Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

§ 64

 

 

 

 

 

Расчет

строительной

 

 

!

стоимости судна

 

Стоимость

постройки судна *

 

 

 

 

С = СЕ + С„ + СЕ. п

+

Со руб.

(368)

Стоимость

постройки судна

С£ (его

корпуса, судового

оборудо­

вания, судовых устройств, механизмов машинного отделения и т. д.) без затрат на рефрижераторную установку можно рассчитывать, например, методом укрупненных весовых нормативов [75]. Строи­ тельная стоимость современного судна средней грузоподъемности составляет 3—4 млн. руб.

Переменная стоимость изоляционной конструкции и ее монтажа (с учетом стоимости отходов теплоизоляционного материала) для рассчитываемого ограждения

 

 

 

CK = cnmFcp

руб,

 

 

 

(369)

где си — измеритель стоимости

изоляционной

конструкции

и мон­

тажных

работ

(включающий стоимость обрешетника,

зашивки и

пр.), рубім2-м;

Fcp

— средняя площадь изолированного ограждения,

определяемая

по формуле (347).

 

 

 

 

 

 

Измеритель ск

представляет собой стоимость периодически

повто­

ряющегося участка изоляционной конструкции CF,

отнесенную к его

площади

F и к толщине основной изоляции между

набором т, т. е.

 

 

 

с» = ~1&

Рубім2-м.

 

 

 

 

Значение си должно быть вычислено при выборе каждой типовой

изоляционной

конструкции (см. § 17).

 

 

 

 

В большинстве

случаев стоимость

изоляции

С и

связана с ее тол­

щиной т линейной зависимостью (см. рис. 111).

 

 

 

Постоянная

общая стоимость

изоляции всех прочих

поверхно­

стей, принимаемая по прототипу (за исключением затрат на изоли­ рование рассматриваемой стенки),

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

С и . п =

с и imiFcp

і -—

Ср ~!~

Спил

РУб,

 

 

где і

— номер

ограждения;

п — общее

количество ограждений

во

всех

охлаждаемых

помещениях; ^

С р и

 

С п и л

— суммарная

сто­

имость изоляции и ее монтажа для всех

рибандов и пиллерсов,

руб.

Толщина изоляции рибандов и пиллерсов, примыкающих к рас­

считываемой

поверхности,

зависит

от

варьируемой

толщины

т

*

Величины,

отмеченные верхним индексом «п», принимают по прототипу судна

и его рефрижераторной

(кондиционирующей)

установки либо получают в результате

самостоятельного

эскизного или предварительного

технического

проектирования

заданного судна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


не непосредственно, а косвенно, поскольку их толщина назначается в виде постоянной доли от толщины основной изоляции т. Поэтому стоимость изоляции рибандов и пиллерсов можно включать в постоян­ ную величину Си. п-

Стоимость всего установленного холодильного и энергетического'

оборудования (включая

запасное), а также его монтажа

 

 

 

Со = cnoQ0

руб,

(370)'

где с" — укрупненный

измеритель

стоимости оборудования

и его.

монтажа, ^ал^ч

\ Qo — максимальная тепловая нагрузка на

уста­

новку, определяемая формулой (351).

Укрупненный измеритель стоимости оборудования представляет собой установочную стоимость одной килокалории, вырабатываемой в час при рабочих условиях (см. § 61):

с п — _ _

Р'<б

0

ккал/ч

Для упрощения расчета здесь и в дальнейшем все постоянныевеличины можно исключать из рассмотрения, так как они влияют лишь на величину затрат, а не на характер их изменения в зависи­ мости от варьируемой толщины т. Отбрасывая постоянные расходы С" и Си. п из уравнения (368), получаем условную строительную стои­ мость, зависящую только от толщины изоляции на рассчитываемой поверхности,

Су = С и + С 0 руб.

(371)

Толщина т влияет на затраты С у более резко, чем на С . Допустимость исключения постоянных величин подтверждает-

аналитический метод экономического расчета (см. § 69), в котором при дифференцировании эти величины также выпадают из рас­ смотрения.

