Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производительность

механизмов.

Производительность

п р о ­

д о л ь н ы х и п о п е р е ч н ы х

т р а н с п о р т е р о в

в смену

опре­

деляют по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

Я е ^ ^ ч х Г Ъ

м\

 

(125)

где т — продолжительность

смены, ч;

 

 

 

v — скорость

движения

цепи транспортера, м/мин;

 

q — средний

объем

бревна,

м3;

 

 

 

I — средняя

длина

бревна

(для

продольного

транспортера)

или шаг крючьев (для поперечного транспортера), м; г|1 — коэффициент использования рабочего времени, принимае­

мый по нормативным данным в среднем 0,9; г)2 — коэффициент загрузки транспортера; для поперечных

транспортеров г]2 = 0,8-0,9; для продольных транспорте­ ров значения т)2 принимают в зависимости от способа за­ грузки цепи: при укладке бревен на транспортере в «елоч­ ку» 1^2^1,0, при укладке бревен с межторцовыми разры­ вами т]2 = 0,7^-0,9.

В том случае, когда поперечный транспортер работает в ком­ плексе с продольными сортировочными транспортерами, скорость движения цепей поперечного транспортера иэ определяют по фор­ муле

Z V T

Л ,

(126)

1 + а

 

 

 

где z — шаг крючьев цепей поперечного транспортера, м;

 

vr — скорость движения цепи продольного транспортера,

м/сек;

п — число продольных транспортеров,

работающих в

ком­

плексе с одним поперечным (п=1

или п = 2);

 

а— интервал между торцами бревен на продольном транс­ портере, необходимый для работы автокубатурников или автоматических сбрасывателей; а = 0,24-0,5 м.

При работе одного поперечного транспортера на два продоль­ ных между ними устанавливают перераспределители, обеспечиваю­ щие поочередную подачу бревен то на один, то на другой продоль­ ный транспортер.

Производительность

к р а н о в в смену определяют по формуле

 

Я с м ^ у В Д л 3 ,

(127)

где V—средний объем пачки, м3;

 

 

T]i коэффициент

использования

рабочего

времени, равный

0,8—0,9;

 

 

 

т)2 — коэффициент

использования

полезной

грузоподъемности;

т]2 = 0,9;

 

 

 

t — продолжительность одного рабочего цикла, мин; t = t1 + 2t2 + 2t3 + 2ti + h;

274


здесь

ti и /5 — время на зацепку и отцепку

пачки; зависит

ст вида

 

 

и конструкции

грузозахватных

устройств, от

гипа

 

 

крана, а также от вида

работ, на

которых

приме­

 

 

няются краны; время ti и t5 определяют по данным

 

 

хронометражных

наблюдений; при работе со строп-,

 

 

ными комплектами /4

= 0,5-^3,0 мин, ^ = 0,3^-0,5 мин,

 

 

при

работе с

грейферами

/ i = 0,3-f-l,0

мин;

 

 

 

tz и ti — время на

подъем

и

опускание

груза,

 

мин;

 

 

 

 

t2

= ^SE ,

а /4

= ^-Н

(hCp — средняя

высота

подъема

 

 

 

 

«п

 

 

щ

 

 

v„ и и0 — скорость

 

 

 

 

 

или

опускания груза,

подъема

 

,

и опускания

груза,

м/сек);

 

 

 

.

 

сс°60 .

 

 

 

время поворота стрелового

 

 

 

 

^ .

 

Гз

крана, мин;

t3

=

 

 

0

— угол

поворота

крана

в

градусах;

п — ско­

 

 

рость поворота крана,

об/мин)

или на

перемеще­

 

 

нии грузовой тележки пролетных кранов с грузом

 

 

или

порожнем; t3

= —р

; ( L c p

— среднее

расстояние

 

 

перемещения

грузовой

тележки,

м; vT

— скорость

 

 

перемещения

тележки,

м/сек);

 

 

 

 

 

 

 

 

К—коэффициент,

 

учитывающий

затраты

 

времени

на

 

 

переходы с одного рабочего места

к другому

и свя­

 

 

занную с этим подготовку крана

к работе;

 

 

 

 

 

 

 

К-

 

 

 

 

- .

