Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ю

-J

в 5

е Нестеро

4-. ^1

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

табл. 17

 

 

 

 

 

Ч и с л е н н о е

з н а ч е н и е

вычисляемой в е л и ч и н ы пр и

В ы ч и с л я е м а я в е л и ч и н а

О б о з н а ч е н и е

Р а с ч е т н а я

Р а з м е р н о с т ь

т о л щ и н е о с н о в н о г о и з о л я ц и о н н о г о с л о я т. мм

ф о р м у л а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п о

130

150

170

190

Стоимость

всего устанавливаемого

Со

(370)

руб

6660

6610

6560

6520

6500

холодильного и энергетического обо­

 

 

 

 

 

 

 

 

рудования,

а также его монтажа

 

 

 

 

 

 

 

 

Условная стоимость постройки судна

Стоимость топлива, расходуемого на работу холодильной машины

Стоимость хладагента, расходуе­ мого на пополнение утечек из си­ стемы

Су

(371)

РУб

7247

7299

7346

7402

7476

Г о д о в ы е

э к с п л у а т а ц и о н н ы е

р а с х о д ы

 

 

 

ЕТ

(360)

руб/'год

708

699

692

689

685

 

(361)

руб/год

9,76

9,68

9,60

9,55

9,51

Расходы на амортизацию и ремонт

ЕИ

(373)

руб/год

47,0

55,1

62,9

70,6

78,1

изоляции

носовой переборки

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие

отчисления

на амортиза­

 

(374)

руб/год

800

794

788

783

780

цию и ремонт холодильного и энер­

 

 

 

 

 

 

 

 

гетического

оборудования

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные

годовые

эксплуатацион­

Еу

(375)

руб/год

1564,76

1557,78

1552,50

1552,15

1552,61

ные расходы

судна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1' о д о в а я

п р о в о з н а я

с п о с о б н о с т ь

с у д н а

 

 

 

Объем,

отнимаемый

изоляцией пе­

 

(377)

м3

2,73

3,20

3,65

4,09

4,53

реборки

(вместе с зашивкой)

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем,

необходимый

для разме­

Vo

(378)

м3

80,0

79,3

78,6

78,2

77,9

щения всех

элементов

оборудования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

табл. 17

 

 

 

 

 

 

 

Ч и с л е н н о е з н а ч е н и е

вычисляемой в е л и ч и н ы пр и

 

 

 

 

О б о з н а ч е н и е

Р а с ч е т н а я

Р а з м е р н о с т ь

т о л щ и н е о с н о в н о г о и з о л я ц и о н н о г о с л о я т, мм

В ы ч и с л я е м а я в е л и ч и н а

ф о р м у л а

 

 

 

 

 

190

 

 

 

 

 

 

 

п о

130

 

150

170

Условная

вместимость

трюмов

V„.y

 

М3

477,27

477,50

 

477,75

477,71

477,57

- ( V H + V o )

 

 

 

 

 

 

 

нетто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условная чистая грузоподъемность

Dy

Кн. у

т

159,09

159,17

 

159,25

159,24

159,19

V

 

 

 

 

 

 

 

 

судна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условное

количество

груза, пере­

 

(381)

т/год

1870,9

1871,8

 

1872,8

1872,7

1872,1

возимого судном за год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о к а з а т е л и э к о н о м и ч е с к о й э ф ф е к т и в н о с т и

с у д н а

 

 

Условные

удельные

капитальные

Су

Су

руб

3,8735

3,8941

 

3,9225

3,9526

3,9934

Ру

т/год

 

 

 

 

 

 

 

вложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

еу

Еу

руб/т

0,83637

0,83224

0,82897

0,82883

0,82934

Условная

удельная

себестоимость

Ру

перевозки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные

удельные

приведенные

Zy

1

руб/т

1,22372

1,22165

1,22122

1,22409

1,22868

ЄуЛ-^Cy

затраты

 

 

 

 

1 н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


видно,

что минимуму условных удельных

приведенных

затрат г у соответствует

т н =

144 мм. Эта толщина и является экономически наивыгоднейшей

для

носовой

переборки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т =

Значение

т н округляем

до ближайшего размера

по

сортаменту.

