Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
роны. Насос, питающий двигатели привода конвейера, имеет производи тельность 212 л/мин. Гидравлическая цепь этих двигателей защищена предохранительным клапаном, настроенным на давление 196 кГ/см2. Ма шина МС-5, работающая на гидроприводе, имеет следующие преимущест ва: каждый рабочий орган надежно защищен предохранительным кла паном, тогда как в машинах с электрическим приводом имеют место вы сокие перегрузки ; скребковая цепь натягивается гидравлическим устрой ством, что обеспечивает непрерывность натяжения и автоматическую регулировку в зависимости от нагрузки. Наличие в гидравлической сис теме предохранительных устройств (теплового переключателя, поплавко вого выключателя з масляном баке) значительно повышает надежность работы машины.
Машина имеет большую производительность и более простой уход. Так, при эксплуатации МС-5 на шахте «Бнллинтгама» (Англия) достиг нута устойчивая производительность 1 1 0 т/час, включая время на пере
движение и простои.
Погрузочная машина 36СЕ имеет четыре двигателя общей мощ ностью 192 л. с., из них главный двигатель 135 л. с. приводит в движение гусеничный ход и нагребающие лапы. Привод скребкового конвейера имеет два двигателя по 25 л. с. каждый. Двигатель 7 л. с. маслонасосов вращает также генератор низкого напряжения для питания цепей управ ления аппаратов магнитной станции. Для питания гидроаппаратов рабо чей жидкостью на машине установлены два маслонасоса.
Для защиты от перегрузок главного двигателя и двигателей конвей ера предусмотрены гидромуфты. Натяжение скребковой цепи произво дится с помощью гидроцилиндров.
§ 5. Специальные типы погрузочных машин
Погрузочная машина с нагребающими лапами конструкции московского геологоразведочного института (МГРИ) имени С. Орджоникидзе
Оригинальную конструкцию заборно-погрузочного органа погрузочной машины с нагребающими лапами предложил лроф. Н. В. Тихонов (МГРИ). В этой конструкции диски с кривошипами вынесены из-под абразивной горной массы; погрузочный орган может обрабатывать навал по высоте для ликвидации образовавшихся навесов горной массы.
Новый заборно-погрузочный орган навешивается на по грузочную машину ПНБ-Зк (рис. 73, б). На каждой траверсе 1 монтируются диски 2, лапы 3, редуктор 4 и электродвига тель 5. Траверса шарнирно закреплена к приемной части 6 машины и может перемещаться в вертикальной плоскости посредством гидродомкрата 7. Для согласованного движения парных лап Іприводные валы соединены двумя коническими парами 8.
Лапы в нижнем положении находятся на приемной пли те. Во время работы одна или обе лапы могут быть подняты. Диски лап прикреплены к траверсе снизу, чем исключается заштыбовка их мелкой рудой.
Погрузочные машины ПНК и ПНКЧ института ВостНИГРИ испытаны на рудниках Сибири при машинной погрузке руды в транспортные сосуды в сочетании с само течной доставкой на подошву откаточной выработки из бло-
ный ход ; 2 — привод гусеничного хода ; 3 — конвейер ; 4 — привод кон вейера ; 5 — ковш ; 6 •— пульт управления, б) конструкции МГРИ.
ков этажно-камерных систем. Отличительной особенностью машины ПНК является своеобразное конструктивное испол нение и компоновка основного заборного органа — клина с встроенным в него захватывающим конвейером. ПНК имеет такие основные технические данные : производительность — 7 мг/мин; размер погружаемого куска — 1200 мм; общая установленная мощность 40 кет; вес — 8,6 т. Габаритные размеры (ж): длина — 5; ширина — 1,9; высота — 2,5. Ма шина имеет колесно-рельсовый ход. На основе этой машины ВостНИГРИ разработал другую модель машины ПНКЧ (рис. 73, а), которая отличается от ПНК тем, что она снабже на ковшовым приспособлением для улучшения загрузки ру ды на заборный конвейер и имеет гусеничный ход, что де лает ее более маневренной.
