Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обслуживают сплоточные машины рабочие, прошедшие тех­ ническое обучение. Каждая сплоточная машина не реже одного раза в неделю подвергается техническому осмотру и в необходи­ мых случаях ремонтируется.

В процесс сплотки леса входят операции: набор щети бревен в коллекторном коридоре, подача партий леса в машину, вырав­ нивание щети в сплоточном коридоре машины, формирование сплоточной единицы, увязка сплоточной единицы, вывод готовой сплоточной единицы из машин.

Емкость коллекторного коридора должна быть достаточной для размещения в нем партии леса не менее чем на 5—6 пучков. Боны, образующие коллекторный коридор, должны иметь настил и ши­ рину не менее 1 м; через 15—20 м устанавливают переходные мостики.

Готовые пучки должны иметь одинаковую осадку, что дости­ гается пуском в сплоточную машину одинаковых по объему пар­ тий леса. На выходе машины устанавливают контрольные рамы, благодаря которым исключается выпуск пучков с осадкой, пре­ вышающей допустимую. Улучшение качества сплотки достигается

применением на обвязке специальных обвязочных устройств типа

ос-з-клс.

Объем сплачиваемых пучков определяют* поштучным обмером бревен при помощи автокубатурпика или геометрическим обме­ ром пучка в сплоточной машине. На каждый готовый пучок на видном месте наносят марку с указанием номера. К пучку при­ кладывают накладную — спецификацию, составленную в 2 экзем­ плярах, в которой указывают фамилию бригадира и фактуров-

щика, объем пучка и число

бревен в

нем,

а также наименование

сортимента.

 

 

 

 

Сплотку

лесосплавных

сигар ведут на специальных рейдах

в колыбелях

или боновых

рамах,

куда

лес (сортименты или

хлысты) загружают кранами, лебедками или специальными ма­ шинами. Технологический процесс сплотки состоит из следующих операций: установка колыбели и навешивание на ее стойки по­ перечных обвязок, укладка леса в колыбель, прокладка продоль­ ных лежней и установка торцовых щитов, утяжка формировоч­ ного такелажа и освобождение лесосплавной сигары из колыбели. Колыбель имеет в плане сигарообразную форму и состоит из днища и стоек с подкосами. Стойки к днищу укреплены непо­ движно или шарнирно. Если стойки неподвижны, колыбель имеет в диаметральной плоскости разъем для освобождения сигары от колыбели.

§ 7. АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕЙДОВЫХ РАБОТ

Автоматизация производства является одним из наиболее важ­ ных условий увеличения производительности труда. На лесосплаве объектами для внедрения полуавтоматических и автоматических линий и агрегатов прежде всего являются технологические про­ цессы и участки с большой концентрацией работ. К числу таких

199



работ относятся сортировочно-сплоточные работы. В последние годы автоматизация рейдовых работ развивалась по двум направ­

лениям:

первое — создание автономных средств

автоматизации

наиболее

трудоемких операций технологического

процесса (ма­

шины для учета, сортировки и сплотки бревен, машины для сорти­ ровки сплоточных единиц и формирования плотов); второе — соз­ дание сортировочно-сплоточных агрегатов, представляющих собой комплекс машин, механизмов и устройств, образующих одну по­ точную линию. Сортировочно-сплоточными агрегатами ведутся автоматический или полуавтоматический учет, сортировка и сплотка сортиментов в сплоточные единицы установленного объ­ ема. В развитии этих направлений в нашей стране проделана значительная исследовательская и проектно-конструкторская ра­ бота. В настоящее время на лесосплавных предприятиях работают, проходят заводские и производственные испытания многие маши­ ны, механизмы, агрегаты и поточные линии. Теоретические основы и конструкции этих средств автоматизации рассматриваются в спе­

циальных

к у р с а х У ч и т ы в а я

рамки настоящего учебника, огра­

ничимся

лишь

рассмотрением

основных

направлений автоматиза­

ции рейдовых

работ.