 

 

 

 

 

 

(128)

 

здесь

t — продолжительность

одного

рабочего

 

цикла

крана

на

 

одном

месте, мин;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

to — время

на трогание

с

места, разгон,

остановку

и

подго­

 

товку к работе крана на новом месте, мин;

 

 

 

 

 

Lev — среднее

расстояние

перемещения

крана с одного

места

 

на

другое (от вагона к ваюну,

от накопителя к накопи­

 

телю и т. д.), м;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vK — скорость

передвижения крана,

м/сек.

 

 

 

 

 

 

Коэффициент К зависит от производственной схемы использо­

вания крана. При работе крана на одном месте

(например, при вы­

грузке леса из воды в штабель)

К=1,

при частых переходах

крана

(например, при штабелевке из накопителей сортировочных

транс­

портеров) К < 1 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

качестве примера

на рис. 114, а

представлен график измене­

ния коэффициента К в зависимости

от расстояния

перемещения

кранов типа

ККУ-7,5 и мостокабельных

кранов пролетом

100 и

150 м, используемых на укладке леса в штабеля из накопителей сортировочных транспортеров. Аналогичные зависимости можно

получить для других кранов и при использовании их в других

про­

изводственных схемах.

 

10*

275


Из рис.

114, а видно, что с увеличением расстояния перемеще­

ния кранов

коэффициент К, а следрвательно, и производительность

кранов резко падают. При этом у большепролетных кранов, имею­

щих малую скорость передвижения, уменьшение коэффициента К

происходит более резко. Следовательно, применение этих кранов в производственных схемах, в которых требуется их частая пере­ становка, будет неэффективно. Применение большепролетных мостокабельных кранов нужно ограничивать схемами, в которых ча­ стая их перестановка в течение смены, не требуется. Коэффициент использования кранов можно повысить за счет сокращения рас­ стояния их перемещения, а также увеличения емкости накопителей

или сортировочных

двориков. В по­

следнем случае

 

 

К =

nt

(129)

 

nt

6 к

 

 

 

 

 

W

 

 

 

 

 

0,9

 

 

^

кку - JS

 

 

 

0,8

 

 

^

кран L = юом

0,7

 

 

^.кран1

= 150 м

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

10

Рис.

114.

Изменение

коэффи­

циента

k

в зависимости:

а — от

расстояния

перемещения

крана;

б — от

емкости накопителей

где п—-число пачек в одном накопи­ теле или сортировочном дворике, т. е. их емкость.

мХарактер изменения коэффициента

Кв зависимости от емкости накопи­ теля приведен на рис. 114,6.

Консольно-козловые и мостокабельные краны в течение одной смены могут быть применены по различным производственным схемам. Комплекс­

ную их производительность опреде­ ляют как средневзвешенную на от­ дельных видах работ по формуле

п =

/?1

Pi + Р2-7- + Рз— + Рп

П

(130)

где

ри р%, рз, • • •, Рп — доля вида

перевалочно-погрузочных

работ,

 

 

общего сменного объема работ; устанавли­

 

 

вается исходя из сменных заданий пред­

Пи

/72 , П3,...,ПП

приятия;

 

 

сменная производительность кранов

на

 

 

том или ином виде перевалочно-погрузоч­

 

 

ных работ; определяется по формуле (127).

Производительность

л е б е д о к

и объем перемещенных

ими

пачек определяют так же, как при их использовании на приречных складах и зимних плотбищах (гл. V I ) .

Емкость накопителей и их размещение вдоль линии сортиро­ вочных транспортеров. Увеличение коэффициента использования кранов К достигается увеличением емкости накопителей. Однако

276


это увеличение усложняет конструкцию накопителей и вызывает необходимость строительства высоких эстакад сортировочных транспортеров, что связано с увеличением строительной стоимости сооружений. Оптимальную емкость накопителя можно установить по рис. 114,6, на котором приведена зависимость коэффициента К от числа пачек в накопителе п при постоянном расстоянии пере­ мещения кранов. Из рис. 114,6 видно, что наиболее интенсивный рост коэффициента К происходит при увеличении емкости накопи­ теля от 1 до 4 пачек. При большем увеличении емкости накопителя коэффициент К изменяется медленнее. С учетом сказанного емкость накопителей сортировочных транспортеров можно принимать рав­ ной 3—4 пачкам. Другим фактором, влияющим на коэффициент К, является среднее расстояние L c p перемещения крана от одного участка работ к другому, которое зависит от последовательности расположения накопителей вдоль фронта сортировки. Оптималь­ ным будет такой вариант расположения, при котором L c p за про­ извольный промежуток времени и грузовая работа А сортировоч­ ного транспортера будут минимальными.

