Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бревна, бронированного в месте соприкасания с

ним троса лежня.

В этой опоре усилие прижима уравновешивается

весом ряжа.

Якорная опора состоит из двух винтовых якорей и прикреплен­ ного к ним деревянного бруса, под которым прокладывают тросы лежня.

§ 10. СТРОИТЕЛЬСТВО, УСТАНОВКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

ЛЕСОЗАДЕРЖИВАЮЩИХ СООРУЖЕНИЙ

Строительство лесозадерживающих сооружений включает раз­ бивку на месте створа запани, определение мест расположения береговых и русловых опор, строительство наплавной части, береговых и русловых опор. Все работы выполняют по проектам. Строительную площадку располагают вблизи створа запани вверх по течению.

Земляные работы при строительстве береговых опор запани

проводят при талых

грунтах;

строительство наплавной части (пли­

ток, понтонов, рабочих мостиков

и т. д.) может

быть организовано

и в зимний период.

 

 

 

 

Лесоматериалы,

идущие

на

строительство

наплавной части и

береговых опор, должны быть хорошо просушены и пропитаны ан­ тисептиками.

Строительству запани предшествует выбор места для ее разме­ щения. Створ для запани должен отвечать требованиям транспорт­ ного процесса, условиям судоходства и технологии рейдовых ра­ бот. В пределах акватории лесохранилища не должно быть отме­ лей, перекатов и других русловых препятствий. Поперечные запани размещают после крутого поворота, а продольные — у вогну­ того берега. В месте расположения опор желательно иметь нераз-

мываемые, незатопляемые высокие

берега.

У с т а н о в к а п о п е р е ч н ы х

з а п а н е й начинается после

вывода с верхних участков реки плотов зимней сплотки. В районе расположения запани всякое движение флота, за исключением флота, занятого на установке, прекращается. Если поперечная за­ пань перекрывает судоходную реку, о времени перекрытия должны быть заранее извещены все заинтересованные организации с тем, чтобы они смогли своевременно вывести с верхнего участка суда, плавучие механизмы и т. д.

Перед установкой наплавную часть запани спускают в воду, где из плиток с помощью монтажных тросов формируют линейку. Ли­ нейку катером буксируют к створу запани и устанавливают вдоль одного берега. В этом положении на наплавную часть запани укла­ дывают тросы лежня, нижние концы которых предварительно за­ крепляют за береговые опоры. Верхние концы тросов, предназна­ чены для крепления за опоры на противоположном берегу, укладывают на специальный понтон или растаскивают по всей запани с тем, чтобы не перегружать крайние плитки.

При установке сетчато-лежневых запаней тросы верхней ветви укладывают в гнезда плиток, а тросы нижней ветви—на плитки впереди тумб и закрепляют пеньковыми каболками.

117


Установка поперечной запани в рабочее положение произво­ дится путем ее разворота при помощи катеров или установочных

тросов.

В последнем случае (рис. 54, а) одни концы

устано­

вочных

тросов 1 и 2 сжимами скрепляют с тросами

лежня,

а тросы 3,4,5 — за плитки запани. Другие концы установочных тро­ сов подают на противоположный берег, где закрепляют за времен­ ные опоры, а трос 2 соединяют с лебедкой или трактором. Далее лебедкой или трактором начинают выбирать трос 2, перемещая за­ пань из положения / в по­ ложение //. В этот момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тросы

3,

4,

5

 

стравливают,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

трос

/ — закреплен

за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опору А. После того, как

 

 

 

 

 

 

 

 

 

верхний

конец

запани

до­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стигнет

примерно

середины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реки,

трос

2 закрепляют

за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опору.

Перевод

 

запани

из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

положения

/ /

 

в

положе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние

///

достигается

страв­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ливанием остальных

устано­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вочных

тросов.

 

В

положе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нии ///, когда верхняя часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

запани

удерживается тро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сом 2, трос 1 снимают и пе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реносят

на

опору

Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из положения /// в по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ложение

IV

запань

перево­

Рис. 54. Схемы

установки

запаней:

дят

разворотом

на

тросе,

а — поперечной:

А, Б,

В,

Г,

Д,

Е —

временные

закрепленном

за

опору

Е;

опоры

для

установочных

тросов;

1—5устано­

все

остальные

установочные

вочные

тросы; 6,

7 — лебедка

(трактор);

б — гибкой

продольной:

/,

2 — установочные

тросы;

3— опор­

тросы

по

мере

 

надобности

ные плитки;

4

продольная

часть

запани; 5 — вы­

стравливают.

 

Как

только

носы;

/ — I V — последовательное

положение попе­

 

 

речной

части запани

 

 

 

верхний

конец

 

запани

до­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стигнет

противоположного

берега, свободные концы тросов лежня выносят на берег и закреп­ ляют за опоры, а установочные тросы снимают.

Такой способ установки поперечной запани рекомендуется при средней скорости течения до 1,5 м/сек и ширине реки до 300 м. При меньшей скорости течения и ширине реки устанавливать за­ пань можно при помощи одних тросов / и 2. При средней скорости течения, превышающей 1,5 м/сек, и ширине реки более 300 м за­ пань устанавливают следующим образом. Сначала при помощи катера прокладывается монтажный трос, концы которого закреп­ ляют за береговые опоры. Стрелу провеса этого троса принимают несколько меньшей, чем это предусмотрено проектом запани. Фор­ мируют наплавную часть запани последовательным перемещением плиток по монтажному тросу. Для ускорения работы плитки пере­ мещают сразу от обоих берегов. После формирования наплавной части по плиткам прокладывают тросы лежня, концы которых за-

118


крепляют за береговые опоры. Нужную стрелу провеса получают стравливанием тросов лежня.

