Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В стальном корпусе главного распредщита помещены главный пере­ ключатель, аварийная кнопка «стоп», выключатель моторов конвейера н маслонасоса, магнитные пускатели с тепловым реле главного двигате­ ля, двигателей конвейера и насоса. Кнопки управления этими пускателя­ ми расположены на щите управления машины.

Спереди на погрузочной головке установлены две осветительные фары, которые получают напряжение 115 в от осветительного трансфор­ матора, размещенного в корпусе главного распредщита, на задней боко­ вой стенке которого рядом с главным выключателем размещен выключа­ тель трансформатора освещения.

§4. Сверхтяжелые погрузочные машины

ВСоветском Союзе были созданы две машины этого ти­ па : ПНР-1 и ПНБ-4.

За рубежом наиболее распространенными являются:

19HR-2 Ну и 19HR-4 фирмы «Джой» (США), МС-5 фирмы «Мейвор энд Коулсон» (Англия), 36СЕ акционерного общест­ ва ANF (Франция). Все машины предназначены для погруз­ ки крупнокусковой абразивной горной массы.

Погрузочная машина ПНР-1 является первой из сверхтя­ желых отечественных машин с нагребающими лапами; она была предложена институтом «Гипроникель». Первый обра­ зец машины, изготовленный опытным заводом института, прошел промышленные испытания на шахте 44 Джезказган­ ского рудника в 1963 г.

Машина ПНР-1 была предназначена для погрузки креп­ ких и весьма крепких абразивных руд и породы ; она способ­ на грузить в любые транспортные сосуды в выработках сече­ нием не менее 12 м2. Главное ее назначение — погрузка руды в очистных камерах мощных залежей с большим запасом отбитой руды. Отличительной особенностью машины являет­ ся наличие на ней двух пластинчатых конвейеров : питателя и хвостового конвейера. Основные технические данные ма­ шины приведены в таблице 13.

В ходе испытаний наряду с положительными качествами был выявлен ряд крупных конструктивных недостатков ма­ шины опытного образца. В результате она не была принята к серийному производству.

Погрузочная машина ПНБ-4, созданная з 1965 г. инсти­ тутом «Гипрорудмаш», предназначена для погрузки горной массы на очистных работах систем с открытым забоем, при проходке горизонтальных выработок больших сечений, тон­ нелей, камер при гидростроительстве. Основные параметры машины соответствуют параметрическому ряду класса сверх­ тяжелых машин. Машина выпускается как в рудничном нормальном, так и во взрывобезопасном исполнении. Техни­ ческая характеристика машины приведена з таблице 13.


 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

13

Технические данные сверхтяжелых погрузочных машин

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип машины

 

 

 

 

Параметр

 

 

ПНР-

19HRПНБ-

MC-5

 

36СЕ

 

 

 

 

 

1

2Ну

4

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производительность

(теорети­

5

 

 

 

 

 

 

ческая), м3/мин

 

 

6

6

1 0 т/мин 2 0

т/мик

Ширина носка, лш

 

 

2400

2410

2690

2280

 

2400

 

База, мм

 

 

 

2 2 1 0

2480

 

2300

 

Максимальный размер

погру­

 

 

 

 

 

 

 

жаемого куска, мм

 

 

800

700

800

700

 

700

 

Число полных качаний лап в

_

 

 

 

 

 

 

минуту

движения

машины,

28

30

33

 

44

 

Скорость

 

 

 

 

 

 

 

м/мин:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая

 

 

П ,4

9

1 0 , 0

8,80

 

16,7

 

маневровая

на

грунт,

2 2 , 8

18

2 0 , 0

2 2 , 2

 

33,4

 

Удельное

давление

_

 

 

 

 

 

 

кГ/см2

 

 

 

1,85

2 , 1 0

1,33

 

 

 

Дорожный просвет, лш

 

260

250

203

 

300

 

Ширина по гусеницам, лглг

1820

2240

 

_

 

Фронт погрузки, мм

 

 

2680

2280

 

 

Перемещение носка относитель­

 

 

 

 

 

 

 

но уровня гусеничного хода, мм:

 

 

 

 

 

 

 

выше

 

 

457

500

533

 

400

 

ниже

 

 

457

450

228

 

250

 

Ширина желоба конвейера, лш

800

840

850

813

 

900

 

