Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

транспортерами со стороны подводной балки устанавливают ко­ роткий продольный транспортер, конец которого примыкает к вы­ грузочному транспортеру. Станок в последнем случае устанавли­ вают так, чтобы понтоны были параллельны выгрузочному про­ дольному транспортеру.

При крановой выгрузке на подводной раме укрепляют верти­ кальные стойки — делители высотой 1,2 м. Число делителей зави­ сит от объема выгружаемой пачки. При подъеме подводной рамы

благодаря делителям многорядная

щеть делится на пачки, кото­

рые кранами выгружают на берег.

 

Подъем из воды и очистку подводной рамы от затонувших бре­ вен, коры и мусора производят по мере необходимости.

Размолевочный станок РСС-2 обслуживают четверо рабочих. Сменная производительность станка при выгрузке лесоматериа­ лов продольными транспортерами 300 м3, поперечными транспор­ терами 1000 м3, кранами 400 м3. Установленная мощность электро­

двигателей 29 кет.

Имеются и другие конструкции размолевочных станков. Пачкоформирующие устройства. Предназначены для формиро­

вания пакетов бревен при использовании на лесоперевалочных ра­ ботах кранов. При отсутствии таких пачкоформирующих устройств увеличивается продолжительность цикла работы крана и сни­ жается коэффициент использования его полезной грузоподъем­ ности. К пачкоформирующим устройствам предъявляют следующие требования:

пачки в устройствах должны иметь выровненные торцы при па­ раллельной укладке бревен (без кострения);

вес пачек должен соответствовать полезной грузоподъемности крана, т. е. эти устройства должны формировать пачки, дозирован­ ные по весу;

продолжительность цикла формирования пачки не доджна пре­ вышать продолжительность цикла работы крана.

В зависимости от схемы применения кранов и вида приплава конструкции пачкоформирующих устройств могут быть различ­ ными. Если работа кранов организована по схеме вода — вагон, применяют плавучие устройства. При поставках плотов пачки фор­ мируют в процессе размолевки пучков. Если же лес поступает мо­ левым сплавом, в выгрузочном дворике производят уплотнение однорядной щети в пачки нужного объема.

Известные конструкции плавучих устройств для формирования пачек не отвечают указанным выше требованиям. Наилучшими яв­ ляются уже рассмотренный размолевочный станок РСС-2 и уплот­ нитель щети МЩ-1 конструкции ЦНИИ лесосплава. Принцип ра­ боты МЩ-1 аналогичен принципу работы сплоточной машины ЦЛ-2. Устройство обеспечивает выравнивание торцов бревен и сжа­ тие однорядной щети в пачки, объем которых устанавливают ви­ зуально.

Если выгрузку лесоматериалов из воды производят продоль­ ными или поперечными транспортерами, работающими в комп-

269


лексе с продольными, пачки

формируют

в накопителях.

В настоящее

время

предложено

много конструкций накопи­

телей. Однако

все они

не в полной

мере отвечают

предъявляемым

к ним требованиям. В качестве примера на рис. 111 приведена схема автоматизированного накопителя конструкции ВКНИИВОЛТ. Накопитель состоит из направляющих 1, по которым на катках могут перемещаться две стойки 4, из привода 6 стоек и тросовых датчиков с конечными выключателями. Привод стоек состоит из

 

 

 

 

электродвигателя

и

пере­

 

 

Блок управ­

дачи,

которая

имеет

цепи

 

 

 

ления

5 и направляющие

роли­

 

 

 

 

ки 2 и 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед

 

поступлением

 

 

 

 

бревен

в

 

 

накопитель

 

 

 

 

стойки

находятся

в

ис­

 

 

 

 

ходном

верхнем

 

положе­

 

 

 

 

нии. При сброске с транс­

 

 

 

 

портера

бревно

воздейст­

 

 

 

 

вует на датчик 8, кото­

 

 

 

 

рый

через

 

выключатель

 

 

 

 

13

включает

привод

сто­

 

 

 

 

ек.

 

Стойки

опускаются,

 

 

 

 

а

бревно

скатывается

в

 

 

 

 

накопитель.

Привод

вы­

 

 

 

 

ключается,

а стойки

оста­

Рис. 11. Автоматизированный

накопитель бре­

навливаются,

как

только

 

вен:

 

 

бревно

выходит из контак­

/ — направляющие;

2, 3— направляющие

ролики;

та

с

тросовым

 

датчиком.

4 — стоики; 5 — цепь;

6 — привод;

7,8 — датчики; 9—

Таким

образом,

по

мере

13 — выключатели;

14 — сбрасыватель

бревен

 

 

 

 

поступления

бревен

в

на­

копитель привод стоек периодически включается и выключается. При этом не происходит кострения бревен в пачке. После оконча­ ния формирования пачка нажмет на тросовый датчик 7, который включит конечные выключатели 10 и / / . Это вызовет блокировку работы сбрасывателей 14 данного накопителя и включение привода на опускание стоек в нижнее крайнее положение. Из накопителя готовую пачку выгружает кран, а стойки возвращаются в исход­ ное положение. Изменение объема формируемой пачки дости­ гается изменением положения тросового датчика 7. Движение стоек ограничивается конечными выключателями 9 и 12. Недостаток на­ копителя — невозможность формирования оторцованных пачек, до­ зированных по весу.

