Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

главным образом при коротких расстояниях транспортировки и ис­ пользуют в течение длительного периода времени. На рис. 71 приведена секция постоянного плавучего ограждения, выполнен­ ного в виде металлического понтона й? = 0,5 и / = 5,4 м *. К понто­ нам прикрепляется сетка из тросов и оплотных цепей, исключаю­ щая подныривание бревен под ограждение при транспортировке кошеля. При формировании ограждения кошеля понтоны и тросы сетки соединяют болтами, соединительными скобами или корот­ кими цепями.

Бревна в кошеле располагают беспорядочно, поперечными или

продольными рядами. Расположение бревен

рядами способствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лучшему

использованию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

площади

кошеля

и умень­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шает сопротивление

воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

его

 

движению,

 

особенно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

 

 

продольном

распо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ложении

бревен.

Однако

 

 

 

 

 

 

 

 

 

набивка

кошеля

 

при ря­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

довом

расположении бре­

 

 

 

SkOO

 

 

 

вен более трудоемка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование

 

коше­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лей

 

состоит

из

подготов­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ки

ограждения,

 

прикреп­

[

\ I

i J i •{

{\ I i

11 \ i ^ J, \. i

ления

его концов

к

опор­

\

x

 

 

 

\ . T

U U U t

 

ным

 

точкам и

 

заполне­

\

i i \

 

\, i

ния

 

лесом.

При

кошель-

 

 

 

ном

 

сплаве

леса

по озе­

 

\ . i i i I

 

'i\I

 

Рис. 71. Многорейсовое

ограждение кошеля:

рам,

по

тиховодным

уча­

а — общийпвид

кошеля;

 

секция ограждения коше­

сткам

рек

с

последую­

 

i i, iбi\ j \ j i a

3 — оплотные

ля: / — металлический

понтон; 2 — трос;

щим

 

молевым

 

сплавом

 

цепи; 4 буксирный трос

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или

 

поставкой

леса на

сортировочный рейд кошели заполняют несортированным лесом. Если лес в кошелях доставляют непосредственно потребителям, то перед его заполнением бревна сортируют в сортировочных уст­ ройствах.

 

Заполнение кошелей

лесом производят выпуском молевого леса

из

передерживающих

запаней (рис. 72, а), сброской леса с

берега

из

штабелей

или

с

подвижного состава

лесовозных

дорог

(рис. 72,6), а

при заполнении

сортированным

лесом — из

ворот

сортировочных

устройств (рис.

72,8).

 

 

Кошели заполняют постепенно: сначала хвостовую часть, а по мере ее заполнения к ограждению присоединяют новые звенья и заканчивают заполнением головной части кошеля. При заполнении кошелей рядами бревен в сортировочных двориках из бревен вначале набирают продольную или поперечную щеть. Поперечные перетяги устанавливают в процессе формирования кошеля. После заполнения к кошелю подводят головную плитку (при необходи-

Конструкция плавучего ограждения кошеля разработана ВКНИИВОЛТ .

166


мости), свободные концы плавучего ограждения подтягивают один к другому и соединяют. После этого кошель готов к транспорти­ ровке. Буксирный трос закрепляют за цепи между звеньями пла­

вучего ограждения или за

головную плитку.

Т р а н с п о р т и р о в к а

к о ш е л е й ведется буксирными кате­

рами, а также специальными варповальными судами. Варповальным называется самоходное судно, оборудованное лебедкой, при­ водимой в движение от судового двигателя. Варповальные суда пе­ ремещают кошели, подтягивая их при помощи лебедки к якорям или заранее установленным по пути движения постоянным русло­ вым опорам. Такой способ перемещения кошелей называется вар-

пованием.

