Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

молераспределители, наплавные

и стационарные пыжедержатели,

тросовые перетяги.

 

М о л е р а с п р е д е л и т е л ь

сооружается в виде угольника из

двух реевых бонов. Устанавливают его по середине русла верши­ ной навстречу течению.

П ы ж е д е р ж а т е л и сооружаются наплавными или стационар­ ными. Наплавной пыжедержатель представляет собой двухрядную плитку, закрепленную лежнями за береговые опоры.

Стационарный пыжедержатель представляет собой ряж, уста­ новленный в русле реки и заполненный камнем. Пыжедержатели воспринимают на себя часть давления, уменьшая нагрузку на за­ пань, и способствуют образованию более разреженного пыжа в го­ ловной его части.

П е р е т я г и из тросов устраивают также для уменьшения тол­ щины пыжа в головной его части. Тросы закрепляют за береговые опоры или на плавучих плитах, устанавливаемых на якорях.

Разборка пыжа; Разборка многорядного пыжа сводится к при­ ведению его в состояние, при котором лесоматериалы могут сво­ бодно перемещаться по воде. Разборку пыжа необходимо произ­ водить таким образом, чтобы сохранить его первоначальную струк­ туру, не вызывая подвижки и переформирования отдельных его

частей

и всего

пыжа

в целом. Существуют

два способа разборки

пыжа:

с прокладкой

продольных

коридоров

(осевых и боковых) и

по всей

ширине

реки.

Применение

того или иного способа разборки

пыжа зависит от типа пыжа, характера русла, ширины реки.

Прокладка в пыже продольного коридора вызывает значитель­ ное перераспределение расходов воды по живому сечению и, как следствие, снижение глубин в зоне пыжа и повышение скорости течения в самом коридоре (в осевом на 50%, в боковых на 100— 150% по сравнению с бытовой). В результате снижения глубин прибрежные полосы пыжа оседают на берег. При этом обсушка пыжа увеличивается с увеличением ширины коридора. Кроме того, прокладка коридора может вызвать подвижку прибрежных частей пыжа, а, следовательно, нарушение его структуры, и завал кори­ дора. Поэтому ширину коридора принимают наименьшую, соответ­ ствующую необходимой сплавопропускной его способности.

Пыж с прокладкой осевого коридора (по середине реки) разби­ рают на прямых участках шириной более 40 м, когда центральная часть пыжа находится на плаву.

Пыж с прокладкой боковых коридоров разбирают на криво­ линейных участках рек с перазмываемым руслом. На реках с раз­ мываемым руслом прокладку боковых коридоров не рекомен­ дуют, так как повышенные скорости течения могут размыть бе­ рега, что повлечет за собой разрушение береговых сооружений и опор. Прокладку производят у одного выпуклого берега, так как часть пыжа, находящаяся у вогнутого берега на больших глуби­ нах, менее подвержена обсушке. Прокладка же двух коридоров вызывает большую деформацию оставшейся части пыжа, увели­ чение осадки и нарушение структуры пыжа.

180


При разборке пыжа по всей ширине реки обсушка его уве­ личивается в 23 раза по сравнению с обсушкой при коридорном способе разборки. Это объясняется тем, что при разборке голов­

ной, наиболее утолщенной, части

пыжа ликвидируется стеснение

живого сечения потока, п подпор

уровня в

зоне пыжа падает.

Такой способ разборки применяют:

 

 

на реках со скоростями течения

в период

формирования пыжа

до 1 м/сек, т. е. когда формируется однорядный пыж;

J

Рис. 75. Схемы разборки пыжа:

а — последовательность разборки

пыжа

в осевом

коридоре; б — последовательность разборки

пыжа

у

берегов;

в — разборка

пыжа

лебедкой,

установленной на

понтоне; г — разборка

пыжа

лебедкой,

установленной

на берегу; / — лебедка; 2— понтон;

3— береговые

опоры;

4 — блок

для оттяжки троса; 5 — пачки бревен;

6 трос; 7 — структурные линии в

пыже

на реках с большим понижением уровня воды после формиро­ вания пыжа, когда основная его часть оседает на дно;

на реках шириной до 40 м.

Разборку пыжа во всех случаях производят отделением пачек бревен, слабо связанных с основной его массой и задерживающих обрушение вышележащих частей.

Размер отделяемой пачки зависит от ширины коридора. Она должна быть такой, чтобы не вызывать затора в коридоре. При

ширине коридора

10

м рекомендуется отделять пачки объемом не

более 2530 м3,

при

ширине коридора 25 м — ПО130

м3.

 

При разборке

пыжа с прокладкой коридора работы начинают

от ворот запани

(рис. 75, а).

