Файл: Матлин Г.М. Проектирование оптимальных систем производственной связи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Величина Т здесь и ранее должна выбираться, исходя из усло­ вия обеспечения стационарности потока вызовов, без чего нельзя

говорить

о пуассоновском входящем

потоке требований. Обычно

в качестве отрезка Т принимается час наибольшей нагрузки.

 

Если число абонентов, пользующихся телефонным аппаратом,

равно m

(т > 1 ) и все они создают

одинаковый поток вызовов,,

то

 

 

 

 

T, = ( l T w+ Kc,T'n)mT.

(3.34')

В ф-лах (3.34) и (3.34') величины

интенсивностей потоков от­

несены к одному абоненту.

 

 

Время пребывания на рабочем месте. На основании ф-лы

(3.19)

имеем

 

 

 

р(. = Т - [ Г т + Т0].

І= 1

Влевой части этого равенства стоит суммарное время пребыва­

ния абонента на своих рабочих местах в течение отрезка време­ ни Т. С возрастанием Тт и Т0 это время уменьшается.

Если за время пребывания абонента на г-м рабочем месте вы­ зовов не поступает, он будет находиться на этом месте в течение

отрезка времени tі. Вероятность такого события равна е £. Обозначим математическое ожидание времени собственно под­

хода к телефонному аппарату, разговора и возвращения на і-е ра­ бочее место, отнесенное к одному вызову, через tі_г, т. е. на осно­ ве (3.31):

і= 1

Допустим, что ti — отрезок времени интервала Г, в течение которого абонент находился бы на своем рабочем месте, если бы не было телефонного аппарата. Тогда при установке аппарата и поступлении за время ti ровно одного вызова время пребывания абонента на рабочем месте сократится до величины titі_г. Ве­

роятность такого события равна X(ti—/і_г)е~ При пос­ туплении двух вызовов время пребывания абонента на і-м рабочем

месте составит ti2ti-r,

а вероятность такого события равна

 

 

образом, получим

 

Рассуждая дальше таким же2!

е

 

 

М Щ =

“ * +

,

-г)

— X ( 'H l- ,)

+

(*,— М-г)

11

е

 

 

— 136 —

 

 

 


+ (* i- 2 f1_r)

21

- Ң <-2Н-г)

+

+

е

+

 

е <

 

(3.35)

В приведенной формуле количество членов ряда определяется величиной k, которая ограничивается целой частью отношения

k <

- t ]

Отсюда следует, что k-й член ряда (3.35) равен нулю. Поэтому ft-i .

Тг = М [*(] =

е~:«і ^

(tt -

yY1_r)/+1e,W‘- ' .

(3.35')

Ряд (3.35') быстро

I=o 7

как первый его член

равен

сходится,

так

іі, а последний стремится к нулю. При одном из малых у эта функ­ ция имеет максимум. Из ф-лы (3.35) следует, что при Л=0 M[ti]='ti, а при А,-»-«) М[У,}—<-0.

Если абонент может находиться только на одном рабочем мес­ те, то ti = \. и ф-ла (3.35') приобретает вид

Тг = e“ w<J ] У - (іі - /*,_г)ж ^ ‘l- r

(3-35")

/=і

Вероятность отсутствия непроизводительных затрат времени на подход к телефонному аппарату. Для более полной характеристики непроизводительных затрат времени, связанных с подходом к те­ лефонному аппарату, необходимо определить вероятность наступ­ ления события Q — отсутствия этих затрат.

При возникновении исходящего вызова абонент не затрачивает времени на подход к телефонному аппарату в течение всего вре­ мени пребывания возле аппарата, а также в том случае, если он уже находится на пути к аппарату для осуществления предыдущего (безразлично, входящего или исходящего) разговора. Поэтому ве­ роятность отсутствия затрат времени на подход к телефонному аппарату при исходящем вызове

<7о = ^исх

-+■ К7ТИ+ ÄHCXТТП] + К t0aPwcx(1, t0a),

(3.36)

 

_ т

 

где .Рисх(ІДоа) — вероятность поступления одного исходящего вы­ зова за отрезок времени /оа, когда абонент направляется к теле­

фонному аппарату, Рисх(1, t0a) = Ксхt0aе- ^ « V ,/і=0_ , время пре­ бывания абонента на рабочем месте, совпадающем с местоположе­ нием телефона.