Скорость

движения

скребко­

_

 

 

 

 

 

 

вой цепи, м/сек

 

конвей­

0,95

1 , 0

1,39

 

1 , 2

 

Угол поворота стрелы

 

 

 

 

 

 

 

ера в обе стороны, град'

 

45

45

45

45

 

45

 

Рабочее

давление жидкости в

 

 

 

 

 

 

 

гидросистеме, кГ/см2

 

мощ­

1 0 0

85

1 0 0

350-196

 

 

Общая

установленная

 

 

 

 

 

 

 

ность двигателей, кет

 

 

72,4

181

168

1 1 0

 

141

 

Напряжение, в

 

 

380

380

380/

380

380/660 ‘

Расстояние от почвы до конца

 

 

660

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хвостового

конвейера,

мм:

 

 

 

 

 

 

 

максимальное

 

 

2700

2460

3000

2650

 

2300

минимальное

 

 

1 0 0 0

1560

830

 

1 1 0 0

Габаритные размеры, мм:

 

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

2150

1870

2 0 0 0

2 0 0 0

 

1600 .

ширина

 

 

2400

2980

2680

2280

 

2400

 

длина (макс)

 

 

9890

9470

1 0 0 0 0

8830

 

8650

Вес, г

 

 

 

27

29

33,7

27,4

 

28,0

Машина ПНБ-4 (рис. 71) имеет такую же кинематическую схему, как и ПНБ-ЗД, и отличается от последней конструк­ тивным исполнением.

Машина состоит из заборно-погрузочной и ходовой час­ тей, скребкового конвейера, электрической и гидравлических


систем, пульта управления, системы орошения. Основанием машины является тележка, на которой монтируются все ее механизмы. К раме шарнирно с помощью цапф крепятся правая и левая гусеницы. Каждая гусеница имеет индивиду­ альный привод.

Рііс. 71. Погрузочная машина ПНБ-4.

К тележке на болтах прикреплена рама заборно-погру­ зочной части, которая несет на себе правую и левую нагре­ бающие лапы. Каждая из них имеет индивидуальный при­ вод, в который входит электродвигатель, цилиндрический и конический редукторы. Конический редуктор вращает диск, на эксцентриковом пальце которого на подшипниках насаже­ на кулиса лапы. Привод каждой лапы размещается на боко­ вой стенке рамы заборно-погрузочной части. Конвейер идентичен по конструкции с конвейером погрузочных машин ПНБ-Зк (ЗД). В отличие от ПНБ-Зк (ЗД) машина ПНБ-4 мо­ жет выпускаться в двух вариантах : с кабеленаматывающим устройством и без него ; последнее сходно по кинематической схеме с соответствующим устройством самоходного вагона ВСД-10. Машина имеет две скорости движения.

Электрическая схема за небольшим исключением анало­ гична таковой погрузочной машины ПНБ-ЗД.

ПНБ-4 в 1967 г. прошла промышленные испытания на шахте 51 Джезказганского комбината, в процессе которых

.она зарекомендовала себя с положительной стороны. Выпусісается машина Ясногорским машиностроительным заводом.

Погрузочная машина 19HR-2Hy имеет наибольшее распространение на зарубежных рудниках. В Советском Союзе она была применена в в 1965 г. на шахте 55 Джезказганского горно-металлургического комби­ ната.

19HR-2Hy создана для погрузки высокоабразивной и крупнокусковой руды в забоях высотой не менее 3 лг. Машина имеет тормоза на приводе гусеничного хода, что позволяет использовать ее на погрузке в наклон­ ных выработках с углом наклона до 15°. Смазка всех узлов машины централизованная, а механизмов нагребающих лап — автоматическая.

Электрооборудование машины работает от общешахтной сети пере­ менного тока напряжением 380 в.

Машина (рис. 72) состоит из погрузочной головки 1 с нагребающими лапами 14, гусеничного хода 2, скребкового конвейера 3, шарнирно за­ крепленного к раме машины, гидросистемы и электрооборудования.

Рабочий орган — нагребающие лапы — имеют индивидуальный при­ вод для'каждой лапы, состоящий из электродвигателя 17, одноступенча­ того цилиндрического редуктора с муфтой предельного момента 12 к конического редуктора 16. Для синхронизации работы лап оба редукто­ ра связываются специальным уравнительным валом. В нижних торцах корпусов лап шарнирно закреплены съемные наконечники 23, армиро­ ванные износостойким материалом.