 

 

 

Автоматизация учета леса. В процессе доставки

лесоматериа­

лов потребителям лес неоднократно

учитывают:

при разделке

хлыстов на нижних складах леспромхозов, при сдаче лесосплав­ ным предприятиям, при сплотке на лесосплавных рейдах, при по­ грузке в суда, выгрузке из воды и сдаче потребителям. Учет леса сопровождается оформлением соответствующих документов.

В настоящее время эта операция ведется в основном вручную, поштучным измерением диаметров в вершинном отрезе и длины бревен и определения их объемов по сортимептным таблицам. О трудоемкости учета леса можно судить по следующим данным. На каждой сплоточной машине на учете заняты 5—6 человек, т. е. почти столько же, сколько рабочих-сплотчиков. На водном лесотранспорте число рабочих, занятых на учете леса, достигает 10% численности всех производственных рабочих; в целом же в лесной и деревообрабатывающей промышленности эту операцию выпол­ няют около 100 тыс. человек. Помимо большой трудоемкости, руч­ ной учет леса ограничивает производительность машин и меха­ низмов (сортировочных транспортеров, сплоточных машин и др.) лесосплава.

Автоматизация учета

леса позволяет сократить потребность

в работниках учета и

повысить производительность их труда.

Кроме того, автоматизация обеспечивает объективность учета и сводит до минимума субъективные ошибки, которые при ручном учете могут быть значительными.

Автоматический учет леса установками для поштучного обмера бревен и для обмера пучков может выполняться следующими спо­ собами: геометрическим обмером бревен или пучков; измерением

:Машины и механизмы лесосплава», «Основы автоматизации производства».

200


объема воды, вытесненной бревнами или пучками при их полном погружении; путем суммирования веса бревен или пучков и вы­ талкивающей силы (силы плавучести).

При геометрическом способе обмера автокубатурником изме­ ряется диаметр (текущий, срединный, в вершинном отрезе) и длина бревна или высота и ширина пучка. Счетно-решающее уст­ ройство автокубатурника вычисляет объем бревна или пучка, реа­ лизуя соответствующую геометрическую формулу.

Определение объема бревен и пучков измерением объема вы­ тесненной воды при их полном погружении (ксилометрический способ) основано на известном положении, согласно которому объем тела, полностью погруженного в жидкость, равен объему

вытесненной

этим телом жидкости. При таком способе бревна

или пучки

поочередно опускают в изолированную от окружаю­

щей водной среды емкость и извлекают из него. После погружения измеряют высоту подъема уровня воды; отсчет уровня производят при спокойной водной поверхности в сосуде. Из-за малой произ­ водительности этот способ не нашел своего применения на учете леса.

При определении объема третьим способом измеряют вес бре­ вен или пучка в воздухе и выталкивающую силу при их полном

погружении в воду. Сумма этих двух сил численно равна

объему

измеряемых бревен или пучков. Действительно,

 

 

 

G + D = Vy

+ V(yB-y)

=

VyB.

 

 

Откуда объем бревна или пучка равен

 

 

 

 

 

 

V

=

.

 

 

 

(92)

Здесь G — вес бревна или пучка в воздухе, тс;

 

 

D — выталкивающая

сила, действующая на бревно

или

 

пучок при их полном погружении

в воду, тс;

 

 

уД р

удельный вес древесины,

тс/м3;

 

 

 

ув

удельный вес воды, равный

1 тс/м3.

их

си­

Независимо от типа и конструкции

автокубатурников

стемы автоматики включают датчики, воспринимающие количе­

ственные

характеристики (диаметр,

длину бревен,

выталкиваю­

щую силу

и т. д.), счетно-решающие

устройства для

определения

объема бревен или пучков и регистрирующие устройства, фикси­

рующие результаты обмера и учета. Некоторые

автокубатурники

снабжены автоматами для изготовления бирок

с нанесенной на

них информацией измерения.

