ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
Скорости vr течения в сортировочном коридоре после |
уста |
||||
новки таких гасителей определяют по формуле |
|
|
|
|
|
i>r = |
|
fr8P, |
|
|
(89) |
где v3 — начальная поверхностная скорость течения; |
|
наплав |
|||
р—коэффициент, учитывающий гашение скорости |
|||||
ными сооружениями рейда; |
|
|
|
|
|
£ — коэффициент гашения |
скорости, зависящей от |
длины, |
|||
па которой скорости достигают своего первоначального |
|||||
значения; коэффициент |
£ принимают |
согласно |
опытным |
||
данным, приводимым ниже: |
|
|
|
|
|
v3, м/сек |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
1,5 |
|
% при L , м: |
0,75 |
0,64 |
0,56 |
0,46 |
|
2—10 . |
|||||
15—20 . |
1,0 |
0,9 |
0,76 |
0,65 |
При скоростях течения более 1,5 м/сек для гашения скорости течения в сортировочном коридоре или перед сплоточными ма-
пг.в.
Рис. 81. Гасители скоростей течения:
а — пластинчатый; |
б — из |
ветвей; |
в—щи |
товой: / — щит; |
2 — б о н ; |
3 — трос; |
4 — |
|
анкер |
|
|
шинами |
устанавливают |
в е т в и с т ы е |
г а с и т е л и |
(рис. |
81, б), |
|||
представляющие |
собой |
две |
пластины, |
между |
которыми |
зажаты |
||
еловые |
ветви длиной 1 —1,2 |
м. Для изменения |
угла |
наклона такой |
||||
гаситель крепится к бону шарнирно. |
|
|
|
|
||||
Для гашения скорости течения на рейдовых участках со ско |
||||||||
ростями |
течения |
более 0,8 м/сек выше |
сортировочного или форми |
ровочного устройств устанавливают боновую раму со щитовыми гасителями. Боновую раму компонуют из пятибревениых бонов, мостиков и связей жесткости (распорок). Боны, размещаемые под углом к течению, оборудуют козырьками с осадкой 0,8—1,0 м.
Щитовые |
гасители устанавливают |
поперек коридоров боновой |
|
рамы. |
|
|
|
Ш , и т о в о й г а с и т е л ь (рис. 81, в) представляет |
собой щит |
||
/ высотой |
1 м из досок толщиной |
10 см, шарнирно |
прикреплен- |
194
цып к бону 2. Верхняя кромка щита погружается на глубину 60 см. При необходимости положение щита можно менять при
помощи троса 3, закрепленного одним |
концом на щите, другим — |
на анкере 4. |
|
§ 6. СПЛОТКА ЛЕСА НА ВОДЕ |
|
Сплоткой леса на воде называется |
технологическая операция |
по соединению лесоматериалов в сплоточные единицы. На лесо сплавных рейдах эта операция выполняется специальными плаву чими установками — сплоточными машинами. Перед сплоткой ле соматериалы предварительно рассортировывают в сортировочных
устройствах. В исключительных случаях |
сплотка леса |
ведется и |
|
без предварительной |
сортировки. |
|
|
В зависимости от |
условий транспорта |
леса или его |
выгрузки |
в пунктах приплава на рейдах организуется сплотка пучков, плос ких сплоточных единиц пли лесосплавных сигар. Сплотку пучков ведут на погрузочных рейдах (если перед погрузкой судов лес требуется предварительно сплачивать в пакеты установленного объема) или на сортировочно-формировочных рейдах. Применение плоских сплоточных единиц в настоящее время ограничивается речными условиями транспорта плотов, когда малые глубины вод ного пути исключают применение пучков. Сплотку лесосплавных сигар организуют при транспортировке плотов по крупным озе рам, водохранилищам и морям с суровым ветро-волновым режи мом (например, по оз. Байкал).
В настоящее время сплотка леса на воде почти полностью ме ханизирована, а затраты труда на сплотку составляют около 5% общих затрат труда на основные лесосплавные работы.
На лесосплавных рейдах Советского Союза для сплотки леса на воде применяют около 10 различных типов и марок сплоточных машин, конструкции которых рассматриваются в курсе «Машины и механизмы лесосплава».
Выбор сплоточных машин производят с учетом сменного за дания на сплотку, габаритов водного пути и условий транспор тирования сплоточных единиц. При выборе сплоточной машины можно руководствоваться табл. 18, в которой приведены пример ные показатели работы серийных машин, имеющих широкое при менение на рейдах, и опытных образцов новых сплоточных машин. В каждом конкретном случае необходимо выбирать сплоточные машины, которые удовлетворяют требованиям технологического процесса сплотки и правил сплава, обеспечивают высокую сте пень механизации и автоматизации сплоточных работ, наибольшую производительность при наименьшей стоимости сплотки.
