ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 239
Скачиваний: 2
молераспределители, наплавные |
и стационарные пыжедержатели, |
тросовые перетяги. |
|
М о л е р а с п р е д е л и т е л ь |
сооружается в виде угольника из |
двух реевых бонов. Устанавливают его по середине русла верши ной навстречу течению.
П ы ж е д е р ж а т е л и сооружаются наплавными или стационар ными. Наплавной пыжедержатель представляет собой двухрядную плитку, закрепленную лежнями за береговые опоры.
Стационарный пыжедержатель представляет собой ряж, уста новленный в русле реки и заполненный камнем. Пыжедержатели воспринимают на себя часть давления, уменьшая нагрузку на за пань, и способствуют образованию более разреженного пыжа в го ловной его части.
П е р е т я г и из тросов устраивают также для уменьшения тол щины пыжа в головной его части. Тросы закрепляют за береговые опоры или на плавучих плитах, устанавливаемых на якорях.
Разборка пыжа; Разборка многорядного пыжа сводится к при ведению его в состояние, при котором лесоматериалы могут сво бодно перемещаться по воде. Разборку пыжа необходимо произ водить таким образом, чтобы сохранить его первоначальную струк туру, не вызывая подвижки и переформирования отдельных его
частей |
и всего |
пыжа |
в целом. Существуют |
два способа разборки |
|
пыжа: |
с прокладкой |
продольных |
коридоров |
(осевых и боковых) и |
|
по всей |
ширине |
реки. |
Применение |
того или иного способа разборки |
пыжа зависит от типа пыжа, характера русла, ширины реки.
Прокладка в пыже продольного коридора вызывает значитель ное перераспределение расходов воды по живому сечению и, как следствие, снижение глубин в зоне пыжа и повышение скорости течения в самом коридоре (в осевом на 50%, в боковых на 100— 150% по сравнению с бытовой). В результате снижения глубин прибрежные полосы пыжа оседают на берег. При этом обсушка пыжа увеличивается с увеличением ширины коридора. Кроме того, прокладка коридора может вызвать подвижку прибрежных частей пыжа, а, следовательно, нарушение его структуры, и завал кори дора. Поэтому ширину коридора принимают наименьшую, соответ ствующую необходимой сплавопропускной его способности.
Пыж с прокладкой осевого коридора (по середине реки) разби рают на прямых участках шириной более 40 м, когда центральная часть пыжа находится на плаву.
Пыж с прокладкой боковых коридоров разбирают на криво линейных участках рек с перазмываемым руслом. На реках с раз мываемым руслом прокладку боковых коридоров не рекомен дуют, так как повышенные скорости течения могут размыть бе рега, что повлечет за собой разрушение береговых сооружений и опор. Прокладку производят у одного выпуклого берега, так как часть пыжа, находящаяся у вогнутого берега на больших глуби нах, менее подвержена обсушке. Прокладка же двух коридоров вызывает большую деформацию оставшейся части пыжа, увели чение осадки и нарушение структуры пыжа.
180
При разборке пыжа по всей ширине реки обсушка его уве личивается в 2—3 раза по сравнению с обсушкой при коридорном способе разборки. Это объясняется тем, что при разборке голов
ной, наиболее утолщенной, части |
пыжа ликвидируется стеснение |
|
живого сечения потока, п подпор |
уровня в |
зоне пыжа падает. |
Такой способ разборки применяют: |
|
|
на реках со скоростями течения |
в период |
формирования пыжа |
до 1 м/сек, т. е. когда формируется однорядный пыж;
J
Рис. 75. Схемы разборки пыжа:
а — последовательность разборки |
пыжа |
в осевом |
коридоре; б — последовательность разборки |
|||||
пыжа |
у |
берегов; |
в — разборка |
пыжа |
лебедкой, |
установленной на |
понтоне; г — разборка |
|
пыжа |
лебедкой, |
установленной |
на берегу; / — лебедка; 2— понтон; |
3— береговые |
опоры; |
|||
4 — блок |
для оттяжки троса; 5 — пачки бревен; |
6 — трос; 7 — структурные линии в |
пыже |
на реках с большим понижением уровня воды после формиро вания пыжа, когда основная его часть оседает на дно;
на реках шириной до 40 м.
Разборку пыжа во всех случаях производят отделением пачек бревен, слабо связанных с основной его массой и задерживающих обрушение вышележащих частей.
Размер отделяемой пачки зависит от ширины коридора. Она должна быть такой, чтобы не вызывать затора в коридоре. При
ширине коридора |
10 |
м рекомендуется отделять пачки объемом не |
||||
более 25—30 м3, |
при |
ширине коридора 25 м — ПО—130 |
м3. |
|
||
При разборке |
пыжа с прокладкой коридора работы начинают |
|||||
от ворот запани |
(рис. 75, а). |
Проложив |
коридор на |
всю |
длину |
|
лесохранилища, |
приступают к |
разборке |
прибрежных |
его |
частей |
181
начиная от |
хвоста |
пыжа. |
Такая последовательность |
разборки |
дает возможность |
удержать |
подпор в нижележащей |
зоне пыжа |
|
и уменьшить |
его обсушку. Лесоматериалы, вновь прнплавляемые |
после разборки хвостовой части пыжа, пропускают по свободной акватории коридора прямо к воротам запани.
