Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
рудники Ачисайского и Джезказганского комбинатов, Бере зовский рудник (СССР), рудники «Мэгмонт», «Джанг» (США), «Лейк», «Дьюфанлт», «Мейдлайн», «Крайгомнт», «Инко» (Канада), «Рамсбек» (ФРГ) и др.
По сравнению со скреперными установками и комплек сами самоходного оборудования погрузочно-доставочные ма шины имеют ряд преимуществ :
а) вместо двух машин погрузочной и доставочной приме няется одна, что обусловливает меньшие затраты на приоб ретение оборудования и заработную плату работникам;
б) по сравнению со скреперными установками ПДМ име ют большую маневренность, благодаря чему машина может убирать руду в нескольких забоях в течение смены ;
в) ПДМ могут транспортировать горную массу по выра боткам малого сечения с небольшим радиусом закругления. Благодаря этому применение погрузочно-доставочных ма шин позволяет сократить число рабочих, занятых на подго товительных и очистных работах, увеличить интенсивность ведения работ, а следовательно, повысить их безопасность, уменьшить потери времени на подготовительно-заключитель ные и вспомогательные операции. В последнее время в связи с созданием мощных самоходных погрузочно-доставочных машин с дизельным приводом они начали широко исполь зоваться на очистных работах вместо самоходных погрузоч ных машин и самоходных транспортных средств.
Все применяемые ныне на подземных рудниках ПДМ можно разделить на два основных класса.
1.Машины с аккумулирующей емкостью, у которых руда ковшом (гребком) загружается в свой бункер для последую щей доставки до места разгрузки. К этому классу относятся машины ПДН и ПДВ (СССР), «Транслодер» (TL) и «Экспаскуп» фирмы «Джой» (США, Франция), «Аутолодер» фирмы «Атлас Копко» и некоторые модели фирмы «Эймко» (США).
2.Машины, транспортирующие горную массу в ковше: ДК-2,8Д (СССР), ЬНД фирмы «Эймко», «Скупмобило» фир мы «Бабко» (США), «Скуп Трем (ST)» фирм «ІВангер» (США)
иГХХ (ФРГ).
Всвою очередь эти два класса погрузочно-доставочных машин класссифицируются по основным признакам на сле дующие 5 типов.
1.По принципу действия их погрузочных и аккумули рующих органов они разделяются на восемь групп : а) с ков
шовым погрузочным органом и опрокидным бункером ; б) с ковшовым погрузочным органом и бункером, разгружаю щимся через люк в дне; в) с ковшовым погрузочным орга-
лом и бункером, разгружающимся телескопическим устройсвом; г) с совмещенным рабочим органом в виде ковша-бун кера; д) с ковшовым погрузочным органом и бункером с донным конвейером; е) с гребковым погрузочным органом и бункером с донным конвейером ; ж) с ковшовым погрузоч ным и вибрационным бункерующим органом; з) машины с погрузочно-бункерующим органом в виде вибрационного лотка.
2.По типу привода: электрические, пневматические и дизельные.
3.По типу ходовой части: пневмошинные, на грузошинах и гусеничные.
4.По типу привода управления ковшом и механизмом разгрузки бункера: механические, гидравлические, пневма
тические, вибрационные.
5. Погрузочно-доставочные машины подразделяются на агрегаты легкого и тяжелого класса.
Машины легкого класса имеют погрузочный орган мало го объема — 0,14-0,4 мг и емкость бункера, не превышаю щую 2 ж 3. Расстояние доставки для этих машин составляет обычно не более 200 м, вес груженой машины—4—8 т. Поч ти все машины этого класса имеют зависимое питание энер гией: через шланг пневмоэнергией или электрическим кабе лем. Выработки, где могут использоваться эти машины, должны иметь сечение 4,5-1-12 м2.
Машины тяжелого класса, для которых характерна вы сокая производительность, имеют, как правило, автономный привод — дизельный ; используются на проходке выработок сечением свыше 10 ж2 и в очистных выработках. Они могут транспортировать горную массу на большие расстояния. Бункер имеет емкость 3-1-15 м 3, вес груженой машины достигает 50 т.
