Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Б а ш е н н ы е

 

к р а н ы

на с п л о т к е

п р и м е ­

н я ю т

при

объеме

пуч­

ков

до

7 м3

на

береговых

незатопляемых

складах.

Применение

 

башенных

кранов

позволяет

наибо­

лее

эффективно

исполь­

зовать

складские

пло­

щади

и сохранить

 

пучки

от разрушения

в процессе

сброски их в воду. Техно­ логическая схема с при­ менением башенных кра­ нов показана на рис. 68.

Эта

схема

одного

из

участков

 

Пинчугского

приречного

 

склада

объ­

единения

Красноярсклес-

пром. Объем

переработки

на

складе

составляет

400

тыс. м3

в год. Приреч­

ный склад имеет три ана­ логичных участка по раз­ делке хлыстов, сорти­ ровке бревен и сплотке пучков. Один подкрано­ вый путь проложен вдоль берега с расчетом нависания стрелы крана над водой. Берег укреплен свайной стенкой. Второй подкрановый путь, парал­ лельный первому, проло­ жен с расчетом возмож­ ности укладки пучков на резервные подштабельные места. Технологический процесс по этой схеме за­ ключается в следующем. После разделки хлыстов бревна с эстакады по­ даются на автоматизиро­ ванный сортировочный транспортер, откуда сбра­ сываются в сплоточные устройства. По мере фор­ мирования пучки краном укладывают в штабеля

6*

147


вдоль береговых подкрановых путей. По заполнении штабелями береговой линии краны перегоняют по специальному пути на вто­ рой подкрановый путь. Далее пучки укладывают на резервные подштабельные места. С наступлением навигации краны переключают на сброску пучков в воду. При этом пучки из резервных штабелей одним краном перекладываются на береговую линию, а вторым — сбрасываются в воду. Пучки, формируемые в навигацию, сразу сбрасываются в воду. На воде из пучков формируют секции.

П р и п о с т у п л е н и и л е с о м а т е р и а л о в с о р т и м е н т а - м и технологический процесс на плотбище обусловливается сте­ пенью сортировки бревен на верхнем складе.

При вывозке несортированных лесоматериалов технология сплоточных работ может быть организована по любой ранее опи­ санной схеме с исключением раскряжевки хлыстов.

При вывозке сортированных лесоматериалов технология работ на плотбище значительно упрощается.

Организация работ при сплотке хлыстов

Сплотка хлыстов очень ограниченна и применяется лишь в не­ которых бассейнах при поставках хлыстов на предприятия с ком­ плексной переработкой леса. Иногда пучки из хлыстов применяют для обортовки плотов, буксируемых по водохранилищам.

Хлысты транспортируют пучками объемом от 18 до 100 м3. Крупные пучки формируют из мелких чаще всего для целей обор­ товки плотов.

Мелкие пучки формируют на верхнем складе непосредственно при погрузке на подвижной состав. Длину пучка устанавливают исходя из длины лесонасаждений 22—20 м. В один пучок уклады­ вают хлысты длиной о т 7 ж и выше. Хлысты длиной, превышающей длину пучка, опиливают. На каждый пучок на приречном складе до разгрузки подвижного состава накладывают по 5 обвязок.

Укрупненные пучки формируют из 4 мелких. На укрупненный пучок накладывают тросовые обвязки. Укрупнение пучков органи­ зуют в межнавигационный период — на водосъемном плотбище, ле­ том — на береговом склоне или на воде.

Для разгрузки хлыстовых пучков с подвижного состава, а так­ же для укрупнения пучков применяют лебедки и тракторы.

Поставка лесоматериалов хлыстами предполагается проекти­ руемым и строящимся лесопромышленным комплексам Сибири.

Технологию транспортно-складских работ в этих районах про­ ектируется создать на базе единого пакета—хлыстового пучка объемом 18—20 м3, а также с использованием одного типа перегру- зочно-штабелевочного оборудования на приречных складах и рей­ дах приплава.

Технология работ на береговом складе предполагается сле­

дующей. Хлысты с верхнего склада на приречный вывозят

автопо­

ездами ЗИЛ-133 или МАЗ-509. До разгрузки

подвижного

состава

на береговом складе на пучок накладывают

обвязки в

соответ-

148


ствии с бассейновыми правилами сплава. В навигационный период пучки с автопоезда сталкиваются прямо в воду тракторным упо­ ром. В межнавигационный период хлыстовые пучки с подвижного состава укладываются в штабеля при помощи 30-тонного кабель- но-мостового крана пролетом 120 м. Подкрановые пути крана про­ кладываются вдоль берега с учетом нависания консоли крана над водой. В навигационный период пучки из штабеля этим же кра­ ном сбрасываются в воду. На воде" пучки формируют в секции, которые затем соединяются в плот.

