Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

носовыми и кормовыми лебедками. При использовании носовой однобарабанной лебедки судно становится носом к отмели, а трос оттаскивается к обсохшим бревнам. Когда применяют кормовую двухбарабанную лебедку, судно становится к отмели кормой; на берегу закрепляют холостой блок. Подтаскивание обсохших бре­ вен производят при помощи чокеров, присоединяемых к рабочему тросу.

В е з д е х о д н ы е а г р е г а т ы (типа «Алтай» или ТП-90) при­ меняют в тех случаях, когда применение патрульных судов из-за малых глубин оказывается невозможным. Вездеходные агрегаты благодаря своей маневренности, высокой проходимости и способ­ ности передвигаться как по воде, так и по суше, имеют большие перспективы для своего применения на первоначальном сплаве. Для передвижения агрегата по воде служит водометный движи­ тель; по суше агрегат перемещается на гусеницах или колесах, имеющих независимые торсионные подвески. Для производства различного рода работ (подтаскивание обсохшего леса и сталки­ вание его в воду, разборка заторов, продвижение леса по тиховод­ ным участкам и т. д.) агрегат имеет лебедку и навесной бульдозертолкатель. Вездеходные агрегаты могут быть использованы и на сброске леса в воду с береговых складов, на патрулировании сплава на наиболее трудных дистанциях, на расчистке русла реки от камней, карчей и других препятствий, на береговой сплотке леса и т. д. С помощью потока воды, создаваемого водометным движителем патрульных судов и вездеходных агрегатов, можно ускорять сплав бревен и сплоточных единиц, направлять лес от берега на лесосплавной ход, создавать поверхностные скорости течения на тиховодных участках водного пути.

Н а м а л ы х

р е к а х ,

протекающих

в русле

с низкими

бере­

гами, на

зачистке

русла

э ф ф е к т и в н о

п р и м е н е н и е

 

п е р е ­

н о с н ы х

п л о т и н и плотин запанного

типа с

гибкими

элемен­

тами конструкции

ЦНИИ

лесосплава \ Бригада

рабочих

с

такой

плотиной,

перемещаясь по своему участку, выбирает участок для

ее установки. После установки плотины вода заполняет пойму, песчаные отмели, косы и т. д., в результате чего осевшие бревна всплывают. Рабочие, проталкивая баграми отдельные бревна, со­ бирают их у плотины. Далее плотина снимается и лес сплавляется на нижележащий участок реки. После снятия плотины образуется волна попуска, благодаря которой освобождаются бревна, осевшие на нижележащем участке реки.

§ 7. ГРАФИК ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО СПЛАВА

График первоначального сплава является основным документом планирования всех работ на первоначальном сплаве. На графике указываются объемы, сроки и последовательность проведения сплавных работ, места размещения приречных складов, зимних

1

Конструкция этих и

других временных лесосплавных плотин рассматрива­

ется

в курсе «Мелиорация

сплавных путей и гидротехнические сооружения».

170


плотбищ и пунктов связи, места для установки лесонаправляю-

щих, лесозадерживающих и других сооружений, потребность

в ра­

бочих и механизмах по времени и видам

сплавных

работ.

 

Если река не может быть отнесена

к одному

типу,

категории

и группе устроенности, то ее разбивают на отдельные

расчетные

участки, присваивая каждому из них соответствующие

тип,

кате­

горию и группу устроенности в соответствии с утвержденной клас­ сификацией. На графике указывают границы этих участков.

Для составления графика сплава необходимо иметь следующие исходные данные:

уточненные объемы леса, предъявляемые к сплаву по каждому приречному складу и плотбищу, а также объемы леса, поступаю­ щего в реку с каждого притока;

даты начала весеннего паводка, вскрытия реки ото льда, ин­ тенсивность и продолжительность ледохода, продолжительность стояния сплавных горизонтов воды и значения средних поверхност­ ных скоростей течения в пределах сплавного хода в начале и конце периода сплава. Эти данные устанавливают для каждого участка реки;

гидрографическое описание и план реки

(речного бассейна)

с указанием мест, где необходима установка

лесонаправляющих,

лесозадерживающих и других сооружений, пунктов передержки мо­ левого леса, приема и передержки сплоточных единиц, формиро­ вания и переформирования линеек, секций и плотов;

сплавопропускную способность расчетных створов всех участ­ ков реки (среднесуточную, среднюю по периодам сплава или за весь сплавной период).

Исходные данные устанавливают по утвержденной транспортнотехнологической схеме сплава по реке (речному бассейну), по ре­ зультатам маршрутных обследований реки, в результате изучения графиков первоначального сплава и графиков колебаний горизон­ тов воды за прошлые годы, на основе проведенных гидрометриче­ ских измерений.

