Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ПОГРУЗОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ

 

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

к р а н о в

на

погрузке

лесомате­

риалов в суда определяется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tf,=^Wl8TU

 

 

 

 

м*/ч,

 

 

 

 

(118)

где

Q — вес груза,

т; при работе

крана

со стропным

захватом вес

 

 

груза равен грузоподъемности крана, при работе грейфе­

 

 

ром — грузоподъемности

крана за вычетом

веса

грейфера;

 

у — удельный

вес древесины,

тс/м3;

 

 

 

 

 

 

 

 

H i

коэффициент

использования грузоподъемности крана, рав­

 

 

ный 0,8—0,9;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т]2 — коэффициент

использования

рабочего времени,

равный

 

 

0,8—0,9;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из коэффициент,

учитывающий

затраты

времени на переме­

 

 

щение судна или крана во время

погрузки;

 

 

 

 

 

т|4 — коэффициент

неравномерности

поступления

лесоматериа­

 

 

лов к крану;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ — продолжительность цикла крана, сек;

 

 

 

 

 

 

 

 

t = h +12

+ U + h + h + U + U + и,

 

 

 

 

где

t\ — время на опускание крюка или грейфера;

 

 

 

 

 

t2 — время на захват или зацепку

пачки;

 

 

 

 

 

 

ts — время на подъем пачки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/4 — время на перемещение

пачки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г5 — время на опускание пачки;

 

 

 

 

 

 

 

грейфера;

 

время

на

отцепку

пачки

или на освобождение

 

/7 — время на подъем крюка или грейфера;

крана.

 

 

 

 

ts— время на возврат стрелы или тележки

 

 

 

 

Время t\, tz, ti,

U,

ts

определяют

исходя

из технической

харак­

теристики крана и конкретных условий его работы:

 

 

 

 

 

 

/ _ Л

• t — h

• t — 1

• i h a

• 1 —. 1

 

 

 

 

 

 

 

Г з "-~^г7'

h ~ ~ '

 

h

~ V Q 'h ~ V '

 

 

здесь h — средняя высота подъема груза, м;

 

 

 

 

 

 

h„ — средняя

высота

подъема

порожнего

грейфера

или стро­

 

vn

пов, м;

 

 

 

 

 

 

м/сек;

 

 

 

 

 

 

 

— скорость подъема груза,

 

 

 

м/сек;

 

 

и0

— скорость

опускания

грейфера

или крюка,

 

 

 

I

— средняя

величина поворота стрелы в оборотах

или сред­

 

 

няя

длина

пробега

тележки

башенных

кранов), м;

 

v —— скорость поворота

стрелы,

об/мин,

или скорость

движе­

 

 

ния тележки,

м/сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

т р а н с п о р т е р а

определяют по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П ч =

 

Ь1^р11!1ъъскл.м*/ч,

 

 

 

 

 

 

(119)

246


где

уТ р ~- скорость Движения цепи, м/сек;

 

 

 

 

ц — средний объем бревна (поленьев), мя;

 

 

 

 

I — средняя длина бревна, м;

 

 

 

 

 

T]i

коэффициент использования

рабочего времени;

 

 

 

иг —- коэффициент

загрузки цепи

транспортера;

 

 

1,4

коэффициент перевода плотных кубометров в

складоч­

 

 

 

ные при учете

коротья.

 

 

 

Г л а в а

X I

 

 

 

 

 

 

РЕЙДЫ ПРИПЛАВА

 

 

 

 

§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЙДОВ ПРИПЛАВА

 

 

 

Рейд

приплава — это

лесосплавное

предприятие для

приема

леса и подачи его под выгрузку. Рейды

приплава

являются конеч­

ными

пунктами водного

транспорта леса, в которых лесоматери­

алы выгружаются на берег. В зависимости от

объема

приплава

эти

рейды могут быть

как самостоятельными

предприятиями,

снабжающими лесоматериалами несколько потребителей, так и участками других предприятий (лесозаводов, домостроительных комбинатов, лесоперевалочных предприятий и т. д.).

Рейды приплава размещают на судоходных, временно судоход­ ных и на несудоходных реках, на водохранилищах, озерах и морях. В зависимости от вида поставок леса рейды делят на четыре группы: рейды, на которые лес поступает молевым сплавом, в пло­

тах, в судах, и рейды

со смешанной

 

поставкой

лесоматериалов.

Рейды с поступлением

лесоматериалов

молевым

сплавом разме­

щают на несудоходных

и временно судоходных реках, с приплавом

в плотах и

судах — на

судоходных

реках,

на

водохранилищах,

озерах и на

морях.

 

 

 

 

 

 

Участок водного пути, на котором размещается рейд приплава,

должен иметь акваторию, достаточную

для

установки наплавных

сооружений,

и глубины,

при которых

обеспечивается

продвижение

леса (бревен, сплоточных единиц, плотов) и судов к

выгрузочным

агрегатам в течение всей навигации. Русло реки на участке рас­ положения рейда должно быть устойчивым и незаносимым в пре­ делах размещения наплавных сооружений и выгрузочных агре­ гатов.

Наиболее благоприятными скоростями течения

на

участке

рейда приплава являются скорости, равные 0,2—0,8

м/сек.

