Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лоты изготовляются сплошными (монолитными) и разборными (секционными) (рис.9).

Сплошные лоты отливаются из чугуна, в тело лота заделывают стальные дуги с надетыми на них кольцами для крепления лото­ вого каната (шеймы). Вес сплошных лотов колеблется от 600 до 2000 кгс.

Разборные лоты состоят из отдельных секций весом по 570 кгс, надетых на лотовые дуги и закрепленных лотовыми клиньями.

Число секций в одном лоте колеблется от трех до пяти.

Преимуще­

ством разборных лотов

перед монолитными

является

облегчение

 

,

работ при их погрузке и выгрузке при

 

 

перевозках.

 

 

 

 

 

 

 

Увеличению

тормозной

силы лотов

 

 

служат имеющиеся на их поверхности

 

 

выступы

в

виде

усеченных

пирамид.

 

 

С плотом

 

лоты

соединяют

 

лотовыми

 

 

шеймами.

 

 

 

 

 

 

 

 

На реках

с

каменистым

руслом

 

 

взамен лотов применяют цепи-волоку­

 

 

ши диаметром

свыше 28 мм и длиной

Рис. 9.

Лоты:

40—60 м. Для увеличения силы тормо­

жения на такую цепь иногда

надевают

/ — сплошной;

2 — разборный

чугунную

обойму.

 

 

 

 

 

 

Тормозная сила Рл лотов и волокуш

зависит от их конструкции

и рода грунта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р* = \»вл,

 

 

 

 

 

(19)

где С7Л — вес лота, кгс; И'—коэффициент цепкости лота.

В среднем значение ц. для сплошных и разборных лотов прини­ мается равным 0,8; для цепей-волокуш 1,0.

§ 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТАКЕЛАЖА НА ЛЕСОСПЛАВНЫХ РАБОТАХ

Разнообразие лесосплавных работ вызывает необходимость применения различного по виду и конструкции такелажа. От правильного выбора конструкции такелажа зависит надежность работы лесонаправляющих и лесозадерживающих сооружений, безаварийная буксировка плотов, работа лесосплавных механиз­ мов и флота и т. д.

При выборе такелажа нужно учитывать, находится ли он в воде периодически или постоянно, действуют ли на него динамические нагрузки или нет, используется ли на ответственныхили на неот­ ветственных участках лесосплавных работ, требуется ли по роду работы удобство в обращении с такелажем и т. д.

Наибольшее применение на лесосплаве получили стальные ка­ наты, вытесняющие в последнее время растительные канаты и цепи благодаря своей низкой стоимости, большему сроку службы, мень­ шему относительному весу.

32


Ввиду того что применение стальных канатов на лесосплаве связано с их пребыванием в воде и загрязнением, преимуществен­ ное распространение имеют канаты, изготовленные из оцинкован­ ной проволоки.

Канаты из неоцинкованной проволоки рекомендуется

приме­

нять лишь для оснащения механизмов (лебедок, кранов,

сплоточ­

ных машин и т. д.). Для увеличения срока службы стальных ка­ натов, находящихся в воде, ВКНИИВОЛТ разработал канаты с полимерным покрытием. В качестве покрытия применяют поли­ этилен, полихлорвинил, капрон. Толщина слоя покрытия 0,5— 0,8 мм. Канаты с покрытием можно применять для крепления на­ плавных сооружений, сплавных машин, в качестве борткомплектов при формировании плотов.

Выбор конструкции каната также имеет большое значение. Наибольшее применение на лесосплаве имеют стальные канаты

двойной (тросовой) крестовой свивки. Канаты кабельной

свивки

из-за их высокой стоимости имеют ограниченное применение

(глав­

ным образом для

оснащения

подъемно-транспортных

меха­

низмов) .

 

 

 

Если в процессе эксплуатации такелаж подвергается

резким

перегибам (например,

бортовые

комплекты плотов, швартовые и

т. д.), отдается предпочтение канатам, имеющим большее число органических сердечников. При этом, как показывает опыт, ка­

наты с

а = 1 3 0

кгс/мм2 выдерживают большее количество

повтор­

ных изгибов, чем канаты с о=180

кгс/мм2-.

 

При

выборе

стальных канатов

для механизмов имеет

значе­

ние направление их свивки. Для механизмов, у которых канат на барабан наматывается сверху и слева направо (если смотреть со стороны троса), следует принимать тросы, имеющие свивку пра­ вого направления,и наоборот.

В табл. 4 приведены конструкции канатов, которые рекомен­ дуется применять на некоторых, наиболее распространенных ви­ дах лесосплавных работ.

Растительные канаты (благодаря тому, что они хорошо воспри­ нимают динамические нагрузки, гибки, эластичны и удобны в экс­ плуатации) применяют в качестве хваточных средств при сплаве сплоточных единиц, швартовых флота, шейм и дректов1 лотов и якорей, временных шлаговочных снастей при формировании ли­ неек из пучков; при монтаже и установке рейдовых наплавных со­ оружений и т. д. В перспективе взамен растительных канатов най­ дут применение синтетические канаты.