В шахтных погрузочно-доставочных машинах использу ются электрический, ѳлектрогидравлический, пневматиче ский и дизельный приводы, последний характерен для ма шин тяжелого класса. При разработке конструкций погру зочно-доставочных машин большое внимание уделяется совершенствованию их ходовых частей. В преобладающем большинстве моделей используется пневмошинный ход, ко торый более удобен в эксплуатации и снижает динамические нагрузки при движении машин по неподготовленным доро гам подземных выработок.
Пневмошинные ходы, как правило, выполняются непод рессоренными, размер колеи составляет 1100—1300 мм для легких и 1700—2200 мм для тяжелых машин, база — соот ветственно 1000-1-1500 и 2000^-3400 мм.
Ввиду тяжелых условий работы на агрегатах устанавли ваются шины повышенной износостойкости, а также сверхпрочные с давлением воздуха 6-—8 ати и числом слоев корда до 28. Основным недостатком пневмошинного хода является большой радиус поворота. Для устранения этого недостатка прибегают к новым конструктивным решениям, например, модель «Каво-310» фирмы «Атлас Копко» снаб жена четырьмя колесами одинакового диаметра и может разворачиваться на месте при торможении колес одного борта. Тяжелые машины выпускаются с ломающейся рамой.
Гусеничный ход используется в тех случаях, когда необ ходима реализация главных преимуществ — малого давле ния на почву выработок, большой маневренности и обеспе чения значительных напорных усилий. Наиболее экономи чески выгодным расстоянием для дизельных машин считается 300 м. С увеличением грузоподъемности машин протяженность доставки возрастает с 210—240 до 760— 910 м. Скорость движения погрузочно-доставочных машин 4-^35 км/час при средней 9,6—12,8 км/час и ограничивается требованиями техники безопасности. Быстроходные машины снабжаются трансмиссиями, позволяющими обеспечить достаточно широкий диапазон регулирования скоростей. Главным фактором, влияющим на скорость движения, явля ются состояние покрытия трассы и величина уклонов. Боль шинство машин преодолевает уклон до 17°.
Системы управления погрузочно-доставочными агрегата ми конструируются с учетом выполнения каждой рукояткой нескольких операций ходовой части или рабочих органов. Рабочее место машиниста находится на боковой или торце вой подножке в машинах легкого класса, либо специально оборудуется на тяжелых машинах. Нередко применяются гидравлические усилители руля и других механизмов управ ления.
В последнее время появились системы дистанционного управления машинами на расстоянии 10—20 м при работе в опасных выработках. Как показала эксплуатация ПДМ, сни жение производительности у этих машин с увеличением дли ны доставки сравнительно невелико, что является убеди тельным доказательством рентабельности использования комбинированных машин и оправданности тенденции к воз растанию длины доставки.
По правилам безопасности при эксплуатации дизельных ПДМ на зарубежных рудниках на 1 л. с. требуется подать дополнительно в шахту 1,42 м3/мин свежего воздуха.
Типаж шахтных погрузочно-доставочных машин ПДМ был разработан институтом «НИПИГормаш» [50]. Главные
параметры машины — производительность по погрузке (м3/мин) и емкость кузова {м 3). Они позволяют производить выбор этих машин для конкретных горнотехнических усло вий, а также их расчет и конструирование.
ПДМ имеют следующие главные параметры: —техническая производительность по погрузке (м3/мин) :
0,25; 0,4; 0,6; 2,5;
— аккумулирующая емкость (ж3): 0,6; 1,0; 1,6; 6,0. Типоразмеры и типаж погрузочно-доставочных машин
разработаны с учетом обобщения горнотехнических условий их применения, опыта эксплуатации и конструирования. Типажом предусматривается пять типоразмеров. Типоразме ры 1 и 2 представлены машинами с верхним захватом (ин декс В), а 3, 4 и 5 — машинами с нижним захватом (индекс Н).
Перейдем к рассмотрению различных типов машин.
§2. Ковшовые погрузочно-доставочные машины
сопрокидным бункером
Машины этой группы имеют наибольшее число разновид ностей. В Советском Союзе созданием таких машин занима ются институты НИПИГормаш, Гипроникель, Гипрорудмаш, за границей — фирмы «Атлас Копко» (Швеция), «Эймко» (США), «Джой» (США) и др. Эти машины имеют аналогич ную конструктивную схему и отличаются только размерами или наличием узлов, расширяющих их технологические функции. Рабочим органом машины является ковш, посред ством которого осуществляется заполнение горной массой аккумулирующего бункера. Ковш имеет постоянный радиус поворота. Бункер представляет собой цельносварной кузов, саморазгружающийся при наклоне назад путем перемеще ния по направляющим рельсам на ходовой части и открыва ния заднего борта или набок и открытием бокового борта.
