ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 246
Скачиваний: 2
главным образом при коротких расстояниях транспортировки и ис пользуют в течение длительного периода времени. На рис. 71 приведена секция постоянного плавучего ограждения, выполнен ного в виде металлического понтона й? = 0,5 и / = 5,4 м *. К понто нам прикрепляется сетка из тросов и оплотных цепей, исключаю щая подныривание бревен под ограждение при транспортировке кошеля. При формировании ограждения кошеля понтоны и тросы сетки соединяют болтами, соединительными скобами или корот кими цепями.
Бревна в кошеле располагают беспорядочно, поперечными или
продольными рядами. Расположение бревен |
рядами способствует |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лучшему |
использованию |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
площади |
кошеля |
и умень |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шает сопротивление |
воды |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
его |
|
движению, |
|
особенно |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
при |
|
|
продольном |
распо |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ложении |
бревен. |
Однако |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
набивка |
кошеля |
|
при ря |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
довом |
расположении бре |
|||||||
|
|
|
SkOO |
|
|
|
вен более трудоемка. |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование |
|
коше |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лей |
|
состоит |
из |
подготов |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ки |
ограждения, |
|
прикреп |
|||||
[ |
\ I |
i J i •{ |
{\ I i |
11 \ i ^ J, \. i |
ления |
его концов |
к |
опор |
|||||||||
\ |
x |
|
|
|
\ . T |
U U U t |
|
ным |
|
точкам и |
|
заполне |
|||||
\ |
i i \ |
|
\, i |
ния |
|
лесом. |
При |
кошель- |
|||||||||
|
|
|
ном |
|
сплаве |
леса |
по озе |
||||||||||
|
\ . i i i I |
|
'i\I |
|
|||||||||||||
Рис. 71. Многорейсовое |
ограждение кошеля: |
рам, |
по |
тиховодным |
уча |
||||||||||||
а — общийпвид |
кошеля; |
|
секция ограждения коше |
сткам |
рек |
с |
последую |
||||||||||
|
i i, iбi—\ j \ j i a |
3 — оплотные |
|||||||||||||||
ля: / — металлический |
понтон; 2 — трос; |
щим |
|
молевым |
|
сплавом |
|||||||||||
|
цепи; 4 — буксирный трос |
|
с |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
или |
|
поставкой |
леса на |
сортировочный рейд кошели заполняют несортированным лесом. Если лес в кошелях доставляют непосредственно потребителям, то перед его заполнением бревна сортируют в сортировочных уст ройствах.
|
Заполнение кошелей |
лесом производят выпуском молевого леса |
|||||
из |
передерживающих |
запаней (рис. 72, а), сброской леса с |
берега |
||||
из |
штабелей |
или |
с |
подвижного состава |
лесовозных |
дорог |
|
(рис. 72,6), а |
при заполнении |
сортированным |
лесом — из |
ворот |
|||
сортировочных |
устройств (рис. |
72,8). |
|
|
Кошели заполняют постепенно: сначала хвостовую часть, а по мере ее заполнения к ограждению присоединяют новые звенья и заканчивают заполнением головной части кошеля. При заполнении кошелей рядами бревен в сортировочных двориках из бревен вначале набирают продольную или поперечную щеть. Поперечные перетяги устанавливают в процессе формирования кошеля. После заполнения к кошелю подводят головную плитку (при необходи-
Конструкция плавучего ограждения кошеля разработана ВКНИИВОЛТ .
