Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т р а н с п о р т е р

ЛТ-20 состоит из

приемных

секций

длиной

12—13 м, располагаемых у разделочных

площадок,

и сортировоч­

ных секций длиной 7 м — у карманов-накопителей. Каждая

секция

представляет

собой

металлическую сварную ферму,

на

которой

смонтированы

двухцепной тяговый орган с траверсами,

привод, на­

тяжное устройство и сбрасыватель с приводом. Мощность электро­ двигателя 3 кет. Сортименты сбрасываются в обе стороны транспор­ тера. Перемещение транспортера с одного участка на другой зани­ мает 1,5—2 смены с затратой 6 человеко-дней. Производительность транспортера составляет 200 м3 в смену при объеме бревна 0,1 — 0,12 м3.

Для сортировки лесоматериалов на крупных складах применяют стационарные цепные или канатные продольные транспортеры, оборудованные автоматическими сбрасывателями с централизован­ ным управлением.

Широкое распространение на приречных складах получили транспортеры УСТА с тяговым органом из разборной цепи со сбрасывателями БС-2М, транспортеры ЦТ-1 со сбрасывателями АСС-1 и канатные транспортеры КТ-1 со сбрасывателями ККС.

Перемещение лесоматериалов. По складу лесоматериалы пере­ мещают лебедками, тракторами-бульдозерами, сплоточно-транс- портными агрегатами, лесоукладчиками с челюстными захватами и кранами.

Техническая характеристика лебедок

 

 

 

Л-59

ГЛМ-4

ЛЛ-11

ЛЛ - 14

Число барабанов . .

4

5

2

4

Тяговое

усилие ба­

 

 

 

 

рабанов

(макси­

 

 

 

 

мальное), кгс:

 

 

 

 

грузового . . .

13000

6000

5300

4000

холостого . . .

2 100

2000

2000

2600

вспомогательно­

 

 

 

 

го

I

 

3000

2560

вспомогательно­

 

 

 

 

го

I I

 

2000

2600

Скорость

движения

 

 

 

 

троса,

м/сек:

 

 

 

 

грузового . . .

0,65

0,42—1,19

0,89—1,39

0,5—6,8

холостого . . .

1,75—2,0

1,8—2,7

0,2—4,34

0,5—6,8

вспомогательно­

 

 

 

го

I

 

1,06

0,4—5,4

вспомогательно­

 

 

 

го

I I

 

1.95

0,5—6,8

Кянатоемкость бара­

 

 

 

 

банов:

 

 

 

 

 

 

грузового . . .

250

350

200

1100

холостого . . .

500

750

400

800

вспомогательно­

 

 

го

I

 

ЮО

210

вспомогательно­

 

 

 

 

го

I I

 

-

125

-

210

Мощность двигателя:

 

 

 

 

кет

 

 

75

60

50

50

л. с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

126


Лебедки применяются на приречных складах с малым грузо­ оборотом, где по условиям грунта или рельефа местности не при­ менимы самоходные машины.

Т р а к т о р ы на приречных складах используют для сплотки, штабелевки и сброски лесоматериалов в воду. Для этой цели обычно применяют трелевочные тракторы. На сплотке и штабе­ левке используется трелевочная лебедка трактора, а для сброски леса в воду трактор оборудуют специальным упором или щитом. Наиболее эффективно тракторы используют на сталкивании корот­

ких

(до 20 м)

штабелей

в воду,

где производительность трактора

достигает 1000 м3 в смену.

 

 

 

 

 

Однако перемещение бревен упором или

бульдозером

сопро­

вождается значительной

порчей

древесины

и

разрушением

грунта

на

территории

склада.

Для ликвидации

указанных недостатков,

а также для комплексной механизации складских работ за послед­ ние годы создано множество типов челюстных захватов к серийно выпускаемым тракторам.

