Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

неблагоприятных для сплава участках реки. Состав бригады в за­ висимости от трудности участка реки колеблется от 10 до 30 че­ ловек. Все места, на которых возможна остановка плывущего леса,— искусственные гидросооружения и лесонаправляющие со­ оружения, пороги и острова, крутые повороты и т. д., должны на­ ходиться под наблюдением специально выделенных из состава бригады рабочих-пикетчиков. Бригада на своем участке выполняет все работы, связанные с преднавигационной подготовкой сплав­

ного пути, с его поддержанием в

эксплуатационном состоянии

в период сплава и со сплавом леса,

не допуская оседания бревен

на отмелях, разноса по поймам, образования заторов и т. д.

В конце сплавного периода рабочие пикетных бригад на своих участках разбирают косы, убирают наплавные сооружения, подго­ тавливают такелаж для зимнего хранения, очищают русло реки от отдельных, осевших на препятствиях бревен. Для этой цели бригадам придают легкие переносные мотолебедки, а в отдельных

случаях тракторы, моторные лодки,

вездеходные

агрегаты

и т. д.

 

 

Недостатками пикетно-конвейерного

способа по

сравнению

с дистанционно-патрульным являются плохие условия труда и отдыха для сплавщиков, низкий уровень механизации работ и низкий (не превышающий 0,5—0,6) коэффициент использования рабочего времени рабочими пикетных бригад. Следствием этих не­ достатков являются низкая производительность труда и необходи­ мость привлечения на период молевого сплава большого числа сезонных рабочих.

Пикетно-конвейерный способ сплава рекомендуется применять лишь на реках 1 и 2-й категорий, а также на горных и полугорных реках со скоростями течения более 2 м/сек.

Дистанционно-патрульный способ сплава. Этот способ сплава явился результатом совершенствования пикетно-конвейерного способа. При дистанционно-патрульном способе реку делят на от­ дельные дистанции (участки), каждую из которых обслуживает од,на комплексная бригада рабочих с приданным ей патрульным судном (типа ПС-5).

Бригада рабочих следит за безостановочным движением леса на своей дистанции, устанавливает, перестанавливает и убирает

лесонаправляющие сооружения,

а также очищает их от

мусора

и хлама, сбрасывает обсохший

лес с берега в воду,

продвигает

лес по тиховодным участкам и заводям, предупреждает

образо­

вание скоплений леса и т. д.

 

 

 

В отличие от пикетно-конвейерного способа бригаду

рабочих

при дистанционно-патрульном способе сплава не делят на

отдель­

ные звенья. Все работы бригада

выполняет в полном

составе, пе­

ремещаясь на патрульном судне по дистанции, делая лишь в нуж­ ных местах остановки для производства работ. За счет маневрен­ ности патрульных судов коэффициент использования рабочего времени сплавщиков увеличивается до 0,75—0,85. Благодаря меха­ низации работ и более высокому коэффициенту использования ра-

156


бочего времени производительность труда рабочих на сплаве мо­ левого леса резко увеличивается.

Длину дистанций устанавливают в зависимости от техниче­ ского состояния сплавного пути, трудности проплава леса, степени заполнения зеркала реки плывущими бревнами, числа рейсов, со­ вершаемых патрульным судном по дистанции за рабочую смену, и т. д.

На основе изучения сплавных рек ЦНИИ лесосплава предло­ жил все реки и их отдельные участки в зависимости от трудности проплава леса разбить на три группы.

К п е р в о й

г р у п п е

относят участки рек без резких поворо­

тов с чистыми

берегами,

имеющими уклон в сторону реки более

20° с отсутствием песчаных отмелей, длинных тиховодных участ­ ков, каменных гряд и островов, с наличием на участке упрощенной обоновки (ограждений).

К о в т о р о й г р у п п е

относят участки

реки с резкими

поворо­

тами и с уклонами берега

в сторону реки

до 20°. Берега

поросли

кустарником и подтапливаемыми деревьями и обнажаются с из­ менением горизонтов воды. В русле реки много песчаных отмелей, срединных песков и островов, ограждаемых лесонаправляющими сооружениями, которые в некоторых случаях требуется перестав­ лять.

К т р е т ь е й г р у п п е относят участки рек, в пойме которых имеется кустарник, вязкий грунт, наносный ил, заболоченные ме­ ста и различные препятствия: острова, большие постепенно обна­ жающиеся песчаные береговые и срединные отмели, протоки, ста­ роречья, резко выраженные перекаты с периодически изменяю­ щимся сплавным ходом. На участке реки установлено большое

число

ограждающих и

лесонаправляющих

сооружений,

которые

в период сплава периодически перестанавливаются, а в

отдель­

ных

случаях находятся

под постоянным

наблюдением

рабочих.

К третьей группе относятся также порожистые участки рек со ско­ ростью течения более 1,8 м/сек.