Преимуществом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

варпования

по

сравнению с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обычной

буксировкой

явля­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ется выигрыш в силе за счет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

того,

что кошель перемеща­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ется

лебедкой,

тяговое

уси­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лие

которой

при

прочих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

равных условиях будет боль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ше, чем

упор,

создаваемый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

судовым

движителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О б ъ е м л е с о м а т е р и ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а л о в

Wk-B

к о ш е л е

опре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деляют

по

формуле

 

 

 

 

Рис. 72.

Схемы набивки

кошелей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а — из запани

без

сортировки

леса;

б с

под­

 

 

WK

= pqQ,

 

 

(82)

вижного

состава

лесовозных дорог;

в — из

запани

 

 

 

 

 

 

с сортировкой

леса

 

 

 

где

р — коэффициент

заполнения

лесом

площади

кошеля;

при

 

 

 

беспорядочном расположении

леса р = 0,63,

при

распо­

 

 

 

ложении

рядами

р—0,85;

 

 

 

 

 

 

 

q — объем лесоматериалов, м3, размещаемых

плотно в один

 

 

 

ряд

на

1

м2

водной

поверхности; а =-^2.

м32\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,27

 

 

 

 

 

здесь

dcp

— средний

диаметр сплавляемых бревен,

м;

 

Q— площадь

кошеля, м2; для кругового кошеля

Q =

 

-^-BL;

 

 

 

здесь В и L соответственно ширина и длина

кошеля, ж.

При транспорте по озерам наиболее часто применяют кошели

объемом

от

1000 до 5000 м3, а по рекам—от

300 до 500

ж3 .

 

 

Д л и н а

п л а в у ч е г о о г р а ж д е н и я

кругового

кошеля

определяется как длина

периметра

эллипса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C = i L ( B +

L).

 

 

 

 

 

(83)

С о п р о т и в л е н и е

 

в о д ы и в е т р а

д в и ж е н и ю

к о ­

ш е л я ,

по которому

вычисляется

мощность тяговых

средств, опре­

деляют по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

167


где

/ — расчетный

коэффициент

сопротивления

воды

движению

 

 

кошеля, кгс-сек2/л&,

численные значенияf

принимаются:

 

 

для круговых кошелей с беспорядочным

расположением

 

 

леса 0,58,

для сигарообразных кошелей с беспорядоч­

 

 

ным расположением леса 0,50, при расположении в ко­

 

kB

шеле леса

продольными

рядами

0,35;

 

 

 

 

 

— расчетный

коэффициент

сопротивления

ветра

движению

 

 

кошеля, кгс-сек2к.

Численные

значения

kB

приведены

 

 

на стр.

97.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м/сек;

 

у к

— скорость движения

кошеля

относительно воды,

 

vB—расчетная

 

скорость

ветра,

м/сек.

 

на

растяжение.

Звенья плавучего

ограждения

рассчитываются

С учетом возможных динамических нагрузок от рывков тяго­

вых

средств сила

F,

растягивающая

звенья

плавучего

огражде­

ния,

будет равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F =

k,

 

 

 

 

 

(85)

 

 

 

 

 

 

 

2 cos9

 

 

 

 

 

 

 

где

В—угол между

направлением

тягового

троса

 

или буксира

 

 

и осью звена

плавучего

ограждения

(рис.

70);

 

 

k — коэффициент

динамичности; значение

его

 

может быть

 

Fv

принято

равным

1,5;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— сила тяги

на

гаке.

 

звеньев

плавучего

ограждения

Под

действием

силы F

бревна

работают на скалывание в месте сверления отверстия. Во избе­ жание скалывания отверстия в бревнах должны быть просверлены на расстоянии не менее 0,3 м от торцов. По величине силы F рас­

считывают

крепления плавучего

ограждения

(проволоку, оплот-

ные цепи, тросы и т. д.).

 

 

Количество варповальных или

буксирных

судов определяют

исходя из

объема транспортной

работы,

производительности

в сутки одного судна и срока выполнения работ.