§ 65

Расчет расходов на содержание судна в эксплуатации

Годовые эксплуатационные расходы (без учета стоимости потерь, веса мороженых продуктов, вызываемых их усушкой при перевозке, Еус) слагаются из следующих статей затрат:

Е = Еис + ЕТ + £ а + _ и - f Ея. п + Ео руб/год,

(372)

где Ек — переменные расходы на амортизацию и ремонт изоляции для рассчитываемой поверхности; ЕЯш „ —постоянные расходы на амортизацию и ремонт изоляции для всех прочих поверхностей судна (кроме рассчитываемой), а также для рибандов, пиллерсов и т. п.; Е0 — расходы на амортизацию и ремонт рефрижераторного (или кондиционирующего) и энергетического оборудования.

26:

403


Постоянные расходы на содержание судна в эксплуатации без затрат на рефрижераторную установку (определяемые по прототипу) Е" складываются из затрат на заработную плату судового экипажа (основную, дополнительную и начисления на нее); на топливо, сма-

.зочные и обтирочные материалы для главных двигателей и вспомо­ гательных механизмов; на амортизацию и ремонты судна; на судовое снабжение и запасы; а также из навигационных и косвенных (для •судна) расходов.

В возможных пределах изменения толщин т расходы на заработ­ ную плату персонала, обслуживающего холодильную установку, практически остаются постоянными. Обычно на рефрижераторных «удах имеется только один рефрижераторный механик. Поэтому

.затраты на обслуживание установки можно включать в постоянные

расходы судна

Е".

 

 

На промысловых судах стоимость морозильного и холодильного

оборудования,

предназначенного для

замораживания

рыбы и для

.других нужд

(не связанных с поддержанием заданной

температуры

в трюмах),

не

зависит от толщины

изоляции в рефрижераторных

трюмах. Поэтому строительную стоимость указанного оборудования и эксплуатационные расходы на его амортизацию, ремонт и обслу­ живание следует включать, соответственно, в постоянные затраты Спс и Е"с.

Годовые эксплуатационные расходы на топливо (с учетом стои­ мости масла, соли и других вспомогательных материалов) можно подсчитывать по формуле (360):

Ет = ^as?Q0 срТо• Ю - 5 руб/год,

где їх и о — коэффициенты, учитывающие стоимость масла и соли;

s" — стоимость

топлива,

расходуемого

на выработку

1000

ккал

холода при рабочих условиях, коп!тыр.ккал;

т 0 — фактическая

про­

должительность

периода

охлаждения

помещений

за

навигацию,

ч/год

(определяемая по климатологическим

таблицам);

Q 0 c p — сред­

няя тепловая нагрузка на холодильную

установку

за время

т0 ,

ккал/ч,

определяемая формулой (357).

 

 

 

 

 

Порядок определения стоимости топлива, расходуемого на работу холодильной установки, раскрыт в § 60.

Стоимость хладагента Еа, расходуемого на периодическое попол­ нение утечек из системы за годовой эксплуатационный период, можно находить по формуле (361):

Еа = snaQ0- Ю - 3 руб/год,

где s" — годовая стоимость хладагента, отнесенная к 1000 ккал/ч установленной холодопроизводительности компрессоров при рабо­

чих условиях,

— ^ ——— - г -

(см.

§

60);

Q„ — максимальная

J

'

год-тыс.ккал/ч

v

J

/>

-tu

(установленная) холодопроизводительность компрессоров при рабо­ чих условиях, ккал/ч.


Общие годовые отчисления на амортизацию и ремонты, непосред­ ственно пропорциональные строительной стоимости изоляции и обо­ рудования (руб/год):

Е » = «И СИ =

a„c„mFc p ;

(373)

F

п

Гп

 

ь и . п и и ^ и . п»

 

Е0

= а0С0 = a0CoQo,

(374)

где а и и а0 — коэффициенты, определяющие ежегодное возмещение расходов на строительство и ремонты изоляции и оборудования, \/год.

Амортизационные отчисления принимаются в долях от строитель­ ной стоимости (за вычетом ликвидной стоимости, остающейся после прекращения эксплуатации изоляции и оборудования). Расходы на ремонты изоляции и оборудования также погашаются в долях от их строительной стоимости. Долю годовых амортизационных отчис­

лений (включающую и расходы на ремонты)

а и и а0 можно

уста­

навливать

по соотношениям

 

 

и

 

 

 

где Г и и

Т0 — срок службы изоляционной

конструкции и

холо­

дильного

оборудования, в годах; ги и га

общая (не ежегодная)

сумма затрат на ремонты изоляции и оборудования за весь срок службы Ти или Т0, в % от их строительной стоимости; 0 И и 00 остаточная стоимость изоляции и оборудования, в % от их строи­ тельной стоимости.