С внедрением на лесосплаве секционных плотов повысился удельный вес использования цепей. Для шейм и дректов лучше использовать цепи с распорками, выдерживающие большие на­ грузки, чем цепи без распорок. Кроме этого, цепи применяют на продольных транспортерах, поперечных элеваторах, для крепле­ ния оплотных бревен и др.

1 Дрект — канат, при помощи которого производят подъем лотов или якорей.

33


Т а б л и ц а 4

Применение тросов на лесосплаве

Виды работ, на которых применяются

Р е к о м е н д у е м а я к п р и м е н е н и ю

Р е к о м е н д у е ­

к о н с т р у к ц и я стальных

мый диаметр,

стальные канаты

канатов

мм

 

Лежни и выносы продольных и попе-

6Х 19+1;

6 X 3 7 + 1

От

7 и

 

 

 

 

 

 

Подвески

сетчато-лежневых

запа-

 

 

выше

6Х 24+7

 

До

15

Продольная

шлаговка

наплавных

 

 

 

 

 

(лесонаправляющих

и рейдовых)

соо­

 

 

 

 

ружений

 

 

 

 

 

6Х 24+7;

6 X 3 7 + 1

19--41

Лежни

и поперечные счалы для

пло-

6Х 19+1;

6 X 3 7 + 1

Разные

 

 

 

 

 

 

Шеймы,

дректы,

швартовые концы

6Х 2 4 + 1 ;

6X30+ 7

 

»

Тросы для

механических

установок

6Х 24+7;

6X30+7;

8,5- -24

 

 

 

 

 

 

6X37+ 1

7--13

 

 

 

 

 

 

6X19 + 1; 6 X 3 7 + 1 ;

 

 

 

 

 

 

6Х 24+7;

6 X 6 1 + 1

 

 

При буксировке плотов по водохранилищам и озерам для об­ вязки пучков используют тросовые комплекты и проволоку. Про­ волоку, кроме того, применяют и для крепления сплоточных еди­ ниц к лежням, для крепления брустверов или пакетных бонов. При речных условиях буксировки плотов для обвязки пучков приме­ няют проволоку и обвязочные комплекты из узловых и прутковых цепей.

Для закрепления в русле реки наплавных рейдовых сооруже­ ний и формировочных приколов целесообразно применять винто­ вые якоря, устанавливать которые следует до вскрытия реки ото льда. Благодаря этому сокращаются сроки установки рейдовых наплавных сооружений. Для крепления рейдовых наплавных со­ оружений применяют также и одно- и двухлапые якоря, оборудо­ ванные деревянными штоками. При этом в тех случаях, когда опорная точка располагается на фарватере реки, предпочтение отдается однолапым якорям. Однолапые якоря применяют также при буксировке плотов, для оснащения ведущих единиц, в каче­ стве папильонажных якорей на земснарядах и топлякоподъемниках.

Для траления речного дна при подъеме затонувшего такелажа применяют четырехлапые якори.

§ 3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАКЕЛАЖА

Основными задачами эксплуатации такелажа на лесосплаве являются: устранение причин, вызывающих его порчу, утерю и преждевременный износ, удлинение сроков службы, а также уско­ рение оборачиваемости такелажа.

34


Стальные канаты получают от заводов-изготовителей смотан­ ными в бухты или на деревянные или металлические барабаны. Длина канатов равна 250 м. Перед использованием канаты раз­ матывают из бухт или с катушек и разрубают на отдельные концы требуемой длины. При размотке следят за тем, чтобы на канатах не образовывались петли («колышки»). Резать стальные канаты нужно специальными ножницами или станками. Перед разрезкой во избежание раскручивания проволочек канат перевязывают мяг­ кой проволокой. Концы разрезанных канатов заделывают маркой из мягкой проволоки или коушем. Коуши изготовляют из полосо­ вой стали штамповкой или гнутьем в горячем состоянии, поверх­ ность коушей оцинкована или покрыта лаком.

Разрубка каната оформляется актом. На каждый конец каната прикрепляют инвентарную бирку с указанием номера, длины, диа­ метра, веса и процента годности каната. По окончании навигации стальные канаты очищают от грязи, смазывают канатной мазью и сматывают в бухты или на катушку. При транспортировке, по­ грузке и выгрузке запрещается сбрасывать бухты и катушки с железнодорожных платформ, эстакад, автомашин, так как это может привести к порче каната. При оснащении лебедок, спло­ точных машин и т. д. стальными канатами необходимо соблюдать рекомендуемое курсом «Грузоподъемные машины» соотношение между диаметром троса и барабанами лебедок, блоков и т. д.

Растительные канаты от заводов-изготовителей поступают в плотных бухтах. Роспуск бухт производят начиная с внутреннего конца. После разрезки растительных канатов их концы заделы­ вают различными способами. Использование мерзлых раститель­ ных канатов не допускается.

По окончании навигации и перед сдачей на хранение расти­ тельные канаты очищают от грязи, осматривают и просушивают. Растительные канаты портятся от жары, сырости, сажи и масла, поэтому на складах их укладывают на подкладках и сверху за­ крывают досками, рогожами и т. д.