Производительность сплоточных машин должна соответство вать сменному заданию рейда на сплотку. Следует иметь в виду, что в табл. 18 максимальные значения объемов сплоточных еди ниц и сменной производительности сплоточных машин приведены как сравнительные. Для конкретных условий максимальный объем
195
Т а б л и ц а 18
Примерные показатели сплоточных машин
Марка |
Тип |
сплоточной |
сплоточной |
машины |
машины |
о S
о S мощг 11Н0ВКИ, ая
ч *
и ,а станс [ЛОВО
>> о
о
с;
с
i°'S
\о v о -
=3 ef
к к
5 х
та о>
Е
3 о
и S
S g
я
коэфф пучка 1ЙАiЛ
К Я
ч о
к g s 5
К |
|
|
< |
и. |
|
И |
|
|
S |
а |
|
о |
и |
|
а |
|
|
с |
X |
|
к „ |
|
|
га"« |
5" |
П р и м е ч а н и е |
S ^ |
о |
|
4 л |
ХО |
|
та |
|
|
та н |
а |
|
к £ |
о |
|
5 ^ |
с; |
|
о х |
|
|
та ч |
a |
|
|
В" |
|
|
ЦНИИ |
|
Стоечный |
45 |
|
35 |
1,75 |
1600 |
|
7 |
Серийно не |
|
лесо- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выпускается |
|
сплава-2 |
|
Стоечный |
71 |
|
50 |
1,5 |
3000* |
6 |
Выпускается |
|
|
ЦНИИ |
|
|
||||||||
|
лесо- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
серийно |
сплава-2М |
Тросовый |
|
|
60 |
|
|
|
|
Опытный |
||
|
Нева |
|
67,1 |
|
1,1 |
2000* |
3 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
образец |
|
Иртыш |
|
Стоечный |
31 |
|
12 |
1,5 |
1700 |
|
7 |
Выпускается |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
серийно |
|
БТИ-1 |
|
Плотовя- |
33,6 |
|
|
|
800* |
7 |
Опытный |
|
|
|
|
зальная |
|
|
|
|
|
|
|
образец |
|
Обва |
|
Элеватор |
9,8 |
|
5 |
1,2 |
635* |
6 |
Опытный |
|
|
|
|
ный |
|
|
|
|
|
|
|
образец |
|
МК-1 |
|
|
8 |
|
8 |
1,3 |
470* |
3 |
Намечается |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к серийному |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выпуску |
с |
Станок |
|
Тросовый |
Различ |
|
20 |
1,5 |
1000 |
|
7 |
Изготовляется |
лебедкой |
|
ная |
|
|
|
|
|
|
на предприя |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тиях |
|
* Указана |
проектная |
производительность. |
|
|
|
|
||||
сплоточных |
единиц определяют |
с учетом |
габаритов |
водного пути, |
|||||||
а |
производительность |
сплоточных |
машин — по нормам выработки. |
||||||||
|
Необходимое количество |
сплоточных |
машин |
определяют по |
|||||||
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
= |
^ , |
|
|
|
(90) |
где WCM |
— сменное задание на сплотку; |
|
|
|
машины, при |
||||||
|
Псм |
— сменная производительность сплоточной |
|||||||||
|
|
нимаемая по нормам |
выработки. |
|
|
|
|||||
|
Нормы выработки на сплотку установлены в зависимости от |
||||||||||
объема |
сплоточной единицы |
и от крупности |
сплачиваемого леса. |
||||||||
В |
связи |
с тем, что одни и те же сплоточные |
машины в течение |
||||||||
смены ведут |
сплотку |
леса различной крупности, |
в |
формулу (90) |
196
нужно подставлять средневзвешенную производительность, опре деляемую по следующей формуле:
|
|
|
|
Pi+ Р% Hi. |
•100%, |
(91) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я 2 |
|
|
где Пи |
П2, |
Я 3 |
— производительность сплоточной |
машины на мел |
||
|
|
|
|
ком, среднем и крупном лесе; принимается по |
||
|
|
|
|
нормам для расчетного объема пучка; |
||
Рь |
Р2, |
Р З |
|
процентное содержание мелкого, среднего и |
||
|
|
|
|
крупного леса, |
% • |
высококачествен |
Сплоточные |
машины должны |
обеспечивать |
||||
— |
|
|
|
ную сплотку, исключающую потери леса при последующей транс портировке сплоточных единиц.
Если сплоточные единицы должны транспортироваться по круп ным рекам, озерам и водохранилищам, применяют сплоточные машины, выпускающие пучки большого объема и с небольшим коэффициентом их формы. Такой машиной, например, является ЦЛ-2М.
