Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Удельная себестоимость перевозки грузов

на

грузопассажирском

судне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ег =

-JL-

руб/т,

 

 

(383)

 

 

 

' п. г

 

 

 

 

 

пассажиров

на грузопассажирском

судне

 

 

 

 

 

е„ =

-р^—

рубічел,

 

 

(384)

 

 

 

' п. п

 

 

 

 

 

где Е — эксплуатационные

расходы

судна,

определяемые равен­

ством (372),

рубігод.

 

 

 

 

 

 

Величины еГ

и еп требуется знать при раздельном аналитическом

расчете наивыгоднейшей толщины

изоляции

для

рефрижераторных

и пассажирских

помещений

грузопассажирского

судна.

 

 

 

 

§ 67

 

 

 

 

 

 

 

Численные методы определения

 

 

 

экономически

наивыгоднейшей

 

 

 

толщины изоляции

 

Численный расчет наиболее экономичной толщины изоляции по

формулам (368),

(372), (380) и (367) или (366), учитывающий

технико-

экономические показатели судна, как сооружения

в целом,

является

строгим во

всех

случаях. Отдельные

величины, входящие в эти фор­

мулы, необходимо определять по меньшей мере для четырех-пяти раз­ ных значений толщины т. Численный метод требует вычисления необ­ ходимых величин (С, Е, Р, z или Z и др.) с большим количеством значащих цифр (до пяти-шести и более), так как изменение толщины изоляции на одной-единственной поверхности оказывает незначи­ тельное влияние на упомянутые величины, общие для всего судна. При небольшой площади отдельного ограждения это влияние обычно легко улавливают лишь вычислительные машины.

Поэтому, как уже отмечалось

выше (§ 64), можно производить

и упрощенный расчет, пользуясь

условными величинамиСу, Еу и Ру,

зависящими

только от рассчитываемой толщины изоляции т и опре­

деляемыми

упрощенными формулами (371), (375) и (381). При этом

влияние толщины т на условные годовые приведенные затраты zy или

Z y , вычисляемые по тем же формулам (367) или (366),

проявляется

более резко. Численные расчеты удобно производить

в табличной

форме.

 

Чтобы определить наивыгоднейшую толщину изоляции точнее, функцию z (или Z) = / (т) можно также представить в графической форме.

На рис. 111 показан (в разных масштабах) характер изменения отдельных величин в зависимости от толщины основного изоляцион­ ного слоя т. Все величины по-разному зависят от толщины т, но характер изменения многих величин одинаков. Зависимости величин Си , Еи и Ки от толщины т изображаются прямыми линиями (рис. 111, а), проходящими через начало координат (при т = 0). Величины k, qF, Q0 , Q 0 c p , C0 , E0, ET, Ea и V0 изменяются обратно


пропорционально толщине tn, а зависимости этих величин от нее изображаются кривыми линиями гиперболического типа (рис. 111,6). Кривые для вместимости трюмов нетто VH, чистой грузоподъемно­ сти D и провозной способности Р имеют максимумы (рис. 111, в). Кривые для суммарных капитальных вложений С и с, годовых экс­ плуатационных расходов Е и е, приведенных затрат Z и z обладают очень пологими минимумами (рис. 111, г). Минимумы и максимумы кривых располагаются в области, соответствующей наиболее выгод­ ным значениям т (но обычно они не совпадают друг с другом).

1т^——-^

»^

Р, т/год

 

т,м 2)

£ u Z, руй/год

cjgi е и г,руд/т

 

Щгод

11,4

Рис. 111. Характер изменения отдельных величин, зависящих от толщины основной изоляции т (в разных масштабах)

Экономически наивыгоднейшую толщину изоляции т, при кото­ рой достигают минимума годовые приведенные затраты, определяет касательная к кривой z (или Z) = f (tn), параллельная оси абсцисс.

Полученную толщину т следует округлять до ближайшего стан­ дартного размера для плиточного теплоизоляционного материала. Если же допускается произвольная толщина изоляционного мате­ риала, то ее принимаемое значение, выраженное в миллиметрах, дол­ жно иметь последнюю цифру нуль или пять.

Погрешность определения экономичной толщины т численными методами составляет 10—15%, т. е. является величиной того же по­ рядка, что и погрешность вычисления по прототипу укрупненных измерителей и других исходных величин, необходимых для эконо­

мического

расчета.

 

 

Определяя толщину т, одновременно надо

находить наиболее

выгодные

значения коэффициента теплопередачи

k и удельного теп­

лового потока qF, соответствующие

этой толщине. Удельный тепло­

вой поток

 

 

 

 

qF = k-At

ккалІм2-ч.

