Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а V I

БЕРЕГОВЫЕ СКЛАДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА НИХ

§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БЕРЕГОВЫХ С К Л А Д А Х

Береговые склады — это нижние (затопляемые или незатопляемые) лесные склады в пункте примыкания лесовозной дороги к водному пути. Береговые склады можно классифицировать:

по н а з н а ч е н и ю — на склады для молевого сплава, складыплотбища для плотового сплава и склады-пристани для погрузки

лесоматериалов

в суда; по

м е с т у с к л а д и р о в а н и я

— берего­

вые

и

русловые;

по

с р о к у

д е й с т в и я — круглогодового

дейст­

вия

и

сезонные;

по

г р у з о о б о р о т у — малые склады

грузо­

оборотом

до

40

тыс. м3 в год) и крупные (с грузооборотом

более

40 тыс. м3

в

год).

 

 

 

 

Склады для молевого сплава. На этих складах осуществляют подготовку лесоматериалов к сплаву, складирование, межнавига­ ционное хранение и перевалку лесоматериалов в воду в период сплава. Склады для молевого сплава могут быть береговые незатопляемые и русловые затопляемые.

Береговые незатопляемые склады размещают на сухих, хорошо проветриваемых площадках с водопроницаемым грунтом и низким уровнем грунтовых вод. Откосы берега должны быть крутыми. Уча­ сток реки в пределах склада должен иметь глубины и скорости те­ чения, исключающие образование заторов при сброске лесоматериа­ лов в воду. На таких складах в межнавигационный период лесо­ материалы укладывают в штабеля, конструкция и размеры которых должны обеспечивать наиболее эффективную в последующем при­ нудительную сброску их в воду. Береговые склады могут прини­ мать лесоматериалы от лесозаготовителей в течение круглого года.

Русловые склады размещают на затопляемых в весенний паво­ док поймах или на льду затонов, стариц, озер, когда ледоход не угрожает разносу лесоматериалов.

На складах, размещаемых в поймах, лесоматериалы укладыва­ ют в беспрокладочные штабеля, всплывающие при затоплении. Высота штабеля зависит от глубины затопления поймы. На пой­ менные склады лесоматериалы принимают лишь в течение осеннезимнего периода. На лед лесоматериалы укладывают в беспрокла­ дочные штабеля, высоту которых назначают в зависимости от тол­ щины льда. На такие склады лесоматериалы принимают зимой после образования прочного льда.

Склады-плотбища для плотового сплава. На этих складах ле­ соматериалы сплачивают в сплоточные единицы, укладывают их в штабеля или устанавливают непосредственно в плот, переваливают сплоточные единицы с берега в воду или выводят плоты на сплав­ ную трассу в ранневесенний период. Сплотку лесоматериалов на складах-плотбищах в отличие от навигационной сплотки на воде называют береговой. Склады, располагаемые на затопляемых в

121


весенний период поймах рек или на льду затонов, стариц, озер и водохранилищ, где при затоплении устанавливаются глубины, до­ статочные для всплывания сплоточных единиц, называют водосъемными.

 

Максимальная

отметка

водосъемного

плотбища

определяется

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

Д п л

= Д г _ ( * + 2 ) м >

 

 

(76)

где

Д п л — отметка

самого возвышенного участка

плотбища, м;

 

Дг —отметка

горизонта весеннего

паводка

90%-ной обеспе­

 

ченностью в период вывода транспортных единиц с плот­

 

бища, м;

 

 

 

 

 

 

t — осадка сплоточных единиц, м;

 

 

 

 

г —донный

запас, равный 0,2—0,3 м.

 

 

 

При размещении плотбища на льду требуемая толщина льда

для безопасного перемещения лесовозного транспорта,

механизмов

и сплоточных единиц определяется

по формуле

 

 

 

 

h=\0VGcM,

 

 

(77)

где

G — сосредоточенная нагрузка

на лед (вес автомашины, трак­

 

тора, лебедки, сплоточной

единицы и др.), т.

При отсутствии удобных водосъемных площадей плотбища размещают на незатоиляемых участках, используя для этого отно­ сительно неширокую береговую полосу. Участок должен иметь бе­

рега с крутыми откосами

и глубины у берега, достаточные для

свободного плавания сплоточных единиц.

 

 

Склады для погрузки лесоматериалов в суда.

Такие

склады

устраивают на судоходных

и временно судоходных

реках,

озерах,

каналах и размещают на высоких незатопляемых берегах, у кото­ рых возможна стоянка судов установленной грузоподъемности и осадки. Склады оборудуют причальными сооружениями.

Подготовительные работы на складах. До приема лесоматери­ алов на складах проводят подготовительные работы, включающие подготовку территории склада, сооружение опор для закрепления

механизмов и блоков, устройство подштабельных

мест и береговых

спусков, установку

ледозащитных и наплавных

сооружений.

