Файл: Матлин Г.М. Проектирование оптимальных систем производственной связи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 0
1) число обслуживающих приборов больше одного, число ис точников нагрузки не ограничено;
2)число обслуживающих приборов больше одного, число ис точников нагрузки ограничено;
3)однолинейная система — один обслуживающий прибор. Первый случай имеет место при телефонной и радиотелефон
ной автоматической связи; второй — при автоматизации диспет черской телефонной связи, в избирательных системах производст венной громкоговорящей связи и при централизованном автома тизированном громкоговорящем оповещении; третий — при пря мой диспетчерской радиосвязи1и в циркулярных системах произ водственной громкоговорящей связи.
Расчеты показывают, что при реальных значениях величины нагрузки и числе источников нагрузки более 40 система может рассматриваться в условиях неограниченного,количества абонен тов. В противном случае следует учитывать состояние не только вызывающего абонента, но и других источников нагрузки, под ко торыми понимаются телефонные аппараты, радиостанции и другие абонентские средства связи, каждым из которых пользуется груп па абонентов.
Число источников нагрузки обозначим через т, а число обслу живающих приборов — через ѵ. Потери времени на ожидание будут отсутствовать, если число одновременно поступающих вызовов не превосходит количества обслуживающих аппаратов, т. е. к(т)^.ѵ. Таким образом, вероятность отсутствия потерь времени на ожидание равна вероятности застать для поступающего требо вания хотя бы один свободный прибор.
Следует отметить, что установление соединения с помощью коммутационных приборов всегда производится несколькими сту пенями (ступени искания), на каждой из которых имеется опре деленное количество приборов. Занятость может возникнуть на любой ступени искания и для решения нашей задачи небезразлич но, где она возникнет фактически. Отрезок времени от момента поступления вызова до момента, когда все ступени искания будут пройдены и установится соединение, будем называть моментом начала обслуживания по аналогии с подобной характеристикой в теории массового обслуживания.
Формулы для определения вероятности отсутствия непроизво дительных затрат времени на ожидание в процессе установления соединения (сверх времени /т) получены в результате применения методов теории массового обслуживания с учетом того, что вхо дящий поток требований — пуассоновский, а время обслужива ния— показательное (см. табл. 2.2).
При выводе формул для определения вероятности отказа або нента от установления соединения принимается, что эти отказы возникают только тогда, когда время ожидания превысит какой-то заданный предел. Обозначим время ожидания (являющееся слу чайной величиной) через g, а указанный предел через t. Тогда во
— 145 —
всех случаях вероятность явных потерь может быть найдена как Poo = P{l>t}- Например, для первого случая (т> 4 0 ; ш>1)
|
уV |
1 |
~ [Ѵ-У] t |
Рі |
1и |
||
УV |
ф — 1)! [ѵ —у] |
|
|
S M!L |
|
||
k\ |
(ѵ— l)Uü — у] |
|
|
Предел t целиком определяется абонентом и, в частности, зна |
|||
чением (важностью) |
той информации, которую он |
собирается пе |
редать. Поэтому t является случайной величиной. На практике часто случается, что абонент сразу же после получения сигнала «занято» отказывается от осуществления передачи информации или подолгу пытается установить соединение. Влияющими факто рами здесь являются работа сети связи (при большом среднем времени ожидания для сети в целом учащаются случаи быстрых отказов от установления соединения), загрузка дбОнентокого уст ройства (при наличии ожидающих абонент может отказаться от установления соединения раньше), продолжительность технически необходимого на установление соединения времени U и т. д. Вслед ствие этого величина t должна устанавливаться конкретно для каж дой сети на основании изучения соответствующих статистических данных.