Ч е л ю с т н ы е м а ш и н ы применяют почти на всех видах складских работ. В настоящее время широко внедряют созданные институтом Коми ГипроНИИлеспром агрегат ТА-1, сбрасыватели ЛТ-34, ЛТ-35, лесоштабелеры ЛТ-32 и ЛТ-33, погрузчики ЦНИИМЭ П-2, П-19, кран-манипулятор Абаканского завода КМ-2Л, толка­ тель ЛС-4-75 ЦНИИ лесосплава и др.

Агрегат ТА-1 на базе трактора ТДТ-75 (рис. 57, а) предназна­ чен для укладки леса в штабель высотой до 2 м и сброски леса в воду. Грузозахватное устройство состоит из опорной и поворотной рам, грузозахватной каретки и силового оборудования. Поворотная рама имеет направляющие для перемещения грузозахватной ка­ ретки из транспортного положения в положение для набора и укладки пачки. Грузозахватная каретка выполнена в виде двух неподвижных и одной поворотной челюсти. Подъем и опускание каретки производятся тросом тракторной лебедки, а поворот верх­ ней челюсти двумя гидроцилиндрами.

Навесное оборудование ЛТ-34 к трактору ТДТ-75 и ЛТ-35 к трактору ТДТ-55 предназначено для сброски леса в воду и вы­ полнено в виде челюстного захвата, шарнирно укрепляемого на раме трактора (рис. 57, в). На монтаж и демонтаж захвата затра­ чивается 1—2 чел.-дня. Поэтому трактор может быть быстро пе­ реключен с лесосечных работ на сброску леса в воду в весенний период.

Толкатель с челюстным захватом ЛС-4-75 (рис. 57, б) монти­ руется на тракторе ТДТ-75. Толкатель состоит из корпуса с перед­ ней сплошной стенкой, верхней челюсти, нижней П-образной че­ люсти и гидросилового оборудования. Толкатель может транспор­

тировать лесоматериалы методом

толкания без применения захвата,

а также в захвате — с подъемом

от грунта

и без

подъема.

 

Лесоштабелеры ЛТ-32 и ЛТ-33, погрузчики П-2 и П-19

пере­

кидного действия применяются для укладки

леса

в штабеля

высо­

той до 2,5 м и сброски леса в воду.

 

 

 

127



из тягача на гусеничном ходу с лебедкой и санного прицепа. Для

работы в бесснежный

период,

а также

для

укладки

пучков

в двухрядные штабеля

прицепы

агрегатов

В-43

и УНСА-20

уста­

навливают на шасси с пневмоколесами. Для работы в аналогичных

условиях разработан

и сделан опытный

образец агрегата В-49.

Он выполнен на базе

одноосного тягача

МАЗ-529Е с колесным

полуприцепом. Колесное исполнение агрегата позволяет использо­ вать его для работы на площадках с твердым покрытием. В связи с тем, что у колесных агрегатов скорость грузового и порожнего ходов в 2,5 раза больше, чем у гусеничных, они могут использо-

Рис.

58. Схемы

тракторных

агрегатов

для

береговой

сплотки:

а — А С - 3 ;

б — ТАЗС-1;

в — УНСА-20;

/ трактор;

2 прицеп; 3 д ы ш л о ;

4 трос

ваться на плотбищах со значительным

расстоянием

(до

600 м)

перемещения сплоточных единиц.

 

 

 

 

 

 

Прицеп агрегата

АС-3 (рис. 58, а) состоит из саней,

поворотной

рамы, сбрасывающих

балок

и

дышла,

соединяющего

прицеп

с трактором. Полозья,

поворотная

рама

и

дышло

крепятся шар-

нирно на общей оси. Пучок сплачивается в двойной тросовой петле тракторной лебедкой с одновременным затаскиванием пачки бре­ вен из накопителя на прицеп до упора в раму. Сброска пучка с прицепа осуществляется натяжением поворотной рамы в сторону трактора.

