Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приемный стол рамы покрыт сменными футеровочными листами. Механизм нагребающих лап состоит из корпуса лап, гребка, диска.

Лапа посредством подшипников насаживается на эксцен­ триковый шип дисков. Хвостовая часть лапы для направлен­ ного движения по ползуну имеет по бокам внутри корпуса специальные планки.

Гребок 28 наконечником свободно вставляется в квадрат­ ное отверстие торца корпуса лапы и дополнительно крепится пальцем.

Каждая лапа имеет свой индивидуальный привод, кото­ рый болтами крепится к боковым стенкам рамы. Привод состоит из фланцевого короткозамкнутого асинхронного дви­ гателя 9, быстроходного цилиндрического двухступенчато­ го редуктора с муфтой предельного момента, встроенного в ■специальный корпус и конического редуктора. Выходной вал первого редуктора посредством зубчатой муфты соеди­ нен с первичным валом редуктора. У машины ПНБ-Зк вмес­ то двух имеется один многоступенчатый редуктор с муфтой предельного момента. Быстроходная и тихоходная зубчатые пары — цилиндрические, промежуточная — коническая.

Муфта предельного момента служит для предохранения от перегрузок как деталей рудуктора, так и нагребающих лап.

Приводы правой и левой лап соединены между собой уравнительным валом. Последние служат для создания стро­ гой очередности в работе нагребающих лап, а также для пе­ рераспределения нагрузки между двигателями. Каждый привод с целью предупреждения механических повреждений закрывается листом. Желоб коробчатого сечения является приемной частью конвейера; заканчивается он окном, где смонтирован отклоняющий ролик конвейера.

Скребковый конвейер состоит из двух частей: приемной, неподвижно закрепленной на раме, и стрелы конвейера. При­ вод скребкового конвейера состоит из приводной головки 23 и расположенных по обоим бокам рамы двух коническоцилиндрических редукторов 4, двух карданных валов 5, двух промежуточных редукторов 3 с муфтами предельного момента и двух асинхронных короткозамкнутых электро­ двигателей 6.

Приводная головка состоит из литой рамы, в которой на подшипниках качения размещена ведущая звездочка цепи. Каждый промежуточный редуктор имеет цилиндрическую зубчатую пару и фрикционную муфту предельного момента, которая служит для предохранения привода цепи и других -элементов конвейера от перегрузок.



Электродвигатель имеет с корпусом редуктора фланце­ вое соединение.

Скребковая цепь 22 с шагом 168 мм (роликовая) имеет универсальные шарниры, благодаря чему цепь может изги­ баться в двух плоскостях. К звену универсального шарнира с помощью шпилек крепятся правый и левый скребки. Рас­ стояние между скребками 504 мм.

Натяжное устройство состоит из двух винтов, штанги и копира. Винтами регулируется степень провисания скребко­ вой цепи. С помощью штанги и копира достигается постоян­ ное натяжение цепи при повороте конвейера в горизонталь­ ной плоскости.

Стрела конвейера шарнирно крепится к заборно-погру­ зочной части, благодаря чему она может поворачиваться в вертикальной плоскости.

Хвостовая часть стрелы поворачивается в горизонталь­ ной плоскости относительно продольной оси машины в обе стороны на 45°.

Гидравлическая система (рис. 68) включает насосную станцию, шесть гидроцилнндров, блок управления, предохра­ нительную аппаратуру, разводку маслопроводов с соедини­ тельной арматурой. Рабочее давление масла в системе 100 кГ/см2. Насосная станция состоит из маслобака, насо­ са НШ-32 и электродвигателя. На блоке управления располо­ жены манометр и гидрораспределитель Р 75-ВЗ с тремя золотниками, каждый из которых предназначен для раздель­ ного управления одного из трех пар гидроцилиндров. В кор­ пус гидрораспределителя встроен предохранительный кла­ пан, настроенный на давление 130 кГ/слі2.

По два гидроцилиндра одностороннего действия установ­ лены для подъема стрелы конвейера и поворота ее хвостовой части. Для подъема погрузочной головки смонтированы два гидроцилиндра двухстороннего действия, что позволяет при­ жимать носок к почве.

В цепи маслопроводов этих цилиндров предусмотрен раз­ грузочно-предохранительный клапан, который настраивает­ ся на рабочее давление 10—15 кГ/см2. Благодаря этому клапану можно регулировать усилие прижатия носка к поч­ ве. Машина ПНБ-Зк не имеет такого клапана.

