Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П е р е ф о р м и р о в о ч н ы е р е й д ы устраивают на границе изменения условий плавания и габаритов водного пути (на гра­ нице перехода речных условий плавания в озерные или морские,

перед каналами, шлюзами плотин и

после них, в местах

впаде­

ния крупных притоков в магистральную реку).

 

Р е й д ы

п р и п л а в а устраивают

в конечных пунктах

водного

транспорта

леса (у лесоперевалочных

или деревообрабатывающих

предприятий).

 

 

С р о к и

р а б о т ы рейдов устанавливают в зависимости от объ­

емов работ, продолжительности навигации и сроков поступления лесоматериалов на рейд. Начало работы обычно планируют по

возможности в более ранний период навигации. Большие

глубины

в реках в этот период позволяют сплачивать единицы

большей

осадки, чем в межень, и увеличить производительность

сплоточных

машин на 15—20%. Наиболее позднее окончание работ

планируют

с таким расчетом, чтобы последний сформированный плот

был до­

ставлен потребителю до ледостава.

 

 

Чтобы избежать обсушки лесоматериалов в передерживающих запанях, расположенных на притоках, на последних иногда со­ оружают в р е м е н н ы е р е й д ы . Сортировочно-сплоточно-форми- ровочные работы на них организуют лишь в ранневесенний пе­ риод в течение 10—20 дней, пока не установлены сооружения на основном рейде.

Наиболее распространенными и наиболее сложными по своей

технологии

являются

сортировочно-сплоточно-формировочные

рейды.

 

 

 

Ниже приводится компоновка сооружений и технология

работ

на сортировочно-сплоточно-формировочном рейде.

 

Технология формировочного рейда аналогична технологии фор­

мировочного

участка

сортировочно-сплоточно-формировочного

рейда. О переформировочных рейдах и рейдах приплава

будет

рассказано в гл. IX и X I .

 

 

§ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА СОРТИРОВОЧНО-СПЛОТОЧНО-

ФОРМИРОВОЧНОГО РЕЙДА

 

Компоновка наплавных

сооружений и технологический

про­

цесс рейдовых работ зависят от целого ряда факторов, которые учитываются при проектировании. Такими факторами являются: объемы работ, дробность сортировки круглых лесоматериалов и сплоточных единиц, тип формируемых плотов, а также размеры акватории, глубина и скорости течения, амплитуда колебания уров­ ней и ветровой режим.

При выборе участка для размещения рейда необходимо иметь в виду следующее: размеры акватории должны обеспечить наибо­ лее целесообразное размещение наплавных сооружений и меха­ низмов, позволяющее сократить расстояние перемещения круглых лесоматериалов по рейдовой акватории, создать запас леса в сор­ тировочном и формировочном устройствах для бесперебойной ра-

176


боты рейда, обеспечить подход рейдовому флоту для под­ возки такелажа и буксировки формируемых секций.

Глубины на рейде должны быть достаточными для раз­ мещения всех наплавных со­ оружений н механизмов, а так­ же для свободного перемеще­ ния сплоточных единиц и пло­ тов установленной осадки.

Оптимальными скоростями течения на акватории рейда, при которых обеспечиваются наименьшие затраты труда на рейдовых работах, максималь­ ная пропускная способность рейдовых устройств, наиболее эффективное использование сплоточных механизмов, яв­ ляются скорости течения 0,3— 0,6 м/сек. При скоростях те­ чения менее 0,3 м/сек или бо­ лее 0,6 м/сек повышается трудоемкость всех рейдовых работ. В первом случае возни­ кают трудности с продвижени­ ем лесоматериалов по рейдо­ вым устройствам, что вызывает необходимость применения механизмов для принуди­ тельного перемещения бревен. Во втором случае сортиро- вочно-сплоточные работы ос­ ложняются вследствие быст­ рого движения бревен, разво-

'рота и подныривания их под боны и сплоточные машины.

Участок

рейда

должен

быть

по

возможности

защи­

щен

высокими берегами

или

лесным

массивом от

ветров,

особенно

преобладающего

на­

правления, так как ветер зна­ чительно влияет на перемеще­ ние леса по рейду.

Технологический процесс рейда и компоновку наплавных сооружений разрабатывают

O k i e

 

 

о «

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Ч К

 

 

ь

 

ш га

 

 

•fl

 

 

 

 

S

 

 

л

 

 

ж к а с-

 

 

a s

 

о и

 

 

о о и н

 

 

 

 

в и я

Г

 

5 t=t>s Н

 

«5 4)

 

гаI

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

2

 

 

Я*-ч

 

 

 

; ч л

 

 

т а

 

 

«а

 

 

=

 

нКо ч

 

 

 

 

 

я н

 

 

§ g s й

%1

 

8 £ e s

 

 

л

 

 

 

 

 

i

м

о

s

s •- S

 

$1

°

* oj a s

 

 

й я я

 

£

 

 

и

 

С О

 

 

u

 

 

Л

2 Я

 

 

 

 

и

я

 

 

 

ООО,,

 

 

 

 

 

о.\о

'

 

 

 

0 я о

 

 

 

as

°Э

 

 

=

 

о *

 

 

 

 

 

!,- О

I

 

 

 

 

 

Q

 

 

 

2

 

 

 

 

 

-fcr о К

 

 

и I

 

К «

 

 

 

I

 

 

 

 

 

о,

 

 

1

оо I К

НА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S3

 

 

 

и

 

 

 

«

S—-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К О) ... к

 

 

2 3

S s

 

 

О

К щ м н

 

л » к

а,

 

 

ч о я о

 

 

 

Ш Hi- и

 

 

Й о

о

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

a

 

 

 

та о

«

к

 

'4

 

В й

Ч £

 

 

« я3я«сa

 

 

 

 

я о д

 

 

^

 

 

 

 

 

i 71 *

 

 

7

Заказ № 1877

177


в каждом конкретном случае в зависимости от перечисленных фак­ торов.

