Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 6
видно, |
что минимуму условных удельных |
приведенных |
затрат г у соответствует |
|||||||||||
т н = |
144 мм. Эта толщина и является экономически наивыгоднейшей |
для |
носовой |
|||||||||||
переборки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
т = |
Значение |
т н округляем |
до ближайшего размера |
по |
сортаменту. |
Принимаем |
||||||||
145 мм; |
тогда |
толщина |
изоляции поверх |
набора |
в |
нормальной |
конструкции |
|||||||
/ = |
т — h = |
145 — 90 = 55 |
мм, а |
общая |
толщина |
изоляционной |
конструкции |
|||||||
вместе |
с зашивкой |
т -•)- б 3 |
= |
145 + |
36 = |
181 |
мм. |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
§ 68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет |
ежегодных |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
эксплуатационных расходов |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
с учетом изменения |
объема, |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
занимаемого |
изоляцией |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
и оборудованием |
|
|
|
||||
|
Как уже отмечалось, когда толщина изоляции влияет на провоз |
|||||||||||||
ную |
способность |
(или |
производительность) |
судна, |
строгий |
расчет |
наиболее выгодного ее значения следует производить по формуле удельных приведенных затрат (367). Однако эта формула неудобна для аналитического расчета, так как зависимость z = f (т) полу чается чрезвычайно сложной.
Аналитическое решение задачи проще производить, опираясь на формулу абсолютных приведенных затрат (366) во всех случаях. При этом, когда при варьировании толщины изоляции меняется про возная способность Р, в состав эксплуатационных расходов следует условно включать ежегодное изменение (по сравнению с прототипом)
стоимости пространства, занимаемого изоляцией Ет |
и |
оборудова |
||
нием (рефрижераторным или кондиционирующим) Е10. |
Тогда эксплу |
|||
атационные расходы |
|
|
|
|
Е0 = Е" + ЕТ -+ £а + Еи + Еа, п + Е0 - f EVii - f Evo |
руб/год. |
(386) |
||
Если изменение толщины изоляции не влияет на вместимость |
VH |
|||
и, следовательно, провозную способность Р, то Ет = 0; |
EVQ = |
0, |
а |
|
Ev = Е, и выражение (386) совпадает с формулой |
(372). При |
этом |
аналитический расчет, базирующийся на формуле (366), является вполне строгим.
В других случаях аналитический расчет, производимый по фор муле (366), оказывается приближенным. Однако расхождение между толщинами изоляции, даваемыми строгим численным расчетом по формуле (367) и приближенным аналитическим по зависимости (366), меньше относительной погрешности определения по прототипу раз личных измерителей и исходных величин, необходимых для экономи ческого расчета. Предлагаемый метод учета изменения провозной способности Р путем включения стоимостей Еш и Ev0 в сумму всех текущих расходов Ev существенно упрощает аналитическое решение поставленной задачи.
Стоимость отнимаемого объема при варьировании толщины изо ляции можно рассматривать как некоторый условный расход, и наоборот, стоимость возвращаемого объема — как доход.
Доходы от грузовых (или пассажирских) перевозок |
вычисляют |
по средним доходным ставкам за перевозку одной тонны |
груза (или |
одного пассажира), определяемым по тарифам. Доходы рыбопро мыслового судна рассчитывают по средней стоимости добываемой рыбы (в рубіт). Стоимость объема судовых помещений также можно находить, пользуясь средними доходными ставками. Однако доход ные ставки не полностью отражают затраты на перевозку и потому использование их может привести к значительным погрешностям (так как изменение вместимости судна заметно влияет на результаты технико-экономического расчета). По этой причине доходные ставки
лучше заменять удельной себестоимостью перевозки е |
[в |
рубіт |
||||||
(или руб/чел)], |
определяемой |
по прототипу. |
|
|
|
|
||
Потерю или приращение полезной вместимости трюмов VH при |
||||||||
варьировании |
толщины |
основной |
изоляции |
т следует |
определять |
|||
по сравнению |
с ее нормативным |
значением |
тноры, принятым |
ранее |
||||
во время выбора изоляционной конструкции, |
или же |
по |
сравнению |
|||||
с ее значением |
в прототипе |
тп. |
|
|
|
|
|
|
Изменение вместимости трюмов нетто, вызываемое изменением |
||||||||
объема рассчитываемой |
изоляционной конструкции |
по |
сравнению |
