Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 6
|
|
§ 64 |
|
|
|
|
|
Расчет |
строительной |
|
|
|
! |
стоимости судна |
|
||
Стоимость |
постройки судна * |
|
|
|
|
|
С = СЕ + С„ + СЕ. п |
+ |
Со руб. |
(368) |
|
Стоимость |
постройки судна |
С£ (его |
корпуса, судового |
оборудо |
вания, судовых устройств, механизмов машинного отделения и т. д.) без затрат на рефрижераторную установку можно рассчитывать, например, методом укрупненных весовых нормативов [75]. Строи тельная стоимость современного судна средней грузоподъемности составляет 3—4 млн. руб.
Переменная стоимость изоляционной конструкции и ее монтажа (с учетом стоимости отходов теплоизоляционного материала) для рассчитываемого ограждения
|
|
|
CK = cnmFcp |
руб, |
|
|
|
(369) |
|
где си — измеритель стоимости |
изоляционной |
конструкции |
и мон |
||||||
тажных |
работ |
(включающий стоимость обрешетника, |
зашивки и |
||||||
пр.), рубім2-м; |
Fcp |
— средняя площадь изолированного ограждения, |
|||||||
определяемая |
по формуле (347). |
|
|
|
|
|
|
||
Измеритель ск |
представляет собой стоимость периодически |
повто |
|||||||
ряющегося участка изоляционной конструкции CF, |
отнесенную к его |
||||||||
площади |
F и к толщине основной изоляции между |
набором т, т. е. |
|||||||
|
|
|
с» = ~1& |
Рубім2-м. |
|
|
|
|
|
Значение си должно быть вычислено при выборе каждой типовой |
|||||||||
изоляционной |
конструкции (см. § 17). |
|
|
|
|
||||
В большинстве |
случаев стоимость |
изоляции |
С и |
связана с ее тол |
|||||
щиной т линейной зависимостью (см. рис. 111). |
|
|
|
||||||
Постоянная |
общая стоимость |
изоляции всех прочих |
поверхно |
стей, принимаемая по прототипу (за исключением затрат на изоли рование рассматриваемой стенки),
|
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
С и . п = |
с и imiFcp |
і -— |
Ср ~!~ |
Спил |
РУб, |
|
|
||
где і |
— номер |
ограждения; |
п — общее |
количество ограждений |
во |
|||||
всех |
охлаждаемых |
помещениях; ^ |
С р и |
|
С п и л |
— суммарная |
сто |
|||
имость изоляции и ее монтажа для всех |
рибандов и пиллерсов, |
руб. |
||||||||
Толщина изоляции рибандов и пиллерсов, примыкающих к рас |
||||||||||
считываемой |
поверхности, |
зависит |
от |
варьируемой |
толщины |
т |
||||
* |
Величины, |
отмеченные верхним индексом «п», принимают по прототипу судна |
||||||||
и его рефрижераторной |
(кондиционирующей) |
установки либо получают в результате |
||||||||
самостоятельного |
эскизного или предварительного |
технического |
проектирования |
|||||||
заданного судна. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
не непосредственно, а косвенно, поскольку их толщина назначается в виде постоянной доли от толщины основной изоляции т. Поэтому стоимость изоляции рибандов и пиллерсов можно включать в постоян ную величину Си. п-
Стоимость всего установленного холодильного и энергетического'
оборудования (включая |
запасное), а также его монтажа |
|
||
|
|
Со = cnoQ0 |
руб, |
(370)' |
где с" — укрупненный |
измеритель |
стоимости оборудования |
и его. |
|
монтажа, ^ал^ч |
\ Qo — максимальная тепловая нагрузка на |
уста |
новку, определяемая формулой (351).
Укрупненный измеритель стоимости оборудования представляет собой установочную стоимость одной килокалории, вырабатываемой в час при рабочих условиях (см. § 61):
с п — _ _ |
Р'<б |
0 |
ккал/ч |
Для упрощения расчета здесь и в дальнейшем все постоянныевеличины можно исключать из рассмотрения, так как они влияют лишь на величину затрат, а не на характер их изменения в зависи мости от варьируемой толщины т. Отбрасывая постоянные расходы С" и Си. п из уравнения (368), получаем условную строительную стои мость, зависящую только от толщины изоляции на рассчитываемой поверхности,
Су = С и + С 0 руб. |
(371) |
Толщина т влияет на затраты С у более резко, чем на С . Допустимость исключения постоянных величин подтверждает-
аналитический метод экономического расчета (см. § 69), в котором при дифференцировании эти величины также выпадают из рас смотрения.
§ 65
Расчет расходов на содержание судна в эксплуатации
Годовые эксплуатационные расходы (без учета стоимости потерь, веса мороженых продуктов, вызываемых их усушкой при перевозке, Еус) слагаются из следующих статей затрат:
Е = Еис + ЕТ + £ а + _ и - f Ея. п + Ео руб/год, |
(372) |
где Ек — переменные расходы на амортизацию и ремонт изоляции для рассчитываемой поверхности; ЕЯш „ —постоянные расходы на амортизацию и ремонт изоляции для всех прочих поверхностей судна (кроме рассчитываемой), а также для рибандов, пиллерсов и т. п.; Е0 — расходы на амортизацию и ремонт рефрижераторного (или кондиционирующего) и энергетического оборудования.
