Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водится посредством фрикционных муфт. Натяжение скреб­ ковой цепи конвейера осуществляется с помощью гидроци­ линдров. Давление масла в гидросистеме 80 кГ/см2.

Машина имеет двухстороннее управление. Электрообору­ дование выполнено во взрывобезопасном исполнении. На ма­ шине установлены асинхронные короткозамкнутые двигате­ ли напряжением 380/660 в. Машина может работать в выра­ ботках с минимальным сечением 4,5 м2.

Погрузочная машина 2ПНБ-2 по кинематической схеме идентична машине ПНБ-Зк за некоторым исключением, а именно : она имеет двухстороннее управление и две скорости движения. Асинхронные короткозамкнутые двигатели имеют напряжение 380 в. Машина может работать в выработках се­ чением около 8 м2.

Из зарубежных машин рассмотрим погрузочные машины 14ВИ-10, МС-3 и МС-4, <•Гудмэн-967».

Погрузочная машина 14ВИ-10 является одной из распространенных моделей серии погрузочных машин типа ВИ, применяется на погрузке угля, соли и мягких горных пород. Выпускается пять моделей этой ма­ шины, отличающихся высокой производительностью, мощностью двига­ телей (наименьшая производительность машин 10—12, наибольшая 14—

25 т/Мин).

Все модели машины имеют гусеничный ход, скребковый конвейер. Асинхронные двигатели приводов сконструированы для работы в тяже­

лых условиях.

Двумя двигателями оснащен привод рабочего органа,

два — имеют

гусеничный ход и один — привод насоса. Исключение

составляет машина 14ВИ10-12Д, у которой скребковый конвейер имеет отдельный привод с двумя двигателями. Все модели имеют гусеничный ход, шарнирно закрепленный к раме машины. Такая конструкция ходо­ вой части позволяет легко преодолевать волнистую почву. Двигатели гусеничного хода двухскоростные. Магнитная станция расположена на левой стороне машины. Редукторы каждой машины унифицированы. Ре­ дукторы нагребающих лап имеют фрикционные муфты предельного мо­ мента.

Во всех моделях машины 14ВИ-10 движение лап по заданной траек­ тории осуществляется посредством рычага — ведомого кривошипа. В ос­ новном эти машины не отличаются от 18НВ-2у.

Погрузочные машины. МС-3 и МС-4 могут быть разделены по конст­ рукции стрелы на две группы: с прямой короткой и длинной изогнутой стрелой. Первая группа имеет пять тішоразмеров : высота их колеблется от 1156 до 2070 мм ; вторая группа— четыре типоразмера: высота—■ 1232—2070 мм.

Машина компонуется из гусеничного хода, заборно-погрузочной ча­ сти, конвейера. Все механизмы работают от одного двигателя мощностью 50 л. с. Для управления механизмами машина оборудована гидросисте­ мой. Привод нагребающих лап имеет три скорости движения; при изме­ нении числа качаний лап в минуту изменяется и скорость движения це­ пи. Эти погрузочные машины имеют взрывобезопасное электрооборудо­ вание.

Американская фирма «Гудмэна выпускает четыре модели погрузоч­ ных машин с нагребающими лапами: 964, 965, 966, 967 (рис. 6 6 ). Все мо­

дели имеют одинаковую конструкцию и отличаются только габаритами. Эти машины выпускаются на напряжение 250 или 500 в постоянного то­ ка, напряжение 220 или 440 в переменного тока частотой 60 гц, напря­


жение 220, 380, 500 в переменного тока частотой 50 гц. На всех маши­ нах установлено по четыре двигателя : асинхронные переменного тока мощностью 16 л. с. или постоянного тока — 21 л. с. каждый. При этом два — для привода нагребающих лап, два — для привода гусеничного хода, конвейера и маслонасосов. Двигатели постоянного тока на приводе

Рис. 6 6 . Погрузочная машина «Гудмен-967»: 1 —■гусенігчный ход; 2

заборно-погрузочная часть; 3 — конвейер; 4 — нагребающие лапы; 5 — двигатель привода нагребающих лап; 6 — цепная передача; 7 — кониче­ ский редуктор лап; 8 — привод гусеницы и конвейера; 9, 10 — соответ­ ственно натяжное и приводное колеса гусеницы; 11 — маслонасос.

нагребающих лап имеют последовательное, а на приводе гусеничного хо­ да — параллельное возбуждение. Для тяжелых условий работы могут быть поставлены двигатели мощностью 2 1 или 28 л. с. для постоянного

тока и 26 л. с. — для переменного тока. По одному на каждой стороне под рамой заборно-погрузочной части размещены двигатели привода лап и конвейера. Редукторы обеих лап связаны уравнительным валом.

