Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляющими водоизмещение судна. Следовательно, при определении провозной способности Р необходимо исходить из полезной вмести­ мости (нетто) грузовых (или пассажирских ) помещений.

Вместимость нетто VH необходимо вычислять по действительному свободному объему помещений, определяемому обмером от защит­ ных реек (баттенсов) на бортах и переборках до таких же реек на противоположных вертикальных поверхностях и от защитных реше­ ток (гретингов) на днище или палубе до решеток, ограждающих охлаждающие батареи, под подволоком. При этом из полученного объема следует вычитать объемы изолированных пиллерсов, защи­ щенных температурных трубок, воздушных каналов, трубопроводов, воздухоохладителей, трапов и других устройств, проходящих сквозь обмеряемое пространство.

Суммарный объем судна брутто V6, предоставляемый для разме­ щения грузовых или пассажирских помещений, а также помещений для холодильных машин, для центральных кондиционеров с венти­

ляторами, для хранения

запаса

хладагента и т. д., вычисляется по

теоретическому чертежу. В этот

объем не следует

включать

между­

донное

пространство.

 

 

 

 

 

 

Вместимость нетто грузовых

или пассажирских

помещений

 

V» = V6 -

(V„ + VS. п + Vo)

м\

 

(376)

где VK

— переменный объем, отнимаемый изоляцией (вместе с зашив­

кой),

устанавливаемой

на

рассчитываемой

поверхности;

„ —

постоянный потерянный объем, отнимаемый изоляцией всех прочих поверхностей (в том числе изоляцией рибандов, пиллерсов и других частей корпуса судна); V0 — общий потерянный объем на размеще­ ние всех элементов холодильного и энергетического оборудования.

Можно принимать, что V„ увеличивается прямо пропорционально т (см. рис. 111). Тогда объем, занимаемый изоляцией на рассчиты­ ваемом ограждении,

 

VH =

vltmFcp м3,

(377)

где

У и измеритель объема

изоляции, определяемый

формулой

(27),

мг2-м.

 

 

Измеритель ои представляет собой объем периодически повто­ ряющегося участка изоляционной конструкции VF (с учетом зашивки,

выступающих

частей

и т. д.), отнесенный к наружной

поверхности

этого участка

F и

к толщине основного изоляционного слоя т:

vH =•• VF/Fm

м32-м.

Относительный объем изоляции

У и опреде­

ляют ранее для всех разнотипных изоляционных конструкций при их выборе (см. § 17).

 

Суммарный

объем,

отнимаемый всей

изоляцией,

VK +

V H . п

составляет от 8% (для крупных

трюмов при tB

= 0° С, а также для

жилых помещений ) до

25% (для небольших трюмов и твиндеков при

tB

= 18° С)

объема

трюмов

брутто VT_б ,

т.

е. —"у

и " "

=

=

0,08-0,25.

 

 

 

 

 

 

 


Общий объем, необходимый для размещения всего рефрижератор­ ного (или кондиционирующего) и энергетического оборудования,

V0 = vZQo- 1(П3 м\

(378)

где v" — укрупненный измеритель объема, занимаемого оборудо­ ванием, определяемый по прототипу с помощью формулы (364),

тыс.ккал/ч

По прототипу

 

v" —

 

Q n 103 тьіс.ккал/ч '

где

Qo — установленная (максимальная) холодопроизводительность

при

рабочих условиях.

Потерянный объем на размещение всех элементов оборудования VQ определяется по формуле (363), а укрупненный измеритель общего

объема va

— по

равенству (365).

 

 

 

 

объема V0,

Необходимо учитывать только те составляющие

которые

влияют

на

полезную

вместимость

V„

и,

следовательно,

на провозную способность Р. Объемы

(VM, Vn

или V3 ), практически

не влияющие

на вместимость Vn,

или соответствующие

им измери­

тели объемов

(УМ , vn

или v3) можно

исключать

из

рассмотрения,

т. е. полагать равными нулю.

 

 

 

 

 

 

 

При вычислении величин V0

и v0 для рефрижераторных

трюмов

необходимо

учитывать объемы

помещений,

размещаемых

только

в основном корпусе судна (ниже верхней палубы), а для пассажир­ ских помещений — только в надстройках и в районе расположения жилых помещений (выше ватерлинии). Например, для рефрижера­

торного

судна можно не

учитывать

объемы, используемые под холо­

дильные

машины

(]/„ =

0 и vM =

0), воздухоохладители (Vn

= 0

и vn =

0) и запас

холодильного

агента (V3 = 0 и v3 = 0),

когда

они расположены не в основном корпусе, а в надстройке или на глав­ ной палубе.

Объем, занимаемый топливными цистернами, можно не учиты­ вать, если запас топлива, необходимого для работы холодильной машины, может быть полностью размещен в двойном дне, а не в сво­ бодном объеме, который мог бы быть занят под рефрижераторный трюм.

Пассажирские помещения обычно располагают в надстройках. Поэтому на пассажирском судне, оборудуемом системой кондицио­ нирования воздуха, можно не рассматривать объем, необходимый для размещения холодильной машины, если она установлена в ма­ шинном отделении, а не в надстройке (так как расположение обору­ дования в основном корпусе практически не влияет на пассажиро-

вместимость

судна).