Принимаем

145 мм;

тогда

толщина

изоляции поверх

набора

в

нормальной

конструкции

/ =

т — h =

145 — 90 = 55

мм, а

общая

толщина

изоляционной

конструкции

вместе

с зашивкой

т -•)- б 3

=

145 +

36 =

181

мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет

ежегодных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эксплуатационных расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

с учетом изменения

объема,

 

 

 

 

 

 

 

 

занимаемого

изоляцией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и оборудованием

 

 

 

 

Как уже отмечалось, когда толщина изоляции влияет на провоз­

ную

способность

(или

производительность)

судна,

строгий

расчет

наиболее выгодного ее значения следует производить по формуле удельных приведенных затрат (367). Однако эта формула неудобна для аналитического расчета, так как зависимость z = f (т) полу­ чается чрезвычайно сложной.

Аналитическое решение задачи проще производить, опираясь на формулу абсолютных приведенных затрат (366) во всех случаях. При этом, когда при варьировании толщины изоляции меняется про­ возная способность Р, в состав эксплуатационных расходов следует условно включать ежегодное изменение (по сравнению с прототипом)

стоимости пространства, занимаемого изоляцией Ет

и

оборудова­

нием (рефрижераторным или кондиционирующим) Е10.

Тогда эксплу­

атационные расходы

 

 

 

 

Е0 = Е" + ЕТ -+ £а + Еи + Еа, п + Е0 - f EVii - f Evo

руб/год.

(386)

Если изменение толщины изоляции не влияет на вместимость

VH

и, следовательно, провозную способность Р, то Ет = 0;

EVQ =

0,

а

Ev = Е, и выражение (386) совпадает с формулой

(372). При

этом

аналитический расчет, базирующийся на формуле (366), является вполне строгим.

В других случаях аналитический расчет, производимый по фор­ муле (366), оказывается приближенным. Однако расхождение между толщинами изоляции, даваемыми строгим численным расчетом по формуле (367) и приближенным аналитическим по зависимости (366), меньше относительной погрешности определения по прототипу раз­ личных измерителей и исходных величин, необходимых для экономи­ ческого расчета. Предлагаемый метод учета изменения провозной способности Р путем включения стоимостей Еш и Ev0 в сумму всех текущих расходов Ev существенно упрощает аналитическое решение поставленной задачи.

Стоимость отнимаемого объема при варьировании толщины изо­ ляции можно рассматривать как некоторый условный расход, и наоборот, стоимость возвращаемого объема — как доход.


Доходы от грузовых (или пассажирских) перевозок

вычисляют

по средним доходным ставкам за перевозку одной тонны

груза (или

одного пассажира), определяемым по тарифам. Доходы рыбопро­ мыслового судна рассчитывают по средней стоимости добываемой рыбы (в рубіт). Стоимость объема судовых помещений также можно находить, пользуясь средними доходными ставками. Однако доход­ ные ставки не полностью отражают затраты на перевозку и потому использование их может привести к значительным погрешностям (так как изменение вместимости судна заметно влияет на результаты технико-экономического расчета). По этой причине доходные ставки

лучше заменять удельной себестоимостью перевозки е

рубіт

(или руб/чел)],

определяемой

по прототипу.

 

 

 

 

Потерю или приращение полезной вместимости трюмов VH при

варьировании

толщины

основной

изоляции

т следует

определять

по сравнению

с ее нормативным

значением

тноры, принятым

ранее

во время выбора изоляционной конструкции,

или же

по

сравнению

с ее значением

в прототипе

тп.

 

 

 

 

 

Изменение вместимости трюмов нетто, вызываемое изменением

объема рассчитываемой

изоляционной конструкции

по

сравнению

с предварительно принятым

ее объемом,

 

 

 

 

Ежегодная стоимость пространства, отнимаемого или высво­ бождаемого изоляционной конструкцией,

Ет = s " - ~ Д ^ и = 6 « - ~ У > Л Р тпоры) руб/год.