Заборно-погрузочная часть поднимается посредством гидроцилинд­ ров. Редукторы снабжены фрикционными муфтами предельного момен­ та. Каждая гусеница имеет индивидуальный привод, состоящий из эле­ ктродвигателя и редуктора, в котором предусмотрено изменение движе­ ния машины без реверсирования вращения двигателя. На каждом редук­ торе гусеницы смонтированы два маслонасоса: один для питания фрик­ ционной муфты реверса, второй — для питания гидроцилиндров поворо­ та и подъема скребкового конвейера и гидроцнлиндров подъема заборно­ погрузочной части. Хвостовая часть конвейера может поворачиваться в

горизонтальной плоскости на 45° в обе стороны. Направление движения цепи может изменяться.

Все рычаги управления расположены с правой стороны машины. Управление двигателями заборно-погрузочной части кнопочное, а двига­ телями гусеничного хода рычажное.

Погрузочная машина «Гудмэн-967» имеет четыре модели, которые отличаются друг от друга высотой. Машина выпускается с четырьмя дви­ гателями переменного тока мощностью по 2 1 л. с. или постоянного тока

мощностью по 16 л. с. каждый. При этом привод лап и конвейера снаб­ жается двумя двигателями, столько же двигателей имеет привод гусенич­ ного хода и насосов. На машине установлены два маслонасоса.

§3. Тяжелые погрузочные машины

ВСоветском Союзе выпускаются две марки таких ма­ шин : ПНБ-Зк и ПНБ-ЗД.

Из зарубежных наибольшее распространение получили

следующие машины американской фирмы «Джой» и ее фи­ лиалов: 15ВИ-2; 14HR-1; 18HR-2y; 18HR-4. Последняя из них является улучшенной моделью 18HR-2y.


головка; 2 4 — насосная станция; 25 — питающий кабель; 26 — магнитный пускатель ПМВИ; 27 — система орошения; 28 — гребок.

Погрузочные машины ПНБ-Зк и ПНБ-ЗД разработаны ин­ ститутом «Гипрорудмаш» в соответствии с типажом и пред­ назначены для погрузки высокоабразивной, крепкой руды с кондиционным куском до 600 мм.

Машины могут работать в выработках с минимальными размерами (м): ширина— 3; высота — 2,5. Угол подъема почвы до 8°.

В процессе длительной эксплуатации машин ПНБ-Зк на рудниках Советского Союза и, в частности, Ачисайского и Джезказганского комбинатов был выявлен ряд ее существен­ ных недостатков. Главным из них является неправильное конструктивное решение заборно-погрузочной части. С целью исправления недостатков и дальнейшего усовершенствова­ ния машины институтом «Гипрорудмаш» была создана мо­ дернизированная модель ПНБ-ЗД. У машины ПНБ-ЗД, серийно выпускаемой с 1969 г. Ясногорским машинострои­ тельным заводом, по сравнению с ПНБ-Зк конструктивно переработаны редукторы приводов нагребающих лап, изме­ нена конструкция дисков, увеличена ширина приемного носка и уменьшена его толщина; лоток конвейера прибли­ жен к кромке носка, в редукторы привода каждой гусеницы встроены электромагнитные тормоза. В связи с этим внесе­ ны изменения в электрическую схему.

Гидравлическая система отличается наличием в схеме (рис. 68) разгрузочно-предохранительного клапана, с по­ мощью которого регулируется величина усилий прижатия носка к почве. Пульты управления машины ПНБ-ЗД и ПНБ-Зк идентичны. Следовательно, существенное различие

уобеих машин имеет заборно-погрузочная часть. Очевидно,

вскором будущем машина ПНБ-ЗД заменит ПНБ-Зк. Ниже описана машина ПНБ-ЗД, указываются и отличительные особенности ПНБ-Зк.

Погрузочная машина ПНБ-ЗД (Зк) (рис. 67) состоит из заборно-погрузочной части, гусеничного хода скребкового конвейера, средней рамы, гидро- и пневмоаппаратуры, маслостанции и пульта управления, установки орошения. Каж­ дая гусеница имеет свой индивидуальный привод. Конвейер имеет два привода (правый и левый).

Правая и левая нагребающие лапы индивидуально при­ водятся в движение с помощью цилиндрического и кониче­ ского редукторов и электродвигателя. Приводы имеют один тип асинхронного короткозамкнутого двигателя мощностью 15 кет и напряжением 380 (660, 500) в.

Основные технические данные машины приведены в таб­ лице 12.