(385)

Знание наивыгоднейшего потока qF дает возможность сокращать объем технико-экономических расчетов, потому что для многих судо­ вых стенок можно выбирать наиболее выгодную толщину т исходя не из экономического расчета, а из полученного значения qF для


однотипной стенки. При этом можно ограничиваться проведением трудоемких численных расчетов лишь для разнотипных стенок.

Рассмотрим порядок расчета на примере.

Пример 21. Определить наивыгоднейшую толщину основного изоляционного слоя т для носовой концевой переборки в носовом рефрижераторном трюме малого приемно-транспортного судна. Это судно предназначено для приема рыбы от промыс­ ловых судов непосредственно в море и перевозки ее на базу.

Главные размерения судна: длина L = 40,0

м;

ширина

В =

7,4

м;

высота

борта

Н = 3,6 м. Мощность главного двигателя

Ne

=

400

э. л.

с;

скорость

судна

vc =

8,5 узл . Количество рейсов, совершаемых

судном в

год, п =

24

рейса/год.

Удельный погрузочный объем для мороженой рыбы, перевозимой в деревянных ящиках, v = 3,0 м3/т.

Внутри рефрижераторного трюма необходимо поддерживать температуру tB =

=—12° С при максимальной температуре за носовой переборкой, граничащей со

служебными

помещениями,

tH = 32° С. Средняя

температура для этих

помещений

за период охлаждения в течение года (зависящая от сезонных колебаний

темпера­

туры

 

наружного

воздуха)

гн .С р = 25° С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система

охлаждения

 

рефрижераторных

трюмов — непосредственная.

 

 

Хладагент — аммиак. Рабочие температуры

хладагента: кипения г0 =

—23° С;

конденсации

tK

=

30° С и переохлаждения

tn

=

28° С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммарный объем брутто для размещения грузовых трюмов и холодильного

оборудования

 

= 560

ма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средние размеры переборки: ширина 7,4 м; высота 2,9 м. Наружная

поверхность

концевой переборки Fu =

7,4 - 2,9 = 21,45 м2.

Переборка

имеет

набор

из

неравно-

боких

угольников с высотой стенки h = 90 мм, шириной

полки

b =

60 мм,

толщи­

нами

стенки

и

полки

/ =

 

t = 8 мм. Расстояние

между

стойками

переборки s =

=

750

мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род теплоизоляционного материала и тип изоляционной

конструкции

выбираем

заранее, при эскизном проектировании судна, на основании

специального

дополни­

тельного экономического

анализа (см. § 14 и

17). Теплоизоляционный

материал —

экспанзит,

 

имеющий

эксплуатационный

коэффициент

теплопроводности

Я и =

=

0,05

ккал/м-ч-°С

и

объемный вес у =

180 кгс/м3.

Изоляционная

конструкция

переборки—нормальная

с боковым расположением брусков обрешетника.

Зашивка

изоляции — деревянная

толщиной б 3 = 36 мм; Я д = 0,15 ккал/м-

ч- °С. При

выборе

изоляционной конструкции толщина основной изоляции на концевой

переборке

была принята равной та0рМ=

150 мм; тогда нормативная толщина изоляции

поверх

набора

/норм —

'"норм — п — 150 — 90 = 60 мм. При fnH O pM

=

150 мм

измеритель

стоимости

намеченной к применению изоляционной конструкции и ее монтажа

(совместно

с обрешетником

и зашивкой) си

=

267,2 руб/м2-м,

а измеритель

объема

изоляции и и

=

1,24 м32-

м. При толщине,

принятой в эскизном проекте

( т Н о р м —

=

150 мм),

 

средняя расчетная площадь переборки Fcp

=

19,62

м2.

 

 

 

 

За прототип холодильной установки принимаем ее эскизный проект для задан­ ного судна (§ 61). По прототипу предварительно определяем следующие исходные величины для упрощенного численного расчета. По формуле (352) или (350) устана­ вливаем максимальное значение постоянной составляющей тепловой нагрузки на холодильную машину, учитывающей теплопередачу через все ограждения и части

корпуса судна во всех трюмах (кроме рассчитываемой концевой переборки): Qgn =

=

15 434 ккал/ч.

По формуле (358) или (356) определяем среднее значение

постоян­

ной составляющей холодопроизводительности: QjJn

с р = 10 524 ккал/ч.

Укрупненный

измеритель стоимости холодильного и энергетического оборудования

и его монтажа

учетом

запасного оборудования,

а также

испарительных

батарей) с" =

=

0,41

Стоимость топлива, расходуемого

на выработку

1000 ккал

холода

при рабочих условиях, s" = 1,04 коп/тыс-ккал.