(387)

В эту формулу для рефрижераторных и рыбопромысловых судов

значение

удельной себестоимости перевозки

е"

следует

подставлять

в

рубіт,

а удельного погрузочного

объема

v — в м31т;

для

пасса­

жирских

же судов — соответственно

в рубічел

и

м31чел.

 

еп

Удельную себестоимость перевозки на грузопассажирских

судах

в случае расчета изоляции для пассажирских

помещений

необ­

ходимо определять по формуле (384), а для грузовых трюмов — по

зависимости

(383).

 

Величина

en/v

рубім3) представляет собой стоимость-'- 1 ж 3

трюма или

жилого

помещения.

Из структуры формулы (387) видно, что при увеличении толщины

т по

сравнению с

ее

предварительно

принятым значением т н о р м

объем VK, занимаемый изоляцией, увеличивается; следовательно,

объем

трюмов нетто

VH

уменьшается.

Судно теряет возможность

перевезти некоторое количество груза (или пассажиров), при этом расходы, связанные с потерей полезной вместимости трюмов, воз­ растают т > 0 ) . И наоборот, при т < т н о р м потерянный объем трюмов уменьшается, судно приобретает способность перевезти дополнительное количество груза, в результате чего доходы судна

увеличиваются т < 0). Когда т = т н о р м , Ет

0.

27*

419


Изменение вместимости нетто VH вследствие изменения объема, необходимого для размещения холодильного и энергетического обо­ рудования,

 

 

 

 

AVo

= o S ( Q o - Q o ) -

1 0 _ 3

м 3 -

 

 

 

 

Годовые расходы или доходы, вызываемые изменением объема,

занимаемого

оборудованием,

 

 

 

 

 

 

 

 

Evo

=

6п

А1/0

=

8п

 

vn0 (Qo — Qo)

10"3

руб/год.

 

(388)

При т > тп

уменьшается

тепловая

нагрузка

на холодильную

машину (Qo <

Qo) и, следовательно, уменьшается

объем

V0,

необхо­

димый для размещения оборудования, вместимость трюмов

нетто VH

увеличивается.

Расходы

судна

при этом уменьшаются

(Evo

<С 0),

т. е. в связи с высвобождением объема

Д1/0 судно дает

некоторый

доход. При т тп тепловая нагрузка

возрастает (Q0 >Qo),

объем

нетто К„

уменьшается,

расходы

судна

возрастают (Evo

> 0 ) .

При

т = тп

нагрузка

Q0 =

Qo и Evo

= 0.

е =

Е1Р,

конечно,

зависит

Удельная

себестоимость

перевозки

от варьируемой толщины т на рассчитываемой отдельной

поверх­

ности, т. е. е =

/ (т). Однако при обычных пределах изменения тол­

щины т ее влияние на удельную себестоимость е является

незначи­

тельным. Поэтому для упрощения аналитического расчета изменением себестоимости перевозки е можно пренебрегать, приближенно пола­ гая е = const.

Величина е резко уменьшается с ростом грузоподъемности судна D. В ориентировочных расчетах можно принимать: для малых рефри­

жераторных судов

е = 10 -т-50,

средних

е =

3 -т-5 и для

больших

судов е =

0,2н-1,0

рубіт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приближенный

аналитический

 

 

 

 

 

 

 

метод определения наивыгоднейшей

 

 

 

 

 

 

толщины

изоляции

 

 

 

 

Аналитический расчет. Годовые приведенные затраты на судно Z

были представлены выше в следующем виде: Z = / (m,

Q0 , Q0 c p).

При этом

[см. формулы (351) и (357)] Q0 =

ф (k) и Q 0 c p

=

q>x (я).

В

свою очередь k

=

яр (т),

следовательно,

 

 

 

 

 

 

Z

=

f \т,

(р [гр (т) ], цх

[гр (т) ]}.

 

 

 

Таким образом, затраты Z фактически оказываются функцией (задан­

ной указанным сложным образом) одной независимой переменной

т,

т. е. Z = f (т).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для упрощения аналитического расчета зависимостью средней

площади

ограждения

F c p

от

рассчитываемой толщины

т,

Fcp

=

=

fi (т)>

можно пренебрегать,

приближенно

полагая Fcp

=

const.