Проектирование графика первоначального сплава (продолжи­ тельность сплавного периода, установление сплавных горизонтов, расчет сплавопропускной способности) производят для маловод­

ного года с обеспеченностью

в многолетнем ряду за период спла­

ва (80—90%) в зависимости

от объемов сплава.

График первоначального сплава удобнее всего строить на мил­ лиметровой бумаге. Построение начинается с вычерчивания ко­ ординатной сетки; при этом на вертикальной оси координат от­ кладывают дни сплава, на горизонтальной — километры от устья реки. С правой стороны графика отводят вертикальные графы, в которых указывают ежедневную потребность в рабочих на сбро­ ске и сплаве леса.

Внизу под графиком проводят ряд горизонтальных граф с ука­ занием объемов леса, предъявляемого к сплаву, схематичного плана реки с нанесением мест расположения складов и плотбищ, установки наплавных и других сооружений и т. д.

171


При построении графика руководствуются следующими сооб­ ражениями:

1. В сплав прежде всего пускают плоты и сплоточные еди­ ницы, а потом молевой лес. Способ сплава плотов, сплоточных единиц и молевого леса должен быть выбран наиболее прогрес­ сивным для каждого участка реки.

2. Пуск леса в сплав начинают с самых удаленных от устья

реки складов и из притоков. Если сроки сплава на отдельных

уча­

стках

реки и на ее притоках не совпадают

во

времени, то при

короткой продолжительности сплавного периода

и при значитель­

ных

объемах сплава прибегают

к временным

передержкам

леса

в пути (в запанях). В условиях

резких колебаний

горизонтов

воды

длительные сроки передержки леса в запанях могут вызвать его

обсушку, поэтому, устанавливая

время передержки леса в запа­

нях, необходимо согласовывать

его с графиком колебания уров­

ней воды. Обычно время передержки леса в запанях не превы­ шает 3—5 дней.

3. При определении сроков работ по отдельным производствен­ ным участкам (сроки сброски леса в воду, сплава, вывода плотов зимней сплотки и т. д.) необходимо учитывать, что при коротких сроках выполнения работ одновременно потребуется много рабо­ чих и механизмов. Более правильным является решение исполь­

зования

для проведения сплавных работ всего сплавного периода.

В этом

случае сроки сброски леса со складов принимают рав­

ными продолжительности стояния сплавных горизонтов на ниже­ лежащем участке за вычетом времени, необходимого для продви­ жения леса от склада до границы этого участка.

4. Объем сброски и интенсивность пуска леса в сплав должны устанавливаться в соответствии со сплавопропускной способно­ стью расчетных створов на всех участках реки. Производитель­

ность применяемых механизмов определяют с учетом

конкретных

условий производства

работ на каждом складе, плотбище, дистан­

ции,

пикетном

участке

и

опыта

эксплуатации

этих

механизмов

в прошлые годы.

 

 

 

v

 

 

 

 

 

 

5. Средние на участке скорости движения головы vr и хвоста vx

сплава по реке

(километров в сутки)

определяются по формулам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(86)

 

 

 

 

 

vx = 0,8vr =

2,9tcvk,

 

 

 

(86а)

где

v — средние

на

участке поверхностные

скорости

течения

 

в начале и в конце сплава в пределах сплавного

хода,

 

м/сек;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tc — количество

часов

работы

в сутки (по сплаву

леса);

при­

 

нимается

равным

числу часов светлого

времени;

 

 

 

k — коэффициент,

учитывающий

снижение

скорости

движе­

 

ния леса

по сравнению со средней поверхностной

скоро­

 

стью

течения;

значения

этого коэффициента

приведены

на стр. 17;

172


0,8 — коэффициент, учитывающий уменьшение скорости движе­ ния хвоста сплава по сравнению с головой сплава.

Средняя скорость движения леса зависит также от степени подготовки реки к сплаву и коэффициента ее извилистости. Эти факторы, однако, не могут быть объективно оценены при опреде­ лении средней скорости движения леса по реке. В связи с этим вычисленные по формулам (86) и (86а) средние скорости движе­ ния леса должны быть скорректированы с учетом опыта сплава по данной или аналогичной реке в прошлые годы.

При проектировании графика подсчет необходимого числа ра­ бочих производят по операциям, т. е. отдельно для сброски и сплава леса.

Количество рабочих для сброски устанавливают для каждого склада и плотбища исходя из состава бригады, обслуживающей

механизм, количества

механизмов

и числа смен их

работы

в сутки.

