Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постановка задачи

і

-•Толщина изоляции и характеристики рефрижераторной (или кондиционирующей) установки не относятся к числу главных неиз­ вестных величин, выбираемых в процессе проектирования судна. Поэтому задачу о выборе наивыгоднейшей толщины изоляции ре­ шают тогда, когда судно уже спроектировано и на нем необходимо предусмотреть холодильную установку или когда судно переобору­ дуют в рефрижераторное. Такая постановка задачи соответствует практике проектирования судов.

Таким образом, при экономическом расчете изоляции заданы: главные размерения судна и его основные характеристики; харак­ теристики силовой установки; род перевозимого груза; внешние и внутренние температуры при перевозке грузов (или пассажиров); система охлаждения помещений; конструктивные элементы набора, необходимые при конструировании изоляции и определении ее коэффициентов теплопередачи, и другие характеристики.

Толщина основной изоляции т (или соответствующий этой тол­ щине коэффициент теплопередачи k) влияет на расходы при строи­

тельстве

(С)

и эксплуатации судна

(£),

а также на вместимость

нетто (VH)

и

провозную способность

судна

(Я).

При увеличении т (или при уменьшении k) уменьшаются произ­

водительность

холодильной машины (максимальная Q0

и средняя

Q 0 c p ),

а также

мощность энергетического

оборудования

(электриче­

ских

генераторов и двигателей). При этом

уменьшаются:

строитель­

ная стоимость рефрижераторного (или кондиционирующего) и энер­

гетического

оборудования

(CJ и,

следовательно, амортизационные

отчисления

и расходы на

ремонт

этого оборудования ( £ 0 ) ; затраты

на топливо

Т), хладагент ( £ а )

и другие эксплуатационные

мате­

риалы, расходуемые на охлаждение помещений, а также объем

(V0)

и вес, занимаемые оборудованием (см. рис. 111). Однако излишнее увеличение толщины изоляции невыгодно, так как при этом одно­ временно прямо пропорционально возрастают строительная стои­ мость изоляционной конструкции (Си ); размер отчислений на ее амортизацию и ремонт ( £ и ); объем (Va) и вес, отнимаемые изоля­ цией. Следовательно, в каждом частном случае существует эко­ номически наиболее выгодное соотношение между этими величи­ нами.

Таким образом, задача о выборе толщины изоляции становится экономической.

Кроме того, толщина изоляции влияет и на условия перевозки грузов и пассажиров. Увеличение толщины повышает аккумуляцион­ ную способность изоляции. Высокая аккумуляционная способность изоляции устраняет чрезмерные колебания температуры хранения в трюме при перерывах в работе холодильной машины, что в свою очередь повышает сохранность грузов, перевозимых в рефрижера­ торных трюмах и провизионных камерах.


Изоляция увеличенной толщины обеспечивает более комфор­ табельные условия жизни на судне для пассажиров и экипажа. Однако улучшение самочувствия и повышение работоспособности людей, имеющие важнейшее значение, не поддаются оценке в денеж­

ном выражении.

 

Расчет следует относить к годовому времени эксплуатации

судна,

так как этот период включает в себя все климатические,

навига­

ционные, организационные, промысловые и другие условия,

в кото­

рых работает судно. Время и расходы, необходимые для ремонтов •судна, можно распределять по годам как средние величины. При

этом под среднегодовой продолжительностью ремонтов понимается

время стоянки судна в ремонтах за ремонтный цикл

(включающий

один капитальный ремонт), приходящееся на один год эксплуатации.

Д л я судов морского и рыбного флота среднегодовую

продолжитель­

ность ремонтов можно брать равной приблизительно 65—100 суткам.

Тогда эксплуатационный период

составит

300—265 суток.

 

§

63

 

 

Основные

методические положения

Наивыгоднейшую толщину изоляции точнее определять с учетом

технико-экономических показателей судна

как сооружения в целом.

По типовой методике основными показателями экономической

эффективности

судов являются:

 

 

строительная стоимость судна С, руб;

 

суммарные

эксплуатационные

расходы за год, подсчитанные

с учетом амортизационных отчислений (т. е. годовая себестоимость перевозки) Е, рубігод;

срок окупаемости капитальных вложений Т, в годах; годовая провозная способность судна или производительность

рыбопромыслового судна (т. е. годовой улов рыбы)

Р,

для грузовых

и промысловых судов в m/год,

а для пассажирских

в

чел/год;

удельные капитальные вложения

 

 

 

с = —

р у б

 

 

Р

т (или чел)/год-

'

 

 

удельные эксплуатационные расходы, т. е. себестоимость грузовых или пассажирских перевозок либо себестоимость добываемой рыбы,

Е

е = -р- руб/т (или руб/чел).

При изменении толщины изоляции (в обычных пределах) скорость судна практически остается постоянной. Поэтому можно ограничи­ ваться измерением годовой провозной способности судна Р в тоннах груза (или улова рыбы), а не в тонно(или пассажиро)-милях и т. п.

Срок окупаемости Т является обобщающим показателем экономи­ ческой эффективности; он характеризует период времени, который требуется для возмещения капитальных 'затрат на строительство судна.



При проектировании новых судов принимают максимальное зна­ чение нормативного срока окупаемости: Т„ = 5-МО годам.