Для всех рассматриваемых случаев вероятность того, что будут иметься затраты времени на ожидание в процессе установления соединения р2= \ —q2—рщ. При малых величинах потерь сообще ния допустимо считать, что вероятность потерь вызова по всему тракту соединения равна сумме вероятностей потерь на всех этапах соединения. Это положение справедливо, если потоки на отдель ных ступенях однородны. В противном случае надо учитывать сдвиги максимумов потоков по времени. Если обозначить число ступеней искания через п, вероятность потерь вызова на одной ступени искания через р (предполагается, что эти вероятности на всех ступенях равны) и вероятность потерь вызова в системе че рез Р, то Q =1—Р = (1 —p)nw \ —пр; Р=пр, оде Q — вероятность того, что вызов не будет потерян ни на одной ступени искания.
Остаток |
ряда (1—р)п при ограничении первыми двумя членами |
не будет |
превышать величины -п —- рг. Если потребовать, чтобы |
этот остаток не был больше ІО-1, что обеспечило бы точность рас четов порядка 10%, то при минимально возможном п = 2 (одна ступень группового и одна ступень линейного искания) величина р должна быть не более 0,316 (31,6%). Практически такие высокие значения потерь вызова не встречаются и можно считать, что эти формулы пригодны для использования при разработке модели процесса доставки информации в сети производственной автома тической телефонной связи. Вследствие этого становится возмож ным многозвеньевую схему искания заменить однозвеньевой с чис
— 146 —
лом обслуживающих приборов ѵ, обеспечивающих заданную ве личину потерь сообщения.
Затраты времени на ожидание будут иметь место, если коли чество одновременно поступающих вызовов превосходит число об служивающих приборов. Вероятность появления этих затрат вре мени определяется по известной формуле Эрланга (см. табл. 2.2):
Ут
k=о
где ут — нагрузка, кото'рая создается т телефонными аппаратами и рассматривается как среднее число одновременно занятых ли ний — второе толкование нагрузки [24, 96].
Таким образом, поступивший вызов с вероятностью р2 будет за держан и эта величина может рассматриваться как вероятность появления повторного вызова.
С точки зрения вывода формулы Эрланга потери, возникаю щие в результате занятости соединительных путей, являются яв ными (вызывающий абонент, получивший сигнал «занято», отка зывается от дальнейших попыток установить соединение), а сама система коммутации — системой с потерями. (В соответствии с рас сматриваемой моделью получение абонентом сигнала «занято» еще не дает права отнести данный вызов к явным потерям, поскольку информация может быть передана при второй, третьей и т. д. по пытках. Таким образом, рассматриваемая модель является част ным случгем системы с ожиданием, где время ожидания зависит от числа попыток установить соединение, причем эти попытки осу ществляются непрерывно друг за другом и, как указывалось выше, абонент не откажется от установления требуемого соединения. В более общем случае система с повторными вызовами занимает промежуточное место между системами с потерями (когда вызовы происходят с большими временными интервалами, позволяющими рассматривать их как новые вызовы) и системами с ожиданием (когда повторные вызовы следуют друг за другом непрерывно, как в рассматриваемой модели) [75].
Вероятность осуществления k безуспешных попыток установить требуемое соединение pzk равна произведению вероятностей сле
дующих событий: |
k попытках; |
||
1) |
абонент |
получил сигнал «занято» при 1, 2, ..., |
|
2) |
абонент |
установил требуемое соединение при |
(£+1)-й по |
пытке.
