Файл: Кузьмичев Ф.И. Технология валяльно-войлочного производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 312

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ным. Ударами молота обрабатываемая основа выбрасывается из корыта машины на транспортер, который передвигает ее дальше. Для сброса основы под транспортером помещают ящик или какуюлибо другую емкость, в которую основа попадает с транспортера, а затем передается к расправочыым машинам.

I V . В А Л К А В О Й Л О К О В И В О Й Л О Ч Н Ы Х К Р У Г О В

1. Валка войлоков на одномолотовых валяльных машинах

До настоящего времени основным типом машин для валки вой­ локов и войлочных кругов является одномоловая валяльная ма­ шина ударного действия, которая обеспечивает наиболее высокую производительность. Различают два вида этих машин: с подвесным молотом (молот имеет радиальное движение) и с молотом, качаю­ щимся на нижних опорах (молот имеет горизонтальное движе­ ние). Машины с подвесным молотом имеют меньшие габаритные

размеры и объем рабочего корыта, меньшую

производительность.

Их принято называть «малыми»

в отличие от

молотовых машин

с нижними опорами, называемых

«большими».

 

Основными рабочими органами молотовых машин являются деревянное корыто, имеющее овальный профиль, деревянный сту­ пенчатый молот и механизм, приводящий в движение молот в ра­ бочей зоне корыта. Все «большие» и некоторые «малые» молото­

вые машины оборудованы разводным

механизмом, позволяющим

в процессе валки изменять рабочий

объем корыта, в котором

движется полуфабрикат.

 

Одномолотовая валяльная машина с молотом, качающимся на нижних опорах типа Н. Вааль. Изготовленное из дуба или бука корыто 1 (рис. 127) машины состоит из нижней горизонтальной части (дна) и передней разъемной сегментной части. Верхняя по­ ловина сегмента (крышка) при загрузке и выгрузке полуфабри­

ката

открывается, вращаясь вокруг шарнира 2. Во время работы

машины крышка запирается

с" двух сторон петлями

3. На Москов­

ской

фабрике технического

войлока применяются

неразъемные

корыта более распрямленного профиля. Загрузка и выгрузка полу­ фабриката проводятся электролебедкой.

Противоположная сегменту часть корыта служит для входа молота 4, который имеет возвратно-поступательное движение вдоль дна корыта. Пространство между сегментной частью корыта и мо­ лотом называют рабочим объемом машины, куда и загружается полуфабрикат. При отходе молота рабочий объем увеличивается. Крайнее переднее положение молота соответствует минимальному рабочему объему.

Корыто машины монтируется на тележке 5, состоящей из швел­ леров, которые на колесах 6 могут передвигаться по рельсам 7. Если тележку с корытом подкатить по рельсам ближе к молоту, рабочий объем машины уменьшится, если откатить дальше — ра­ бочий объем увеличится. Необходимость изменения рабочего объ­ ема машины в процессе валки вызвана тем, что по мере валки

292


полуфабрикат уменьшается в объ­ еме, и если не уменьшить рабо­ чий объем, то нарушится цирку­ ляция полуфабриката в машине.

Тележка

с корытом

передви-

• гается специальным

разводным

механизмом,

состоящим из двух

винтов 8, жестко связанных со швеллерами тележки 5. Червяч­ ный вал 9 приводится во враще­ ние специальным электродвига­ телем с реверсивным включени­ ем и вращает червячные шестер­ ни 10, которые в зависимости от направления вращения вала элек­ тродвигателя ввинчивают или вывинчивают винты 8. Корыто машины соответственно прибли­ жается к молоту или удаляется от него, изменяя рабочий объем машины.

Молот 4 машины изготовляют из дерева твердых пород (дуб или бук). Он состоит из связан­ ных между собой выступов, пос­

тепенно

увеличивающихся

к

ос­

нованию

молота. Нерабочей

сто­

роной молот крепится к

кожуху

11 подвижного механизма.

