ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
Г л а в а V I
БЕРЕГОВЫЕ СКЛАДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА НИХ
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БЕРЕГОВЫХ С К Л А Д А Х
Береговые склады — это нижние (затопляемые или незатопляемые) лесные склады в пункте примыкания лесовозной дороги к водному пути. Береговые склады можно классифицировать:
по н а з н а ч е н и ю — на склады для молевого сплава, складыплотбища для плотового сплава и склады-пристани для погрузки
лесоматериалов |
в суда; по |
м е с т у с к л а д и р о в а н и я |
— берего |
||||||
вые |
и |
русловые; |
по |
с р о к у |
д е й с т в и я — круглогодового |
дейст |
|||
вия |
и |
сезонные; |
по |
г р у з о о б о р о т у — малые склады |
(с |
грузо |
|||
оборотом |
до |
40 |
тыс. м3 в год) и крупные (с грузооборотом |
более |
|||||
40 тыс. м3 |
в |
год). |
|
|
|
|
Склады для молевого сплава. На этих складах осуществляют подготовку лесоматериалов к сплаву, складирование, межнавига ционное хранение и перевалку лесоматериалов в воду в период сплава. Склады для молевого сплава могут быть береговые незатопляемые и русловые затопляемые.
Береговые незатопляемые склады размещают на сухих, хорошо проветриваемых площадках с водопроницаемым грунтом и низким уровнем грунтовых вод. Откосы берега должны быть крутыми. Уча сток реки в пределах склада должен иметь глубины и скорости те чения, исключающие образование заторов при сброске лесоматериа лов в воду. На таких складах в межнавигационный период лесо материалы укладывают в штабеля, конструкция и размеры которых должны обеспечивать наиболее эффективную в последующем при нудительную сброску их в воду. Береговые склады могут прини мать лесоматериалы от лесозаготовителей в течение круглого года.
Русловые склады размещают на затопляемых в весенний паво док поймах или на льду затонов, стариц, озер, когда ледоход не угрожает разносу лесоматериалов.
На складах, размещаемых в поймах, лесоматериалы укладыва ют в беспрокладочные штабеля, всплывающие при затоплении. Высота штабеля зависит от глубины затопления поймы. На пой менные склады лесоматериалы принимают лишь в течение осеннезимнего периода. На лед лесоматериалы укладывают в беспрокла дочные штабеля, высоту которых назначают в зависимости от тол щины льда. На такие склады лесоматериалы принимают зимой после образования прочного льда.
Склады-плотбища для плотового сплава. На этих складах ле соматериалы сплачивают в сплоточные единицы, укладывают их в штабеля или устанавливают непосредственно в плот, переваливают сплоточные единицы с берега в воду или выводят плоты на сплав ную трассу в ранневесенний период. Сплотку лесоматериалов на складах-плотбищах в отличие от навигационной сплотки на воде называют береговой. Склады, располагаемые на затопляемых в
121
весенний период поймах рек или на льду затонов, стариц, озер и водохранилищ, где при затоплении устанавливаются глубины, до статочные для всплывания сплоточных единиц, называют водосъемными.
|
Максимальная |
отметка |
водосъемного |
плотбища |
определяется |
||
по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д п л |
= Д г _ ( * + 2 ) м > |
|
|
(76) |
|
где |
Д п л — отметка |
самого возвышенного участка |
плотбища, м; |
||||
|
Дг —отметка |
горизонта весеннего |
паводка |
90%-ной обеспе |
|||
|
ченностью в период вывода транспортных единиц с плот |
||||||
|
бища, м; |
|
|
|
|
|
|
|
t — осадка сплоточных единиц, м; |
|
|
|
|||
|
г —донный |
запас, равный 0,2—0,3 м. |
|
|
|||
|
При размещении плотбища на льду требуемая толщина льда |
||||||
для безопасного перемещения лесовозного транспорта, |
механизмов |
||||||
и сплоточных единиц определяется |
по формуле |
|
|
||||
|
|
h=\0VGcM, |
|
|
(77) |
||
где |
G — сосредоточенная нагрузка |
на лед (вес автомашины, трак |
|||||
|
тора, лебедки, сплоточной |
единицы и др.), т. |
При отсутствии удобных водосъемных площадей плотбища размещают на незатоиляемых участках, используя для этого отно сительно неширокую береговую полосу. Участок должен иметь бе
рега с крутыми откосами |
и глубины у берега, достаточные для |
||
свободного плавания сплоточных единиц. |
|
|
|
Склады для погрузки лесоматериалов в суда. |
Такие |
склады |
|
устраивают на судоходных |
и временно судоходных |
реках, |
озерах, |
каналах и размещают на высоких незатопляемых берегах, у кото рых возможна стоянка судов установленной грузоподъемности и осадки. Склады оборудуют причальными сооружениями.