После подстановки получим

 

 

 

 

Яо — *„сх ["

і=О

к т т и

^исх ТТП 4-

[М[1\¥

е

V

■мт

Т

 

. (3.36')

 

 

 

 

 

 

 

137 —


Ожидание освобождения телефонного аппарата - * • вызывающего абонента

Время ожидания освобождения на исходящем конце телефон­ ного аппарата* от ведения предыдущего разговора зависит от ве­ личины нагрузки, создаваемой одним абонентом у, и числа або­ нентов т, пользующихся этим аппаратом. С точки зрения вели­ чины создаваемой нагрузки в чнн все абоненты принимаются экви­ валентными.

Телефонный аппарат одновременно может обслуживать только один вызов. Если в момент поступления очередного вызова теле­ фонный аппарат свободен, то вызов начинает обслуживаться не­ медленно. Если же в указанный момент телефонный аппарат за­ нят, то обслуживание поступившего вызова задерживается до мо­ мента освобождения аппарата. В этом случае образуется очередь, состоящая из одного требования. Если в рассматриваемой сети одновременно находятся- 3, 4, ..., т вызовов, длина очереди, соот­ ветственно составляет 2, 3, ..., ( т —1) вызовов.

Телефонный аппарат и т потребителей входящих и исходящих сообщений, передаваемых с его помощью, образуют систему без потерь, так как ни один поступивший вызов не окажется необслуженным. Некоторые вызовы будут обслужены незамедлительно (если телефонный аппарат в момент их поступления свободен), а другие задерживаются до момента освобождения телефонного аппарата. Поэтому рассматриваемая система является системой с ожиданием, причем число источников нагрузки конечно (т. е. т < оо).

Продолжительность нахождения вызова, сообщения и т. д. в рас­ сматриваемой системе есть случайная величина. Примем, что она подчиняется показательному закону распределения, т. е.

 

_ t_

P ( l < t ) = 1 - е

,

где t — текущая координата времени;

ti — математическое ожида­

ние времени обслуживания вызова ((нахождения требования в си­ стеме) .

В любой момент времени в системе может одновременно нахо­ диться k требований ( k ^ m ) . В данном случае конкретная реали­ зация процесса поступления вызовов может быть охарактеризова­ на одним числом — количеством поступивших вызовов (требова­ ний, заявок, сообщений и т. п.), которое и определяет состояние рассматриваемой системы. Поскольку число источников т, соз­ дающих вызовы (как входящие, так и исходящие), конечно, воз­ можно т + 1 состояние данной системы (табл. 3.7).

Каждому состоянию системы соответствует определенная ве­

роятность.

Обозначим через рь. вероятность

того, что

в

системе

в данный

момент времени находится ровно k

вызовов

(при этом

k—1 вызовов образуют очередь). Нетрудно

видеть, что

вероят-

 

— 138 —

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3.7

СОСТОЯНИЕ СЕТИ СВЯЗИ С ОДНИМ ОБСЛУЖИВАТЕЛЕМ

 

№№ состояний

 

0

1

2

3

k

т

Число поступивших

вы­

0

1

2

3

k

т

зовов

 

Число вызовов, ожида­

 

 

 

 

 

 

ющих обслуживания

(оче­

0

0

1

2

k—\

т—1

редь)

 

 

 

 

 

 

 

ности pk и являются вероятностями состояний, в которых может находиться система. Поскольку система обязательно находится в одном из своих состояний, имеет место равенство

т

 

I Р*= 1

(3.37)

О

 

Ожидание освобождения занятого телефонного аппарата на ис­ ходящем конце будет охарактеризовано, если будут известны ма­ тематическое ожидание времени ожидания данного вида ti, вероят­ ность отсутствия ожидания данного вида qi и вероятность наличия

непроизводительных затрат времени из-за

ожидания

этого вида

рі. Последние две вероятности вследствие

сделанного

допущения

о том, что абонент не откажется от соединения вне зависимости от продолжительности ожидания или каких-либо других факторов, связаны соотношением