Крепят тросы лежня за береговые опоры пятикратным оберты­ ванием тросов вокруг анкеров. Оставшиеся свободные концы тро­ сов крепят к рабочей ветви специальными металлическими сжи­ мами.

При установке запани необходимо добиваться того, чтобы все тросы лежня имели одинаковое натяжение. Для измерения натя­ жения в тросах лежня используется накладной динамометр. Натя­

жение

 

регулируют

стравли­

 

 

 

 

 

ванием

наиболее

натянутых

 

 

 

 

 

тросов

за

счет ослабления

 

 

 

 

 

сжимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

обеспечения

равно­

 

 

 

 

 

мерности

натяжения

тросов

 

 

 

 

 

в лежне их крепление за

 

 

 

 

 

опоры на одном из берегов

 

 

 

 

 

может

 

быть

осуществлено

 

 

 

 

 

через

специальное

устройст­

 

 

 

 

 

во—блоковый

 

балансир

 

 

 

 

 

(рис.

55),

который

состоит

 

 

 

 

 

из неподвижных 5 и под­

 

 

 

 

 

вижных

8

блоков,

соединен­

Рис. 55. Устройство для

выравнивания на­

ных тросом 4.

Концы

соеди­

тяжения

тросов

в

лежнях:

 

нительного троса

 

закреп­

/ — винтовые якоря;

2 — шеймы

винтовых

якорей;

лены

за

анкерно-стенчатые

3—анкерно-стенчатая

опора;

4— тросы;

5 — не­

подвижные блоки;

6 — тросы

лежня; 7—

свайный

или другого типа опоры 3.

куст; 8 — подвижные

блоки

 

 

 

 

 

 

Неподвижные

блоки

крепят

 

 

 

 

 

к шеймам 2 винтовых якорей /, а за подвижные блоки укрепляют концы тросов лежня запани. Неподвижные и подвижные блоки вместе с соединительным тросом 4 образуют полиспаст. Если в ка­ кой-либо момент времени (при установке или при эксплуатации запани) один или несколько тросов в лежне получат дополнитель­ ную нагрузку, произойдет перемещение подвижных блоков, благо­ даря которому эта нагрузка распределится равномерно между всеми тросами. При установке запани один конец соединительного троса неподвижно закрепляют за береговую опору 3, а вторым ре­ гулируют (выбирают на анкер опоры или стра/вливают с него) стрелу провеса лежня запани. После того как стрела достигнет проектной величины, второй конец соединительного троса непод­ вижно закрепляют за вторую береговую опору.

Помимо обычных поперечных запаней блоковый балансир можно применять при строительстве шатровых и гибких продоль­ ных запаней.

При установке сетчато-лежневых запаней концы тросов ниж­ ней ветви лежня закрепляют за береговые опоры, после того как будут отрегулированы и закреплены тросы верхней ветви лежня. Нижнюю ветвь лежня сбрасывают с наплавной части в воду после закрепления подвесок.

119



П р о д о л ь н ы е з а п а н и

устанавливают при помощи

устано­

вочных

тросов, катеров или

пароходов. Формируют секции

запани

у берега

(см. рис. 54, б). Места размещения головной, промежуточ­

ных и пятовой наплавных опор в русле реки фиксируют установкой вешек или плавающих буйков. Начинают установку с верхней секции, постепенно наращивая продольную часть запани вниз по течению. Поперечную часть перед установкой размещают вдоль нижних секций продольной части запани. При установке верхний конец поперечной части разворачивают вокруг пятовой наплавной опоры к берегу при помощи двух-трех установочных тросов или тягой катеров.

**

*

Все работы по установке запани производятся бригадой, уком­ плектованной из числа наиболее квалифицированных и имеющих опыт рабочих. Бригаде на весь период установки придают необхо­ димое число катеров, лебедок и тракторов. Установкой запани ру­ ководит начальник запани или технорук. Перед началом работы проводится инструктаж рабочих; каждому из них ставится конкрет­ ная задача. После окончания строительства и установки запани ее принимает специальная комиссия. Приемка запани в эксплуата­ цию оформляется актом.

Во время эксплуатации запани за нею должно быть установле­ но тщательное наблюдение и круглосуточная охрана. Необходимо следить за натяжением тросов лежня, правильностью их закрепле­ ния за опоры, за устойчивостью наплавной части запани, состоя­ нием берегов, наблюдать за изменением горизонтов воды в реке и т. д.

Во время поступления первых партий леса на запани должна круглосуточно находиться бригада рабочих под руководством опытного мастера. Эта бригада следит за равномерным размеще­ нием поступающего леса по всей длине запани и принимает меры, исключающие подъем плиток на пыж или их подтопление, а также размыв берегов.

В период паводков выпуск из запани леса прекращается, а лесопропускные ворота закрываются путем установки плиток. В ноч­ ное время запань должна быть освещена. Для связи со сплавной конторой или рейдом на запани устанавливают телефон. По окон­ чании навигации запань снимают: наплавную часть выгружают на берег для просушки и ремонта, тросы лежня очищают от грязи, тщательно осматривают, 'смазывают и передают в такелажный склад на хранение.

Анкерные камеры береговых опор и продольные траншеи очи­ щают от мусора, ремонтируют и закрывают сверху горбылями или щитами.

120