ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 2
Обслуживают сплоточные машины рабочие, прошедшие тех ническое обучение. Каждая сплоточная машина не реже одного раза в неделю подвергается техническому осмотру и в необходи мых случаях ремонтируется.
В процесс сплотки леса входят операции: набор щети бревен в коллекторном коридоре, подача партий леса в машину, вырав нивание щети в сплоточном коридоре машины, формирование сплоточной единицы, увязка сплоточной единицы, вывод готовой сплоточной единицы из машин.
Емкость коллекторного коридора должна быть достаточной для размещения в нем партии леса не менее чем на 5—6 пучков. Боны, образующие коллекторный коридор, должны иметь настил и ши рину не менее 1 м; через 15—20 м устанавливают переходные мостики.
Готовые пучки должны иметь одинаковую осадку, что дости гается пуском в сплоточную машину одинаковых по объему пар тий леса. На выходе машины устанавливают контрольные рамы, благодаря которым исключается выпуск пучков с осадкой, пре вышающей допустимую. Улучшение качества сплотки достигается
применением на обвязке специальных обвязочных устройств типа
ос-з-клс.
Объем сплачиваемых пучков определяют* поштучным обмером бревен при помощи автокубатурпика или геометрическим обме ром пучка в сплоточной машине. На каждый готовый пучок на видном месте наносят марку с указанием номера. К пучку при кладывают накладную — спецификацию, составленную в 2 экзем плярах, в которой указывают фамилию бригадира и фактуров-
щика, объем пучка и число |
бревен в |
нем, |
а также наименование |
|
сортимента. |
|
|
|
|
Сплотку |
лесосплавных |
сигар ведут на специальных рейдах |
||
в колыбелях |
или боновых |
рамах, |
куда |
лес (сортименты или |
хлысты) загружают кранами, лебедками или специальными ма шинами. Технологический процесс сплотки состоит из следующих операций: установка колыбели и навешивание на ее стойки по перечных обвязок, укладка леса в колыбель, прокладка продоль ных лежней и установка торцовых щитов, утяжка формировоч ного такелажа и освобождение лесосплавной сигары из колыбели. Колыбель имеет в плане сигарообразную форму и состоит из днища и стоек с подкосами. Стойки к днищу укреплены непо движно или шарнирно. Если стойки неподвижны, колыбель имеет в диаметральной плоскости разъем для освобождения сигары от колыбели.
§ 7. АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕЙДОВЫХ РАБОТ
Автоматизация производства является одним из наиболее важ ных условий увеличения производительности труда. На лесосплаве объектами для внедрения полуавтоматических и автоматических линий и агрегатов прежде всего являются технологические про цессы и участки с большой концентрацией работ. К числу таких
199
работ относятся сортировочно-сплоточные работы. В последние годы автоматизация рейдовых работ развивалась по двум направ
лениям: |
первое — создание автономных средств |
автоматизации |
наиболее |
трудоемких операций технологического |
процесса (ма |
шины для учета, сортировки и сплотки бревен, машины для сорти ровки сплоточных единиц и формирования плотов); второе — соз дание сортировочно-сплоточных агрегатов, представляющих собой комплекс машин, механизмов и устройств, образующих одну по точную линию. Сортировочно-сплоточными агрегатами ведутся автоматический или полуавтоматический учет, сортировка и сплотка сортиментов в сплоточные единицы установленного объ ема. В развитии этих направлений в нашей стране проделана значительная исследовательская и проектно-конструкторская ра бота. В настоящее время на лесосплавных предприятиях работают, проходят заводские и производственные испытания многие маши ны, механизмы, агрегаты и поточные линии. Теоретические основы и конструкции этих средств автоматизации рассматриваются в спе
циальных |
к у р с а х У ч и т ы в а я |
рамки настоящего учебника, огра |
|||
ничимся |
лишь |
рассмотрением |
основных |
направлений автоматиза |
|
ции рейдовых |
работ. |
|
|
|
|
Автоматизация учета леса. В процессе доставки |
лесоматериа |
||||
лов потребителям лес неоднократно |
учитывают: |
при разделке |
хлыстов на нижних складах леспромхозов, при сдаче лесосплав ным предприятиям, при сплотке на лесосплавных рейдах, при по грузке в суда, выгрузке из воды и сдаче потребителям. Учет леса сопровождается оформлением соответствующих документов.
В настоящее время эта операция ведется в основном вручную, поштучным измерением диаметров в вершинном отрезе и длины бревен и определения их объемов по сортимептным таблицам. О трудоемкости учета леса можно судить по следующим данным. На каждой сплоточной машине на учете заняты 5—6 человек, т. е. почти столько же, сколько рабочих-сплотчиков. На водном лесотранспорте число рабочих, занятых на учете леса, достигает 10% численности всех производственных рабочих; в целом же в лесной и деревообрабатывающей промышленности эту операцию выпол няют около 100 тыс. человек. Помимо большой трудоемкости, руч ной учет леса ограничивает производительность машин и меха низмов (сортировочных транспортеров, сплоточных машин и др.) лесосплава.
Автоматизация учета |
леса позволяет сократить потребность |
в работниках учета и |
повысить производительность их труда. |
Кроме того, автоматизация обеспечивает объективность учета и сводит до минимума субъективные ошибки, которые при ручном учете могут быть значительными.
Автоматический учет леса установками для поштучного обмера бревен и для обмера пучков может выполняться следующими спо собами: геометрическим обмером бревен или пучков; измерением
:Машины и механизмы лесосплава», «Основы автоматизации производства».
200
объема воды, вытесненной бревнами или пучками при их полном погружении; путем суммирования веса бревен или пучков и вы талкивающей силы (силы плавучести).