В электрическую систему (рис. 69) входят по два двига­ теля приводов заборно-погрузочного органа, конвейера, хо­ довой части, соответственно и ; ЗД и ; и 7Д, один электродвигатель привода маслонасоса, магнитная станция с пусковой аппаратурой и сиреной, посты управле­ ния, кабельная разводка, освещение. Цепь управления и ос­ вещение питаются от понижающего трансформатора на 36 в*


Рис. 6 8 . Гидравлическая схема машины ПІІБ-ЗД,

вмонтированного в магнитную станцию. Когда разъедини­ тель ШР магнитного пускателя выключен, все электрообо­ рудование машины и питающий кабель не находятся под

Рис. 69. Электрическая схема машины.

напряжением. При необходимости подачи напряжения на машину следует включить разъединитель пускателя. При этом напряжение поступает на трансформатор магнитного пускателя. Дальнейшее управление машиной производится с его пульта и постов управления.

На посту управления следует включить кнопку «общий пуск» 1КП, в результате срабатывает промежуточное релемагнитного пускателя, который замкнет свои н. о. контак­ ты и подаст напряжение на машину.

Если при включении машины двигатели вращаются в противоположную сторону, то необходимо разъединитель магнитного пускателя переключить в противоположную сто­ рону. После включения питающего машину пускателя на ма­ шине загораются лампы на фарах Ф1, Ф2 и ФЗ.

Перед началом работы на машине подается звуковой сиг­ нал нажатием на кнопку 2КП. В цепи катушек аварийных реле включены контакты температурных реле РТ, которые вмонтированы в обмотки электродвигателей по два в каж­ дый двигатель.

Реле регулируются на температуру 160° при допустимой температуре обмоток 180°. Все механизмы машины можно включить в работу независимо друг от друга контакторами, которые управляются кнопками с пульта управления. Кон­ такторы двигателей конвейера и хода сблокированы между собой блок-контактами. Цепи управления контакторов хода отличаются от других цепей тем, что в них отсутствуют кноп­ ка «стоп» и контакты, шунтирующие «пуск». Такую же схе­ му имеет цепь контактора конвейера «назад».

При включении электродвигателей хода происходит растормаживание машины электромагнитными тормозами ТЛГ и ТПГ (левой и правой гусениц). Катушка тормозов питается от моста кремневых диодов напряжением 24 в постоянного тока. У машины ПНБ-Зк, имеющей ленточные тормоза с руч­ ным приводом, в цепь питания катушек контакторов электро­ двигателей хода введен концевик В, который не позволяет включить двигатель хода при заторможенном гусеничном ходе. Для включения электродвигателей и электромагнитов тормоза гусеничного хода установлены промежуточные реле ЗРА и 4PА. Оперативные цепи защищаются от коротких за­ мыканий предохранителями ПР1 и ПР2. Защита от токов короткого замыкания кабелей и электродвигателей осущест­ влена максимальными реле РМ, встроенными в штрековый пускатель. Машина поставляется в рудничном нормальном исполнении «PH».

Машина имеет систему орошения. Она управляется по­ средством кнопок и рычагов электрического пульта и ручек гидрораспределителей *.

Погрузочные машины ПНБ-Зк и ПНБ-ЗД нашли широкое применение на рудниках Советского Союза. Они работают на

* Более подробно об этих машинах см. в кн. В. Н. Ма к а шо в , Е. А. С о р о к и н «Погрузочная машина ПНБ-Зк*. М., «Недра», 1971.


очистных работах в комплексе с буровыми каретками (СБУ-2к, СБУ-2м) и автосамосвалами МоАЗ и на проходке горных выработок в комплексе с буровыми каретками СБУ-2м, СБКН-2п и проходческими вагонами ВПК-7. Маши­ на ПНБ-Зк была испытана на безлюковой погрузке в вагоны рельсового транспорта на железных рудниках Урала и Сиби­ ри. На Шерегешском руднике среднесменная производитель­ ность машины составила 240—360 т при коэффициенте использования ее во времени 0,15—0,25 [31]. Машина ПНБ-Зк успешно работает на шахте «Северо-Песчанская» Богослов­ ского рудоуправления при торцовом выпуске руды, где была получена производительность на ней 300—500 т/смену.

Погрузочная машина 18HR-2y предназначена для погрузки крепких и абразивных руд в камерах и горизонтальных выработках сечением свы­ ше 4X2 л*; она широко распространена на зарубежных подземных руд­ никах.

