Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

j V C m

тов на две-три группы и концентрации каждой из них в отдель­ ном сортировочном коридоре. Такая сортировка позволяет избе­ жать дублирования сортировочных двориков и сократить их ко­ личество.

Полная сортировка лесоматериалов производится в сортиро­ вочных устройствах, расположенных несколько ниже подсортировочных ворот.

Количество сортировочных двориков устанавливают исходя из принятой дробности сортировки и полусменного запаса лесомате­ риалов (см. § 10 этой главы). При большом процентном содер­ жании сортимента данной группы для него выделяют несколько сортировочных двориков. Распределение сортиментов по дворикам

должно быть таким, чтобы оно

обеспечило

производительную

работу всех сплоточных машин.

 

 

 

 

Необходимость

в

комбинированных

сортировочных

узлах и

их количество устанавливают с

учетом числа рабочих-сортиров­

щиков, определяемых

по нормам

выработки,

и числа сортировоч­

ных двориков. Как

правило, на

каждых

сортировочных

воротах

работает по одному сортировщику, и, следовательно, количество ворот должно соответствовать их числу.

Число сортировщиков п определяют исходя из норм выработки по зависимости

где W — объем сортировки в смену, м3;

норма выработки на человека в смену, ж3 .

В том случае, когда число рабочих-сортировщиков, получен­ ное по норме, оказывается меньше количества сортировочных дво­ риков, установленных по объему и дробности сортировки, сорти­ ровочные дворики для однородных групп и сортиментов с малым процентным содержанием объединяют в комбинированные сорти­ ровочные узлы.

В устройстве коридорного типа сортименты с большим про­ центным содержанием отбирают в верхние по течению сортиро­ вочные дворики. При малых скоростях течения и применении тро­ совых ускорителей массовые сортименты отбирают в нижние по течению дворики, чтобы исключить разворот бревен в продольную щеть и обеспечить нормальную работу ускорителя. Длинномерные

сортименты (более 6,5 м)

обычно

отбирают в начале сортировоч­

ного коридора, для чего

эту часть коридора делают

несколько

шире, чем нижележащую.

 

 

Пропуск лесоматериалов через

ворота запани. Для

возмож­

ности осуществления сортировки бревна в воротах запани и в сор­ тировочном устройстве перемещают в один ряд по высоте. Уста­ новленные в определенном порядке бревна в коридоре или дворике называют щетью. Различают: косую щеть, когда бревна распо­ ложены под углом к оси движения; поперечную, когда бревна рас-

190


положены нормально к оси движения; продольную, когда бревна расположены вдоль оси движения. Через ворота запани бревна пропускают косой или продольной щетью.

Когда непосредственно за воротами запани сортировка лесо­ материалов не производится, лес пропускают через одни ворота, шириной, обеспечивающей подачу заданного сменного объема. При ширине ворот более 12 м мостик на воротах не делают.

Если сортировку производят непосредственно ниже ворот за­ пани, то бревна пропускают через ворота косой или продольной щетью. Косой щетью пропускают бревна, когда к воротам запани примыкает сортировочное устройство коридорного типа; подача косой щетью облегчает разворот бревен в поперечную щеть, что необходимо для сортировки в коридорном сортировочном устрой­ стве.

Продольной щетью пропускают бревна, когда к воротам за­ пани примыкает сортировочное устройство веерного типа. Такая подача облегчает процесс сортировки бревен по дворикам, скон­ центрированным около ворот.

При недостаточной скорости течения для продвижения бревен через ворота запани применяют барабанные и гусеничные уско­ рители.

Ускоритель—это механизм, продвигающий бревна или спло­ точные единицы по воде при малых скоростях течения или при его отсутствии.

Б а р а б а н н ы е у с к о р и т е л и длиной 3025 мм конической или цилидрической формы подвешивают горизонтально к мости­ кам, перекрывающим ворота запани. По ширине ворот устанав­ ливают два ускорителя. Бревна через ворота пропускают косой щетью, для чего ускорители включают поочередно. Применение барабанных ускорителей позволяет сократить число рабочих на

пропуске леса и увеличить пропускную способность

ворот в 1,5—

2 раза.

в) устанавли­

Г у с е н и ч н ы е у с к о р и т е л и (см. рис. 77,

вают также под мостиком лесопропускных ворот. Ускоритель представляет собой четыре секции парных гусениц, которые под­ вешены на осях к поперечным балкам переднего мостика. Гусе­ ница состоит из двух пластинчатых втулочно-роликовых цепей, натянутых на звездочки. К цепям прикреплены траки с острыми шипами. Две секции ускорителя приводятся в движение одним приводом.

Для разворота бревен за

воротами в поперечную щеть лес

под ускоритель подают косой

щетью

поочередно то с правой, то

с левой стороны. При этом работают

то правая, то левая пара

гусениц.

 

 

Если по сортировочному коридору предполагается движение бревен продольной щетью, работают все секции ускорителя, и пропуск лесоматериалов происходит по всей ширине ворот. При­ менение гусеничного ускорителя позволяет повысить пропускную способность ворот до 6 тыс. м3 в смену.

191


Перемещение лесоматериалов по сортировочному устройству.

По сортировочному устройству лесоматериалы перемещают по­ перечной, продольной или косой щетью.

Поперечной щетью бревна перемещают по сортировочному ко­ ридору, по подводящим коридорам к сплоточным машинам, прин­ цип действия которых основан на сжатии поперечной щети тро­ сами или стойками.