Подготовительные работы на складах. До приема лесоматери алов на складах проводят подготовительные работы, включающие подготовку территории склада, сооружение опор для закрепления
механизмов и блоков, устройство подштабельных |
мест и береговых |
|||||
спусков, установку |
ледозащитных и наплавных |
сооружений. |
|
|||
П о д г о т о в к а |
т е р р и т о р и и |
с к л а д а заключается |
в очи |
|||
стке ее от кустарника, пней и мусора, в планировке площади |
и бе |
|||||
реговых откосов, |
устройстве |
подъездных |
путей для лесовозного |
|||
транспорта. На складах-плотбищах, |
кроме |
того, проводят работы |
||||
по углублению и расширению |
выходов на сплавную магистраль. |
Вблизи складов всех типов оборудуют временные или постоянные водомерные посты.
Опоры, применяемые на приречных складах для закрепления механизмов и тросо-блочных систем, могут быть свайные, свайнотросовые, анкерно-стенчатые и якорные.
С в а й н ы е о п о р ы (рис. 56, а) применяют для закрепления возвышающихся над землей блоков тросо-блочной системы. Опора представляет собой забитые в грунт на глубину 2—2,5 м одну или
122
несколько свай, укрепленных тросовыми растяжками. Для |
растя |
|||||
жек принимают тросы диаметром |
11,5 |
мм |
при |
нагрузке |
на |
опору |
до 4 г, 13,5 мм при нагрузке на опору |
4—6 |
т, 16 мм при |
нагрузке |
|||
6—8 г и 17,5 мм при нагрузке 8—10 т. |
|
|
|
|
|
|
С в а й н о - т р о с о в ы е о п о р ы |
(рис. 56, б) |
применяют |
в том |
случае, когда размещение сваи на оси штабеля по каким-либо при чинам невозможно. Сваи забивают в промежутках между штабе лями или рядами сплоточных единиц. Блок подвешивают к тросу, закрепленному за свайные опоры. На оси штабеля блок удержива-
|
Рис. 56. |
Опоры |
для |
закрепления |
механизмов и блоков: |
|
||||
а — с в а й н а я ; |
б — свайно-тросовая; в — свайно-кустовая; г — плавучая |
с |
упорами; |
/ — свая; |
||||||
2— растяжка; |
3 — блок; |
4 — натяжная |
муфта; |
5 — анкер (или |
свая); |
6 — трос; |
7 — хомут; |
|||
8 — понтон; 9 — сошник |
упора; |
10 — упорная |
тяга; |
/ / — опора |
упорной |
тяги; 12 — стрела; |
||||
|
|
|
13 — рабочий |
трос |
лебедки |
|
|
|
|
ется тросовой оттяжкой с петлей, надеваемой на ближайщую свай ную опору.
Свайная опора в виде |
свайного |
куста |
(рис. 56, в) |
применяется |
|
для закрепления одновременно нескольких тросов. |
|
||||
А н к е р н о - с т е н ч а т а я опора применяется |
для |
закрепления |
|||
наиболее нагруженных |
блоков |
и механизмов |
(лебедок). Опора |
||
представляет собой анкер |
из двух-четырех |
бревен длиной 6 м, уло |
женных в траншею. За анкер закрепляют один конец троса. За другой конец троса крепят блок, лебедку или другое оборудование.
Я к о р н ы е |
о п о р ы устанавливают |
обычно в русле реки. Для |
этого используют винтовые якоря. |
|
|
При размещении опоры на льду блоки и механизмы закрепляют |
||
за якорь или |
анкер, заведенные через |
лунку под лед. |
Для крепления плавучих лебедок, применяемых на сброске ле соматериалов в воду, работниками Тотемского сплавного участка предложено и внедрено в производство упорно-сошниковое устрой ство (рис. 56, г). Оно выполнено в виде двух упорных тяг из труб диаметром 140 мм и длиной 10—12 м, шарнирно закрепленных на бортах несамоходного понтона, на котором установлена лебедка. Обе тяги выступают за пределы носовой части понтона на 2 м.
123
К передним концам тяг приваривают сошники из листовой стали толщиной 10 мм. Для устойчивости упора обе тяги в области сош ников соединяют связями из стальных уголков. Упор опускается под действием собственного веса, а поднимается при помощи вспо
могательного |
барабана лебедки. Для удержания лебедки |
на месте |
|
в процессе перемещения груза |
сошники запахивают в грунт дна в |
||
соответствии |
с направлением |
тросов. Кормовую часть |
понтона |
укрепляют на якорных растяжках. К следующему штабелю понтон
перемещают при помощи |
вспомогательного барабана |
или дополни |
||||
тельных ручных лебедок, установленных |
в кормовой части понтона. |
|||||
При таком |
креплении |
на перестановку |
лебедки |
затрачивается |
||
лишь 15—25 мин. |
|
|
|
|
|
|
П о д ш т а б е л ь н ы е |
м е с т а для удобства |
перемещения |
бревен |
|||
оборудуют слеговыми путями. Для укладки |
сортиментов |
на под- |
||||
штабельном |
месте прокладывают две или три нитки |
слег |
из око |
ренных бревен или хлыстов диаметром в верхнем отрубе 18—20 см. При двухниточном пути слеги укладывают в одной горизонтальной
плоскости на расстоянии 1,5 м от оси штабеля. В |
каждой |
нити |
||
бревна |
располагают комлями к реке таким образом, чтобы комель |
|||
в месте |
стыка был выше впереди |
лежащего бревна на 2—3 см. |
||
Бревна |
в месте стыка соединяют |
строительными |
скобами. |
Для |
штабелевки хлыстов илл сортиментов длиной свыше 8,5 м прокла дывают четыре нити слег. При устройстве подштабельных мест на слабых грунтах слеги укладывают на поперечины, располагаемые через 3 м друг от друга.