Кошельный сплав не исключает потерь леса от подныривания под плавучее ограждение. Эти потери будут тем больше, чем выше скорость ветра, скорость транспортировки кошелей и сильнее вол­ нение. Поэтому при расстоянии транспортировки более 20 км при­ менение кошельного сплава должно быть подтверждено техникоэкономическими расчетами.

§ 6. МЕХАНИЗАЦИЯ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЛЕСОСПЛАВЕ

При правильной организации работ, умелом использовании сплавных горизонтов, надлежащей и своевременной подготовке водного пути к проведению первоначального сплава лесомате­ риалы (отдельные бревна и сплоточные единицы) свободно дви­ жутся, не задерживаясь у берегов и в русле реки. Однако при резких колебаниях горизонтов воды, неожиданных повторных павод­ ках, при поломке лесонаправляющих сооружений может возник­ нуть аварийное состояние с образованием заторов, оседанием ича-

168


стпчпой обсушкой леса на берегах, отмелях, песчаных косах и т. д. Работы, связанные со сплавом, сбором, подтаскиванием к берегу и сброской леса в воду являются одними из трудоемких на лесо­ сплаве и должны быть механизированы. В настоящее время на первоначальном лесосплаве применяют переносные мотолебедки, тракторы, челюстные погрузчики, патрульные суда, вездеходные агрегаты и др.

Л е б е д к и (одно-, двух- и более барабанные типов СПМЛ-5, ЦЛ-2М, ТЛ-5 и других) применяют на сброске леса в воду из шта­ белей, на разборке запанных пыжей, на зачистке русла реки от обсохшей древесины. Лебедки оборудуют тросо-блочнымп систе­ мами и чокернымп захватами. Производительность лебедок зави­ сит от характера выполняемых ими работ и расстояния подтаски­ вания леса и составляет 100—400 м3 в смену при бригаде 2—6 че­ ловек. Недостатки лебедок: низкий уровень механизации работ из-за чередования выполняемых механизированных и ручных опе­ раций, неудобство в обращении и громоздкость тросо-блочных си­ стем, недостаточная мобильность и ограниченный перечень выпол­ няемых ими работ.

Т р а к т о р ы (трелевочные, с толкателями и челюстными захва­ тами типов ТДТ-75, Т-100, П-19, П-2 и др.) применяют на скатке леса в воду из штабелей, на зачистке русла реки от обсохших от­ дельных бревен и т. д. Тракторы для выполнения этих работ осна­ щают двумя комплектами собирающих тросов и чокеров. Произво­ дительность тракторов зависит от характера выполняемых работ, расстояния подтаскивания леса и состояния грунта и достигает 400 м3. Обслуживает трактор бригада из 6 человек.

Резкое повышение выработки на одного рабочего достигается при использовании тракторов с толкателями и челюстных погруз­ чиков (типов КМ-2Л, ТА-1 и др.). Эти машины обслуживаются од­ ним оператором и полностью исключают ручной труд, кроме того, отпадает необходимость в тросо-блочных системах. Если лес раз­ бросан по большой площади, то возможно совместное использова­ ние челюстных погрузчиков и тракторных сплоточных агрегатов с колесными полуприцепами (типа В-43).

По сравнению с лебедками тракторы мобильны и маневренны. Однако они не могут работать в русле реки при глубине воды более 0,5 м.

Особенностью при проведении первоначального лесосплава является небольшая концентрация осевшего леса по площади, что вызывает необходимость производить частые перестановки и пере­ мещения механизмов. В условиях бездорожья применение на этих работах лебедок и тракторных агрегатов может оказаться неце­ лесообразным. С этой точки зрения на первоначальном лесоплаве

перспективны патрульные

суда и

вездеходные агрегаты.

П а т р у л ь н ы е с у д а

(типа

ПС-5 или КС-100) в настоящее

время являются основным средством механизации работ на перво­ начальном сплаве. Их можно применять на реках, глубины на ко­ торых допускают их перемещение. Патрульные суда оборудованы

169