 

Чистая

грузоподъемность (или пассажировместимость)

судна

 

D = ^fm (или чел),

(379)


где v — удельный погрузочный объем, т. е. объем трюма, занимае­ мый 1 т перевозимого груза, м3(для рефрижераторного судна), или общий объем пассажирских помещений, приходящийся на одно спальное место, м3/чел (для пассажирского судна).

Объем всех пассажирских помещений v (включая общественные и хозяйственные помещения, а также вестибюли, коридоры и пр.), приходящийся на одного пассажира по числу каютных мест (т. е. без учета палубных пассажиров), является количественным показа­ телем комфортабельности пассажирского судна. Удельная вмести­

мость v

на крупных

морских

отечественных судах составляет

20 мъ\чел

и более [75],

на судах

средних размеров — 10—201м3 /чел

и резко снижается на малых судах для местных перевозок с жилыми помещениями типа кубриков и ограниченными объемами обществен­ ных помещений (менее 10 и даже до 3 мъ1чел). На новейших комфор­ табельных иностранных судах удельный объем пассажирских поме­

щений

v составляет 30—35 мг1чел, а на отдельных судах — доходит

до 40

м3!чел.

Годовая провозная способность (или производительность рыбо­ промыслового судна) Р зависит непосредственно от чистой грузо­ подъемности (или пассажировместимости) D:

 

 

Р

8Dn

т (или

чел)/год,

 

 

 

где б — средний

коэффициент

использования

чистой

грузоподъем­

ности (или

пассажировместимости) за

навигацию (обычно б

0,9 ч-

-т-1,0); п — количество круговых рейсов (в оба конца),

совершаемых

судном в течение года,

рейс/год.

 

 

 

 

 

Средний коэффициент использования пассажировместимости б

определяют

как

отношение выполненных

пассажиро-миль в

году

к количеству пассажиро-мест-миль.

 

 

 

 

 

Количество рейсов п характеризует среднее использование судна,

по времени

за

годовой эксплуатационный

период.

 

 

Объединяя с последней формулой выражения (379) и (376), полу­

чаем годовой объем транспортной продукции

 

 

 

 

P =

^s..=

^.[V6-(V»

+ К.п

+ Vo)}

т(или

чел)/год.

(380)

Чтобы

УПРОСТИТЬ

расчет,

ПОСТОЯННЫЙ

Объем ИЗОЛЯЦИИ

VH.U

в уравнении (380) можно не учитывать. Таким путем получаем услов­ ную провозную способность, зависящую от варьируемой толщины изоляции:

Ру = 8Dyn = [V6 — (V„ + V0)] т (или чел)/год. (381)

Для грузопассажирских судов, оборудованных как рефрижера­ торными трюмами, так и системой кондиционирования воздуха, изоляцию грузовых и пассажирских помещений следует рассчитывать раздельно, пользуясь той же самой формулой (367).

Для аналитического расчета (см. § 69) в дополнение к другим величинам, определяемым по прототипу, необходимо найти еще

1701

409

 



удельную себестоимость перевозки еп, в рубіт (или рубічел). В по­ следнем случае объем разнородных (грузовых и пассажирских) перевозок необходимо приводить к сопоставимому виду. При этом провозную способность судна в целом при расчете изоляции для реф­ рижераторных трюмов следует измерять условными тоннами, а для пассажирских помещений — условным количеством пассажиров, перевозимых за год.

Выведем выражения для определения приведенной провозной способности исходя из суммарной вместимости грузовых и пасса­

жирских

помещений.

 

 

 

 

Общая

вместимость грузопассажирского судна

нетто

 

 

VH.0

= VH.r

+ VH.n

м\

(382)

где Ун. г

и

VH. п чистый

объем

всех

грузовых

и пассажирских

(жилых, общественных и вспомогательных) помещений.

Найдем вначале объем транспортной продукции судна, условно

полагая,

что полный объем

VH,0 используется только для перевозки

грузов. Объем транспортной продукции при этом условии и будет

представлять

собой

приведенную

грузовую провозную

способ­

ность Рп_ г.

 

 

 

 

 

 

Pv

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так

как

из

формулы (380)

объем

VH =

,

выражение (382)

можно

переписать в таком виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рп. г^г

РгУг

і

РпУп

 

 

 

где Рг

и Рп

— объем транспортной

продукции для

грузовых

и пас­

сажирских

перевозок,

т (или

чел)1год\

иГ и vn — удельный

объем

грузовых и пассажирских помещений,

м3

(или м31чел); б г

и 6П

средние коэффициенты использования чистой грузоподъемности и пассажировместимости судна.

Отсюда приведенная грузовая провозная

способность

грузопасса­

жирского судна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/>„. г =

Рг

+

Р Т

1

^ ^

= Рг +

Р%

п

усл. т/год.

 

Величина / } з п =

^ п " !

т

(усл. m/год)

соответствует

эквивалент-

ному количеству

груза,

У г

оп

 

могло

 

бы

быть условно пере­

которое

 

везено в объеме, используемом под пассажирские помещения. Аналогичным образом можно получить приведенную пассажир­

скую провозную способность

Рп. и = рэ. г + Рп Усл. чел/год.

В этой формуле объем пассажирских перевозок, эквивалентный объему грузовых перевозок,

Рэ

. = P r n

4s- усл. чел/год.

 

v

ог