|||||
с предварительно принятым |
ее объемом, |
|
|
|
|
Ежегодная стоимость пространства, отнимаемого или высво бождаемого изоляционной конструкцией,
Ет = s " - ~ Д ^ и = 6 « - ~ У > Л Р {т — тпоры) руб/год. |
(387) |
В эту формулу для рефрижераторных и рыбопромысловых судов
значение |
удельной себестоимости перевозки |
е" |
следует |
подставлять |
||||
в |
рубіт, |
а удельного погрузочного |
объема |
v — в м31т; |
для |
пасса |
||
жирских |
же судов — соответственно |
в рубічел |
и |
м31чел. |
|
|||
еп |
Удельную себестоимость перевозки на грузопассажирских |
судах |
||||||
в случае расчета изоляции для пассажирских |
помещений |
необ |
ходимо определять по формуле (384), а для грузовых трюмов — по
зависимости |
(383). |
|
Величина |
en/v |
(в рубім3) представляет собой стоимость-'- 1 ж 3 |
трюма или |
жилого |
помещения. |
Из структуры формулы (387) видно, что при увеличении толщины
т по |
сравнению с |
ее |
предварительно |
принятым значением т н о р м |
объем VK, занимаемый изоляцией, увеличивается; следовательно, |
||||
объем |
трюмов нетто |
VH |
уменьшается. |
Судно теряет возможность |
перевезти некоторое количество груза (или пассажиров), при этом расходы, связанные с потерей полезной вместимости трюмов, воз растают (Ет > 0 ) . И наоборот, при т < т н о р м потерянный объем трюмов уменьшается, судно приобретает способность перевезти дополнительное количество груза, в результате чего доходы судна
увеличиваются (Ет < 0). Когда т = т н о р м , Ет |
— 0. |
27* |
419 |
Изменение вместимости нетто VH вследствие изменения объема, необходимого для размещения холодильного и энергетического обо рудования,
|
|
|
|
AVo |
= o S ( Q o - Q o ) - |
1 0 _ 3 |
м 3 - |
|
|
|
|
|||
Годовые расходы или доходы, вызываемые изменением объема, |
||||||||||||||
занимаемого |
оборудованием, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Evo |
= |
6п |
А1/0 |
= |
8п |
|
vn0 (Qo — Qo) |
10"3 |
руб/год. |
|
(388) |
|||
При т > тп |
уменьшается |
тепловая |
нагрузка |
на холодильную |
||||||||||
машину (Qo < |
Qo) и, следовательно, уменьшается |
объем |
V0, |
необхо |
||||||||||
димый для размещения оборудования, вместимость трюмов |
нетто VH |
|||||||||||||
увеличивается. |
Расходы |
судна |
при этом уменьшаются |
(Evo |
<С 0), |
|||||||||
т. е. в связи с высвобождением объема |
Д1/0 судно дает |
некоторый |
||||||||||||
доход. При т <С тп тепловая нагрузка |
возрастает (Q0 >Qo), |
объем |
||||||||||||
нетто К„ |
уменьшается, |
расходы |
судна |
возрастают (Evo |
> 0 ) . |
При |
||||||||
т = тп |
нагрузка |
Q0 = |
Qo и Evo |
= 0. |
е = |
Е1Р, |
конечно, |
зависит |
||||||
Удельная |
себестоимость |
перевозки |
||||||||||||
от варьируемой толщины т на рассчитываемой отдельной |
поверх |
|||||||||||||
ности, т. е. е = |
/ (т). Однако при обычных пределах изменения тол |
|||||||||||||
щины т ее влияние на удельную себестоимость е является |
незначи |
тельным. Поэтому для упрощения аналитического расчета изменением себестоимости перевозки е можно пренебрегать, приближенно пола гая е = const.
Величина е резко уменьшается с ростом грузоподъемности судна D. В ориентировочных расчетах можно принимать: для малых рефри
жераторных судов |
е = 10 -т-50, |
средних |
е = |
3 -т-5 и для |
больших |
||||||
судов е = |
0,2н-1,0 |
рубіт. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
§ 69 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приближенный |
аналитический |
|
|||
|
|
|
|
|
|
метод определения наивыгоднейшей |
|||||
|
|
|
|
|
|
толщины |
изоляции |
|
|
|
|
|
Аналитический расчет. Годовые приведенные затраты на судно Z |
||||||||||
были представлены выше в следующем виде: Z = / (m, |
Q0 , Q0 c p). |
||||||||||
При этом |
[см. формулы (351) и (357)] Q0 = |
ф (k) и Q 0 c p |
= |
q>x (я). |
|||||||
В |
свою очередь k |
= |
яр (т), |
следовательно, |
|
|
|
|
|||
|
|
Z |
= |
f \т, |
(р [гр (т) ], цх |
[гр (т) ]}. |
|
|
|
||
Таким образом, затраты Z фактически оказываются функцией (задан |
|||||||||||
ной указанным сложным образом) одной независимой переменной |
т, |
||||||||||
т. е. Z = f (т). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Для упрощения аналитического расчета зависимостью средней |
||||||||||
площади |
ограждения |
F c p |
от |
рассчитываемой толщины |
т, |
Fcp |
= |
||||
= |
fi (т)> |
можно пренебрегать, |
приближенно |
полагая Fcp |
= |
const. |