Торцеравнители пачек. Перед погрузкой в вагоны торцы пачек выравнивают. Применение специальных устройств — торцеравнителей сокращает состав бригады на 3—4 человека, время цикла погрузки — на 15—20% и увеличивает производительность кранов примерно на 30% по сравнению с погрузкой вагонов при ручном выравнивании торцов бревен в пачках.

Применяемые на лесоперевалочных предприятиях конструкции

270



на время, необходимое на нацеливание и опускание пачки, на тор­ цовку и подъем пачки из устройства.

Передвижной торцеватель силового действия (предложение ВостСибНИПИЛесдревпрома) состоит (рис. 112,6) из торцовоч­ ных щитов 1, рычагов 2, винта 3 и гаек 4 с приводом 5. Эти устрой­ ства смонтированы на стреле 6 передвижной тележки 7. Для подъ­ ема и опускания стрелы служит привод 8, а для перемещения те­ лежки по рельсовым путям 9 вдоль сортировочного транспортера — привод 10. Торцеватель работает следующим образом. Передви­ гаясь на тележке, оператор останавливает торцеватель между двумя соседними пачками в накопителях, опускает стрелу и вклю­ чает привод торцовочных щитов. Щиты, раздвигаясь, упираются в выступающие концы бревен в пачках и выравнивают их. С про­ тивоположных концов бревен накопители имеют упорные щиты //. Достоинство этого торцеравнителя — независимость его работы от работы кранов.

Наилучшей конструкцией торцеравнителя является такая, при­ менение которой не вызывает увеличения продолжительности цикла работы крана. Примером такого решения может служить торцовый крановый грузозахват ЦНИИМЭ, предназначенный для погрузки лесоматериалов в вагоны из штабелей или из накопителей. Грузо­ захват состоит из рамы с установленными на ней передвижными торцовыми щитами и привода. На щитах имеются подпружинен­ ные шипы, обеспечивающие захват бревен при разнице их длины до 10 см. При захвате пачек щиты сближаются и выравнивают вы­ ступающие торцы бревен, благодаря чему совмещаются операции захвата пачки и выравнивания ее торцов. Торцовый грузозахват ЦНИИМЭ подвешивают к траверсе козловых, консольно-козловых или мостокабельных кранов. Ими можно перегружать бревна дли­ ной от 1 до 7 м. Недостаток грузозахвата — случаи выпадания от­ дельных бревен, длина которых более чем на 10 см меньше осталь­ ных бревен в пачке.

Торцеравнитель как конструктивный элемент должен быть пре­ дусмотрен и при создании новых конструкций размолевочных и пачкоформирующих устройств.

Устройства для раскатки пачек. Устройство предназначено для раскатки пачек (пучков) при выгрузке их из воды или из судов и для последующей поштучной передачи бревен на продольные сортировочные транспортеры.

Установка ВКНИИВОЛТ (рис. 113) состоит из наклонной пло­ щадки 1, упорного щита 2, наклонного поперечного транспортера 3, регулирующих балок 4, рольганга 5 и механизма штучной подачи

бревен 6. Для уборки

коры и мусора из-под загрузочного бункера

и рольганга

имеются

ленточные

транспортеры 8. Вся установка

монтируется

на железобетонном

основании 9.

Поперечный транспортер состоит из шести цепей, попарно со­ единенных крючьями. Крючья — пластинчатые и размещены так, что обеспечивают захват только горизонтально расположенных бре­ вен. Регулирующие балки расположены между соседними крючь-

272


ями. Верхние концы балок закреплены шарнирно,

и нижние — мо­

гут отклоняться и выходить за крючья части транспортера. Для

подъема балок служит привод 7. Нижние концы

балок отклоняют

при полной загрузке бункера; в этом случае крючья захватывают только верхние бревна, не вызывая кострения нижних.

Рольганг состоит из приводных винтовых роликов; он предна­ значен для выравнивания торцов бревен и передачи их к меха­ низму штучной подачи на продольные сортировочные транспор­ теры 10.

Пачку (пучок) бревен краном выгружают из воды (судна) и укладывают в загрузочный бункер. После этого устанавливают

Рис.

113. Установка

для

раскатки

пачек.

 

 

/ — наклонная площадка;

2 — упорный

щит;

3

поперечный транспортер;

4 —

балка; 5 рольганг;

6

механизм штучной

подачи

бревен; 7 — привод

балок;

8 —

ленточный транспортер;

9— основание

установки;

10

сортировочный

транспор­

 

 

тер; / / — пульт

управления

 

 

 

в нужное положение регулирующие балки и включают поперечный транспортер. С транспортера бревна попадают на рольганг и пере­ мещаются до упорного щита, благодаря чему происходит выравни­ вание торцов. Механизм штучной подачи перекладывает бревна с рольганга на продольный транспортер.

Установку обслуживает один человек с пульта управления 11. Максимальная емкость загрузочного бункера 25 м3, расчетная про­ изводительность устройства 700—800 м3 в смену. Устройство может работать как на один, так и на два продольных транспортера.

§ 4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСЧЕТЫ ЛЕСОПЕРЕВАЛОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

При разработке производственного процесса определяют произ­ водительность применяемых механизмов и их необходимое число, устанавливают емкость накопителей и их размещение вдоль сорти­ ровочных транспортеров, производят расчет гидролотков и т. д.

i<J Яоказ № 1877

27?