 

 

 

Автокубатурники для поштучного

обмера

бревен

создают

с продольным или поперечным направлением

движения

бревен

через них.

 

 

 

Автокубатурниками с п р о д о л ь н ы м

направлением движения

измеряют геометрическим способом фактический или табличный объем бревен. Эти автокубатурники устанавливают на продольных выгрузочных или сортировочных транспортерах. Примером таких

201


автокубатурников является механический интегрирующий автокубатурник, разработанный ЦНИИ лесосплава и примененный на

одном из опытных образцов сортировочно-сплоточного

агрегата.

Кубатурник

(рис. 82)

состоит из

двух створок

1 и

2,

связанных

между собой тягой с демпфером

3,

механической передачи, счетно-

 

8 7

1

8 в

 

г

 

решающего

устройства

4

и рамы

 

 

 

5. На створке

1 установлен

реб­

 

 

 

 

 

 

 

ристый валик б, соединенный це­

 

 

 

 

 

 

 

пью 7 и двумя парами

кониче­

 

 

 

 

 

 

 

ских шестерен 8 с вертикальным

 

 

 

 

 

 

 

валиком, помещенным в трубе 9,

 

 

 

 

 

 

 

При

помощи этой

 

механической

 

 

 

 

 

 

 

системы

вращение

 

ребристого

 

 

 

 

 

 

 

валика передается счетно-решаю­

 

 

 

 

 

 

 

щему устройству. На створке 2

 

 

 

 

 

 

 

установлен

подпружиненный

ры­

 

 

 

 

 

 

 

чаг 10, который нажимает на ко­

 

 

 

 

 

 

 

нечный

выключатель

11, фикси­

 

 

 

 

 

 

 

рующий

число

бревен,

проходя­

 

 

 

 

 

 

 

щих

через

 

кубатурник.

При

 

 

 

 

 

 

 

помощи тяги 12 створка 2 соеди­

 

 

 

 

 

 

 

нена со счетно-решающим уст­

 

 

 

 

 

 

 

ройством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

движении

через

кубатур­

 

 

 

 

 

 

 

ник

бревно

вращает

ребристый

 

 

 

 

 

 

 

валик

(число

оборотов

валика

 

 

 

 

 

 

 

пропорционально

длине

бревна)

 

 

 

 

 

 

 

и

одновременно раздвигает створ­

 

 

 

 

 

 

 

ки

кубатурника,

что

позволяет

 

 

 

 

 

 

 

определять

текущий

 

диаметр.

 

 

 

 

 

 

 

Счетно-решающее устройство ус­

 

 

 

 

 

 

 

танавливает

объем

бревна,

ре­

Рис. 82. Автокубатурник

Ц Н И И лесо­

шая

формулу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сплава

для продольных

транспорте­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ров:

 

 

 

 

 

 

 

* о

 

 

 

 

 

/, 2 — створки;

3~

демпфер;

 

4—счетно-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

решающее устройство; 5 — рама;

6 — реб­

где

di — текущий диаметр бревна;

ристый

валик;

7—

цепь;

8

конические

шестерни; 9 — труба;

10 — рычаг;

/ / — ко­

 

 

/ — длина

бревна.

 

 

нечный

выключатель; 12 — тяга

створок

 

Производительность

автокуба­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

турников с

продольным

направ­

лением движения бревен через них— 150—350

м3

в

смену,

т. е.

соответствует производительности

продольных транспортеров.

 

В

автокубатурниках

 

с п о п е р е ч н ы м

направлением

движения

бревен фактический или табличный объем измеряют или геомет­ рическим способом, или способом суммирования веса бревен

ввоздухе и выталкивающей силы.

Впервом случае (рис. 83, а) для измерения объема бревна поштучно выгружаются из воды поперечным элеватором /. Меха­ ническим, фотоэлектрическим или другого типа датчиком 2 изме-

202