<7і = 1 — Ръ

(3.38)

В рассматриваемой системе время ожидания освобождения за­ нятого телефонного аппарата равно времени ожидания начала обслуживания, так как по условию поступивший вызов немедлен­ но обслуживается после освобождения телефонного аппарата от ведения предшествующей передачи информации. В свою очередь, математическое ожидание времени ожидания начала обслужива­ ния равно математическому ожиданию числа вызовов, ожидающих начала обслуживания. Это равенство вытекает из того факта, что в любой момент времени в системе находится k— \ ожидающих вызовов. Поэтому математическое ожидание числа вызовов, ожи­ дающих начала обслуживания (или, что тоже самое, математиче­ ское ожидание длины очереди), выраженное в долях от рассмат­ риваемого интервала времени (например, чнн), является средним временем начала обслуживания вызовов, поступивших в систему

— 139 —


в течение этого интервала. Тогда по определению математического

ожидания

т

M[k, Т\ = Тх = ^ к - {)Р^

(3-39)

k = \

 

где M[k, Г] — математическое ожидание числа вызовов, поступив­ ших в систему в течение интервала времени Т и ожидающих на­ чала обслуживания; Т\ — математическое ожидание общих затрат времени на ожидание освобождения телефонного аппарата от ве­ дения предыдущей передачи информации, выраженное в долях от Т.

Найдем выражения для вероятностей P h . Обозначим через P h ( t )

вероятность

того,

что в системе в момент времени

находится

ровно

k

вызовов,

а

через

P i k ( A

t )

— условную вероятность того, что через время At

в рассматриваемой си­

стеме будет k вызовов, если в момент времени t

их было і .

Вероятность того, что

к моменту времени t + A t в системе будет к вызовов, если в

момент

времени t

их было і , по формуле полной вероятности равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P k ( t + A t )

=

Ymi P i ( t ' > P " ‘ ( b t ) -

 

 

 

 

(3 - 4 0 )

 

 

 

 

 

і=о

 

 

 

 

 

 

 

Вычислим вероятности Pih(At)

перехода системы из состояния і

в состояние

k за время A t . Вначале допустим, что

|(—/г |^ 1 . Тогда к моменту времени

t+At

в системе могут находиться k вызовов только в следующих случаях:

 

 

нового

а)

 

в момент времени t

было і = к

вызовов и за

время A t

не поступило

вызова и не завершился ни один из имеющихся;

1 вызовов и за время A t

один из

б)

в момент времени t

в системе было i=k +

них закончился;

в системе было і — к —

1

вызовов и за время A t

посту­

в)

в момент времени t

пил еще один новый вызов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вероятность осуществления случая а) равна по теореме произведений вероят­ ностей произведению вероятности того, что из m—k возможных вызовов за время

A t в систему в действительности не поступит

ни одного,

и вероятности того, что

за время A t

не будет окончено обслуживание вызова:

 

 

 

P k k ( А 0 = [1 -

W i ( А t ) ] m ~ k Ц 7 0 ( Д t ) ,

( 3 . 4 1 )

где W i ( A t )

— вероятность поступления одного требования в течение времени A t - ,

W o ( A t ) — вероятность того, что за

время A t

не будет

окончено обслуживание

вызова.

 

 

 

 

_ д <

 

 

 

 

 

. Исходя из свойств простейшего

потока

 

t ; H70(A /)= e

т

W t ( A t ) = X A

= 1 —

_A

 

вследствие ординарности потока

вероятность

При этом принимается, что

T '

 

 

 

 

 

того, что появится больше одного требования за малый промежуток времени At, есть бесконечно малая величина более высокого порядка, чем At. Поэтому ве­

роятности Wii(At) в степени выше первой представляют

собой

бесконечно малые

величины. С учетом этих обстоятельств

 

 

Pkk(At) = \ - K ( m - k ) A t ~ ~ .

(3.41')

Из (3.41') получим

(с точностью до бесконечно малых):

 

Р00 (А 0 =

[1 - W'I (A t)]m W0 (A t)° = 1-

X tn A t;

(3.41")

Pmm(At) = ( l - W 1( A t ) r W 0(At)m = l - m

(3.41'")

140 —