Рассмотрим частный случай системы с повторными вызовами, когда вероятности р2ь Рп> ■■•> Pzk не зависят от номера попытки
иравны вероятности получения отказа р2Тогда математическое
—147 —
ожидание числа попыток установить соединение да2 можно полу чить из простых вероятностных соображений:
аУ2 = |
У ]г(1 — р2) р‘ = — |
(3.50) |
|
|
LJ |
1— р2 |
|
|
і=і |
|
|
Время осуществления (&+1)-й успешной попытки установить |
|||
соединение равно /т, а |
каждой |
из предыдущих k |
попыток — а tT, |
где а — коэффициент менее единицы, зависящий от того, на каких ступенях искания происходят отказы. Если, например, все отказы
произошли на одной |
и той же (я—г)-й ступени искания, то |
а ~ (я—г)In, где г = 0, |
1, 2, ..., (я— 1) — индекс ступени искания, |
отсчет которых в данном случае ведется от я-й ступени. При таких предпосылках математическое ожидание непроизводительных за трат времени в процессе собственно установления соединения мо жет быть оценено следующей формулой:
^2 — ®2Я tT-f- tT= Іт 1 + а Р г |
(3.51) |
1— р2 |
|
С вероятностью qz=\—р2 непроизводительные затраты |
времени |
на установление соединения равны нулю, так как в этих |
случаях |
Я. |
|
Ожидание освобождения телефонного аппарата вызываемого абонента
Вероятность того, что ожидания освобождения телефонного ап парата вызываемого абонента не будет, равна вероятности того, что данный телефонный аппарат свободен, т. е. q3= po, где ро опре деляется по ф-ле (3.46).
Аналогично предыдущему принимаем, что вероятность наличия затрат времени Дз=1—qz- С этой вероятностью вызывающий або нент будет повторять вызовы, механизм которых в достаточно общем виде рассмотрен в [74, 75, 76]. Если, как и выше, допустить, что вероятность отказа при повторной попытке установить соеди нение равна вероятности отказа при первом вызове, то общее чис
ло безуспешных и успешной попыток по |
аналогии с (3.50) |
будет |
|
равно |
|
|
|
|
00 |
|
|
Wa = |
~ рз)рь |
• |
(3-52) |
/=1
Так же, как и выше, принимаем, что абонент, получив отказ, становится в активную очередь, т. е. непрерывно пытается уста новить соединение. В этом случае затраты времени при установ лении соединения с первой же попытки равны нулю, со второй по пытки —■ti, с третьей — 2 tr и т. д. Однако поскольку реальная система имеет потери, необходимо учесть дополнительные затра
— 148 —
ты времени 4з, связанные с возможностью появления отказов в процессе собственно установления соединения. Тогда математиче ское ожидание затрат времени на ожидание освобождения теле фонного аппарата вызываемого абонента
4 == q*0 + q%p4t + q%p\ 2/т + . . • + qiPr3 rtT 4з.
Учтя, что
оо
r = l
после простейших преобразований окончательно получим |
|
4 = q4t ————-■ + Рак- |
(3.53) |
(!— Рз)2 |
|
Подход к телефонному аппарату с учетом ориентирования входящего вызова
Абонент не затрачивает времени на подход к телефонному ап парату при поступлении входящего вызова только в одном из двух случаев: 1) если он находится возле телефона, но в данный мо мент им не пользуется; 2) если он находится на пути к телефон ному аппарату для осуществления предыдущего вызова. Первый случай имеет место, когда часть рабочего времени абонент про водит возле телефонного аппарата, не пользуясь им, т. е. когда одно из рабочих мест абонента совпадает с местоположением ап парата. Кроме того, входящий вызов может поступить в тот отре зок времени, когда абонент окончил предыдущий разговор, но еще не успел направиться к рабочему месту или хочет начать новый разговор. Наконец, входящий вызов может поступить во время пауз в процессе установления абонентом исходящего соединения. Второй случай относится к ситуации, когда абонент уже направ ляется к телефонному аппарату для осуществления предыдущего исходящего вызова и за этот отрезок поступает новый входящий вызов. По условию время подхода в этом случае относится к пре дыдущему вызову.
С учетом сказанного, вероятность отсутствия непроизводитель ных затрат времени на подход к телефонному аппарату при по ступлении входящего вызова
Яі = U I + XА,7ТИ+ тис)Лисх ТТп] +^-исх к аРвх(1> 4 а). (3.54)'
где 4=о — время пребывания абонента на рабочем месте, совпа дающем с ^местоположением телефона; т — коэффициент, показы вающий, в течение какой части времени разговора Та абонент на ходится возле телефона после окончания разговора; тИсх коэф фициент, показывающий, какая доля времени приходится на раз личного рода паузы, в течение которых может поступить входящий
— 149 —