 

П о д г о т о в к а

т е р р и т о р и и

с к л а д а заключается

в очи­

стке ее от кустарника, пней и мусора, в планировке площади

и бе­

реговых откосов,

устройстве

подъездных

путей для лесовозного

транспорта. На складах-плотбищах,

кроме

того, проводят работы

по углублению и расширению

выходов на сплавную магистраль.

Вблизи складов всех типов оборудуют временные или постоянные водомерные посты.

Опоры, применяемые на приречных складах для закрепления механизмов и тросо-блочных систем, могут быть свайные, свайнотросовые, анкерно-стенчатые и якорные.

С в а й н ы е о п о р ы (рис. 56, а) применяют для закрепления возвышающихся над землей блоков тросо-блочной системы. Опора представляет собой забитые в грунт на глубину 2—2,5 м одну или

122


несколько свай, укрепленных тросовыми растяжками. Для

растя­

жек принимают тросы диаметром

11,5

мм

при

нагрузке

на

опору

до 4 г, 13,5 мм при нагрузке на опору

4—6

т, 16 мм при

нагрузке

6—8 г и 17,5 мм при нагрузке 8—10 т.

 

 

 

 

 

С в а й н о - т р о с о в ы е о п о р ы

(рис. 56, б)

применяют

в том

случае, когда размещение сваи на оси штабеля по каким-либо при­ чинам невозможно. Сваи забивают в промежутках между штабе­ лями или рядами сплоточных единиц. Блок подвешивают к тросу, закрепленному за свайные опоры. На оси штабеля блок удержива-

 

Рис. 56.

Опоры

для

закрепления

механизмов и блоков:

 

а — с в а й н а я ;

б — свайно-тросовая; в — свайно-кустовая; г — плавучая

с

упорами;

/ — свая;

2— растяжка;

3 — блок;

4 — натяжная

муфта;

5 — анкер (или

свая);

6 — трос;

7 — хомут;

8 — понтон; 9 — сошник

упора;

10 — упорная

тяга;

/ / — опора

упорной

тяги; 12 — стрела;

 

 

 

13 — рабочий

трос

лебедки

 

 

 

 

ется тросовой оттяжкой с петлей, надеваемой на ближайщую свай­ ную опору.

Свайная опора в виде

свайного

куста

(рис. 56, в)

применяется

для закрепления одновременно нескольких тросов.

 

А н к е р н о - с т е н ч а т а я опора применяется

для

закрепления

наиболее нагруженных

блоков

и механизмов

(лебедок). Опора

представляет собой анкер

из двух-четырех

бревен длиной 6 м, уло­

женных в траншею. За анкер закрепляют один конец троса. За другой конец троса крепят блок, лебедку или другое оборудование.

Я к о р н ы е

о п о р ы устанавливают

обычно в русле реки. Для

этого используют винтовые якоря.

 

При размещении опоры на льду блоки и механизмы закрепляют

за якорь или

анкер, заведенные через

лунку под лед.

Для крепления плавучих лебедок, применяемых на сброске ле­ соматериалов в воду, работниками Тотемского сплавного участка предложено и внедрено в производство упорно-сошниковое устрой­ ство (рис. 56, г). Оно выполнено в виде двух упорных тяг из труб диаметром 140 мм и длиной 10—12 м, шарнирно закрепленных на бортах несамоходного понтона, на котором установлена лебедка. Обе тяги выступают за пределы носовой части понтона на 2 м.

123


К передним концам тяг приваривают сошники из листовой стали толщиной 10 мм. Для устойчивости упора обе тяги в области сош­ ников соединяют связями из стальных уголков. Упор опускается под действием собственного веса, а поднимается при помощи вспо­

могательного

барабана лебедки. Для удержания лебедки

на месте

в процессе перемещения груза

сошники запахивают в грунт дна в

соответствии

с направлением

тросов. Кормовую часть

понтона

укрепляют на якорных растяжках. К следующему штабелю понтон

перемещают при помощи

вспомогательного барабана

или дополни­

тельных ручных лебедок, установленных

в кормовой части понтона.

При таком

креплении

на перестановку

лебедки

затрачивается

лишь 15—25 мин.

 

 

 

 

 

П о д ш т а б е л ь н ы е

м е с т а для удобства

перемещения

бревен

оборудуют слеговыми путями. Для укладки

сортиментов

на под-

штабельном

месте прокладывают две или три нитки

слег

из око­

ренных бревен или хлыстов диаметром в верхнем отрубе 18—20 см. При двухниточном пути слеги укладывают в одной горизонтальной

плоскости на расстоянии 1,5 м от оси штабеля. В

каждой

нити

бревна

располагают комлями к реке таким образом, чтобы комель

в месте

стыка был выше впереди

лежащего бревна на 2—3 см.