С дру­

гой стороны кожух крепится к эксцентриковой коробке 12. На коренном валу машины 13 кре­ пятся два эксцентрика 14 (чугун­ ные или стальные), которые ра­ бочей поверхностью вписываются в эксцентриковые коробки 12. Для снижения износа эксцентри­ ков и уменьшения сил трения плоскости эксцентриковых коро­ бок, соприкасающихся с эксцент­ риками, покрывают бронзовыми зеркалами. На ряде предприятий бронзовые зеркала успешно за­ меняют текстолитовыми толщи­ ной 16 мм. При вращении корен­ ного вала сидящие на нем на шпонках эксцентрики сообщают возвратно-поступательное движе­ ние всему подвижному меха-

293

низму, состоящему из скрепленных между собой эксцентриковой коробки, кожуха и молота.

Коренной вал машины покоится на массивных опорах и под­ шипниках с кольцевой смазкой. Опорами для подвижного меха­ низма служат в передней части (со стороны молота) радиусные

стойки 15 и в задней части

— штоковые опоры 16.

Радиусные стойки

в верхней части шарнирно

соединены

с кожухами, причем

каждый

кожух имеет две радиусные стойки

(по обе

стороны

кожуха).

Нижняя часть радиусной стойки 15 имеет форму сегмента и по­ коится в башмаках 17, укрепленных на фундаментных подушках 18.

Штоковая опора 16 состоит из Т-образного кронштейна, кото­ рый верхней частью крепится к эксцентриковой коробке 12, а ниж­ ней частью проходит через опорный чугунный подшипник 19, укреп­ ленный на фундаментной подушке. Кронштейн изготовляется из стального квадрата размером 70X70 мм и приваренного к нему стального вала диаметром 70 мм и длиной 700 мм.

Коренной вал машины 13 получает вращение через редуктор. На второй конец вала насаживается маховое колесо 20, обеспечиваю­

щее плавность хода

машины.

 

Большое значение

для процесса валки имеет профиль

молота

и корыта, причем

для

разных видов изделий необходим

различ­

ный профиль. Например, профиль, необходимый для валки вой­ лока в рулонах, непригоден для валки штучных изделий. Кроме того, очень важно, чтобы профиль в каждой машине был одинако­ вым по всей рабочей ширине. От искажения профилей и объема происходит «закручивание» полуфабриката, которое резко снижает качество продукции и производительность валки. Если один край машины имеет больший рабочий объем, чем другой (перекос ко­ рыта или молота), то в этой части циркуляция полуфабриката бу­ дет замедляться и его «закрутит».

Хорошие результаты валки получаются при обивке корыта ма­ шины предварительно пропаренными и выгнутыми по профилю ко­ рыта деревянными досками 21 (лучше всего из липы или ясеня), имеющими толщину 10 мм. Процесс валки на деревянных рабочих поверхностях происходит более интенсивно, чем при наличии мед­ ной обшивки, за счет увеличения сил трения.

Для обеспечения нормальной работы молотовых машин важно

строго соблюдать

режим

смазки

движущихся частей. Особенное

внимание нужно

уделять

смазке

подшипников коренного вала

и эксцентриков.

 

 

 

Рабочий объем корыта может быть от 1,36 до 2,0 м3 (при рабо­ чей ширине машины 2 м). Подача корыта за один оборот винта 8 составляет 16 мм, что изменяет объем корыта на 27 дм3 .

Малая одномолотовая машина с подвесным молотом типа Дзулько. На рис. 128 представлена схема малой одномолотовой валяльной машины с подвесным молотом. Машина аналогична опи­ санным выше молотовым машинам, применяемым для валки ва­ ляной обуви. Отличие заключается в том, что молот / машины сплошной и получает движение от двух эксцентриков 2, насажен-

294


ных на коренной вал 3 машины. Молот крепится к двум шатунами, которые качаются, как маятники, вокруг верхнего вала 5. Корыто 6 и молот делают из дуба или бука. Иногда машины оборудуют ме­ ханизмом 7 для регулирования рабочего объема корыта в процессе валки. Рабочий объем, а следовательно, и производительность ма­ шины значительно ниже, чем у больших молотовых машин с гори­ зонтальным боем. Особенно большое распространение малые моло­ товые машины получили для валки штучных изделий (войлочные круги, молоточный войлок и др.).