Для выбора наиболее экономичного варианта изоляции исполь­ зуем метод срока окупаемости, соизмеряющий первоначальные капи­ тальные вложения или с) с текущими годовыми расходами или е). При расчете толщины изоляции за основу следует принимать фор­ мулу суммарных абсолютных или удельных приведенных затрат:

Z = Е -j-

С = min

(366)

или

'

н

 

 

 

 

Z

 

1

 

г = -р- =

е - j -

- у - с = min.

(367)

Последние формулы упрощают технику расчетов и являются наи­

более удобными при сопоставлении большого

количества вариантов

толщины изоляции.

 

z) f (m)

 

Приведенные затраты Z

(или

имеют минимум (см.

рис. 111). Наиболее экономичной будет такая толщина пг, при которой сумма всех годовых приведенных затрат (Z или z) принимает наименьшее значение.

Экономические расчеты изоляции производят на стадии техни­ ческого проектирования судна. При этом укрупненные измерители стоимости (со) и объема оборудования (v"), а также другие величины, необходимые для выполнения расчета, должны быть определены заранее по эскизному проекту или прототипу (§ 61). Также заранее на основании дополнительного экономического анализа следует

выбрать наиболее выгодный род теплоизоляционного

материала и

тип изоляционной конструкции, а также вычислить

измерители

стоимости (с„) и объема (ии ) изоляции (см. § 14 и 17).

 

Решая поставленную задачу, будем полагать, что конструктивный набор палуб, бортов и переборок выполнен из профилей и балок различного типа и размеров. Кроме того, в общем случае будем счи­ тать, что разные ограждения одного и того же помещения могут быть изолированы различными материалами и иметь изоляционные конструкции различного типа. Стоимость изоляционных конструк­ ций также может быть разной.

Отсюда следует, что наивыгоднейшие толщины изоляции m (и соответствующие им значения коэффициентов теплопередачи k и удельных тепловых потоков qF) для разных стенок одного и того же помещения будут отличаться друг от друга. Наиболее выгодные значения m, k и qF для различных типов судов и разных систем охла­ ждения также будут неодинаковыми. Поэтому экономически наи­ выгоднейшую толщину изоляции необходимо поочередно определять для каждого ограждения помещений в отдельности.

Будем варьировать толщину только на той одной-единственной поверхности, для которой в рассматриваемом случае определяется экономичная толщина изоляции. При этом следует соответственно изменять высоту обрешетника, а толщину зашивки б3 оставлять неизменной.


Толщину изоляционных слоев, примыкающих к основной изо­ ляции на рассчитываемой поверхности (т. е. толщину обходной изо­ ляции, рибандов, пиллерсов и т. п.), будем назначать в виде постоян­ ной доли (от варьируемой толщины основной изоляции), которая была принята ранее при выборе изоляционных конструкций (см. § 17 и 18). Таким образом, при варьировании толщины основной изоля­ ции т одновременно будут пропорционально изменяться и связанные с ней толщины изоляционных слоев, причем сами соотношения (28)— (30) между толщинами изоляционных слоев (а также соотношения, приведенные в табл. 6) будут сохраняться неизменными.

При расчете экономичной толщины для какой-либо поверхности толщину основной изоляции всех прочих поверхностей судна следует оставлять постоянной.

За расчетную надо брать среднюю площадь изолированного огра­ ждения и вычислять ее по формуле (347).

При экономическом расчете следует учитывать конкретное зна­ чение перепада температур А. для каждой стенки. Кроме того, в необ­

ходимых

случаях (например, для

надводного

и подводного бортов)

в расчет

надо вводить усредненное значение разности

температур

Д . с р

для

ограждения в целом

и

определять его по

соотноше­

нию

(35).

 

 

 

 

 

Строгие технико-экономические

расчеты

вариантов

изоляции

целесообразно производить лишь для крупных транспортных рефри­ жераторных судов, для которых они могут дать значительную эко­ номию средств при строительстве и эксплуатации судна. Особенно важное значение выбор наивыгоднейшей толщины изоляции приобре­ тает при серийной постройке судов.

Экономический

расчет

не обязательно

повторять

для

каждого

изолированного

ограждения. Обычно

можно ограничиться

проведе­

нием расчетов

только для

типовых

изоляционных конструкций и

по ним принять

толщину

изоляции

для

однотипных

конструкций

(работающих при таких же

перепадах

температур).

 

 

Для небольших же судов и провизионных камер можно вообще ограничиться определением толщины изоляции не на основе техникоэкономического расчета, а по установившейся практике, исходя из согласованных норм допустимых потерь тепла qF и заданных коэф­ фициентов теплопередачи k (см. § 18).

Годовые приведенные затраты (абсолютные Z и удельные z) зави­ сят от большого количества величин. Поэтому величины С, Е и Р, входящие в формулы (366) и (367), представим в развернутом виде

и выразим их в виде зависимости от варьируемой толщины изоляции

т

и тепловой нагрузки на установку (Q0 и Q 0 c p ), а следовательно,

и

от коэффициента теплопередачи k (который также является

функцией

толщины т). При этом, так как наивыгоднейшую толщину

изоляции

необходимо определять для каждой отдельной поверхности, форму­ лам для вычисления отдельных статей затрат придадим такую струк­ туру, при которой оказалось бы выявленным влияние изменения толщины изоляции лишь у рассчитываемой поверхности на сумму всех приведенных затрат.

26 Ю. Ф . Н е с т е р о :

401