Все машины этой группы, за исключением дизельных TL-110, Т7С-Д, ПДН-ЗД и электрической «Эймко-803», оборудованы пневмоприводом. При этом пневмоколесный ход и механизм подъема ковша имеют раздельные пневмо двигатели. Пульт управления у машин с пневмоприводом расположен с левой стороны. Управление пневмодвигате лями хода и механизмом загрузки ковша производится двумя рукоятками. Благодаря боковому расположению пульта управления и наличию специальной подножки во дитель имеет хороший обзор.
Длина питающего напорного рукава обычно составляет 100—150 м. Доставка машин в забой не вызывает затрудне-
* |
Технические данные ковшовых погрузочно-доставочных машин |
|
|
|
|
|
Тип |
|
|
|
|
о |
Параметр |
|
|
|
тЧ |
|
|
T7G-D |
СО |
|
T2G |
T2GH |
T4G |
О |
|
> |
||||
|
|
|
|
cd |
|
|
|
|
О |
Грузоподъемность, т |
1,5 |
і,б |
4,5 |
1,5 |
0,125 |
||||
Емкость ковша, м3 |
0,12 |
0,12 |
0,3 |
||||||
Емкость кузова, м3 |
0,75 |
0,75 |
1,8 |
5,0 |
1,0 |
||||
Скорость |
передвиже |
5,4 |
5,4 |
3,6 |
|
3,6-ь5,С |
|||
ния, км/час |
|
|
|
20 |
|||||
Преодолеваемый ук |
9 |
9 |
|
|
14 |
||||
лон, град |
|
|
|
|
■ . ■ |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Техническая |
произво |
|
13 |
|
|
20 |
|||
дительность, |
м3/час |
— |
— |
— |
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
Габаритные |
размеры, |
|
|
|
|
|
|||
мм : |
с |
опущен |
|
|
|
|
|
||
длина |
|
|
|
|
|
||||
ным ковшом |
2500 |
2950 |
3435 |
8500 |
2920 |
||||
длина |
|
с |
подня |
2130 |
2640 |
2990 |
|
|
|
тым ковшом |
|
_ |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ширина |
|
|
1460 |
1430 |
1875 |
2500 |
1770 |
||
высота с опущен |
|
|
|
|
|
||||
ным кузовом |
1390 |
1440 |
1710 |
2400 |
1450 |
||||
высота с опрокид |
|
|
|
|
|
||||
ным кузовом |
|
2310 |
|
|
2310 |
||||
Тип привода |
|
|
Пневматический |
|
Дизельн. Пневма- |
||||
Суммарная |
мощность |
|
|
|
|
тический |
|||
20 |
20 |
40 |
200 |
32 |
|||||
двигателей, |
л. |
с. |
|||||||
Рабочее давление воз |
5 - 7 |
5 - 7 |
5 - 7 |
|
4 - 7 |
||||
духа, кГ/см2 |
|
|
— |
||||||
Расход воздуха, м3/мин |
— |
5 |
8 |
8 |
|||||
Минимальный |
радиус |
2,35 |
2,35 |
5,0 |
|
— |
|||
поворота, м |
|
|
|
|
Шины, дюйм: |
210X250 |
210 X 250 |
9,00X20 |
|
9,00X10 |
передние |
|
||||
задние |
(мм) |
(мм) |
7,00X10 |
|
9,00X10 |
152X229 |
152 Х.229 |
|
|||
Вес, т |
(мм) |
(мм) |
4,65 |
20,4 |
2,7 |
2,0 |
2,1 |
ния, так как они могут быть разобраны на четыре-пять транспортабельных узлов.
Ниже рассматриваются конструкции ПДМ, наиболее
распространенных в Советском Союзе и |
за рубежом |
(табл. 15). Разновидности ПДМ (T2G, T2GH; |
T4G; T7GД; |
«Саѵо-310» и «Саѵо-510») выпускаются фирмой «Атлас Кол ко» (Швеция), «Эймко-803» изготавливается фирмой «Эйм-
196
t