§6. Производительность погрузочных машин
снагребающими лапами
Техническая производительность QM этих машин нахо дится из выражения [26]
QM= 60-2- П’Vj, , м $/час,
где Z —2 — количество лап;
п — число ходов каждой лапы в минуту ; Ѵл — объем насыпного груза, захватываемый каждой
лапой за один рабочий цикл, ж3;
Ѵл=^-чіт-кР,
где Вз — ширина захвата (ширина передней кромки пли |
|
ты), м; |
лап з |
dT— расстояние между участками траектории |
|
период нагребания и обратного хода, мм; |
|
hTр — средняя высота нагребаемого материала, м. |
|
Для скальных пород принимают hrp = 2h, для |
мелких |
грузов hrр = h, здесь h — высота лап, м. |
|
Техническая производительность машины с нагребающи |
ми лапами зависит в основном от гранулометрического соста ва погружаемого материала, высоты развала отбитой массы и уклона почвы выработки.
Исследования производительности тяжелых машин (18HR-2y и ПНБ-Зк) на Джезказганском комбинате показа ли следующее.
Наибольшая производительность машин была достигнута при погрузке руды кусковатостью до 400 мм с выходом не габарита (свыше 400 мм) от 5 до 10 %. С увеличением негаба рита до 15% производительность погрузочной машины па дает на 20—25%.
Однако наличие в отбитой руде большого количества ме лочи размером зерна до 200 мм также значительно снижает техническую производительность.
При процентном содержании в отбитой руде фракций ме нее 200 мм производительность погрузочной машины ПНБ-Зк изменяется следующим образом: от 50% — Qr =108 т/час; от 50 до 60% — QM=105 т/час; от 60 до 70% — Q„ = = 81 т/час.
Наиболее высокая производительность погрузочных ма шин с нагребающими лопатами достигается при развале ру ды высотой около 2 м. При высоте развала до 4 м произво дительность уменьшается на 30% по сравнению с макси мальной, а при малом развале (толщина слоя руды 0,5— 0,6 м) — на 50 %.
Эксплуатационная производительность определяется так же, как и для экскаваторов: умножением технической про изводительности на коэффициент использования машины во времени, который можно принять равным 0,40—0,55.
§ 7. Расчет параметров погрузочных машин с боковым захватом
Исследования, выполненные в институте «Гипроникель» [26], показали, что эффективность работы погрузочных ма шин с нагребающими лапами зависит от кинематики рабоче
го органа и установления правильных параметров заборно погрузочной части.
На основании этих исследований были получены следую щие зависимости параметров (рис. 74): ширина желоба кон-
Рис. 74. Схема к расчету параметров заборно-погрузочного органа.
вейера Вя =1,5 dg, где da — диаметр ведущего диска; шири на носка плиты (фронт захвата) ;
В3 — 2da -f- Ba~?>,bdg .
Размер ведущего диска выбирают из соотношения
dg = (1,25-г-1,40) ятах ,
где ашах — наибольший размер кусков.
Основные размеры кривошипного четырехзвенника долж ны выбираться из условия создания оптимальной траектории движения нагребающих лап: а\ = 1,204-1,25 dg ; b = 0,9 dg — расстояние между осями диска и ползуна; Rn — dg— радиус положения ползуна направляющей кулисы лап; гк =0,65 dg— радиус направляющего рычага (ползуна); 02=1,34-1,4 dg— расстояние от кромки носка до центра диска.
Высота нагребающих лап h= -j- -,— ^-dg ; для тяжелых
условий h—1504-200 мм, что обеспечивает захваты кусков с максимальными размерами 5004-800 мм.
Отечественные машины выпускаются с перекрывающими траекториями лап, у погрузочной машины 18HR-2y траекто рии лап не перекрывают друг друга и между ними имеется определенная мертвая зона. У отечественных машин лапа доставляет захваченный материал до приемной воронки
Параметры заборно-погрузочной части погрузочных машин
Параметр
|
Тип машины |
|
|
ПНБ-Зк |
ПНБ-4 |
18HR-2y |
19HR2Ну |
Ширина желоба конвейера Вл, мм |
725 |
850 |
720 |
840 |
Соотношение ^ |
1,21 |
1,135 |
1,4 |
1,08 |
Диаметр ведущего диска da , лш |
600 |
750 |
610 |
775 |
Ширина носка плиты Вз, мм |
2000 |
2680 |
1980 |
2450 |
-^з |
3,3 |
3,57 |
3,2 |
3,2 |
dd |
|
|
|
|
da
О.шах
Расстояние между осями диска и
^ползуна Оз* мм
а..