Если участки реки относятся к одной группе трудности про­

плава

леса, длину дистанции

определяют

по следующей

формуле:

 

 

 

L A = ^ L ( 1 - P a ) t ' c ,

 

 

 

 

где vc

— паспортная

скорость

хода

патрульного

судна,

км/ч;

|3 — коэффициент заполнения зеркала

реки

плывущими

брев­

 

нами, зависящий от интенсивности пуска леса

в

сплав;

 

при дистанционно-патрульном способе сплава значение

 

этого коэффициента может достигать 0,3;

 

 

 

п р

— количество

рейсов,

совершаемых

судном

по

дистанции

 

за смену. Назначается в зависимости от группы трудно­

 

сти проплава и коэффициента |3. При в = 0,3 для участков

 

первой группы

трудности

проплава

п р = 2 (один —при

 

ходе вверх

по

течению, второй — вниз

по

течению, или

 

наоборот);

для участков второй группы трудности

проплава

157


Яр = 2 или 4, для участков третьей группы трудности про­ плава ftp = 4;

k — коэффициент использования времени, затрачиваемого па­ трульным судном на транспортные работы, т. е. на пере­ мещение рабочих по дистанции; значения k приведены в табл. 15;

(я — поправочный коэффициент, равный 0,8—0,9.

Т а б л и ц а 15

Значения коэффициента k

 

 

 

 

Ч и с л о

З н а ч е н и я коэффициента k при 6 равном

Группа трудности

проплава

рейсов « р

 

 

 

 

леса

 

за

р а б о ч у ю

0,1

0,2

0,3

 

 

 

 

смену

 

 

 

 

 

 

 

Первая

 

 

 

2

0,80

0,60

0.40

Вторая

. . . . . .

. .

2

0,60

0,20

 

 

 

 

4

0,80

0,60

0,40

 

 

 

 

4

0,70

0,40

0,10

Выражение

—— (1—Р2 ) = ^р

характеризует

время,

затрачи-

ваемое

патрульным

судном на

один рейс в

пределах

участка

одной группы трудности проплава. Таким образом, длина дистан­ ции одной трудности проплава будет равна

L A = tpvc.

В сплавной практике чаще всего встречаются случаи, когда в состав одной дистанции входят несколько чередующихся участ­ ков, относящихся к различным группам трудности' проплава леса. Определение длины дистанции в этом случае производят методом эквивалентов, т.е. приведением всех участков к одной группе труд­ ности проплава леса. Методика определения длины дистанции заключается в следующем.

По результатам обследований устанавливают протяженность отдельных участков реки по группам трудности проплава леса. Разбивку реки на участки производят начиная с верхнего склада. Далее для каждого участка устанавливают число рейсов патруль­ ного судна nV{, коэффициенты использования времени ki и опре­ деляют эквивалентные коэффициенты

' Р .

mt = -f-,

где tp — время, затрачиваемое судном на один рейс на участке приведения (например на участке, относящемся к треть­ ей группе трудности проплава);

tp. — время, затрачиваемое судном на один рейс на участках, относящихся к другим группам трудности проплава.

По эквивалентным коэффициентам определяют приведенные длины отдельных участков Imp-

h пр ~ f^iht

158


где Ц — протяженность

отдельных участков

с различными труд­

ностями проплава.

 

 

Приведенная длина

одной дистанции

составит

•^д. пр = h пр ~\~ h пр ~~Ь ^3 пр ~ Ь

• • •

1п пр —

= т Л + т 2 / 2 4 - т 3 / 3 + . . . +mnln

= tpvc.

В состав одной дистанции крайние участки могут входить не полностью, а лишь частично. В этом случае приведенная длина части крайнего участка дистанции будет равна

^п. пр =

^ д . пр

 

( ^ п р +

^ п р + ^ З п р ^

_

Ь

п р ) •

 

Фактическая длина

части

крайнего участка

дистанции

будет

 

 

 

 

 

 

_

*п. пр

 

 

 

 

 

 

 

а фактическая

длина

одной

дистанции

 

 

 

 

 

 

^

= ('i +

*2 + 's +

• • '

+1п-г

+ 1'п)-

 

 

 

Протяженность

одной

дистанции

может

быть

определена и по

нормативному

технологическому

времени

судна,

которое

приво­

дится в технических

указаниях

по проектированию

лесосплавных

предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успех проведения

 

молевого

сплава

дистанционно-патрульным

способом во многом

зависит от бесперебойной

работы патрульных

судов. Поэтому

на каждой дистанции

организуется

база

патруль­

ной службы со складом горюче-смазочных материалов и общежи­ тием для рабочих. Каждое патрульное судно оснащается необхо­ димым технологическим оборудованием. В комплект этого обору­ дования входят: бульдозер-толкатель, лебедки, бензопилы, багры, топоры, набор спасательных средств, комплекты стальных тросов и чокеров и т. д. Для поддержания связи с другими дистанциями и приречными складами патрульные суда имеют рации с двусто­

ронней

радиосвязью.

 

 

 

 

 

 

 

Дистанционно-патрульный способ сплава является

основным:

его применяют на равнинных и полугорных реках I I I , IV и V ка­

тегорий со скоростями течения до 2 м/сек.

 

 

 

 

 

Дистанционно-групповой способ. Этот способ

лесосплава

при­

меняют

на крупных сплавных

реках и при больших

расстояниях

сплава. При этом способе реку разбивают на

дистанции

протя­

женностью 50—100 км.

 

 

 

 

 

 

 

В конце каждой дистанции

выбирают

места для установки пе­

редерживающих

запаней. От одной запани до другой

лес сплав­

ляют отдельными

группами

(партиями). Объем

одной

партии за­

висит от ширины реки и на

крупных

реках

может

достигать

150 тыс. м3. Бригада рабочих

устанавливает запань

и

сплавляет

лес на дистанции. Лес в запани передерживают

2—3 дня; за это

время производят

зачистку

русла на дистанции. По окончании за­

чистки

запань открывают и лес перепускают к

последующей за­

пани. Так продолжается до тех пор, пока лес не достигнет пункта

159