а0

Таким образом, доля годовых амортизационных отчислений а н или

является величиной, обратно пропорциональной

сроку

службы

Ти или Т0.

 

 

 

Достаточно обоснованные значения г0, Ои и 0 0

не установлены.

 

При средней объемной влажности теплоизоляционного материала

в

ограждении судна, равной 0,20—0,25%, расчетный срок

службы

изоляции Г и = 15ч-20 годам. Принимаемое значение Та не должно превышать полный срок жизни судна в целом, т. е. 25 лет. Предла­ гаемый расчетный срок Т и в 15—20 лет, при целесообразной кон­ струкции и хорошем выполнении изоляции, можно считать зани­ женным.

Расчетный срок службы холодильного оборудования (и генера­

торов) Т0 =

12,5-4-15 годам, однако

оно может

работать и дольше

15 лет.

 

 

 

 

 

 

 

Расходы

на

ремонт изоляции

за

весь срок службы

составляют

приблизительно

30% первоначальных

затрат на ее устройство, т. е.

гк = 30%, а на ремонт оборудования — г0

= 60%. Разница в расходах

объясняется

тем, что изоляция

обычно

скрыта

и ее

приходится

ремонтировать редко, тогда как мелкий ремонт холодильного обору­ дования производится ежегодно.


В приближенных расчетах можно принимать следующие средние ежегодные нормы общих отчислений на амортизацию и ремонты: для судовой изоляции аи =^ 0,05 -=-0,11 l/год; для холодильного и энерге­ тического оборудования а0 = 0,084-0,15 1/год.

Для упрощения расчета исключим из уравнения (372) затраты, которые не зависят от толщины изоляции. Таким путем определим условные эксплуатационные расходы, зависящие от варьируемой толщины изоляции:

/:у г__/Гт

Ел

Еп

Е0

руб/год.

(375)

На рефрижераторных

судах

учитывать

усушку не следует,

так

как это приводит к большим потерям полезного объема трюмов, что крайне невыгодно. Усушкой можно пренебрегать также и потому, что сроки перевозки скоропортящихся грузов на судах являются отно­ сительно небольшими.

I § 66

Расчет годовой провозной

Iспособности судна

Всудовых условиях особенно важное значение имеет увеличение чистой грузоподъемности D и грузовместимости (или пассажиро-

вместимости) судна Vn за счет снижения весов и объемов, занимае­ мых изоляцией и оборудованием (Vu и V0 ). Уменьшение свободной вместимости трюмов VH снижает показатели экономической эффектив­ ности судна в целом, так как при этом уменьшается провозная спо­ собность Р, возрастает себестоимость перевозки е и уменьшаются доходы от перевозки.

Провозную способность транспортного судна Р (или годовой улов рыбопромыслового судна) следует учитывать и вычислять только в тех случаях, когда она меняется с изменением толщины изоляции. Следовательно, формулу удельных приведенных затрат (367) необ­

ходимо применять

при строгом экономическом расчете

изоляции

для рефрижераторных трюмов на всех судах и для жилых

помещений

на пассажирских

и грузопассажирских судах.

 

Провозную способность судна Р можно не учитывать и не опре­

делять тогда, когда изменение толщины

изоляции практически на

нее не влияет. Следовательно, формулу

абсолютных приведенных

затрат (366) можно употреблять для расчета изоляции в жилых поме­

щениях на всех судах,

кроме пассажирских и грузопассажирских,

а также в провизионных

камерах на любых судах.

Вследствие большого значения удельного погрузочного объема перевозимых грузов v (м3/т) рефрижераторные (даже речные), а также пассажирские суда, как правило, при полной загрузке оказы­ ваются недогруженными. Так как полная грузоподъемность этих судов не может быть использована, они обладают избыточным над­ водным бортом. Поэтому чистая грузоподъемность определяется рас­ полагаемой вместимостью помещений нетто Va, а не весами, состав-