da
Расстояние между осями конвейера и диска а м м
gi da
Расстояние от носка плиты до кромки приемного бункера конвейера 1, мм
1 .
da
1,2 |
0,94 |
1,2 |
1,1 |
560 |
— |
628 |
600 |
0,92 |
|
1 |
0,8 |
|
" |
|
|
685 |
800 |
580 |
800 |
1,11 |
|
0,95 |
1 |
825 |
600 |
550 |
430 |
1,37 |
0,80 |
0,9 0 ,5-М), 6 |
Высота нагребающих лап h, мм |
215 |
250 |
128 |
164 |
||
|
h |
|
0,36 |
0,33 |
0,20 |
0,21 |
|
da |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Расстояние |
между осями |
дисков |
|
|
|
|
d, мм |
d |
|
1370 |
1600 |
1160 |
1600 |
|
|
2,23 |
2,13 |
1,9 |
2 |
|
|
da |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Максимальное расстояние выхода |
|
|
|
|||
наконечника |
загребающих |
лап |
за |
|
|
|
кромку носка с, мм |
|
50 |
— |
150 |
250 |
|
|
с |
|
0,083 |
— |
0,25 |
0,32ч-0,35 |
|
|
|
da
Максимальный кусок |
погружав- |
|
|
мой массы ctmai» -члг |
600 800 |
500 |
700 |
конвейера, у 18HR-2y лапа погружаемый материал непосред ственно не доставляет к конвейеру.
В таблице 14 приводятся параметры элементов заборно погрузочной части отечественных и зарубежных машин.
Как показывают экспериментальные исследования, про веденные кафедрой Казахского политехнического института имени В. И. Ленина на Миргалимсайском руднике, наиболь шие усилия в элементах машины с нагребающими лапами возникают в момент подачи машины на забой с внедрением носка лап в штабель горной массы.
Поэтому прочностной расчет элементов машины целесо образно производить, исходя из суммарной величины сопро тивлений внедрению лап, напорному усилию и движению са мой машины, что согласуется с рекомендацией проф. А. В. Евневича [26]
W0 = W l + W2,
где W 1 — сопротивление отвала внедрению носка приемной плиты заборно-погрузочной части, кГ;
W 2 — сопротивление движению самой погрузочной ма шины, кГ;
W0 — суммарная величина сопротивлений, кГ. Сопротивление внедрению носка плиты и нагребающих
лап зависит от физико-механических свойств разрыхленной горной массы, кусковатости, слеживаемости, влажности, вы соты отвала, от конструкции носка, степени износа
^ і = І 5 - [ х в-3 , к Г ,
здесь ^]В — суммарная длина одновременно внедряемых в материал кромки и загребающей лапы, см; р-о — удельное сопротивление внедрению, отнесен
ное к 1 см длины этих кромок, кГ/см.
По данным работы [26] приводим значения цБ, кГ/см: уголь — 2—3 ; сланец и известняк — 5—6;
железная руда — 6—7 ; крепкая руда цветных металлов — 8—10;
б= 1-1-1,5 — коэффициент, учитывающий степень износа носка Плиты погрузочно-заборной части.
Сопротивление движению самой машины
W2= P (w ±i + wBL), кГ,
где Р — полный вес машины, кг;
w = 0,15-1-0,2 ■— коэффициент сопротивления движению гусеничной машины;
i = t g $ — уклон трассы;
w
здесь a — ускорение машины в начале движения, м/сек2; g — ускорение силы тяжести, м/сек2.
С учетом динамики машины в процессе погрузки макси мальное расчетное усилие, действующее на узлы в период внедрения, находится по выражению
W pac = K n-W0, кГ,
где Кд = 1,6-НІ,7 — коэффициент, учитывающий динамиче ские нагрузки.
По расчетному усилию напора Wpac проверяется вес машины
Wpac КГ,
где ф — коэффициент сцепления гусеницы с опорной поверх ностью.