Над корытом машины по всей рабочей ширине устанавливают дырчатые трубки 5, через которые в процессе валки на полуфабри-

В колодец

Рис. 128. Схема малой одномолотовой машины с подвес­ ным молотом типа Дзулько

кат непрерывно подается горячая вода. Температура воды регули­ руется в соответствии с требованиями режима валки.

Привод эксцентриковых валов малых и больших одномолотовых машин осуществляется через редукторную передачу. Электродвига­ тель через клиноременную передачу связан с редуктором РМ-1000 (для больших молотовых машин) или редуктором РМ-650 (для ма­ лых молотовых машин). Редукторная передача осуществляется через двойную передачу шестерен с косым зубом с передаточным числом 1 : 10. Выходной вал редуктора через клиноременную пере­ дачу вращает коренной вал машины. Число оборотов эксцентрико­ вого вала регулируется соотношением диаметров шкивов.

295

Техническая характеристика одномолотовых валяльных машин дана в табл. 31.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 31

Техническая

характеристика

одномолотовых валяльных

машин

 

Элементы

характеристики

 

 

Тип ма шины

 

 

 

Н. Вааль

 

Дзулько

 

 

 

 

 

 

Частота вращения эксцентрикового

вала,

об/мин

80—85

 

95—105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

14

Рабочий объем корыта, м3 :

 

 

РМ-1000

 

РМ-650

 

 

2,0

 

1,05

 

 

 

 

 

 

Количество

загружаемого полуфабриката,

кг . .

1,36

 

0,95

До 650

 

До 180

Габаритные

размеры машины, мм:

 

 

3800

 

2050

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3350

 

3300

 

 

 

 

 

1300

 

2600

 

 

 

 

 

2000

 

2200

Процесс валки войлоков на одномолотовых валяльных

машинах

заключается в следующем. После замачивания в валочном

растворе

и вылежки полуфабрикат сворачивают в

рулоны,

перевязывают

бечевкой в двух местах и загружают в корыто молотовой

машины.

Затем включают электродвигатель, и приводной механизм

сообщает

молоту возвратно-поступательное движение, в результате которого ступенчатый молот при каждом ходе вперед ударяет по полуфаб­ рикату. Молот имеет ступенчатую форму, корыто — вогнутую. Это способствует циркуляции рулонов войлока в корыте при ударах молота. Сверху на полуфабрикат непрерывно подается горячая вода, температура которой постепенно повышается. Под воздей­ ствием влаги, тепла и механических ударов молота происходит валка полуфабриката, который в основном дает усадку по длине.

Рабочая ширина машины (ширина молота и корыта) несколько превышает рабочую ширину чесальных машин, на которых полу­ чают ватные холсты для полуфабриката. Некоторое увеличение ра­ бочей ширины одномолотовых машин по сравнению с чесальными машинами вызвано увеличением ширины полуфабриката при свойлачивании (ватный полуфабрикат несколько растягивается в ши­ рину) и необходимостью свободной циркуляции рулонов в машине (торцы рулонов не должны сильно прижиматься к боковым щекам корыта).

Усадка наружных слоев рулонов в молотовых машинах проис­ ходит более интенсивно, чем усадка внутренних слоев. Для обес­ печения равномерной усадки необходимо через определенное время

выгружать полуфабрикат из машины, по-другому

сворачивать его

в рулон, чтобы слои поменять местами. Указанная

операция до на­

стоящего времени выполняется вручную и требует

больших затрат

труда. При этом абсолютная равномерность усадки по длине рулона не достигается.

296


Кроме неравномерной усадки внутри каждого рулона не дости­ гается и одинаковая усадка между отдельными рулонами, так как различные рулоны получают неодинаковое число ударов молота.

Получение неравномерной усадки является существенным недо­ статком валки войлоков в рулонах на молотовых машинах. Для получения более равномерного войлока режимами валки преду­ сматривается ограниченная по времени продолжительность каж­ дого периода валки. Между отдельными периодами валки войлок расправляют, сворачивают в рулон в новых направлениях, пере­ вязывают и снова загружают в молотовые машины.