 

 

 

Количество рабочих

для сплава

леса определяют

отдельно

для каждого участка реки. Для этого можно пользоваться фор­ мулой следующего вида:

 

Nt = - ^ - ,

 

 

 

 

 

(87)

 

 

pitirii

 

 

 

 

 

 

 

где ZAi = Wdi+ W2h-\

суммарная

транспортная

работа

на

уча-

+ ... + Wnln

стке,

Мз-км; здесь W—объем

 

леса,

 

сплавляемого

с вышележащего

участка

 

и с каждого склада, притока или плот­

 

бища,

м3;

I — расстояние

от

соответ­

 

ствующих

складов,

притоков

или

плот-

 

бищ до нижней границы

участка, км;

pi — установленная

по нормам

выработки

для

 

данного участка и способа

сплава

сред­

 

няя норма

выработки на

сплав;

 

 

tii — продолжительность

сплава

на

участке,

 

сутки;

берется с графика;

 

 

 

 

п — число

смен работы

в одни

сутки.

 

Общее количество

рабочих,

занятых

на

сплаве

леса,

составит

 

N = 2 N(.

 

 

 

 

 

 

Примерный график первоначального сплава

приведен на рис. 73.

В конечных пунктах первоначального сплава молевой лес и

сплоточные единицы до момента их выпуска

на магистральную

реку задерживаются запанью. Время передержки, срок и объемы выпуска леса устанавливаются графиком работы соответствующих рейдов.

В процессе проведения первоначального сплава составляется ис­ полнительный график, который в дальнейшем используют при про­ ектировании, организации и корректировке графика первоначаль­ ного сплава на следующую навигацию.

173


Продолжительность стояния сплавного горизонта.

Рис. 73. Примерный график первоначального сплава

Г л а в а V I I I

СОРТИРОВОЧНО-СПЛОТОЧНО-ФОРМИРОВОЧНЫЕ РЕЙДЫ

§ 1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЙДОВ

Л е с о с п л а в н ы м р е й д о м называют лесосплавное пред­ приятие (производственный участок), выполняющее основные ле­

сосплавные работы

(сортировочные, сплоточные,

формировочные

и др.) на

акватории

водоема, реки, озера и т. д. и имеющее вспо­

могательные объекты на берегу.

 

Для этого сплавные рейды имеют акваторию, оборудованную

лесозадерживающими и

лесонаправляющими

сооружениями,

а также

комплекс

специальных машин, механизмов и флота.

Кроме этого, рейды

имеют

вспомогательно-обслуживающие произ­

водства с необходимыми береговыми площадками и сооружениями (ремонтно-механические мастерские, такелажные базы и склады, электростанции) и рабочие поселки.

Сплавной рейд при больших объемах работ может быть само­ стоятельной хозяйственной единицей и подчиняться непосред­ ственно сплавному тресту. При небольших объемах работ рейд, как участок, может входить в состав сплавной конторы или деревоперерабатывающего предприятия.

В зависимости от способа поступления лесоматериалов на рейд и комплекса выполняемых работ рейды можно классифицировать

на типы.

 

С о р т и р о в о ч н о - с п л о т о ч н о - ф о р м и р о в о ч н ы е

рей­

ды — это рейды, предназначенные для задержания сортировки и сплотки круглых лесоматериалов, погрузки в суда, формирования плотов и сдачи их на буксировку. Лесоматериалы на такой рейд поступают молевым сплавом или в плотах бессортной сплотки. Погрузка лесоматериалов в суда может осуществляться на само­ стоятельном рейде.

Ф о р м и р о в о ч н ы е р е й д ы — это рейды, на которые круг­ лые лесоматериалы поступают в отдельных сплоточных единицах,

линейках или секциях для формирования

из них плотов и сдачи

на буксировку.

 

П е р е ф о р м и р о в о ч н ы е рейды—это

рейды, на которых из­

меняют габариты плотов. Лесоматериалы на такой рейд посту­ пают в плотах.

Р е й д ы п р и п л а в а — это рейды для приема леса и подачи его под выгрузку. Лесоматериалы на такой рейд поступают моле­ вым сплавом, в плотах или в судах.

Встречаются смешанные рейды, на которых осуществляют комп­

лекс работ, соответствующий одновременно нескольким

типам

рейдов.

 

С о р т и р о в о ч н о - с п л о т о ч н о - ф о р м и р о в о ч н ы е

рейды

устраивают на границе сплавных и судоходных путей, у нижних складов лесовозных путей, примыкающих к судоходным рекам.

175