Мощность двигателей гусеничного хода рассчитывается по максііііальному усилию внедрения Wpac. В случае уста новки отдельных двигателей на каждую гусеницу мощность
каждого из них находится |
|
|
, |
Wpac |
У |
по усилию ж рас= 1,1-^—,кГ,
где 2 = 2 — число гусениц. Мощность двигателей привода нагребающих лап находится по величине со противления отрыву кусков из отвала, которое опреде
ляется по формуле
|
^ з = 2Ьл-[х3 , |
(4.1) |
|
|
|
где [хв — удельное сопротив |
|
|
|||
ление |
внедрению, |
кГ/см2; |
|
|
|
Ъл — длина |
внедряю |
|
|
||
|
щей кромки |
лап, |
|
|
|
|
см. |
лапы в |
|
|
|
При внедрении |
Рис. 75. |
Схема к расчету моментов |
|||
отвал |
возникает |
реактив |
|||
|
|
|
|
сил |
трения гусениц о почву. |
ный момент, который стре мится развернуть машину на гусеницах.
Этому моменту противодействует момент сил трения гу сениц о почву (рис. 75).
Поэтому принятый вес машины должен быть проверен на устойчивость ее развороту. Рассматриваются два наиболее опасных случая :
1)лапа внедряется в отвал усилием Р] на максимальном плече в\ ;
2)внедрению лапы в отвал противодействует сила Рг на
плече С].
Момент сил трения гусениц о почву М тр зависит от удельного давления на почву и размеров гусеничного хода:
Мтр —ср(Р, Ъ9I, р , d, /),
где В — ширина гусеничного хода, см; I — длина хода, см ;
Ъ— ширина гусениц, см ;
р = —— удельное давление гусениц, кГ/см2;
/ — коэффициент трения гусениц о почву.
Полный момент трения опорных поверхностей гусениц
ь_ j 2 2
M Tp = 4t-p-f- \ • j V x 2-{-y2 • dx-dy.
0 ô
Максимальные усилия на лапе находятся :
Устойчивость машины от разворота обеспечивается в тех случаях, когда Р\ и P2 >W 3. полученного из выражения (4.1).
Работа сил сопротивления повороту гусениц вокруг вер тикальной оси, проходящей через центр тяжести ее опорной площади, находится по формуле
А п - (ЛГтр + М ск) • ß, кГм,
где Мтр — момент трения гусениц о грунт ;
М ек — момент скалывающих усилий ; ß — угол поворота, град.
Мощность двигателей, потребная для поворота машины, равна
N = |
(Мтр+Жск) *Р |
кет , |
|
102- tn • 1) |
|
где t п — время поворота, сек. г| — к. п. д. передачи.
Тормозное усилие на внутренней гусенице
Т = |
2Мтр+Мск |
, к Г , |
|
~ R |
|
где R = B —b — расстояние между осями гусениц, м; М ск = М Тр— для скальных грунтов.
Прежде чем принять для погрузки тот или другой тип погрузочной машины с нагребающими лапами, очевидно, необходимо проверить соответствие ее параметров горнотех ническим условиям.
Глава 5
ШАХТНЫЕ ПОГРУЗОЧНО-ДОСТАВОЧНЫЕ МАШИНЫ
§1. Общие сведения и классификация
Вгорнорудной промышленности СССР и за рубежом в настоящее время большое распространение получили погру- зочно-доставочные машины (ПДМ), которые комплексно выполняют операции погрузки, транспортирования и раз
грузки разрыхленной горной массы. Погрузочно-доставоч- ные машины состоят из механизма зачерпывания, ходовой части и аккумулирующей емкости. Эти машины могут ус пешно применяться в следующих горнотехнических усло виях:
а) при ведении очистных работ системами слоевого обру шения, камерно-столбовой системой при пологом залегании залежи, при работах с закладкой выработанного простран ства, а также при разработке линз и участков со сложным залеганием рудного тела ;
б) при проходке тоннелей, горнокапитальных, вентиля ционных и околоствольных выработок ;
в) при проведении подготовительных и нарезных выра боток: подэтажных и слоевых штреков, выработок горизон та бурения, минных камер и т. д.
Известно большое количество рудников, которые постоян но эксплуатируют этот вид оборудования. К ним относятся