В первый период валки войлок сворачивают в рулон с какоголибо одного конца, во второй период — с конца, противоположного первому. В третий период валки войлок складывают пополам серединой внутрь, а концами наружу или оба конца загибают до их соприкосновения у середины длины полуфабриката. Затем вой­ лок сворачивают в рулон. В четвертый период валки войлок сво­ рачивают в рулон, чтобы наиболее слабое место оказалось сна­ ружи, или так, чтобы усадка происходила по ширине войлока.

Виды и последовательность сворачивания войлоков в рулон, число периодов валки, их продолжительность и температурный ре­ жим изменяются в зависимости от состава сырья, размеров полу­ фабриката, массы обрабатываемых войлоков, требуемой объемной массы.

Получение войлока той или иной плотности достигается главным образом в процессе валки при определенном режиме. В этих режи­ мах нормируются следующие факторы, влияющие на процесс валки:

количество периодов валки и их продолжительность; температура воды в каждом периоде валки; концентрация валочных растворов.

Для получения

более

плотного войлока необходимо увеличивать

продолжительность

валки,

использовать более концентрирован­

ные валочные растворы

и

повышать температуру воды в про­

цессе валки. Однако валкой нельзя достичь любой плотности изде­ лия. После определенного периода войлок не уплотняется, а ста­ новится дряблым. В практике такое явление называют «растиром» войлока. Это можно объяснить тем, что шерстяные волокна с пол­ ностью использованными упругими свойствами теряют способность воспринимать дальнейшие механические воздействия молотов ва­ ляльных машин.

2. Расправка войлоков

Большое значение имеет расправка войлоков между периодами валки, особенно когда валка производится на молотовых машинах. При расправке полости войлок растягивается в длину и ширину, устраняются утолщения, рубцы, завалы на поверхности и зигзаги на кромках.

Расправка войлоков производится ручным, полумеханическим и механическим способами. При ручной расправке рулонов войлок

297


раскатывают на столе по всей длине и деревянными колотушками и щипцами расправляют складки, завалы и выравнивают края ру­ лонов. Особенно важно производить расправку после первых пе­ риодов валки, когда процесс усадки войлоков происходит наиболее интенсивно. Для облегчения расправки войлока на некоторых фаб­ риках применяют полумеханический способ с использованием элек­ тролебедок для растягивания рулонов войлока. Однако и этот спо­ соб расправки малопроизводителен и требует больших затрат труда.

Арзамасским механическим заводом изготовлена механическая расправочно-отжимная машина марки ОРМ-А (рис. 129) системы Московской фабрики технического войлока.

> г> >>>/> > \ >>>/>>>>/>> i > г / i ;>>> i > i )>)>

>h >>>>>)> >

Рис. 129.

Схема

расправочно-отжимной

машины для

 

 

 

войлоков ОРМ-А

 

 

В процессе расправки войлок выравнивается по толщине, уст­

раняются складки

и морщинистость

на его поверхности,

выравни­

вается волнистость

кромок.

 

 

 

Основными рабочими

органами

машины

являются

кольцевые

спиральные валики 1, 2, 5, 6, гладкие валики 3, 4, отжимные валы 7, 8. Под валиком 5 установлен гладкий металлический валик, медленно вращающийся.

Кольца-спирали на валиках имеют правое и левое направление,

что способствует расправке войлока в ширину. Каждая

следую­

щая пара валиков

имеет большую линейную скорость, чем преды­

дущая пара. За счет вытяжки между отдельными парами

валиков

войлок расправляется

(вытягивается) по длине

полости.

 

Отжимные валы отжимают из войлока излишнюю влагу. За

отжимными валами

установлены валики для накатывания

войлока

на скалку.

 

 

 

 

 

 

Перед началом

работы на машине устанавливают величину за­

зора между валиками в соответствии с толщиной

обрабатываемого

войлока (максимальная толщина расправляемого войлока

15 мм).

Величина зазора

регулируется с помощью штурвала (один

полный

оборот штурвала

устанавливает зазор 4 мм).

 

 

 

Техническая характеристика машины ОРМ-А

 

Рабочая

ширина, мм

2250

 

Скорость

питающего

транспортера, м/мин

4,5

 

Диаметр, мм:

 

 

 

 

 

спиральных

валов

175

 

отжимных валов

 

220

 

298