При разборке структурного пыжа рекомендуется отделяемые пачки бревен перемещать по направлению, касательному к струк турным линиям, как показано на рис. 75, б.
Для разборки пыжа применяют тракторы, лебедки несамоход
ные и тракторные, |
на плавучем основании |
пли на катере. |
Л е б е д к у д л |
я р а з б о р к и п ы ж а |
размещают на плаву |
чем основании, которое закрепляют за береговые или русловые опоры (рис. 75, в). В начале разборки средней части пыжа («ко ридора») лебедку устанавливают ниже запани. Для оттяжки ра бочего троса на плитке или на пыже укрепляют блок. К концу рабочего троса прицепляют стропы для зацепки бревен в пыже. Технология разборки пыжа состоит в следующем: рабочие стро пами зацепляют пачку бревен и присоединяют стропы к рабочему тросу. Включив лебедку, рабочим тросом выдергивают пачку бре вен, перемещая ее вместе с впереди плавающим пыжом. После вывода пачки на свободную акваторию, стропы расцепляют и хо лостым тросом возвращают стропы на пыж. Разобрав с первой стоянки весь пыж в пределах длины рабочего троса, лебедку пе реводят в лесохранилище, перемещая ее по мере разборки пыжа вверх поочередно из положения I в положения I I , I I I и т. д. Такая схема применима на широких реках, где возможна прокладка коридора, достаточного для свободного перемещения лебедки и лесоматериалов. Лебедки.на плавучем основании применяют так же при разборке пыжа по всей ширине реки.
Для разборки прибрежных частей пыжа лебедку устанавли
вают |
на берегу |
(рис. 75, |
г). Для оттяжки |
рабочего троса |
блок |
|
устанавливают |
на противоположном |
берегу |
или на бревна |
пыжа. |
||
При |
размещении лебедки |
на правом |
берегу |
разбирают пыж у ле |
вого берега и наоборот. Пачки бревен зацепляют стропами, при соединенными к тросу лебедки.
Производительность лебедки на разборке пыжа в зависимости
от его плотности составляет 4—6 |
тыс. м3 |
в смену при |
составе |
|
бригады 5—6 человек. |
|
|
|
|
Т р а к т о р ы д л я |
р а з б о р к и |
п ы ж а |
п р и м е н я ю т |
в том |
случае, когда берега |
реки удобны для его перемещения. Для раз |
борки пыжа тяговый трос диаметром 24—32 мм одним концом за
крепляют за береговую |
опору, другим — за крюк трактора. Сере |
дину троса затаскивают |
на пыж, ошлаговывая им через 20—30 м |
отдельные пачки бревен. Трактор, двигаясь по берегу, отделяет пачки бревен от пыжа. Производительность трактора на разборке
пыжа достигает |
6 тыс. м3 |
в смену при составе бригады б—8 че |
|
ловек. |
|
|
|
Катера эффективно |
используют на |
разборке однорядных |
|
и многорядных |
пыжей. |
Для разборки |
многорядного пыжа |
182
в лесохранилище с о з д а н ы с п е ц и а л ь н ы е к а т е р а Т-135 и Т-117, оснащенные толкающим устройством типа бульдозера и двухбарабанной лебедкой. Тяговое усилие на рабочем барабане
лебедки |
8 т, на холостом — 3 т. Канатоемкость рабочего |
барабана |
|||
200 м, |
холостого — 400 м. |
На катере Т-135 установлены два ди |
|||
зельных двигателя ЗД-6 мощностью |
150 л. с. каждый. |
Скорость |
|||
хода катера 15 км/ч, тяга |
на швартовых 3000 кгс. Длина |
катера |
|||
12 м, ширина 3,9, осадка 0,9 |
м. |
|
|
|
|
Катер Т-117 отличается |
меньшим |
габаритом, повышенной |
проч |
ностью корпуса и высокой маневренностью. Длина катера 7,8 м,
ширина 3,4 м, |
осадка |
0,9 |
м. |
Гребной винт работает от |
двигателя |
||
ЗД-6 мощностью 150 |
л. с. Тяговое усилие на |
швартовых |
1600 |
кГ. |
|||
Скорость хода |
судна |
13 |
км/ч. |
Многорядный |
пыж разбирают |
при |
помощи лебедки катера по схеме, показанной на рис. 75, в.