Рейды приплава, размещаемые на водохранилищах,

озерах и

на морях, должны быть защищены от неблагоприятного воздейст­ вия ветра и волн естественными или искусственными волнозащит­ ными сооружениями.

Если рейд приплава является участком лесопромышленного предприятия, выбор места его расположения производят одновре­ менно с выбором площадки для склада, производственных поме­ щений и цехов.

247


§ 2. КОМПОНОВКА СООРУЖЕНИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС РЕЙДОВ ПРИПЛАВА

Р е й д ы с п о с т у п л е н и е м л е с о м а т е р и а л о в м о л е ­ в ы м с п л а в о м имеют два основных участка: лесохранилище и сортировочно-выгрузочный участок. Производственный процесс этих рейдов включает следующие операции: приемку лесоматериа­ лов в лесохранилище, сортировку и выгрузку на берег.

а ; 2 3

 

Рис. 101.

Схемы

рейдов

приплава:

 

а — при

поступлении леса молевым

сплавом:

 

/ — лесохранилище; 2 — вспомогательная

за­

пань; 3 — сортировочно-выгрузочный

участок;

4

выгрузочные механизмы; 5 — склад

лесо­

материалов; б— при поступлении леса в плотах:

/ — плотостоянка; 2 расформировочный

участок;

3 — размолевочно-выгрузочный участок;

4

— размолевочно-пакетирующее устройство;

 

5 — выгрузочный механизм;

6 — склад

 

Лесохранилище (рис. 101, а) образовано продольной или попе­ речной запанью, его рассчитывают на хранение максимального объема переходящего остатка лесоматериалов, которое опреде­ ляют по графику поступления лесоматериалов и суточному гра­ фику выгрузки. Запань и лесохранилище рассчитывают по мето­ дике, изложенной в гл. V.

В тех случаях, когда поступающие к выгрузочным агрегатам лесоматериалы необходимо предварительно отсортировать на воде (например, когда один рейд приплава обслуживает 2—3 потреби­ телей), устраивают два лесохранилища — главное и вспомогатель­ ное. В этом случае при выпуске лесоматериалов из главного лесо­ хранилища / одни сортименты направляют во вспомогательную запань 2, а другие— на нижележащий участок реки, где также имеются свои лесохранилище и сортировочно-выгрузочный участок. Если рейд приплава обслуживает только одно предприятие (т е.

248


является его участком), а предварительная сортировка лесомате­ риалов на воде не требуется, устраивают одно главное лесохранилище. К участку реки, выбираемому для главного и вспомога­ тельного лесохранилищ, предъявляют те же требования, что и при выборе участка под лесохранилища продольных и поперечных за­ паней.

Сортировочно-выгрузочный участок 3 служит для сортировки лесоматериалов на воде по сортиментам и размерам и для подачи его в отсортированном виде под выгрузку.

Схема сортировочно-выгрузочного участка принимается с уче­ том применяемых на выгрузке механизмов 4, дробности сортировки и скоростей течения воды на участке. Если лесоматериалы вы­ гружают кранами или лебедками, то полная сортировка должна быть проведена на воде в сортировочных устройствах коридорного или комбинированного типа с продольным или косым расположе­ нием сортировочных двориков. При этом, .если выгрузочные ме­ ханизмы расположены на одном берегу, применяют односторон­ ние сортировочные устройства. Для повышения производитель­ ности кранов и лебедок на сортировочно-выгрузочном участке можно организовать сплотку лесоматериалов в пучки соответст­ вующего размера и веса. Если лесоматериалы выгружают про­ дольными транспортерами или поперечными элеваторами, рабо­ тающими в комплексе с продольными транспортерами, детальную сортировку выполняют на складе 5 в процессе выгрузки. В этом случае лесоматериалы на воде лишь предварительно подсортировывают по сортиментам или по длинам, применяя для этой цели сортировочные устройства веерного типа.

При размещении сортировочно-выгрузочного участка на участке реки с недостаточными скоростями течения (менее 0,2 м/сек) в ко­ ридорах и двориках сетки устанавливают ускорители продвижения лесоматериалов, а в случае повышенных скоростей течения (более 0,9 м/сек) — гасители скоростей течения.

Конструкции наплавных сооружений сортировочно-выгрузоч­ ного участка и методика их расчета принимаются такими же, как и при проектировании сортировочных устройств сортировочносплоточных рейдов.

Для дробной и предварительной сортировки леса на воде вместо обычных сортировочных сеток могут быть применены сортировоч­ ные машины.

С о с т а в р а б о т на р е й д а х с п р и п л а в о м

л е с о м а ­

т е р и а л о в

в п л о т а х

зависит от типа применяемых

выгрузочных

механизмов и от того, требуется ли перед

выгрузкой

производить

дополнительную сортировку лесоматериалов.

 

Если на

выгрузке

применяют краны

и лебедки, которыми

можно выгружать целые пучки, а дополнительная подсортировка лесоматериалов на воде не требуется, на рейде приплава плоты принимают на лесостоянку, расформировывают на секции или на линейки, подают секции и линейки к выгрузочным механизмам и выгружают лесоматериалы из воды. Если грузоподъемность меха-

249