Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Скорости vr течения в сортировочном коридоре после

уста­

новки таких гасителей определяют по формуле

 

 

 

 

i>r =

 

fr8P,

 

 

(89)

где v3 — начальная поверхностная скорость течения;

 

наплав­

р—коэффициент, учитывающий гашение скорости

ными сооружениями рейда;

 

 

 

 

£ — коэффициент гашения

скорости, зависящей от

длины,

па которой скорости достигают своего первоначального

значения; коэффициент

£ принимают

согласно

опытным

данным, приводимым ниже:

 

 

 

 

v3, м/сек

0,8

1,0

1,2

1,5

% при L , м:

0,75

0,64

0,56

0,46

2—10 .

15—20 .

1,0

0,9

0,76

0,65

При скоростях течения более 1,5 м/сек для гашения скорости течения в сортировочном коридоре или перед сплоточными ма-

пг.в.

Рис. 81. Гасители скоростей течения:

а — пластинчатый;

б — из

ветвей;

в—щи­

товой: / — щит;

2 — б о н ;

3 — трос;

4 —

 

анкер

 

 

шинами

устанавливают

в е т в и с т ы е

г а с и т е л и

(рис.

81, б),

представляющие

собой

две

пластины,

между

которыми

зажаты

еловые

ветви длиной 1 —1,2

м. Для изменения

угла

наклона такой

гаситель крепится к бону шарнирно.

 

 

 

 

Для гашения скорости течения на рейдовых участках со ско­

ростями

течения

более 0,8 м/сек выше

сортировочного или форми­

ровочного устройств устанавливают боновую раму со щитовыми гасителями. Боновую раму компонуют из пятибревениых бонов, мостиков и связей жесткости (распорок). Боны, размещаемые под углом к течению, оборудуют козырьками с осадкой 0,8—1,0 м.

Щитовые

гасители устанавливают

поперек коридоров боновой

рамы.

 

 

 

Ш , и т о в о й г а с и т е л ь (рис. 81, в) представляет

собой щит

/ высотой

1 м из досок толщиной

10 см, шарнирно

прикреплен-

194


цып к бону 2. Верхняя кромка щита погружается на глубину 60 см. При необходимости положение щита можно менять при

помощи троса 3, закрепленного одним

концом на щите, другим —

на анкере 4.

 

§ 6. СПЛОТКА ЛЕСА НА ВОДЕ

 

Сплоткой леса на воде называется

технологическая операция

по соединению лесоматериалов в сплоточные единицы. На лесо­ сплавных рейдах эта операция выполняется специальными плаву­ чими установками — сплоточными машинами. Перед сплоткой ле­ соматериалы предварительно рассортировывают в сортировочных

устройствах. В исключительных случаях

сплотка леса

ведется и

без предварительной

сортировки.

 

 

В зависимости от

условий транспорта

леса или его

выгрузки

в пунктах приплава на рейдах организуется сплотка пучков, плос­ ких сплоточных единиц пли лесосплавных сигар. Сплотку пучков ведут на погрузочных рейдах (если перед погрузкой судов лес требуется предварительно сплачивать в пакеты установленного объема) или на сортировочно-формировочных рейдах. Применение плоских сплоточных единиц в настоящее время ограничивается речными условиями транспорта плотов, когда малые глубины вод­ ного пути исключают применение пучков. Сплотку лесосплавных сигар организуют при транспортировке плотов по крупным озе­ рам, водохранилищам и морям с суровым ветро-волновым режи­ мом (например, по оз. Байкал).

В настоящее время сплотка леса на воде почти полностью ме­ ханизирована, а затраты труда на сплотку составляют около 5% общих затрат труда на основные лесосплавные работы.

На лесосплавных рейдах Советского Союза для сплотки леса на воде применяют около 10 различных типов и марок сплоточных машин, конструкции которых рассматриваются в курсе «Машины и механизмы лесосплава».

Выбор сплоточных машин производят с учетом сменного за­ дания на сплотку, габаритов водного пути и условий транспор­ тирования сплоточных единиц. При выборе сплоточной машины можно руководствоваться табл. 18, в которой приведены пример­ ные показатели работы серийных машин, имеющих широкое при­ менение на рейдах, и опытных образцов новых сплоточных машин. В каждом конкретном случае необходимо выбирать сплоточные машины, которые удовлетворяют требованиям технологического процесса сплотки и правил сплава, обеспечивают высокую сте­ пень механизации и автоматизации сплоточных работ, наибольшую производительность при наименьшей стоимости сплотки.