Проложив

коридор на

всю

длину

лесохранилища,

приступают к

разборке

прибрежных

его

частей

181


начиная от

хвоста

пыжа.

Такая последовательность

разборки

дает возможность

удержать

подпор в нижележащей

зоне пыжа

и уменьшить

его обсушку. Лесоматериалы, вновь прнплавляемые

после разборки хвостовой части пыжа, пропускают по свободной акватории коридора прямо к воротам запани.

При разборке структурного пыжа рекомендуется отделяемые пачки бревен перемещать по направлению, касательному к струк­ турным линиям, как показано на рис. 75, б.

Для разборки пыжа применяют тракторы, лебедки несамоход­

ные и тракторные,

на плавучем основании

пли на катере.

Л е б е д к у д л

я р а з б о р к и п ы ж а

размещают на плаву­

чем основании, которое закрепляют за береговые или русловые опоры (рис. 75, в). В начале разборки средней части пыжа («ко­ ридора») лебедку устанавливают ниже запани. Для оттяжки ра­ бочего троса на плитке или на пыже укрепляют блок. К концу рабочего троса прицепляют стропы для зацепки бревен в пыже. Технология разборки пыжа состоит в следующем: рабочие стро­ пами зацепляют пачку бревен и присоединяют стропы к рабочему тросу. Включив лебедку, рабочим тросом выдергивают пачку бре­ вен, перемещая ее вместе с впереди плавающим пыжом. После вывода пачки на свободную акваторию, стропы расцепляют и хо­ лостым тросом возвращают стропы на пыж. Разобрав с первой стоянки весь пыж в пределах длины рабочего троса, лебедку пе­ реводят в лесохранилище, перемещая ее по мере разборки пыжа вверх поочередно из положения I в положения I I , I I I и т. д. Такая схема применима на широких реках, где возможна прокладка коридора, достаточного для свободного перемещения лебедки и лесоматериалов. Лебедки.на плавучем основании применяют так­ же при разборке пыжа по всей ширине реки.

Для разборки прибрежных частей пыжа лебедку устанавли­

вают

на берегу

(рис. 75,

г). Для оттяжки

рабочего троса

блок

устанавливают

на противоположном

берегу

или на бревна

пыжа.

При

размещении лебедки

на правом

берегу

разбирают пыж у ле­

вого берега и наоборот. Пачки бревен зацепляют стропами, при­ соединенными к тросу лебедки.

Производительность лебедки на разборке пыжа в зависимости

от его плотности составляет 4—6

тыс. м3

в смену при

составе

бригады 5—6 человек.

 

 

 

Т р а к т о р ы д л я

р а з б о р к и

п ы ж а

п р и м е н я ю т

в том

случае, когда берега

реки удобны для его перемещения. Для раз­

борки пыжа тяговый трос диаметром 24—32 мм одним концом за­

крепляют за береговую

опору, другим — за крюк трактора. Сере­

дину троса затаскивают

на пыж, ошлаговывая им через 20—30 м

отдельные пачки бревен. Трактор, двигаясь по берегу, отделяет пачки бревен от пыжа. Производительность трактора на разборке

пыжа достигает

6 тыс. м3

в смену при составе бригады б—8 че­

ловек.

 

 

 

Катера эффективно

используют на

разборке однорядных

и многорядных

пыжей.

Для разборки

многорядного пыжа

182


в лесохранилище с о з д а н ы с п е ц и а л ь н ы е к а т е р а Т-135 и Т-117, оснащенные толкающим устройством типа бульдозера и двухбарабанной лебедкой. Тяговое усилие на рабочем барабане

лебедки

8 т, на холостом — 3 т. Канатоемкость рабочего

барабана

200 м,

холостого — 400 м.

На катере Т-135 установлены два ди­

зельных двигателя ЗД-6 мощностью

150 л. с. каждый.

Скорость

хода катера 15 км/ч, тяга

на швартовых 3000 кгс. Длина

катера

12 м, ширина 3,9, осадка 0,9

м.

 

 

 

Катер Т-117 отличается

меньшим

габаритом, повышенной

проч­

ностью корпуса и высокой маневренностью. Длина катера 7,8 м,

ширина 3,4 м,

осадка

0,9

м.

Гребной винт работает от

двигателя

ЗД-6 мощностью 150

л. с. Тяговое усилие на

швартовых

1600

кГ.

Скорость хода

судна

13

км/ч.

Многорядный

пыж разбирают

при

помощи лебедки катера по схеме, показанной на рис. 75, в.