Каждая гусеница также имеет индивидуальный привод, скомпоно­ ванный из электродвигателя 4, цилиндро-червячного редуктора 6 с тор­ мозом 25 и цилиндрического редуктора 26, встроенного в раму гусениц. По обе стороны конвейера размещен его индивидуальный привод, сос­ тоящий из электродвигателя 7, промежуточного редуктора 13, карданно­ го вала 8 и коническо-цилиндрического редуктора 9.

На боковых сторонах машины размещены справа пульт управления машиной 5, слева— электрощит 10.

В качестве рабочего органа конвейера применена шарнирная вту­ лочно-пластинчатая цепь 20, снабженная скребками. Цепь приводится в



движение звездочкой 15 приводной головки. Для удержания цепи в на­ тянутом состоянии предусмотрен отклоняющий ролик 21. Конвейер имеет вылет стрелы 3,1 м и высоту бортов 305 мм.

Управление машиной электрогндравлическое. С целью удобства ма­ нипулирования рычагами пульта управления справа к раме шарнирно закреплена подножка 22 для машиниста.

Электрооборудование машины состоит из девяти электродвигателей переменного тока, распредщита и кабельной разводки. Для освещения забоя и приемного носка на погрузочной головке вверху установлены два прожектора 19.

Приводы гусеничного хода, нагребающих лап, конвейера имеют по два асинхронных короткозамкнутых двигателя мощностью 40 л. с. каж­ дый. На маслонасосе установлен двигатель 4,5 л. с.

Питание электроэнергией машина получает через гибкий кабель от

участкового распредщита.

С помощью гидроаппаратуры производятся операции по подъемуопусканию погрузочной головки и скребкового конвейера, а такж.е пово­ роты последнего в обе стороны; для приведения в движение маслонасоса принудительной смазки применен гидропривод.

Погрузочная машина МС-5. Все механизмы машины работают от гидропривода. В раме гусеничного хода размещена маслостанцня, состоя­ щая из электродвигателя мощностью 150 л. с., трех маслонасосов, кото­ рые питают гидроэнергией все гидравлические аппараты машины.

На машине установлены шесть гидродвіггателей и 12 гидроцилиндров, которые размещены следующим образом: по два цилиндра односто­ роннего действия имеют конвейер (для подъема), механизм натяжения цепи конвейера, заборно-погрузочную часть; четыре цилиндра двойного действия предназначены для подъема всей машины и два — для поворо­ та стрелы в горизонтальной плоскости.

На верху питающего бака смонтированы два воздушных холодиль­ ника, которые приводятся в действие электродвигателями мощностью 0,19 кет.

Рядом с этим баком находится магнитная станция управления электродвигателями. Каждая гусеница имеет аксиальный гидродвнгатель; насос, шгтающий эти двигатели, имеет производительность 100 л/мин. Из гидродвигателей гусениц масло переходит через два холо­ дильника, соединенных параллельно с гидравлической цепью привода гусеничного хода и охлаждается до температуры ниже -МЭ3. Затем мас­ ло поступает в бак и охлаждает все масло, поступившее от других гид­ росистем.

Гидродвигатели гусениц являются тормозными в случае скатывания машины по уклону, так как они работают в это время как маслонасосы.

Каждая из нагребающих лап приводится в движение от гидродвнгателя. Оба редуктора привода нагребающих лап связаны между собой соединительным валом. Гидродвигатели нагребающих лап поршневые; они получают питание от маслонасоса производительностью 255 л/мин. От перегрузок гидравлическая цепь двигателей хода защищается предо­ хранительным клапаном, настроенным на срабатывание при давлениях масла 350 кГ/см2.

Скребковый конвейер состоит из сварного рештака с зысотой бортов 178 мм, внутри которого проходит скребковая цепь.

На конце стрелы конвейера смонтирован привод, состоящий из двух двигателей и редукторов. Этот привод находится на подвижной раме, перемещающейся относительно стрелы в специальных направляющих. Натяжение цепи обеспечивается путем перемещения приводной.головки с помощью двух гидроцилиндров.

Стрела конвейера имеет вылет 3,12 м, поворачивается в горизонталь­ ной плоскости относительно продольной оси конвейера на 45° в обе сто­