ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 2
неблагоприятных для сплава участках реки. Состав бригады в за висимости от трудности участка реки колеблется от 10 до 30 че ловек. Все места, на которых возможна остановка плывущего леса,— искусственные гидросооружения и лесонаправляющие со оружения, пороги и острова, крутые повороты и т. д., должны на ходиться под наблюдением специально выделенных из состава бригады рабочих-пикетчиков. Бригада на своем участке выполняет все работы, связанные с преднавигационной подготовкой сплав
ного пути, с его поддержанием в |
эксплуатационном состоянии |
в период сплава и со сплавом леса, |
не допуская оседания бревен |
на отмелях, разноса по поймам, образования заторов и т. д.
В конце сплавного периода рабочие пикетных бригад на своих участках разбирают косы, убирают наплавные сооружения, подго тавливают такелаж для зимнего хранения, очищают русло реки от отдельных, осевших на препятствиях бревен. Для этой цели бригадам придают легкие переносные мотолебедки, а в отдельных
случаях тракторы, моторные лодки, |
вездеходные |
агрегаты |
и т. д. |
|
|
Недостатками пикетно-конвейерного |
способа по |
сравнению |
с дистанционно-патрульным являются плохие условия труда и отдыха для сплавщиков, низкий уровень механизации работ и низкий (не превышающий 0,5—0,6) коэффициент использования рабочего времени рабочими пикетных бригад. Следствием этих не достатков являются низкая производительность труда и необходи мость привлечения на период молевого сплава большого числа сезонных рабочих.
Пикетно-конвейерный способ сплава рекомендуется применять лишь на реках 1 и 2-й категорий, а также на горных и полугорных реках со скоростями течения более 2 м/сек.
Дистанционно-патрульный способ сплава. Этот способ сплава явился результатом совершенствования пикетно-конвейерного способа. При дистанционно-патрульном способе реку делят на от дельные дистанции (участки), каждую из которых обслуживает од,на комплексная бригада рабочих с приданным ей патрульным судном (типа ПС-5).
Бригада рабочих следит за безостановочным движением леса на своей дистанции, устанавливает, перестанавливает и убирает
лесонаправляющие сооружения, |
а также очищает их от |
мусора |
|
и хлама, сбрасывает обсохший |
лес с берега в воду, |
продвигает |
|
лес по тиховодным участкам и заводям, предупреждает |
образо |
||
вание скоплений леса и т. д. |
|
|
|
В отличие от пикетно-конвейерного способа бригаду |
рабочих |
||
при дистанционно-патрульном способе сплава не делят на |
отдель |
||
ные звенья. Все работы бригада |
выполняет в полном |
составе, пе |
ремещаясь на патрульном судне по дистанции, делая лишь в нуж ных местах остановки для производства работ. За счет маневрен ности патрульных судов коэффициент использования рабочего времени сплавщиков увеличивается до 0,75—0,85. Благодаря меха низации работ и более высокому коэффициенту использования ра-
156
бочего времени производительность труда рабочих на сплаве мо левого леса резко увеличивается.
Длину дистанций устанавливают в зависимости от техниче ского состояния сплавного пути, трудности проплава леса, степени заполнения зеркала реки плывущими бревнами, числа рейсов, со вершаемых патрульным судном по дистанции за рабочую смену, и т. д.
На основе изучения сплавных рек ЦНИИ лесосплава предло жил все реки и их отдельные участки в зависимости от трудности проплава леса разбить на три группы.
К п е р в о й |
г р у п п е |
относят участки рек без резких поворо |
тов с чистыми |
берегами, |
имеющими уклон в сторону реки более |
20° с отсутствием песчаных отмелей, длинных тиховодных участ ков, каменных гряд и островов, с наличием на участке упрощенной обоновки (ограждений).