§ 4. ПОДАЧА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ К СОРТИРОВОЧНЫМ

УСТРОЙСТВАМ

Подача лесоматериалов от места разборки пыжа к сортиро­ вочным устройствам обычно осуществляется течением. При не­ достаточных скоростях течения лесоматериалы перемещают при­

нудительным

способом.

 

При значительной удаленности

места разборки пыжа от во­

рот коренной

или вспомогательной

запани подачу лесоматериалов

к сортировочным устройствам осуществляют при помощи попусков

воды из водохранилища

или при помощи мотокатеров.

П о п у с к и в о д ы

и з в о д о х р а н и л и щ а применяют при

расстоянии перемещения лесоматериалов более 5 км. Для созда­ ния водохранилищ сооружают плотины с напором 2—4 м с су­ точным или сезонным регулированием. Величину попуска опреде­ ляют исходя из необходимой волны, скорости ее распространения, формы сечения русла. Так, на Иньвенском рейде волной попуска обеспечивают подачу более 300 тыс. м3 лесоматериалов в навига­ цию на расстояние около 30 км. При этом расход попуска со­ ставляет в среднем 30 м3/сек.

М о т о к а т е р а применяют при расстоянии подачи лесомате­ риалов до 5 км. При расстоянии подачи более 500 м катер пере­ мещает партию бревен методом буксировки или методом варпова-

ния. Для этой цели используют буксирные катера

типа Т-63

или

катера,

оборудованные

специальной

варповалыюй лебедкой

большой

тросоемкостью

приводного

барабана).

Буксировку

млн варпование осуществляют в кошелях, формируемых в однобревенном оплотнике. Для формирования кошеля один конец оплотника присоединяют к катеру, второй оставляют свободным. С вытянутым оплотником катер перемещается по лесохранилищу, окружая необходимую партию лесоматериалов. После завершения формирования кошеля оба конца оплотника присоединяют к бук­ сирному тросу катера пли к тросу варповалыюй лебедки и кошель буксируют к рейду.

183


В некоторых случаях для увеличения производительности ка­ тера из однорядного кошеля формируют многорядный, поджимая для этого однорядный кошель к бону. Производительность катера в зависимости от его мощности и расстояния подачи составляет 1000—2800 м3 в смену.

Для подачи лесоматериалов на расстояние до 500 м приме­ няют патрульные суда типа ПС, рейдовые катера типов Т-117 и Т-135.

Катер перемещает партию бревен, толкая ее щитом, смонти­ рованным впереди корпуса судна. Иногда на короткое расстояние лесоматериалы подают струей потока, создаваемой водометным движителем или винтом катера. Производительность катера на подаче методом толкания составляет 2—3 тыс. м3 в смену.

 

Рис. 76. Схемы подачи

леса в ворота запани:

 

а—-с

установкой

лебедки на мостике ворот; б— схема захватного устройства «8»;

в —• с

установкой

лебедки на плавучем основании;

/ — ворота запани; 2 — сортировоч­

ный

коридор; 3 — лебедка;

4 — плавучая

опора;

5 — А-образная

стрела;

б — б л о к и ;

7 — рабочий трос

лебедки;

8 — захватное устройство;

9 — якорный

захват;

10 — попла­

вок;

/ / — холостой

трос лебедки; 12 — направляющие

боны; 13 — выносы;

14 — пачки

 

 

 

леса

 

 

 

 

Для подачи

лесоматериалов

непосредственно

к воротам за­

пани применяют лебедки, гидравлические и барабанные ускори­ тели.

Л е б е д к и

применяют

при расстоянии перемещения не более

100—200 м. При наличии

одних ворот

в

запани лебедку исполь­

зуют по схеме,

указанной

на рис. 76,

а.

В качестве захватного

устройства в этой схеме используют устройство в виде двухлапого якоря (рис. 76, б). Он удерживается на плаву при помощи кону­ сообразного металлического полого поплавка. Рабочий трос ле­ бедки прикрепляется к верхней лапе якоря, холостой — к поплавку.

При наличии нескольких ворот в запани и, следовательно, при большом объеме подачи бревен лебедки устанавливают по схеме, показанной на рис. 76, в. В этом случае лебедку обслужи­ вает двое ворот, для чего трос с каждого барабана лебедки на­ правляют через блоки. Оттяжку тросов в пыж производят при

расторможенных

барабанах рабочие на

лодке.

Производитель­

ность каждой лебедки по этой схеме достигает 8000

м3

в смену при

обслуживающей бригаде в составе 5 человек.

 

 

Г и д р а в л и ч е с к и е у с к о р и т е л и

(потокообразователи)

применяют при расстоянии подачи лесоматериалов

до 150 м. Пе­

ремещение бревен

осуществляется за счет

создания

ускорителем

184