Прицеп агрегатов В-28 и ТАЗС-1 (рис. 58, б) жесткой кон­ струкции: полозья саней переходят в вертикальные стойки. Сплотка пучка производится так же, как на агрегате АС-3. Сбрасывание пучка с прицепа осуществляется тросом лебедки. Для этого стропы грузового троса прокладывают под пучок и зацепляют за крюки на концах полозьев. При включении лебедки стропы натягиваются, пучок со стороны трактора приподнимается и соскальзывает с прицепа.

Прицеп УНСА-20 (рис. 58, в) состоит из несущей рамы с шаро­ вой опорой, ходовой части, сцепного устройства и опорных стоек.

130


Формирование пучка осуществляется в замкнутых петлях стро­ пов у задней части рамы. Затем, не ослабляя тросов, пучок обвя­ зывают двумя обвязками и поднимают теми же тросами на раму до упора в стойки. В таком положении пучок транспортируют к месту установки его на плотбище. Сбрасывание пучка с прицепа осуществляется наклоном несущей рамы.

При сплотке речных пучков агрегаты используются только как транспортное средство. Для этого пучок, сформированный в нако­ пителе у транспортера, обносится стропами открытой петлей и на­ таскивается на прицеп.

Агрегаты обслуживаются трактористом и двумя-тремя рабо­ чими.

Агрегаты В-43 и В-51 имеют принципиальные конструктивные отличия от вышеописанных. Прицеп агрегатов представляет собой два полых полоза, которые переходят в вертикальные стойки. Сани

и дышло

закреплены

шарнирно

на общей

горизонтальной оси.

Каждый

полоз имеет

независимое крепление с осью

(рис. 59).

Полозья

соединены

с дышлом

силовыми

гидроцилиндрами для

придания саням наклонного положения.

 

 

 

 

 

Захват готового пучка из накопителя транспортера

и

удержа­

ние его на прицепе в процессе

транспортировки

обеспечивается

крючьями-фиксаторами,

установленными

в

выемках

на

концах

полозьев. Крючья поворачиваются

относительно своей оси при по­

мощи гидроцилиндров,

вмонтированных

в корпус

полозьев. Для

сбрасывания пучка

с прицепа

крючья-фиксаторы

утапливаются,

а саням придается наклонное положение. Пучок сползает на землю под действием собственного веса.

Техническая характеристика сплоточно-транспортных

 

 

 

 

T A 3 C - 1

АС-3

У Н С А - 2 0

В-51

 

 

 

 

 

T-100

ТДТ - 75

Т Д Т - 7 5

Т-108,

 

 

 

 

 

 

 

 

МГС-1

»

лебедки . . . .

• • •

стл-ю

Треле ­

Треле­

ЛТ-2/9

 

 

 

 

 

или

вочная

вочная

 

 

 

 

 

 

ЛТ - 2,9

 

 

 

П р и ц е п н о й

станок

 

 

 

 

 

Габариты,

м:

 

 

 

 

 

 

длина

 

 

 

4,1

6,55*

5,73

7,1

 

 

 

 

 

2,5

2,4

3,42**

2,42

 

 

 

 

 

3,8

 

 

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

 

3,9

2,95

4,1

2,98

 

 

 

 

 

2,7

1,8

4,56**

4,0

 

 

 

 

 

4,35

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем

с п л а ч и в а е м о г о

пуч-

25

25

20

30

 

 

 

 

 

Производительность

при

 

 

 

 

расстоянии

перемещения

 

 

200

 

500 м, м31смену

 

 

200

200

500

* Д л и н а

вместе с

дышлом .

 

*

 

**

Летний

в а р и а н т / з и м н и й

вариант.

 

 

агрегатов

В-43

В-28

Т Д Т - 7 5

Т-100М

или ТТ-4

 

Треле ­

ЛМ-47

вочная

или

 

Л Т - 2 9

7,26

5,7

2,52

2,66

2,52**

 

6,4**

2,69

3,5

 

3,0

30

500

.00

131