§ 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА МЕХАНИЗМОВ ДЛЯ СКЛАДСКИХ РАБОТ

Число механизмов на сброске или на сплотке лесоматериалов на береговом складе определяют исходя из сменной его производи­ тельности по формуле

 

 

 

п =

,

 

 

 

 

(79)

 

 

 

 

' ' с м

 

 

 

 

 

где п — число

механизмов;

 

 

 

 

 

 

W — объем

лесоматериалов, подлежащий

сброске или

сплот­

 

ке в течение смены, м3;

 

 

 

 

 

 

ПСм — производительность механизма в смену, м3.

(лебедки,

Производительность

механизма цикличного

действия

трактора, крана) определяют

исходя

из продолжительности од­

ного

цикла

 

 

TV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/7С М =

- ~ Ф 1 Ф 2 ,

 

 

 

(80)

где

Т — продолжительность смены, мин;

 

 

 

 

 

V — объем пачки, перемещаемой механизмом за один цикл, ж3 ;

 

Ф1 — коэффициент

использования

рабочего

времени,

прини­

 

маемый равным 0,75—0,85;

 

 

 

 

 

 

Фг коэффициент,

принимаемый

при наличии тросо-блочной

 

системы и учитывающий затраты времени на ее переста­

 

новку, равным 0,5—0,7;

 

 

 

 

 

 

t — продолжительность цикла, мин.

 

 

 

 

При сброске и сплотке лесоматериалов лебедкой с тросо-блоч­

ной системой продолжительность цикла / составляет

 

 

 

 

 

t == ^ 1 + ^ 2 + ^ 3 +

^4,

 

 

 

 

где

t\ — время,

затрачиваемое

на зацепку пачки, мин (по

опыт­

 

ным данным, 1 —1,5 мин);

 

 

 

 

 

 

h — время,

затрачиваемое

на перемещение

пачки,

мин;

 

 

*

'2i — * С Р>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 0 у г

 

 

 

 

 

149



здесь I с р

— среднее расстояние перемещения пачки, м;

 

vT

— скорость движения рабочего троса

механизма,

м/сек;

/з — время, затрачиваемое

на отцепку

пачки, мин

(по

 

опытным данным, 1—0,5

мин);

 

 

tA — время, затрачиваемое

на возвращение рабочего

троса,

 

мин;

0 d x

 

 

 

где у х

6

м/сек.

 

 

скорость холостого троса,

 

 

При выполнении складских работ механизмами без тросо-блоч- ных систем (сплоточно-транспортным агрегатом, трактором с упо­ ром, лесопогрузчиком) продолжительность цикла t определяется по зависимости

где

t\ — время, затрачиваемое

на

формирование

и погрузку

пучка

 

или пачки,

мин;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h — время, затрачиваемое

на перемещение

пучка

или

пачки

 

по складу и на обратный ход механизма,

мин;

 

 

 

 

 

 

 

 

J

 

2 / с р

,

 

 

 

 

 

 

 

здесь / с р — среднее расстояние перемещения, м;

 

в

грузовом

 

v — средняя

скорость

передвижения механизма

 

и порожнем направлениях,

м/мин;

 

 

 

 

 

 

t3 — время,

затрачиваемое

на

освобождение механизма

от

 

пачки или пучка,

мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем пачки V, перемещаемой тросом лебедки или трактора,

определяют по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V=

 

 

^

 

 

,

 

 

 

 

(81)

 

 

 

 

у (\х cos а ±

sin

а)

 

 

 

 

 

где

Р — тяговое усилие лебедки или трактора, кгс;

 

 

 

 

 

г) — коэффициент,

учитывающий

потери на

оттяжных

блоках,

 

трение каната

по земле

и пр.,

принимаемый

равным

0,9;

 

у удельный вес лесоматериалов,

кгс/м3;

 

 

 

 

 

 

ц, — коэффициент

трения

бревен

по

слегам,

равный 0,3—0,35;

 

а — угол наклона

слег к горизонту.

 

 

 

 

 

 

 

 

В формуле знак плюс берут при подъеме пачки (например, при

штабелевке),

знак

минус — при

спуске

пачки

(например,

 

при

сброске пачки

в воду).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ПЛОЩАДИ БЕРЕГОВОГО СКЛАДА

Площадь склада, необходимую для штабелевки лесоматериа­ лов, определяют по формуле

F = (L + \2) {В + а)

W

+ 10m

 

HBLp

150