 

Технические данные тяжелых машин

 

 

Параметр

 

 

 

Тип машин

 

 

 

 

ПНБ-Зк

ПНБ-ЗД

18HR-2y

 

 

 

 

Производительность

(теоретиче­

3

3,5

2,5

ская), м31мин

 

 

 

Ширина носка, мм

 

 

2 0 0 0

2500

1980

База, мм

 

 

 

1530

1530

2 1 0 0

Число полных качаний лап в ми­

30,0

30,0

30,0

нуту

движения

машины,

Скорость

 

 

 

м/мин :

 

 

 

10,9

10,9

 

рабочая

 

 

 

1 0

маневровая

на

грунт,

10,9

10,9

30

Удельное

давлешіе

 

 

 

кг/см2:

 

 

 

1,78

1,85

 

в транспортном положении

в рабочем положении

 

1,75

Ширина желоба конвейера, мм

725

725

720

Скорость движения скребковой це­

1,09

1,09

 

пи, м/сек

 

 

 

1 , 0

Угол поворота стрелы конвейера,

45

45

45

град

 

 

погружае­

Максимальный размер

600

600

400

мого куска, мм

 

 

Рабочее давление жидкости в гид­

 

 

85

росистеме, кГ/см2

 

мощность

1 0 0

1 0 0

Общая установленная

94

94

80

двигателей, кѳт

 

 

Напряжение, в

 

 

380

380 500, 660

380

Ширина по гусеницам, мм

2 0 0 0

2 0 0 0

1690

Фронт погрузки, мм

относительно

_ _

2 0 0 0

Перемещение носка

 

 

 

уровня гусеничного хода,

мм:

400

390

457

выше

 

 

ниже

 

 

350

380

240

Габаритные размеры, мм:

1900

1900

1820

высота

 

 

ширина

 

 

2 0 0 0

2700

1980

длина

 

 

8500

9000

7830

Вес машины, г

 

 

23,6

25

17,920

Дорожный просвет, мм

 

2 0 0

2 0 0

18b

Расстояние от почвы до конца

 

 

 

хвостового конвейера, мм:

 

2400

2400

1760

максимальное

 

 

минимальное

 

 

1 2 0 0

1 2 0 0

1194

Для зачистки почвы и работы машины при неровной почве носок погрузочной головки может опускаться и под­ ниматься относительно уровня гусеничного хода. Изменение положения ходовой части конвейера и погрузочной головки осуществляется с помощью соответствующих гидроцилинд­ ров.


Гусеничный ход, состоящий из средней рамы, двух гусе­ ниц и привода хода, служит в качестве опоры машины на грунт, а также для перемещения машины и внедрения нос­ ка в отвал. Сила внедрения развивается ходом до 14100 кГ.

Средняя рама представляет собой узел, сваренный из проката. Она опирается на гусеницы посредством двух цап- ■фовых подшипников скольжения 11. На раму болтами 12 крепится заборно-погрузочная головка.

К торцовой привалочной плоскости рамы болтами кре­ пится редуктор 1 привода хода. На боковых листах рамы размещаются слева электрический распредщит, справа — маслостанция и пульт управления.

К проушинам рамы посредством пальцев с обеих сторон шарнирно закреплены соответственно гидроцилиндры подъе­ ма конвейера и заборно-погрузочной головки. К редуктору хода болтами присоединяются два фланцевых асинхронных двигателя 2, которые предохраняются от повреждений буфе­ ром 13. Гусеничный ход выполнен с независимой подвеской гусениц. Правая и левая гусеницы идентичны по конструк­ ции.

Каждая гусеница имеет пять опорных 15 и один поддер­ живающий 16 катки, натяжные колесо 17 я устройство 18. Гусеничная цепь 19 приводится в движение приводным ко­ лесом 20, насаженным на выходном валу редуктора привода хода. Цепь каждой гусеницы состоит из 24 звеньев, соеди­ ненных между собой пальцами плавающего типа. Пальцы от продольного смещения в отверстиях звеньев с двух сторон удерживаются заклепками. Натяжное устройство служит для регулирования степени провисания гусеничной цепи путем передвижения натяжного колеса по направляющим гусеничной рамы.

Оба редуктора привода гусениц имеют общий стальной корпус, перегороженный стенкой. Каждый редуктор закры­ вается отдельной крышкой, которая прибалчиЕается к привалочным плоскостям корпуса. Он имеет быстроходную планетарную передачу, одну коническую и три цилиндриче­ ские зубчатые пары. На шлицевом хвостовике выходного ва­ ла насажено ведущее колесо гусениц. Каждый редуктор имеет электромагнитный тормоз. Машина ПНБ-Зк имеет ленточный тормоз с ручным приводом.

Заборно-погрузочная часть служит для захвата горной породы из навала и подачи ее на скребковый конвейер. На раме, сваренной из листового проката, размещены нагребаю­ щие лапы 7, приемная часть скребкового конвейера, привод нагребающих лап. Рама имеет приемный носок, который внедряется в отвал разрыхленной массы. К раме шарнирно закреплена хвостовая часть скребкового конвейера.

170