Перед эксплуатацией цепи необходимо тщательно осмотреть. Нельзя использовать на ответственных работах цепи, имеющие из­ нос более 5% их первоначального диаметра. Для предохранения цепей от преждевременного износа и повреждения коррозией их периодически смазывают смолой. В зимний период цепи хранят на складах в специальных ящиках или кладках с учетом их на­

значения, диаметра

и длины. При комплектации цепных

канатов

в них рекомендуется

включать вертлюги. Не разрешается

исполь­

зовать канаты, составленные из цепей, имеющих разные диаметры звеньев, с деформированными звеньями, с недоброкачественной сваркой и т. д.

Поскольку удлинение цепей, стальных и растительных канатов различно, совместное их использование не допускается.

После эксплуатации лоты и якоря осматривают и очищают от грязи и ржавчины. Поврежденные участки с трещинами и надло­ мами ремонтируются электро- и автогенной сваркой. В лотах

35


ремонтируют только дуги, кольца

и клинья. Хранят

лоты и якоря

как в закрытых

помещениях,

так

и на открытых площадках.

В процессе

эксплуатации

такелажа приходится

производить

различные его соединения. Эти соединения могут быть постоян­ ными и временными. Постоянные соединения выполняют при вос­ становительных ремонтах и при изготовлении нового такелажа.

Временные соединения выполняют в процессе эксплуатации та­ келажа.

Сращивать стальные и растительные канаты можно только од­ ного диаметра и конструкции. При этом длина отдельных сращи­ ваемых концов должна быть не менее 10 м, а процент их годно­ сти — не ниже 40% •

Временными соединениями канатов являются узловые соедине­ ния, соединения соединительными скобами и сжимами.

Крепить стальные канаты к наплавным сооружениям рекомен­ дуется специальными узлами с использованием деревянных коро­ тышей, толщина которых должна быть не меньше десятикратной толщины каната.

Некоторые из основных видов постоянных и временных соеди­ нений такелажа приведены на рис. 10.

Помимо правильной эксплуатации, удлинение сроков службы такелажа достигается проведением своевременных ремонтов. Ре-

36

моит такелажа делится на профилактический, текущий и восста­ новительный.

К

п р о ф и л а к т и ч е с к о м у р е м о н т у

относят

такие ра­

боты,

как очистка от грязи,

промывка, просушивание

и

смазка

такелажа.

 

 

 

 

К

т е к у щ е м у — заделка

концов канатов,

сваривание

звеньев

цепей, заделка коушей, сращивание концов и другие работы, ко­ торые не приводят к изменению первоначальной конструкции ре­ монтируемого такелажа.

К в о с с т а н о в и т е л ь н о м у р е м о н т у относятся работы, выполнение которых требует нарушения конструкции ремонтируе­ мого такелажа с последующим ее восстановлением. Восстанови­ тельным ремонтам подвергаются стальные канаты, имеющие не бо­ лее 30%, и растительные канаты не более 25% годности. Ремонт производится в следующей последовательности: подготавливают трос к ремонту, развивают канаты на пряди и пряди на каболки, удаляют с прядей сильно изношенные проволоки и каболки, сви­ вают каболку в пряди и пряди в канаты, сматывают отремонти­ рованные канаты в бухты, сортируют отходы.

Часть отходов от восстановительного ремонта канатов после сортировки используется для последующего изготовления обвязоч­ ных комплектов, клевок, пакли и т. д.

Для повторного использования проволоки организуется восста­ новительный ее ремонт. Восстановительный ремонт проволоки и катанки состоит из следующих операций: выправление концов про­ волоки и катанки, сварка и обухтовка. Для выполнения этих опе­

раций

применяют

специальную

установку,

разработанную

ВКНИИВОЛТ,

состоящую из станка

для выправления

проволоки

и сматывания

в бухты

и электросварочного аппарата.

Производи­

тельность установки 300—315 пог. м проволоки в 1 ч.

В процессе эксплуатации возникает необходимость замены од­ ного вида такелажа другим. Такая замена допускается при усло­ вии равнопрочности заменителя. Например, разрешается замена цепных якорных и лотовых шейм тросовыми, тросовых обвязочных комплектов — проволочными. При замене такелажа необходимо пользоваться соответствующими ГОСТ или специальными табли­ цами, в которых указываются равнопрочные размеры различных видов такелажа. Такая таблица приведена в инструкции «Эксплуа­ тация такелажа и уход за ним на лесосплаве». Производя замену, необходимо подбирать менее дефицитный такелаж и такелаж, ко­ торый может быть изготовлен самим предприятием.

По мере износа такелаж с более ответственных участков работ переключается на менее ответственные и вспомогательные работы. При годности менее 40% такелаж считается утильным и подлежит восстановительному ремонту или сдаче в металлолом.

Потребность в такелаже определяется исходя из намечаемых объемов лесосплавных работ и строительства наплавных соору­ жений по действующим в данном бассейне нормам расхода таке­ лажа и нормативным коэффициентам оборачиваемости.

37