166
мости), свободные концы плавучего ограждения подтягивают один к другому и соединяют. После этого кошель готов к транспорти ровке. Буксирный трос закрепляют за цепи между звеньями пла
вучего ограждения или за |
головную плитку. |
Т р а н с п о р т и р о в к а |
к о ш е л е й ведется буксирными кате |
рами, а также специальными варповальными судами. Варповальным называется самоходное судно, оборудованное лебедкой, при водимой в движение от судового двигателя. Варповальные суда пе ремещают кошели, подтягивая их при помощи лебедки к якорям или заранее установленным по пути движения постоянным русло вым опорам. Такой способ перемещения кошелей называется вар-
пованием. |
Преимуществом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
варпования |
по |
сравнению с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
обычной |
буксировкой |
явля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ется выигрыш в силе за счет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
того, |
что кошель перемеща |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ется |
лебедкой, |
тяговое |
уси |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
лие |
которой |
при |
прочих |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
равных условиях будет боль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ше, чем |
упор, |
создаваемый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
судовым |
движителем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
О б ъ е м л е с о м а т е р и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
а л о в |
Wk-B |
к о ш е л е |
опре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
деляют |
по |
формуле |
|
|
|
|
Рис. 72. |
Схемы набивки |
кошелей: |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
а — из запани |
без |
сортировки |
леса; |
б — с |
под |
|||
|
|
WK |
= pqQ, |
|
|
(82) |
вижного |
состава |
лесовозных дорог; |
в — из |
запани |
|||||
|
|
|
|
|
|
с сортировкой |
леса |
|
|
|
||||||
где |
р — коэффициент |
заполнения |
лесом |
площади |
кошеля; |
при |
||||||||||
|
|
|
беспорядочном расположении |
леса р = 0,63, |
при |
распо |
||||||||||
|
|
|
ложении |
рядами |
р—0,85; |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
q — объем лесоматериалов, м3, размещаемых |
плотно в один |
||||||||||||||
|
|
|
ряд |
на |
1 |
м2 |
водной |
поверхности; а =-^2. |
м31м2\ |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,27 |
|
|
|
|
|
|
здесь |
dcp |
— средний |
диаметр сплавляемых бревен, |
м; |
||||||||||
|
Q— площадь |
кошеля, м2; для кругового кошеля |
Q = |
|
-^-BL; |
|||||||||||
|
|
|
здесь В и L соответственно ширина и длина |
кошеля, ж. |
||||||||||||
При транспорте по озерам наиболее часто применяют кошели |
||||||||||||||||
объемом |
от |
1000 до 5000 м3, а по рекам—от |
300 до 500 |
ж3 . |
|
|
||||||||||
Д л и н а |
п л а в у ч е г о о г р а ж д е н и я |
кругового |
кошеля |
|||||||||||||
определяется как длина |
периметра |
эллипса |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
C = i L ( B + |
L). |
|
|
|
|
|
(83) |
||
С о п р о т и в л е н и е |
|
в о д ы и в е т р а |
д в и ж е н и ю |
к о |
||||||||||||
ш е л я , |
по которому |
вычисляется |
мощность тяговых |
средств, опре |
||||||||||||
деляют по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
167
где |
/ — расчетный |
коэффициент |
сопротивления |
воды |
движению |
||||||||||
|
|
кошеля, кгс-сек2/л&, |
численные значенияf |
принимаются: |
|||||||||||
|
|
для круговых кошелей с беспорядочным |
расположением |
||||||||||||
|
|
леса 0,58, |
для сигарообразных кошелей с беспорядоч |
||||||||||||
|
|
ным расположением леса 0,50, при расположении в ко |
|||||||||||||
|
kB |
шеле леса |
продольными |
рядами |
0,35; |
|
|
|
|
||||||
|
— расчетный |
коэффициент |
сопротивления |
ветра |
движению |
||||||||||
|
|
кошеля, кгс-сек2/мк. |
Численные |
значения |
kB |
приведены |
|||||||||
|
|
на стр. |
97. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м/сек; |
|
у к |
— скорость движения |
кошеля |
относительно воды, |
|||||||||||
|
vB—расчетная |
|
скорость |
ветра, |
м/сек. |
|
на |
растяжение. |
|||||||
Звенья плавучего |
ограждения |
рассчитываются |
|||||||||||||
С учетом возможных динамических нагрузок от рывков тяго |
|||||||||||||||
вых |
средств сила |
F, |
растягивающая |
звенья |
плавучего |
огражде |
|||||||||
ния, |
будет равна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
F = |
k, |
|
|
|
|
|
(85) |
||
|
|
|
|
|
|
|
2 cos9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
В—угол между |
направлением |
тягового |
троса |
|
или буксира |
|||||||||
|
|
и осью звена |
плавучего |
ограждения |
(рис. |
70); |
|
||||||||
|
k — коэффициент |
динамичности; значение |
его |
|
может быть |
||||||||||
|
Fv |
принято |
равным |
1,5; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
— сила тяги |
на |
гаке. |
|
звеньев |
плавучего |
ограждения |
||||||||
Под |
действием |
силы F |
бревна |
работают на скалывание в месте сверления отверстия. Во избе жание скалывания отверстия в бревнах должны быть просверлены на расстоянии не менее 0,3 м от торцов. По величине силы F рас
считывают |
крепления плавучего |
ограждения |
(проволоку, оплот- |
ные цепи, тросы и т. д.). |
|
|
|
Количество варповальных или |
буксирных |
судов определяют |
|
исходя из |
объема транспортной |
работы, |
производительности |
в сутки одного судна и срока выполнения работ.