§ 4. ПОДАЧА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ К СОРТИРОВОЧНЫМ
УСТРОЙСТВАМ
Подача лесоматериалов от места разборки пыжа к сортиро вочным устройствам обычно осуществляется течением. При не достаточных скоростях течения лесоматериалы перемещают при
нудительным |
способом. |
|
При значительной удаленности |
места разборки пыжа от во |
|
рот коренной |
или вспомогательной |
запани подачу лесоматериалов |
к сортировочным устройствам осуществляют при помощи попусков
воды из водохранилища |
или при помощи мотокатеров. |
П о п у с к и в о д ы |
и з в о д о х р а н и л и щ а применяют при |
расстоянии перемещения лесоматериалов более 5 км. Для созда ния водохранилищ сооружают плотины с напором 2—4 м с су точным или сезонным регулированием. Величину попуска опреде ляют исходя из необходимой волны, скорости ее распространения, формы сечения русла. Так, на Иньвенском рейде волной попуска обеспечивают подачу более 300 тыс. м3 лесоматериалов в навига цию на расстояние около 30 км. При этом расход попуска со ставляет в среднем 30 м3/сек.
М о т о к а т е р а применяют при расстоянии подачи лесомате риалов до 5 км. При расстоянии подачи более 500 м катер пере мещает партию бревен методом буксировки или методом варпова-
ния. Для этой цели используют буксирные катера |
типа Т-63 |
||||
или |
катера, |
оборудованные |
специальной |
варповалыюй лебедкой |
|
(с |
большой |
тросоемкостью |
приводного |
барабана). |
Буксировку |
млн варпование осуществляют в кошелях, формируемых в однобревенном оплотнике. Для формирования кошеля один конец оплотника присоединяют к катеру, второй оставляют свободным. С вытянутым оплотником катер перемещается по лесохранилищу, окружая необходимую партию лесоматериалов. После завершения формирования кошеля оба конца оплотника присоединяют к бук сирному тросу катера пли к тросу варповалыюй лебедки и кошель буксируют к рейду.
183
В некоторых случаях для увеличения производительности ка тера из однорядного кошеля формируют многорядный, поджимая для этого однорядный кошель к бону. Производительность катера в зависимости от его мощности и расстояния подачи составляет 1000—2800 м3 в смену.
Для подачи лесоматериалов на расстояние до 500 м приме няют патрульные суда типа ПС, рейдовые катера типов Т-117 и Т-135.
Катер перемещает партию бревен, толкая ее щитом, смонти рованным впереди корпуса судна. Иногда на короткое расстояние лесоматериалы подают струей потока, создаваемой водометным движителем или винтом катера. Производительность катера на подаче методом толкания составляет 2—3 тыс. м3 в смену.
|
Рис. 76. Схемы подачи |
леса в ворота запани: |
|
|||||
а—-с |
установкой |
лебедки на мостике ворот; б— схема захватного устройства «8»; |
||||||
в —• с |
установкой |
лебедки на плавучем основании; |
/ — ворота запани; 2 — сортировоч |
|||||
ный |
коридор; 3 — лебедка; |
4 — плавучая |
опора; |
5 — А-образная |
стрела; |
б — б л о к и ; |
||
7 — рабочий трос |
лебедки; |
8 — захватное устройство; |
9 — якорный |
захват; |
10 — попла |
|||
вок; |
/ / — холостой |
трос лебедки; 12 — направляющие |
боны; 13 — выносы; |
14 — пачки |
||||
|
|
|
леса |
|
|
|
|
|
Для подачи |
лесоматериалов |
непосредственно |
к воротам за |
пани применяют лебедки, гидравлические и барабанные ускори тели.
Л е б е д к и |
применяют |
при расстоянии перемещения не более |
||
100—200 м. При наличии |
одних ворот |
в |
запани лебедку исполь |
|
зуют по схеме, |
указанной |
на рис. 76, |
а. |
В качестве захватного |
устройства в этой схеме используют устройство в виде двухлапого якоря (рис. 76, б). Он удерживается на плаву при помощи кону сообразного металлического полого поплавка. Рабочий трос ле бедки прикрепляется к верхней лапе якоря, холостой — к поплавку.
При наличии нескольких ворот в запани и, следовательно, при большом объеме подачи бревен лебедки устанавливают по схеме, показанной на рис. 76, в. В этом случае лебедку обслужи вает двое ворот, для чего трос с каждого барабана лебедки на правляют через блоки. Оттяжку тросов в пыж производят при
расторможенных |
барабанах рабочие на |
лодке. |
Производитель |
|
ность каждой лебедки по этой схеме достигает 8000 |
м3 |
в смену при |
||
обслуживающей бригаде в составе 5 человек. |
|
|
||
Г и д р а в л и ч е с к и е у с к о р и т е л и |
(потокообразователи) |
|||
применяют при расстоянии подачи лесоматериалов |
до 150 м. Пе |
|||
ремещение бревен |
осуществляется за счет |
создания |
ускорителем |
184