Если плоты транспортируют по речным участкам с глубинами, исключающими применение пучков, для сплотки леса используют машины, выпускающие однорядные сплоточные машины (плотовязальные машины типа БТИ).
Когда лесоматериалы с рейда отправляют в судах, эффектив ной оказывается погрузка леса, предварительно сплоченного в мелкие пучки. В этом случае для сплотки леса выгодны спло точные машины «Иртыш» или «Обва». Объем пучка в этом случае должен соответствовать грузоподъемности кранов, применяемых на погрузке леса в суда.
За исключением машины МК-1 и станков с лебедками на всех сплоточных машинах, указанных в табл. 18, можно сплачивать бревна длиной не более 8,0 м. В связи с тем, что в сплотку, как
правило, |
поступают также и сортименты, имеющие длину более |
8,0 м, на |
рейде предусматривают установку сплоточных станков |
с |
лебедками. На этих станках можно сплачивать пучки из бревен |
|
длиной до 12 м. |
|
|
|
На некоторые |
сплавные рейды вместе с долготьем поступают |
и короткомерные |
сортименты. Для сплотки леса длиной 2—3 м |
|
в |
пучки объемом |
5—8 м3 может быть принята сплоточная машина |
МК-1 конструкции ВКНИИВОЛТ. В этом случае при разработке технологического процесса предусматривают установку на рейде машины СМ ЦНИИ лесосплава для отделения коротья от общего потока леса.
При выборе сплоточных машин учитывают и тип их привода, который должен соответствовать местным энергетическим ресур сам. Если сплотку ведут в пунктах, где отсутствуют источники электроснабжения (например, при ранневесенней сплотке в усть евых участках рек или при сплотке аварийного леса), принимают машины с двигателями внутреннего сгорания.
197
Необходимо иметь в виду, что выпуск сплоточных машин ЦЛ-2
в настоящее |
время |
прекращен, |
а машины |
«Нева», |
«Иртыш», |
«Обва» и БТИ-1 выпущены в виде экспериментальных |
образцов. |
||||
Поэтому при |
выборе |
этих машин |
необходимо |
вначале |
выяснить |
в вышестоящих организациях возможности их приобретения. Для одного рейда и одинаковых условий работы принимают однотип ные сплоточные машины.
Сплоточные машины устанавливают в конце коллекторного ко ридора сортировочных сеток и закрепляют якорями или выносами на берегу. Наиболее благоприятным местом установки машины является участок реки со скоростями течения от 0,2 до 0,6 м/сек. Если рейд размещен на подпорных участках, где скорости течения менее 0,2 м/сек или отсутствуют совсем, подачу леса к сплоточным машинам производят с применением ускорителей. При скоростях более 0,6—0,8 м/сек в подводящих коридорах устанавливают га сители скоростей течения.
Глубина воды в межень на месте установки сплоточной ма шины должна быть на 50 см больше осадки сплачиваемых пучков или величины погружения стоек в воду. К месту установки спло точных машин должны быть свободные подходы для доставки на участок обвязочного такелажа.
Сплотка па рейде ведется по утвержденному навигационному плану, распределенному по месяцам. В соответствии с планом для каждой сплоточной машины составляют суточные и декадные графики работ. План и графики доводят до сведения бригад, об служивающих сплоточные машины.
Всеми работами по сплотке руководит сменный мастер, отве чающий за выполнение утвержденного графика и правильное ис пользование машин. Мастер обязан знать правила сплотки, пра вила и инструкции по эксплуатации сплоточных машин, правила техники безопасности, нормы выработки и расценки на работы, порядок оформления учетных и платежных документов, обеспе чивать бесперебойную подачу леса к машинам, должен постоянно совершенствовать организацию сплоточных работ.
На каждой машине ведется посменный учет ее работы по сле дующей форме:
В ы п о л н е |
|
|
П р о с т о и , |
|
ч, |
по |
причине |
В с е г о |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
но |
факти |
К s |
|
|
|
|
|
|
|
|
чески |
|
° г |
|
|
|
|||
|
|
о ч |
|
|
|
|
|||
|
СО |
|
|
е s в |
|
|
|
|
|
|
|
О сп |
н н ь. |
Н я |
я |
|
|
||
|
|
Й я к |
>, X о. |
£?гага |
|
хо и |
|||
|
~ 2 |
Я К я |
о <и си |
" |
к |
я |
|
||
|
/и о . га |
|
Я су |
||||||
|
|
Я С X |
|
о |
и |
|
|
|
|
н 3 |
с а О о |
С |
|
о т <т> |
|
|
о . си |
||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
198