Продольной или косой щетью бревна перемещают по коридо­

рам и дворикам, когда их ширина

меньше

длины сортиментов.

Установка

бревен

в поперечную

щеть. Для

установки

бревен

в поперечную

щеть

разработаны

специальные машины

(типа

«щеть-2Ц» ЦНИИ лесосплава). Применение машин на операции разворота щети в сортировочном коридоре повышает производи­

тельность труда в

1,5 раза

и снижает

себестоимость работ

на 35%.

 

 

 

Принцип действия

машин

основан на

изменении направления

движения продольной щети бревен на 90°. Схема установки ма­ шины показана на рис. 80. Машина состоит из воронки для по­ дачи бревен из запани к машине, разворотного транспортера (или коридора) и приемного дворика.

Образование продольной щети и разворот ее осуществляются на роликовом транспортере, на котором окружная скорость каж­ дого следующего ролика увеличивается. Скорость входного ролика равна 0,3—0,5 м/сек, выходного — до 3 м/сек. Упавшие с транс­ портера в приемный дворик бревна перемещаются потоком, со­

здаваемым колесным

ускорителем. В конце

приемного

коридора

в месте примыкания

к нему сортировочного

коридора

устанавли­

вают выравниватель

(или уплотнитель) щети. Он представляет

собой вращающийся полый барабан с четырьмя лопастями. При вращении барабана лопасти захватывают из приемного дворика

бревна, затапливают и переводят их в

сортировочный

коридор.

В некоторых конструкциях образование продольной

щети и

ее разворот осуществляются без подъема

бревен из воды

при по­

мощи барабанных ускорителей, окружная скорость которых в на­ правлении движения возрастает.

В некоторых конструкциях разворотных машин с роликовым транспортером предусмотрена также отсортировка коротья от долготья. Принцип отделения коротья, так же как в машине СМ, основан на падении коротких бревен в проемы между роликами.

Перемещение бревен по коридорам и дворикам. Для продви­ жения лесоматериалов в сортировочных, коллекторных и подводя­

щих коридорах при недостаточных скоростях

течения

применяют

тросовые ускорители.

 

 

Т р о с о в ы й у с к о р и т е л ь перемещает

поперечную щеть

бревен двумя движущимися тросами (см. рис. 77, г).

Ускоритель

состоит из двух бесконечных тросов диаметром

18—22 мм, привод­

ной станции, натяжной станции и поддерживающих роликов. Рас­

стояние между роликами для нижней

(рабочей)

ветви

принима­

ется равным 40 м, для верхней ветви

20—22 м.

Нижние

поддер-

192


жпвающие ролики устанавливают против ворот сортировочных двориков.

В модели ускорителя марки 2ТУМ ВКНИИВОЛТ для увели­ чения коэффициента трения между бревнами и тросами на по­

следних через 1 м насажены металлические

бобышки.

 

 

Тросовые ускорители просты в изготовлении и надежны в экс­

плуатации.

Применение

их

позволяет

сократить

число рабочих

на

продвижении лесоматериалов в 3

раза. Производительность

ускорителя

достигает

6 тыс. м3 в смену. Тросовые

ускорители

мо­

гут

использоваться

и

как

замедлители

движения бревен.

Для

этого ускоритель выключают или пускают навстречу движущимся бревнам.

Для продвижения бревен через ворота сортировочных двори­ ков к сортировочным мостикам в нижней части ворот подвеши­ вают барабанные ускорители. Привод устанавливают на бон или понтон сортировочного коридора. Верхняя часть ворот остается свободной на случай ручной сортировки.

Для продвижения бревен по сортировочным дворикам приме­ няют гидравлические ускорители типа ЛР-37. Ускоритель уста­ навливают в начале сортировочного дворика, в верхнем по тече­ нию углу между боном сортировочного коридора и боном дворика (см. рис. 74). Зона скоростного поля, создаваемого ускорителем, зависит от его мощности и может распространяться на два-три дворика.

Гасители скоростей течения. Скорости течения более 0,6 м/сек в значительной степени осложняют сортировочные работы. Под действием больших скоростей бревна подныривают под боны и сплоточные машины, разворачиваются в продольную щеть в сор­ тировочном коридоре, что существенно снижает производитель­ ность сплоточных механизмов.

Для облегчения сортировки при повышенных скоростях течения и гашения скорости движения бревен применяют тормозные или гасящие течение приспособления.

Тормозные устройства устанавливают в сортировочном кори­ доре выше сортировочных ворот. Тормоз представляет собой бревно, подвешенное одним концом к поперечной балке или к мос­ тику. Во избежание разворота поперечной щети в продольную к одной балке подвешивают параллельно друг другу два-три бревна. Устраивают и подводные тормоза. В этом случае бревна одним концом закрепляют за донные опоры. Вторые концы бре­ вен, выступающие из воды, и тормозят движение плывущих лесо­ материалов.

При скоростях течения более 0,8 м/сек в сортировочном кори­ доре устраивают гасители скоростей течения: пластинчатые, вет­ вистые и щитовые.

П л а с т и н ч а т ы й г а с и т е л ь (рис. 81, а) представляет со­ бой три пластины шириной 30 см, установленные поперек кори­ дора на расстоянии 3 м друг от друга на глубину 30—50 см. Ниж­ нюю по течению пластину устанавливают ниже ворот на 2 м.

193