год на приготовление |
рассола |
|||||||||
для пополнения |
системы, также можно учитывать надбавкой в 1 — |
|||||||||||
5% |
к стоимости топлива Е'т , т. е. Ес = (0,01-Ю,05) Е'т |
рубігод. |
||||||||||
|
Таким образом, годовые эксплуатационные |
расходы на |
топливо |
|||||||||
с учетом затрат на масло, соль и другие вспомогательные |
материалы |
|||||||||||
|
|
|
|
Ет = \iosTQ0 |
с р т 0 - 1 0 " 5 руб/год, |
|
|
|
(360) |
|||
где |
р, и а — коэффициенты, |
учитывающие стоимость |
масла |
и соли |
||||||||
(ц |
- |
1,03-1,07; |
о = 1,01 -1,05). |
|
|
|
|
|
||||
|
При непосредственной системе охлаждения а = I . |
|
|
|
||||||||
|
Стоимость |
хладагента£ а , |
расходуемого на периодическое попол |
|||||||||
нение |
утечек |
за |
годовой период эксплуатации, |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Ea |
= paDaQ0-lO"3 |
|
= |
saQ0- 10"3 руб/год, |
|
|
(361) |
||
где |
р а |
— цена |
хладагента, |
руб/кг |
(см. табл. |
16); Da |
— удельный |
|||||
годовой расход хладагента |
на пополнение системы [83] (отнесенный |
|||||||||||
к |
1000 ккал/ч |
установленной |
холодопроизводительности |
компрес- |
\кг
соров), |
—5 |
— • |
sa |
—удельная |
стоимость |
хладагента, |
г " |
год -тыс -ккал/ч ' |
а |
J |
|
|
|
год-тыс.ккал/ч |
> Qo — установочная (максимальная) |
холодопроиз |
водительность компрессоров при рабочих условиях, ккал/ч.