В Советском Союзе эти машины е комплексе с вагонами CN-60E бы­

ли впервые применены на Джезказганском руднике с весны 1960 г. На Мпргалимсайском руднике эти комплексы были использованы в 1961 г.

Погрузочная машина (рис. 70) имеет в основном такое же устройст­ во и принцип действия, как и машина ПНБ-Зк(Д).

Рис. 70. Погрузочная машина 18HR-2y.

Некоторые конструктивные особенности этой машины описаны ниже. Механизм ходовой части и нагребающих лап приводится в дви­ жение от одного двигателя. Справа на боковой стороне размещен пульт управления машиной. В случае перегона машины с одного места на дру­ гое носок погрузочной головки с помощью гидроцилиндров поднимается со скоростью 9 м/мин над почвой на высоту 460 мм; скорость опускания

носка 4,2 м/мин.

Движение к ведущим дискам нагребающих лап передается от глав­ ного двигателя через передний редуктор, на обоих концах выходного ва­ ла которого с помощью шлиц насажены звездочки цепной передачи. От этих звездочек через цепь усилие передается на червячные редукторы, размещенные внизу по бокам головки. От червячного редуктора движе­ ние на диск передается второй цепной передачей, расположенной по обоим бокам погрузочной головки. Натяжение цепи регулируется путем перемещения червячных редукторов с помощью регулировочных болтов в специальных направляющих, сделанных в раме головки. В цепных пе­ редачах привода нагребающих лап применены роликовые цепи.

Гусеничный ход имеет две скорости: рабочую и маневровую. На пер­ вой скорости механизм передвигается в забое во время погрузки, на вто­ рой — при переездах из забоя в забой. Включение той или другой скоро­ сти осуществляется путем ввода подвижной кулачковой муфты задней коробки передач в зацепление с соответствующей шестерней.

К торцовой части задней стенки коробки с помощью шпилек кре­ пятся два бортовых червячных редуктора — правый и левый. Шлицевой хвостовик каждой муфты с помощью втулки соедішен с валом червяка червячного редуктора. Каждый из редукторов через кардан приводит в движение соответствующую гусеницу.

Гусеничный ход состоит из приводных карданов и гусениц (правой и левой), шарнирно закрепленных на специальных цапфах, сделанных заодно с корпусом главного двигателя.

Конвейер в сборе шарнирно крепится к серьге рамы погрузочной головки и с помощью гидроцилиндров совершает поворот вверх-вниз в вертикальной плоскости. Скорость поворота конвейера в сторону состав­ ляет 9 град/сек.

Каждый привод конвейера скомплектован из асинхронного короткозамкнутого электродвигателя, цилиндрического редуктора, двух универ­ сальных шарниров, кардана и червячного редуктора, который закреп­ ляется на привалочных торцовых поверхностях литого корпуса привод­ ной головки.

Фланцевый электродвигатель болтами присоединен к торцовой прнвалочной поверхности корпуса редуктора, внутри которого кроме зубча­ того колеса размещена фрикционная дисковая муфта предельного мо­ мента, передающая крутящий момент на карданный вал.

Скребковая втулочно-роликовая универсальная цепь имеет сходную конструкцию с цепью погрузочной машины ПНБ-ЗД.

Управление механизмами погрузочной машины производится с по­ мощью гидроаппаратуры. При этом включаются и выключаются фрик­ ционные муфты гусеничного хода, привода нагребающих лап, поднимает­ ся и поворачивается конвейер, поднимается и опускается погрузочная головка.

Гидросистема разделяется на две изолированные друг от друга схе­ мы: схема управления фрикционными муфтами хода с давлением в сис­ теме 6,5 кГ/см2 и схема управления остальными механизмами машины

с давлением 85 кГ/см2.

Вся гидроаппаратура связана системой напорных и сливных резино­ вых рукавов, соединенных между собой специальной арматурой. Для пи­ тания двух обособленных гидросистем на машине установлен двухсек­ ционный шестеренчатый насос «Тандем», который приводится в действие отдельным электродвигателем, закрепленным хомутами к маслобаку.

Электрооборудование машины состоит из распредщита, главного электродвигателя мощностью 75 л. с. и 925 об/мин, двух электродвигате­ лей конвейера 15 л. с. и 1425 об/мин каждый и электродвигателя масло­ насоса 2,8 л. с и 1420 об/мин. Питание машины электроэнергией напря­ жением 380 в переменного тока осуществляется через гибкий кабель ЗХ35 + 1ХЮ.