26: |
403 |
Общие годовые отчисления на амортизацию и ремонты, непосред ственно пропорциональные строительной стоимости изоляции и обо рудования (руб/год):
Е » = «И СИ = |
a„c„mFc p ; |
(373) |
|
F |
— п |
Гп • |
|
ь и . п — и и ^ и . п» |
|
||
Е0 |
= а0С0 = a0CoQo, |
(374) |
где а и и а0 — коэффициенты, определяющие ежегодное возмещение расходов на строительство и ремонты изоляции и оборудования, \/год.
Амортизационные отчисления принимаются в долях от строитель ной стоимости (за вычетом ликвидной стоимости, остающейся после прекращения эксплуатации изоляции и оборудования). Расходы на ремонты изоляции и оборудования также погашаются в долях от их строительной стоимости. Долю годовых амортизационных отчис
лений (включающую и расходы на ремонты) |
а и и а0 можно |
уста |
|
навливать |
по соотношениям |
|
|
и |
|
|
|
где Г и и |
Т0 — срок службы изоляционной |
конструкции и |
холо |
дильного |
оборудования, в годах; ги и га — |
общая (не ежегодная) |
сумма затрат на ремонты изоляции и оборудования за весь срок службы Ти или Т0, в % от их строительной стоимости; 0 И и 00 — остаточная стоимость изоляции и оборудования, в % от их строи тельной стоимости.
а0 |
Таким образом, доля годовых амортизационных отчислений а н или |
||
является величиной, обратно пропорциональной |
сроку |
службы |
|
Ти или Т0. |
|
|
|
|
Достаточно обоснованные значения г0, Ои и 0 0 |
не установлены. |
|
|
При средней объемной влажности теплоизоляционного материала |
||
в |
ограждении судна, равной 0,20—0,25%, расчетный срок |
службы |
изоляции Г и = 15ч-20 годам. Принимаемое значение Та не должно превышать полный срок жизни судна в целом, т. е. 25 лет. Предла гаемый расчетный срок Т и в 15—20 лет, при целесообразной кон струкции и хорошем выполнении изоляции, можно считать зани женным.
Расчетный срок службы холодильного оборудования (и генера
торов) Т0 = |
12,5-4-15 годам, однако |
оно может |
работать и дольше |
||||
15 лет. |
|
|
|
|
|
|
|
Расходы |
на |
ремонт изоляции |
за |
весь срок службы |
составляют |
||
приблизительно |
30% первоначальных |
затрат на ее устройство, т. е. |
|||||
гк = 30%, а на ремонт оборудования — г0 |
= 60%. Разница в расходах |
||||||
объясняется |
тем, что изоляция |
обычно |
скрыта |
и ее |
приходится |
ремонтировать редко, тогда как мелкий ремонт холодильного обору дования производится ежегодно.
В приближенных расчетах можно принимать следующие средние ежегодные нормы общих отчислений на амортизацию и ремонты: для судовой изоляции аи =^ 0,05 -=-0,11 l/год; для холодильного и энерге тического оборудования а0 = 0,084-0,15 1/год.
Для упрощения расчета исключим из уравнения (372) затраты, которые не зависят от толщины изоляции. Таким путем определим условные эксплуатационные расходы, зависящие от варьируемой толщины изоляции:
/:у г__/Гт |
Ел |
Еп |
Е0 |
руб/год. |
(375) |
На рефрижераторных |
судах |
учитывать |
усушку не следует, |
так |
как это приводит к большим потерям полезного объема трюмов, что крайне невыгодно. Усушкой можно пренебрегать также и потому, что сроки перевозки скоропортящихся грузов на судах являются отно сительно небольшими.
I § 66
Расчет годовой провозной
Iспособности судна
Всудовых условиях особенно важное значение имеет увеличение чистой грузоподъемности D и грузовместимости (или пассажиро-
вместимости) судна Vn за счет снижения весов и объемов, занимае мых изоляцией и оборудованием (Vu и V0 ). Уменьшение свободной вместимости трюмов VH снижает показатели экономической эффектив ности судна в целом, так как при этом уменьшается провозная спо собность Р, возрастает себестоимость перевозки е и уменьшаются доходы от перевозки.
Провозную способность транспортного судна Р (или годовой улов рыбопромыслового судна) следует учитывать и вычислять только в тех случаях, когда она меняется с изменением толщины изоляции. Следовательно, формулу удельных приведенных затрат (367) необ
ходимо применять |
при строгом экономическом расчете |
изоляции |
для рефрижераторных трюмов на всех судах и для жилых |
помещений |
|
на пассажирских |
и грузопассажирских судах. |
|
Провозную способность судна Р можно не учитывать и не опре
делять тогда, когда изменение толщины |
изоляции практически на |
нее не влияет. Следовательно, формулу |
абсолютных приведенных |
затрат (366) можно употреблять для расчета изоляции в жилых поме
щениях на всех судах, |
кроме пассажирских и грузопассажирских, |
а также в провизионных |
камерах на любых судах. |
Вследствие большого значения удельного погрузочного объема перевозимых грузов v (м3/т) рефрижераторные (даже речные), а также пассажирские суда, как правило, при полной загрузке оказы ваются недогруженными. Так как полная грузоподъемность этих судов не может быть использована, они обладают избыточным над водным бортом. Поэтому чистая грузоподъемность определяется рас полагаемой вместимостью помещений нетто Va, а не весами, состав-