Иначе говоря, для оптимального варианта

 

 

т

 

 

 

 

 

L c p = У] /(. = min,

 

 

(131)

 

 

Л = 1 / с 2 " Л / = т т ,

 

 

(132)

 

'

i = l

сортировочного транспортера

до со­

где l'i — расстояние от начала

ответствующего подстопного места, м;

 

 

U — перемещение

крана

от одного

участка работы

к дру­

гому, м;

 

 

 

 

 

Vc — средний объем одной

пачки в

подстопном

месте,

м3;

tii — число пачек

в соответствующих

подстопных

местах;

г — число

всех подстопных мест;

 

 

 

т — общее

число

пачек, перегруженных краном

за промежу­

ток времени.

Из условия формулы (131) накопители для отдельных сорти­ ментов вдоль фронта сортировки необходимо размещать в следую­ щем порядке: в начале — накопители для сортиментов с малым объемом сортировки в порядке возрастания этих объемов, в се­ редине— накопители для сортиментов с наибольшим объемом и да­ лее— накопители для остальных сортиментов в порядке убывания их объема сортировки.

Расчет гидравлических лотков. Гидравлические лотки приме­ няют полукруглого, прямоугольного, треугольного и трапецеидаль­ ного профилей поперечного сечения. Лотки изготовляют бетонными и деревянными.

Производительность гидравлического лотка в смену опреде­ ляется по формуле

П с и = ^гГ м*' ( 1 3 3 )

277


где

/ — средняя длина

 

бревен, ж;

 

 

 

 

 

 

п — число бревен, размещаемых по ширине лотка;

 

 

q— средний объем однго бревна, ж3 ;

 

 

 

 

т) — коэффициент

 

заполнения

лотка; г) = 0,6;

 

 

 

£>бР — скорость движения

бревен, м/мин;

при уклонах

лотка до

 

0,025 можно принимать VQp=\,2V

(V — средняя

скорость

 

потока воды в лотке).

 

 

 

 

 

 

Скорость течения

воды в лотке определяют по

известной фор­

муле Шези

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i — гидравлический

 

v = CY~Ri,

 

 

 

(134)

где

уклон,

равный

геодезическому

уклону

 

лотка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R— гидравлический

радиус, ж;

R =—

;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

здесь

со — площадь живого

сечения лотка, ж2 ;

 

 

 

 

% — смоченный

периметр лотка, ж;

 

 

 

 

 

С — скоростной

 

коэффициент

Шези,

ж°'5 /сек,

определяемый

 

по формуле

Н. Н. Павловского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C =

±-R\

 

 

 

 

где

п — коэффициент

шероховатости, равный для бетонных и

 

деревянных лотков 0,12-4-0,14;

 

 

 

 

 

у=*

1,3Vn

при

1 , 0 < Д < 3 , 0 ж,

 

 

 

 

у~

1,5Уп

при 0 , 1 < # < 1 , 0 ж.

 

 

 

Зная производительность лотка, нетрудно установить

скорость

потока воды, а по ней из формулы

Шези и требуемый уклон

лотка,

который обычно не превышает 0,025.

 

 

 

 

 

Глубину воды в лотке устанавливают в зависимости от осадки

бревен, а ширину— от числа бревен

наибольшего диаметра, распо­

лагаемых в один ряд по поперечному

сечению лотка (с учетом дон­

ного и бортового запасов, равных 5—15

см).

Требуемый расход воды без учета потерь на фильтрацию со­

ставит

Q=wo.

(135)

 

Напор

насосной установки,

необходимый для циркуляции воды

в лотке, обычно не превышает

10—15 ж. Для создания такого на­

пора применяют центробежные

низко-

и средненапорные насосы.

Г л а в а

X I I I

 

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНО-ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА

§ 1. ТАКЕЛАЖНЫЕ СКЛАДЫ И БАЗЫ

Такелажными базами называются пункты для круглогодового хранения такелажа и выполнения работ по его подготовке к экс­ плуатации. К этим работам относятся: приемка нового такелажа

278