Кошельный сплав не исключает потерь леса от подныривания под плавучее ограждение. Эти потери будут тем больше, чем выше скорость ветра, скорость транспортировки кошелей и сильнее вол нение. Поэтому при расстоянии транспортировки более 20 км при менение кошельного сплава должно быть подтверждено техникоэкономическими расчетами.
§ 6. МЕХАНИЗАЦИЯ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЛЕСОСПЛАВЕ
При правильной организации работ, умелом использовании сплавных горизонтов, надлежащей и своевременной подготовке водного пути к проведению первоначального сплава лесомате риалы (отдельные бревна и сплоточные единицы) свободно дви жутся, не задерживаясь у берегов и в русле реки. Однако при резких колебаниях горизонтов воды, неожиданных повторных павод ках, при поломке лесонаправляющих сооружений может возник нуть аварийное состояние с образованием заторов, оседанием ича-
168
стпчпой обсушкой леса на берегах, отмелях, песчаных косах и т. д. Работы, связанные со сплавом, сбором, подтаскиванием к берегу и сброской леса в воду являются одними из трудоемких на лесо сплаве и должны быть механизированы. В настоящее время на первоначальном лесосплаве применяют переносные мотолебедки, тракторы, челюстные погрузчики, патрульные суда, вездеходные агрегаты и др.
Л е б е д к и (одно-, двух- и более барабанные типов СПМЛ-5, ЦЛ-2М, ТЛ-5 и других) применяют на сброске леса в воду из шта белей, на разборке запанных пыжей, на зачистке русла реки от обсохшей древесины. Лебедки оборудуют тросо-блочнымп систе мами и чокернымп захватами. Производительность лебедок зави сит от характера выполняемых ими работ и расстояния подтаски вания леса и составляет 100—400 м3 в смену при бригаде 2—6 че ловек. Недостатки лебедок: низкий уровень механизации работ из-за чередования выполняемых механизированных и ручных опе раций, неудобство в обращении и громоздкость тросо-блочных си стем, недостаточная мобильность и ограниченный перечень выпол няемых ими работ.
Т р а к т о р ы (трелевочные, с толкателями и челюстными захва тами типов ТДТ-75, Т-100, П-19, П-2 и др.) применяют на скатке леса в воду из штабелей, на зачистке русла реки от обсохших от дельных бревен и т. д. Тракторы для выполнения этих работ осна щают двумя комплектами собирающих тросов и чокеров. Произво дительность тракторов зависит от характера выполняемых работ, расстояния подтаскивания леса и состояния грунта и достигает 400 м3. Обслуживает трактор бригада из 6 человек.
Резкое повышение выработки на одного рабочего достигается при использовании тракторов с толкателями и челюстных погруз чиков (типов КМ-2Л, ТА-1 и др.). Эти машины обслуживаются од ним оператором и полностью исключают ручной труд, кроме того, отпадает необходимость в тросо-блочных системах. Если лес раз бросан по большой площади, то возможно совместное использова ние челюстных погрузчиков и тракторных сплоточных агрегатов с колесными полуприцепами (типа В-43).
По сравнению с лебедками тракторы мобильны и маневренны. Однако они не могут работать в русле реки при глубине воды более 0,5 м.
Особенностью при проведении первоначального лесосплава является небольшая концентрация осевшего леса по площади, что вызывает необходимость производить частые перестановки и пере мещения механизмов. В условиях бездорожья применение на этих работах лебедок и тракторных агрегатов может оказаться неце лесообразным. С этой точки зрения на первоначальном лесоплаве
перспективны патрульные |
суда и |
вездеходные агрегаты. |
П а т р у л ь н ы е с у д а |
(типа |
ПС-5 или КС-100) в настоящее |
время являются основным средством механизации работ на перво начальном сплаве. Их можно применять на реках, глубины на ко торых допускают их перемещение. Патрульные суда оборудованы
169