При геометрическом способе обмера автокубатурником изме ряется диаметр (текущий, срединный, в вершинном отрезе) и длина бревна или высота и ширина пучка. Счетно-решающее уст ройство автокубатурника вычисляет объем бревна или пучка, реа лизуя соответствующую геометрическую формулу.
Определение объема бревен и пучков измерением объема вы тесненной воды при их полном погружении (ксилометрический способ) основано на известном положении, согласно которому объем тела, полностью погруженного в жидкость, равен объему
вытесненной |
этим телом жидкости. При таком способе бревна |
или пучки |
поочередно опускают в изолированную от окружаю |
щей водной среды емкость и извлекают из него. После погружения измеряют высоту подъема уровня воды; отсчет уровня производят при спокойной водной поверхности в сосуде. Из-за малой произ водительности этот способ не нашел своего применения на учете леса.
При определении объема третьим способом измеряют вес бре вен или пучка в воздухе и выталкивающую силу при их полном
погружении в воду. Сумма этих двух сил численно равна |
объему |
||||||
измеряемых бревен или пучков. Действительно, |
|
|
|||||
|
G + D = Vy№ |
+ V(yB-y№) |
= |
VyB. |
|
|
|
Откуда объем бревна или пучка равен |
|
|
|
|
|
||
|
V |
= |
. |
|
|
|
(92) |
Здесь G — вес бревна или пучка в воздухе, тс; |
|
|
|||||
D — выталкивающая |
сила, действующая на бревно |
или |
|||||
|
пучок при их полном погружении |
в воду, тс; |
|
|
|||
уД р — |
удельный вес древесины, |
тс/м3; |
|
|
|
||
ув— |
удельный вес воды, равный |
1 тс/м3. |
их |
си |
|||
Независимо от типа и конструкции |
автокубатурников |
стемы автоматики включают датчики, воспринимающие количе
ственные |
характеристики (диаметр, |
длину бревен, |
выталкиваю |
щую силу |
и т. д.), счетно-решающие |
устройства для |
определения |
объема бревен или пучков и регистрирующие устройства, фикси
рующие результаты обмера и учета. Некоторые |
автокубатурники |
||
снабжены автоматами для изготовления бирок |
с нанесенной на |
||
них информацией измерения. |
|
|
|
Автокубатурники для поштучного |
обмера |
бревен |
создают |
с продольным или поперечным направлением |
движения |
бревен |
|
через них. |
|
|
|
Автокубатурниками с п р о д о л ь н ы м |
направлением движения |
измеряют геометрическим способом фактический или табличный объем бревен. Эти автокубатурники устанавливают на продольных выгрузочных или сортировочных транспортерах. Примером таких
201
автокубатурников является механический интегрирующий автокубатурник, разработанный ЦНИИ лесосплава и примененный на
одном из опытных образцов сортировочно-сплоточного |
агрегата. |
||||||||||||||||
Кубатурник |
(рис. 82) |
состоит из |
двух створок |
1 и |
2, |
связанных |
|||||||||||
между собой тягой с демпфером |
3, |
механической передачи, счетно- |
|||||||||||||||
|
8 7 |
1 |
8 в |
|
г |
|
решающего |
устройства |
4 |
и рамы |
|||||||
|
|
|
5. На створке |
1 установлен |
реб |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ристый валик б, соединенный це |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
пью 7 и двумя парами |
кониче |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ских шестерен 8 с вертикальным |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
валиком, помещенным в трубе 9, |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
При |
помощи этой |
|
механической |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
системы |
вращение |
|
ребристого |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
валика передается счетно-решаю |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
щему устройству. На створке 2 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
установлен |
подпружиненный |
ры |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
чаг 10, который нажимает на ко |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
нечный |
выключатель |
11, фикси |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
рующий |
число |
бревен, |
проходя |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
щих |
через |
|
кубатурник. |
При |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
помощи тяги 12 створка 2 соеди |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
нена со счетно-решающим уст |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ройством. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
При |
движении |
через |
кубатур |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ник |
бревно |
вращает |
ребристый |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
валик |
(число |
оборотов |
валика |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
пропорционально |
длине |
бревна) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
и |
одновременно раздвигает створ |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ки |
кубатурника, |
что |
позволяет |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
определять |
текущий |
|
диаметр. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Счетно-решающее устройство ус |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
танавливает |
объем |
бревна, |
ре |
|||||||
Рис. 82. Автокубатурник |
Ц Н И И лесо |
шая |
формулу |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
сплава |
для продольных |
транспорте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
ров: |
|
|
|
|
|
|
|
* о |
|
|
|
|
|
||
/, 2 — створки; |
3~ |
демпфер; |
|
4—счетно- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
решающее устройство; 5 — рама; |
6 — реб |
где |
di — текущий диаметр бревна; |
||||||||||||||
ристый |
валик; |
7— |
цепь; |
8— |
конические |
||||||||||||
шестерни; 9 — труба; |
10 — рычаг; |
/ / — ко |
|
|
/ — длина |
бревна. |
|
|
|||||||||
нечный |
выключатель; 12 — тяга |
створок |
|
Производительность |
автокуба |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
турников с |
продольным |
направ |
||||||||
лением движения бревен через них— 150—350 |
м3 |
в |
смену, |
т. е. |
|||||||||||||
соответствует производительности |
продольных транспортеров. |
|
|||||||||||||||
В |
автокубатурниках |
|
с п о п е р е ч н ы м |
направлением |
движения |
бревен фактический или табличный объем измеряют или геомет рическим способом, или способом суммирования веса бревен
ввоздухе и выталкивающей силы.
Впервом случае (рис. 83, а) для измерения объема бревна поштучно выгружаются из воды поперечным элеватором /. Меха ническим, фотоэлектрическим или другого типа датчиком 2 изме-
202