Береговые спуски |
представляют собой слеговые пути, являю |
щиеся продолжением |
слег подштабельных мест. Слеги опираются |
на свайное основание. |
|
Л е д о з а щ и т н ы е |
с о о р у ж е н и я устраивают для защиты |
штабелей, сплоточных единиц и плотов от разрушения при ледо ходе. В качестве ледозащитных сооружений при незначительном ледоходе применяют сваи, свайные кусты и боны. В опасных слу чаях выше склада сооружают один или несколько рядов ледорезов. В верхних по течению рядах их строят более прочными и устанав
ливают |
реже, чем |
в нижних. Во избежание |
разноса сплоточные |
|||||||
единицы и плоты закрепляют тросами за береговые опоры. |
||||||||||
Прием лесоматериалов в сплав. Лесоматериалы, |
вывозимые на |
|||||||||
приречные |
склады, |
сдаются |
лесозаготовителями и принимаются |
|||||||
лесосплавляющими |
организациями |
по породам, длинам, |
сортам и |
|||||||
сортиментам в соответствии с действующими |
ГОСТ, |
техническими |
||||||||
условиями |
и спецификациями. |
Сортименты |
сдают |
и принимают: |
||||||
при вывозке хлыстов на разделочной эстакаде после |
их раз |
|||||||||
делки; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
при |
вывозке сортиментов — в процессе |
штабелевки; |
|
|||||||
при вывозке готовых для сплава |
пучков — на месте их форми |
|||||||||
рования, т. е. на верхнем |
складе, |
причем |
по качеству—оконча |
|||||||
тельно, по количеству — предварительно. |
|
|
|
|
||||||
Окончательную приемку по количеству производят |
после вы |
|||||||||
возки пучков на плотбище |
по документам |
(накладным) |
лесозаго- |
124
товительного предприятия, выписанным на верхнем складе на каждый пучок.
Лесоматериалы, предназначенные для сплотки, сдают и прини мают на плотбище на подвижном составе или в процессе сплотки.
Если сплав лесоматериалов до потребителя проводится лесо заготовителями, количество и качество определяется этими же ле созаготовительными предприятиями.
§ 2. МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА БЕРЕГОВЫХ СКЛАДАХ
Комплекс машин, применяемых |
на складе, устанавливают |
с учетом назначения склада, объема |
переработки, способа вывозки |
лесоматериалов на склад и характеристики площади склада. При выборе типов машин следует учитывать их мобильность и возмож ность переключения в течение года на другие виды работ.
При вывозке на приречный склад хлыстов технологический процесс на складе включает в себя разгрузку подвижного состава, разделение пачки хлыстов по разделочной эстакаде, разделку хлы стов на сортименты, дробную или частичную сортировку бревен, перемещение лесоматериалов по складу (укладку в штабеля, в сплоточные единицы, сброску в воду).
При вывозке на склад сортиментов технологический процесс включает разгрузку подвижного состава и перемещение лесомате риалов по складу (укладку в штабеля, в сплоточные единицы, сброску в воду).
Вопросы механизации разгрузки подвижного состава, обрубки сучьев, разделки хлыстов относятся к лесозаготовительному про цессу и в настоящем курсе не рассматриваются. Ниже дается опи сание механизации работ по сортировке, укладке лесоматериалов в штабель и сплоточные единицы и сброске леса в воду.
Сортировка лесоматериалов. На складах молевого сплава она обычно производится на три-четыре группы: хвойная тонкомерная, хвойная толстомерная, лиственная — деловая и дрова. На складахплотбищах и пристанях лесоматериалы сортируют на 5—12 групп; по породам, сортиментам, длинам в соответствии с требованиями правил сплава.
Для сортировки бревен на малых складах применяют вагонетки или переносные секционные продольные транспортеры. Из сек ционных транспортеров в настоящее время нашли широкое приме нение транспортер типа ТР-1 КБ Пермлеспрома и транспортер типа ЛТ-20 Коми ГипроНИИлеспрома.
Т р а н с п о р т е р т и п а ТР-1 состоит из |
секций длиной 5 м. |
||
Верхние направляющие — деревянные |
брусья, |
нижние |
направляю |
щие— металлические опоры. Тяговым |
органом |
служит |
разборная |
цепь. На транспортере монтируются сбрасыватели БС-2М. Их ко личество определяется технологией работ. Транспортер устанавли
вают на |
снежное основание высотой до 1 м. Приводная |
станция и |
концевая |
секция крепятся двумя якорями. На новый участок ра |
|
бот при коротком расстоянии транспортер перемещается |
трактором |
|
без разборки на секции. |
|
125