Бревна

в месте стыка соединяют

строительными

скобами.

Для

штабелевки хлыстов илл сортиментов длиной свыше 8,5 м прокла­ дывают четыре нити слег. При устройстве подштабельных мест на слабых грунтах слеги укладывают на поперечины, располагаемые через 3 м друг от друга.

Береговые спуски

представляют собой слеговые пути, являю­

щиеся продолжением

слег подштабельных мест. Слеги опираются

на свайное основание.

 

Л е д о з а щ и т н ы е

с о о р у ж е н и я устраивают для защиты

штабелей, сплоточных единиц и плотов от разрушения при ледо­ ходе. В качестве ледозащитных сооружений при незначительном ледоходе применяют сваи, свайные кусты и боны. В опасных слу­ чаях выше склада сооружают один или несколько рядов ледорезов. В верхних по течению рядах их строят более прочными и устанав­

ливают

реже, чем

в нижних. Во избежание

разноса сплоточные

единицы и плоты закрепляют тросами за береговые опоры.

Прием лесоматериалов в сплав. Лесоматериалы,

вывозимые на

приречные

склады,

сдаются

лесозаготовителями и принимаются

лесосплавляющими

организациями

по породам, длинам,

сортам и

сортиментам в соответствии с действующими

ГОСТ,

техническими

условиями

и спецификациями.

Сортименты

сдают

и принимают:

при вывозке хлыстов на разделочной эстакаде после

их раз­

делки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

вывозке сортиментов — в процессе

штабелевки;

 

при вывозке готовых для сплава

пучков — на месте их форми­

рования, т. е. на верхнем

складе,

причем

по качеству—оконча­

тельно, по количеству — предварительно.

 

 

 

 

Окончательную приемку по количеству производят

после вы­

возки пучков на плотбище

по документам

(накладным)

лесозаго-

124


товительного предприятия, выписанным на верхнем складе на каждый пучок.

Лесоматериалы, предназначенные для сплотки, сдают и прини­ мают на плотбище на подвижном составе или в процессе сплотки.

Если сплав лесоматериалов до потребителя проводится лесо­ заготовителями, количество и качество определяется этими же ле­ созаготовительными предприятиями.

§ 2. МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА БЕРЕГОВЫХ СКЛАДАХ

Комплекс машин, применяемых

на складе, устанавливают

с учетом назначения склада, объема

переработки, способа вывозки

лесоматериалов на склад и характеристики площади склада. При выборе типов машин следует учитывать их мобильность и возмож­ ность переключения в течение года на другие виды работ.

При вывозке на приречный склад хлыстов технологический процесс на складе включает в себя разгрузку подвижного состава, разделение пачки хлыстов по разделочной эстакаде, разделку хлы­ стов на сортименты, дробную или частичную сортировку бревен, перемещение лесоматериалов по складу (укладку в штабеля, в сплоточные единицы, сброску в воду).

При вывозке на склад сортиментов технологический процесс включает разгрузку подвижного состава и перемещение лесомате­ риалов по складу (укладку в штабеля, в сплоточные единицы, сброску в воду).

Вопросы механизации разгрузки подвижного состава, обрубки сучьев, разделки хлыстов относятся к лесозаготовительному про­ цессу и в настоящем курсе не рассматриваются. Ниже дается опи­ сание механизации работ по сортировке, укладке лесоматериалов в штабель и сплоточные единицы и сброске леса в воду.

Сортировка лесоматериалов. На складах молевого сплава она обычно производится на три-четыре группы: хвойная тонкомерная, хвойная толстомерная, лиственная — деловая и дрова. На складахплотбищах и пристанях лесоматериалы сортируют на 5—12 групп; по породам, сортиментам, длинам в соответствии с требованиями правил сплава.

Для сортировки бревен на малых складах применяют вагонетки или переносные секционные продольные транспортеры. Из сек­ ционных транспортеров в настоящее время нашли широкое приме­ нение транспортер типа ТР-1 КБ Пермлеспрома и транспортер типа ЛТ-20 Коми ГипроНИИлеспрома.

Т р а н с п о р т е р т и п а ТР-1 состоит из

секций длиной 5 м.

Верхние направляющие — деревянные

брусья,

нижние

направляю­

щие— металлические опоры. Тяговым

органом

служит

разборная

цепь. На транспортере монтируются сбрасыватели БС-2М. Их ко­ личество определяется технологией работ. Транспортер устанавли­

вают на

снежное основание высотой до 1 м. Приводная

станция и

концевая

секция крепятся двумя якорями. На новый участок ра­

бот при коротком расстоянии транспортер перемещается

трактором

без разборки на секции.

 

125