К о в т о р о й г р у п п е |
относят участки |
реки с резкими |
поворо |
тами и с уклонами берега |
в сторону реки |
до 20°. Берега |
поросли |
кустарником и подтапливаемыми деревьями и обнажаются с из менением горизонтов воды. В русле реки много песчаных отмелей, срединных песков и островов, ограждаемых лесонаправляющими сооружениями, которые в некоторых случаях требуется перестав лять.
К т р е т ь е й г р у п п е относят участки рек, в пойме которых имеется кустарник, вязкий грунт, наносный ил, заболоченные ме ста и различные препятствия: острова, большие постепенно обна жающиеся песчаные береговые и срединные отмели, протоки, ста роречья, резко выраженные перекаты с периодически изменяю щимся сплавным ходом. На участке реки установлено большое
число |
ограждающих и |
лесонаправляющих |
сооружений, |
которые |
в период сплава периодически перестанавливаются, а в |
отдель |
|||
ных |
случаях находятся |
под постоянным |
наблюдением |
рабочих. |
К третьей группе относятся также порожистые участки рек со ско ростью течения более 1,8 м/сек.
Если участки реки относятся к одной группе трудности про
плава |
леса, длину дистанции |
определяют |
по следующей |
формуле: |
||||||
|
|
|
L A = ^ L ( 1 - P a ) t ' c , |
|
|
|
|
|||
где vc |
— паспортная |
скорость |
хода |
патрульного |
судна, |
км/ч; |
||||
|3 — коэффициент заполнения зеркала |
реки |
плывущими |
брев |
|||||||
|
нами, зависящий от интенсивности пуска леса |
в |
сплав; |
|||||||
|
при дистанционно-патрульном способе сплава значение |
|||||||||
|
этого коэффициента может достигать 0,3; |
|
|
|
||||||
п р |
— количество |
рейсов, |
совершаемых |
судном |
по |
дистанции |
||||
|
за смену. Назначается в зависимости от группы трудно |
|||||||||
|
сти проплава и коэффициента |3. При в = 0,3 для участков |
|||||||||
|
первой группы |
трудности |
проплава |
п р = 2 (один —при |
||||||
|
ходе вверх |
по |
течению, второй — вниз |
по |
течению, или |
|||||
|
наоборот); |
для участков второй группы трудности |
проплава |
157
Яр = 2 или 4, для участков третьей группы трудности про плава ftp = 4;
k — коэффициент использования времени, затрачиваемого па трульным судном на транспортные работы, т. е. на пере мещение рабочих по дистанции; значения k приведены в табл. 15;
(я — поправочный коэффициент, равный 0,8—0,9.
Т а б л и ц а 15
Значения коэффициента k
|
|
|
|
Ч и с л о |
З н а ч е н и я коэффициента k при 6 равном |
||
Группа трудности |
проплава |
рейсов « р |
|
|
|
||
|
леса |
|
за |
р а б о ч у ю |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
|
|
|
|
смену |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Первая |
|
|
|
2 |
0,80 |
0,60 |
0.40 |
Вторая |
. . . . . . |
. . |
2 |
0,60 |
0,20 |
— |
|
|
|
|
|
4 |
0,80 |
0,60 |
0,40 |
|
|
|
|
4 |
0,70 |
0,40 |
0,10 |
Выражение |
—— (1—Р2 ) = ^р |
характеризует |
время, |
затрачи- |
|||
ваемое |
патрульным |
судном на |
один рейс в |
пределах |
участка |
одной группы трудности проплава. Таким образом, длина дистан ции одной трудности проплава будет равна
L A = tpvc.
В сплавной практике чаще всего встречаются случаи, когда в состав одной дистанции входят несколько чередующихся участ ков, относящихся к различным группам трудности' проплава леса. Определение длины дистанции в этом случае производят методом эквивалентов, т.е. приведением всех участков к одной группе труд ности проплава леса. Методика определения длины дистанции заключается в следующем.