Удельная стоимость

аммиака,

расходуемого на

пополнение утечек,

s" = 0,6

— ^ —

j -

. Укрупненный

 

 

 

 

 

Boo - тыс, ккал! ч

 

 

измеритель

общего объема, необходимого для размещения всех элементов холодиль-


ного и энергетического оборудования (в том числе резервного оборудования и охлаж-

дающих

батарей),

і>" = 4,91

тысккал/ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, дополнительно принимаем следующие величины:

коэффициент

запаса холодопроизводительности ср =

1,20, коэффициент рабочего времени холодиль­

ных компрессоров т =

0,75,

коэффициенты, учитывающие

стоимость

масла и соли,

(х=1,05 и 0 = 1 . С помощью

климатологических таблиц находим продолжительность

периода

охлаждения

трюмов

за навигацию (зависящую

от климатических условий

плавания) т 0 = 5760 ч/год. Коэффициент, учитывающий

отчисления на амортизацию

 

ру5/п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I //

 

 

1,12700

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І!

 

 

122500

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

mm,

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хгиоо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

122200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,22100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,22000

120

150

W

I 150

160

170

180 т. мм

 

 

110

 

 

 

Рис. 112. График

функции

г у

=

/ (т)

 

и ремонт изоляции, аи = 0,08

l/год.

Коэффициент, учитывающий расходы на амор­

тизацию и ремонт холодильного и энергетического оборудования (в

том числе и

охлаждающих батарей),

а0 =

 

0,12 l/год.

Так как судно выходит в район промысла

с пустыми трюмами, средний (за навигацию) коэффициент использования его чи­

стой грузоподъемности

5 = 0,49.

Нормативный срок

окупаемости

судна

в целом

Тн = 10 годам.

 

 

 

 

 

 

 

At

и средний Atcp

 

По формулам (34) и (353) определяем максимальный

перепады

температур, полагая в

этих

формулах

интенсивность

солнечной

радиации 1 = 0

и / с р =

0, так как концевая

переборка

солнцем не

освещается:

 

 

 

At = (tH 4 ) - f =

32 — (—12) =

44° С;

 

 

 

 

 

 

а н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д'ср =

('н.ср -

tB) +

«н

= 25 -

( - 1 2 )

= 37° С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг

варьирования

толщины

изоляции

принимаем

 

равным

20 мм. Дальнейшие

расчеты для всех принятых вариантов толщины сводим в табл.

17.

 

 

Д л я

более точного

определения наивыгоднейшей

толщины

изоляции

функцию

Zy = f (m) представляем

в графической

форме (рис. 112). Из приведенного

графика


Таблица 17

Численный расчет наивыгоднейшей толщины основного изоляционного слоя для носовой концевой переборки

 

 

 

 

Ч и с л е н н о е з н а ч е н и е в ы ч и с л я е м о й в е л и ч и н ы пр и

В ы ч и с л я е м а я в е л и ч и н а

О б о з н а ч е н и е

Р а с ч е т н а я

Р а з м е р н о с т ь

т о л щ и н е о с н о в н о г о и з о л я ц и о н н о г о с л о я

т, мм

ф о р м у л а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по

130

150

170

190

 

Т е п л о в а я н а г р у з к а н а

х о л о д и л ь н у ю м а ш и н у

 

 

 

Средний коэффициент теплопере­

дачи для носовой переборки (с уче­ том необходимых поправочных ко­ эффициентов)

Максимальное значение удельного теплового потока

Средняя площадь концевой пере­ борки

Максимальное значение перемен­

ной составляющей тепловой нагруз­ ки (вызываемой теплопередачей че­ рез рассчитываемую переборку)

Среднее значение переменной со­ ставляющей тепловой нагрузки

Потребная холодопроизводительность установки при рабочих усло­ виях

Средняя холодопроизводительность

k

Любого

ккал/м2

• ч • °С

0,60

0,49

0,41

0,35

0,31

 

метода

 

 

 

 

 

 

 

 

гл. V

 

 

 

 

 

 

 

 

или V I

 

 

 

21,55

18,03

15,40

13,64

9F

(385)

ккал/м2

• ч

26,40

Тср

(347)

м2

 

20,0

19,82

19,62

19,42

19,24

Qop

(349)

ккал/ч

845

684

566

479

420

Qop- ср

(355)

ккал/ч

711

576

476

403

353

Qo

(348)

ккал/ч

16 279

16 118

16 000

15 913

15 854

Qocp

(354)

ккал/ч

11 235

1! 100

11 000

10 927

10 877

С т р о и т е л ь н а я

с т о и м о с т ь

с у д н а

 

 

 

 

Стоимость

изоляции и ее монтажа

(369)

руб

587

689

786

882

976

для носовой

переборки