Основными производственными участками сортировочно-спло- точно-формировочного рейда являются: лесохранилище, сортиро- вочно-сплоточный участок и формировочный участок.

Для выполнения всего комплекса работ на акватории рейда сооружают: коренную запань для хранения лесоматериалов; вспо­ могательную запань для создания запаса в целях бесперебойной работы рейда; сортировочно-сплоточное устройство для сортировки лесоматериалов и сплотки их в сплоточные единицы; формиро­ вочное устройство для сортировки сплоточных единиц и формиро­ вания линеек, полусекций или секций; лесостоянку для форми­ рования плотов.

Технологический процесс рейда включает в себя: приемку

ле­

соматериалов в коренную запань, разборку пыжа

в запани,

по­

дачу лесоматериалов во вспомогательную запань,

сортировку и

сплотку, подачу сплоточных единиц на формировочный участок, сортировку сплоточных единиц, формирование линеек или секций и формирование плотов. На рис. 74 приводится описание техно­ логического процесса рейда. Технология рейдовых работ по этой схеме состоит в следующем: лесоматериалы из лесохранилища через ворота коренной запани / подают во вспомогательную за­ пань 2. Отсюда через ворота вспомогательной запани лесомате­ риалы подают на сортировочно-сплоточный участок. В сортиро­ вочных коридорах 3 бревна сортируют на ряд групп, направляя каждую из них в отдельный сортировочный дворик 4. По мере накопления в каждом дворике партии лесоматериалов в объеме пучка их по коридорам 5 и 6 подают к сплоточным машинам 7. Из сплоточных машин единицы направляют в формировочное устрой­ ство. После сортировки сплоточные единицы в формировочных дво­ риках 8 формируют в секции. Секции по мере готовности буксир­ ным катером отводят на лесостоянку, где формируют плот.

§ 3. ЛЕСОХРАНИЛИЩА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В НИХ

Лесохранилище — акватория, используемая для приема и вре­ менного хранения бревен или сплоточных единиц, задерживаемых запанью и лесоограждающими сооружениями.

Назначение и место расположения лесохранилища. Место рас­ положения лесохранилища зависит от его емкости и места раз­ мещения рейда.

Л е с о х р а н и л и щ е , о б р а з у е м о е к о р е н н о й з а п а н ь ю , предназначается для хранения переходящего остатка, который возникает в результате неравномерного поступления лесоматериа­ лов в запань и переработки их на рейде. Расчетную емкость ле­ сохранилища устанавливают по графику (см. рис. 39). В такое лесохранилище основная масса лесоматериалов поступает обычно в весенний период при повышенных скоростях течения, при кото­ рых пыж формируется многорядным, с большой осадкой. Для раз-

178


мещения лесохранилища выбирают участок с крутыми берегами и достаточными глубинами с тем, чтобы избежать осадки пыжа на грунт. При наличии же в пределах лесохранилища пологих бере­ гов, обсыхающих в меженный период, перед приемом леса в за­ пань устраивают так называемую внутрипыжевую обоновку, т. е. обсыхающие берега ограждают пакетными бонами или пучками.

При размещении рейда на границе несудоходного и судоходного участков незарегулированной реки лесохранилище располагают на некотором расстоянии от сортировочно-сплоточного участка. Мини­ мальное расстояние между ними обусловливается размерами аква­ тории, необходимой для создания вспомогательного лесохрани­ лища, а также условиями переформирования русла в результате увеличения скоростей течения под пыжом и размыва русла.

При отсутствии удобных мест для приема большого количества лесоматериалов и при больших скоростях течения устраивают не­ сколько лесохранилищ в продольных запанях, располагаемых друг за другом. В этом случае в запани формируется менее плот­ ный пыж и разбирать его значительно легче. Лесоматериалы, поступающие с верховьев реки после формирования пыжа в продольных запанях, пропускают к рейду по свободному участку реки.

При размещении рейда на подпорном участке зарегулированной реки лесохранилище располагают в зоне выклинивания подпора с тем, чтобы обеспечить поступление основной массы леса в запань на естественных скоростях течения. В этом случае разместить рейд непосредственно ниже коренной запани обычно не представ­ ляется возможным вследствие недостаточной глубины и малой ширины реки. Поэтому в подпорных условиях расстояние между рейдом и лесохранилищем нередко достигает нескольких кило­ метров.

При расположении рейда на судоходной реке ниже устья сплавного притока лесохранилище располагают на притоке в не­ скольких километрах от устья. Расположение лесохранилища не­ посредственно в устье приводит к быстрому заилению рейдового участка вследствие размыва русла под пыжом и разности скоро­ стей течения в притоке и в зоне рейда.

При расположении рейда на судоходной реке в пункте при­ мыкания лесовозной дороги лесохранилище устраивают непосред­

ственно перед рейдом в продольной запани.

 

Л е с о х р а н и л и щ е , о б р а з у е м о е

в с п о м о г а т е л ь н о й

з а п а н ь ю , предназначается для хранения

запаса лесоматериалов

в объеме 2—5-сменного задания рейда. Такое лесохранилище рас­ полагают непосредственно у сортировочно-сплоточного участка. Сортировочное устройство примыкает к воротам вспомогательной запани.

Прием лесоматериалов в запань. На реках со скоростями тече­ ния более 1 м/сек в нижней (по течению) зоне лесохранилища устанавливают специальные сооружения, способствующие форми­ рованию пыжа с меньшей осадкой. Для этой цели применяют

7*

179