По результатам обследований устанавливают протяженность отдельных участков реки по группам трудности проплава леса. Разбивку реки на участки производят начиная с верхнего склада. Далее для каждого участка устанавливают число рейсов патруль ного судна nV{, коэффициенты использования времени ki и опре деляют эквивалентные коэффициенты
' Р .
mt = -f-,
где tp — время, затрачиваемое судном на один рейс на участке приведения (например на участке, относящемся к треть ей группе трудности проплава);
tp. — время, затрачиваемое судном на один рейс на участках, относящихся к другим группам трудности проплава.
По эквивалентным коэффициентам определяют приведенные длины отдельных участков Imp-
h пр ~ f^iht
158
где Ц — протяженность |
отдельных участков |
с различными труд |
|
ностями проплава. |
|
|
|
Приведенная длина |
одной дистанции |
составит |
|
•^д. пр = h пр ~\~ h пр ~~Ь ^3 пр ~ Ь |
• • • |
~Ь 1п пр — |
|
= т Л + т 2 / 2 4 - т 3 / 3 + . . . +mnln |
= tpvc. |
В состав одной дистанции крайние участки могут входить не полностью, а лишь частично. В этом случае приведенная длина части крайнего участка дистанции будет равна
^п. пр = |
^ д . пр |
|
( ^ п р + |
^ п р + ^ З п р ^ |
_ |
Ь |
п р ) • |
|
||||||
Фактическая длина |
части |
крайнего участка |
дистанции |
будет |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
_ |
*п. пр |
|
|
|
|
|
|
|
а фактическая |
длина |
одной |
дистанции |
|
|
|
|
|
||||||
|
^ |
= ('i + |
*2 + 's + |
• • ' |
+1п-г |
+ 1'п)- |
|
|
|
|||||
Протяженность |
одной |
дистанции |
может |
быть |
определена и по |
|||||||||
нормативному |
технологическому |
времени |
судна, |
которое |
приво |
|||||||||
дится в технических |
указаниях |
по проектированию |
лесосплавных |
|||||||||||
предприятий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Успех проведения |
|
молевого |
сплава |
дистанционно-патрульным |
||||||||||
способом во многом |
зависит от бесперебойной |
работы патрульных |
||||||||||||
судов. Поэтому |
на каждой дистанции |
организуется |
база |
патруль |
ной службы со складом горюче-смазочных материалов и общежи тием для рабочих. Каждое патрульное судно оснащается необхо димым технологическим оборудованием. В комплект этого обору дования входят: бульдозер-толкатель, лебедки, бензопилы, багры, топоры, набор спасательных средств, комплекты стальных тросов и чокеров и т. д. Для поддержания связи с другими дистанциями и приречными складами патрульные суда имеют рации с двусто
ронней |
радиосвязью. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дистанционно-патрульный способ сплава является |
основным: |
||||||||
его применяют на равнинных и полугорных реках I I I , IV и V ка |
|||||||||
тегорий со скоростями течения до 2 м/сек. |
|
|
|
|
|
||||
Дистанционно-групповой способ. Этот способ |
лесосплава |
при |
|||||||
меняют |
на крупных сплавных |
реках и при больших |
расстояниях |
||||||
сплава. При этом способе реку разбивают на |
дистанции |
протя |
|||||||
женностью 50—100 км. |
|
|
|
|
|
|
|
||
В конце каждой дистанции |
выбирают |
места для установки пе |
|||||||
редерживающих |
запаней. От одной запани до другой |
лес сплав |
|||||||
ляют отдельными |
группами |
(партиями). Объем |
одной |
партии за |
|||||
висит от ширины реки и на |
крупных |
реках |
может |
достигать |
|||||
150 тыс. м3. Бригада рабочих |
устанавливает запань |
и |
сплавляет |
||||||
лес на дистанции. Лес в запани передерживают |
2—3 дня; за это |
||||||||
время производят |
зачистку |
русла на дистанции. По окончании за |
|||||||
чистки |
запань открывают и лес перепускают к |
последующей за |
пани. Так продолжается до тех пор, пока лес не достигнет пункта
159