Производительность сплоточных машин должна соответство­ вать сменному заданию рейда на сплотку. Следует иметь в виду, что в табл. 18 максимальные значения объемов сплоточных еди­ ниц и сменной производительности сплоточных машин приведены как сравнительные. Для конкретных условий максимальный объем

195


Т а б л и ц а 18

Примерные показатели сплоточных машин

Марка

Тип

сплоточной

сплоточной

машины

машины

о S

о S мощг 11Н0ВКИ, ая

ч *

и ,а станс [ЛОВО

>> о

о

с;

с

i°'S

v о -

=3 ef

к к

5 х

та о>

Е

3 о

и S

S g

я

коэфф пучка 1ЙАiЛ

К Я

ч о

к g s 5

К

 

 

<

и.

 

И

 

S

а

 

о

и

 

а

 

с

X

 

к „

 

га"«

5"

П р и м е ч а н и е

S ^

о

 

4 л

ХО

 

та

 

та н

а

 

к £

о

 

5 ^

с;

 

о х

 

 

та ч

a

 

 

В"

 

 

ЦНИИ

 

Стоечный

45

 

35

1,75

1600

 

7

Серийно не

 

лесо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выпускается

 

сплава-2

 

Стоечный

71

 

50

1,5

3000*

6

Выпускается

 

ЦНИИ

 

 

 

лесо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

серийно

сплава-2М

Тросовый

 

 

60

 

 

 

 

Опытный

 

Нева

 

67,1

 

1,1

2000*

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

образец

 

Иртыш

 

Стоечный

31

 

12

1,5

1700

 

7

Выпускается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

серийно

 

БТИ-1

 

Плотовя-

33,6

 

 

 

800*

7

Опытный

 

 

 

зальная

 

 

 

 

 

 

 

образец

 

Обва

 

Элеватор­

9,8

 

5

1,2

635*

6

Опытный

 

 

 

ный

 

 

 

 

 

 

 

образец

 

МК-1

 

 

8

 

8

1,3

470*

3

Намечается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к серийному

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выпуску

с

Станок

 

Тросовый

Различ­

 

20

1,5

1000

 

7

Изготовляется

лебедкой

 

ная

 

 

 

 

 

 

на предприя­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тиях

 

* Указана

проектная

производительность.

 

 

 

 

сплоточных

единиц определяют

с учетом

габаритов

водного пути,

а

производительность

сплоточных

машин — по нормам выработки.

 

Необходимое количество

сплоточных

машин

определяют по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

=

^ ,

 

 

 

(90)

где WCM

— сменное задание на сплотку;

 

 

 

машины, при­

 

Псм

— сменная производительность сплоточной

 

 

нимаемая по нормам

выработки.

 

 

 

 

Нормы выработки на сплотку установлены в зависимости от

объема

сплоточной единицы

и от крупности

сплачиваемого леса.

В

связи

с тем, что одни и те же сплоточные

машины в течение

смены ведут

сплотку

леса различной крупности,

в

формулу (90)

196


нужно подставлять средневзвешенную производительность, опре­ деляемую по следующей формуле:

 

 

 

 

Pi+ Р% Hi.

•100%,

(91)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я 2

 

 

где Пи

П2,

Я 3

— производительность сплоточной

машины на мел­

 

 

 

 

ком, среднем и крупном лесе; принимается по

 

 

 

 

нормам для расчетного объема пучка;

Рь

Р2,

Р З

 

процентное содержание мелкого, среднего и

 

 

 

 

крупного леса,

% •

высококачествен­

Сплоточные

машины должны

обеспечивать

 

 

 

ную сплотку, исключающую потери леса при последующей транс­ портировке сплоточных единиц.

Если сплоточные единицы должны транспортироваться по круп­ ным рекам, озерам и водохранилищам, применяют сплоточные машины, выпускающие пучки большого объема и с небольшим коэффициентом их формы. Такой машиной, например, является ЦЛ-2М.

Если плоты транспортируют по речным участкам с глубинами, исключающими применение пучков, для сплотки леса используют машины, выпускающие однорядные сплоточные машины (плотовязальные машины типа БТИ).

Когда лесоматериалы с рейда отправляют в судах, эффектив­ ной оказывается погрузка леса, предварительно сплоченного в мелкие пучки. В этом случае для сплотки леса выгодны спло­ точные машины «Иртыш» или «Обва». Объем пучка в этом случае должен соответствовать грузоподъемности кранов, применяемых на погрузке леса в суда.

За исключением машины МК-1 и станков с лебедками на всех сплоточных машинах, указанных в табл. 18, можно сплачивать бревна длиной не более 8,0 м. В связи с тем, что в сплотку, как

правило,

поступают также и сортименты, имеющие длину более

8,0 м, на

рейде предусматривают установку сплоточных станков

с

лебедками. На этих станках можно сплачивать пучки из бревен

длиной до 12 м.

 

 

На некоторые

сплавные рейды вместе с долготьем поступают

и короткомерные

сортименты. Для сплотки леса длиной 2—3 м

в

пучки объемом

5—8 м3 может быть принята сплоточная машина

МК-1 конструкции ВКНИИВОЛТ. В этом случае при разработке технологического процесса предусматривают установку на рейде машины СМ ЦНИИ лесосплава для отделения коротья от общего потока леса.

При выборе сплоточных машин учитывают и тип их привода, который должен соответствовать местным энергетическим ресур­ сам. Если сплотку ведут в пунктах, где отсутствуют источники электроснабжения (например, при ранневесенней сплотке в усть­ евых участках рек или при сплотке аварийного леса), принимают машины с двигателями внутреннего сгорания.

197


Необходимо иметь в виду, что выпуск сплоточных машин ЦЛ-2

в настоящее

время

прекращен,

а машины

«Нева»,

«Иртыш»,

«Обва» и БТИ-1 выпущены в виде экспериментальных

образцов.

Поэтому при

выборе

этих машин

необходимо

вначале

выяснить

в вышестоящих организациях возможности их приобретения. Для одного рейда и одинаковых условий работы принимают однотип­ ные сплоточные машины.

Сплоточные машины устанавливают в конце коллекторного ко­ ридора сортировочных сеток и закрепляют якорями или выносами на берегу. Наиболее благоприятным местом установки машины является участок реки со скоростями течения от 0,2 до 0,6 м/сек. Если рейд размещен на подпорных участках, где скорости течения менее 0,2 м/сек или отсутствуют совсем, подачу леса к сплоточным машинам производят с применением ускорителей. При скоростях более 0,6—0,8 м/сек в подводящих коридорах устанавливают га­ сители скоростей течения.

Глубина воды в межень на месте установки сплоточной ма­ шины должна быть на 50 см больше осадки сплачиваемых пучков или величины погружения стоек в воду. К месту установки спло­ точных машин должны быть свободные подходы для доставки на участок обвязочного такелажа.

Сплотка па рейде ведется по утвержденному навигационному плану, распределенному по месяцам. В соответствии с планом для каждой сплоточной машины составляют суточные и декадные графики работ. План и графики доводят до сведения бригад, об­ служивающих сплоточные машины.

Всеми работами по сплотке руководит сменный мастер, отве­ чающий за выполнение утвержденного графика и правильное ис­ пользование машин. Мастер обязан знать правила сплотки, пра­ вила и инструкции по эксплуатации сплоточных машин, правила техники безопасности, нормы выработки и расценки на работы, порядок оформления учетных и платежных документов, обеспе­ чивать бесперебойную подачу леса к машинам, должен постоянно совершенствовать организацию сплоточных работ.

На каждой машине ведется посменный учет ее работы по сле­ дующей форме:

В ы п о л н е ­

 

 

П р о с т о и ,

 

ч,

по

причине

В с е г о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

но

факти­

К s

 

 

 

 

 

 

 

чески

 

° г

 

 

 

 

 

о ч

 

 

 

 

 

СО

 

 

е s в

 

 

 

 

 

 

 

О сп

н н ь.

Н я

я

 

 

 

 

Й я к

>, X о.

£?гага

 

хо и

 

~ 2

Я К я

о <и си

"

к

я

 

 

о . га

 

Я су

 

 

Я С X

 

о

и

 

 

 

н 3

с а О о

С

 

о т <т>

 

 

о . си

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

198