Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рудники Ачисайского и Джезказганского комбинатов, Бере­ зовский рудник (СССР), рудники «Мэгмонт», «Джанг» (США), «Лейк», «Дьюфанлт», «Мейдлайн», «Крайгомнт», «Инко» (Канада), «Рамсбек» (ФРГ) и др.

По сравнению со скреперными установками и комплек­ сами самоходного оборудования погрузочно-доставочные ма­ шины имеют ряд преимуществ :

а) вместо двух машин погрузочной и доставочной приме­ няется одна, что обусловливает меньшие затраты на приоб­ ретение оборудования и заработную плату работникам;

б) по сравнению со скреперными установками ПДМ име­ ют большую маневренность, благодаря чему машина может убирать руду в нескольких забоях в течение смены ;

в) ПДМ могут транспортировать горную массу по выра­ боткам малого сечения с небольшим радиусом закругления. Благодаря этому применение погрузочно-доставочных ма­ шин позволяет сократить число рабочих, занятых на подго­ товительных и очистных работах, увеличить интенсивность ведения работ, а следовательно, повысить их безопасность, уменьшить потери времени на подготовительно-заключитель­ ные и вспомогательные операции. В последнее время в связи с созданием мощных самоходных погрузочно-доставочных машин с дизельным приводом они начали широко исполь­ зоваться на очистных работах вместо самоходных погрузоч­ ных машин и самоходных транспортных средств.

Все применяемые ныне на подземных рудниках ПДМ можно разделить на два основных класса.

1.Машины с аккумулирующей емкостью, у которых руда ковшом (гребком) загружается в свой бункер для последую­ щей доставки до места разгрузки. К этому классу относятся машины ПДН и ПДВ (СССР), «Транслодер» (TL) и «Экспаскуп» фирмы «Джой» (США, Франция), «Аутолодер» фирмы «Атлас Копко» и некоторые модели фирмы «Эймко» (США).

2.Машины, транспортирующие горную массу в ковше: ДК-2,8Д (СССР), ЬНД фирмы «Эймко», «Скупмобило» фир­ мы «Бабко» (США), «Скуп Трем (ST)» фирм «ІВангер» (США)

иГХХ (ФРГ).

Всвою очередь эти два класса погрузочно-доставочных машин класссифицируются по основным признакам на сле­ дующие 5 типов.

1.По принципу действия их погрузочных и аккумули­ рующих органов они разделяются на восемь групп : а) с ков­

шовым погрузочным органом и опрокидным бункером ; б) с ковшовым погрузочным органом и бункером, разгружаю­ щимся через люк в дне; в) с ковшовым погрузочным орга-


лом и бункером, разгружающимся телескопическим устройсвом; г) с совмещенным рабочим органом в виде ковша-бун­ кера; д) с ковшовым погрузочным органом и бункером с донным конвейером; е) с гребковым погрузочным органом и бункером с донным конвейером ; ж) с ковшовым погрузоч­ ным и вибрационным бункерующим органом; з) машины с погрузочно-бункерующим органом в виде вибрационного лотка.

2.По типу привода: электрические, пневматические и дизельные.

3.По типу ходовой части: пневмошинные, на грузошинах и гусеничные.

4.По типу привода управления ковшом и механизмом разгрузки бункера: механические, гидравлические, пневма­

тические, вибрационные.

5. Погрузочно-доставочные машины подразделяются на агрегаты легкого и тяжелого класса.

Машины легкого класса имеют погрузочный орган мало­ го объема — 0,14-0,4 мг и емкость бункера, не превышаю­ щую 2 ж 3. Расстояние доставки для этих машин составляет обычно не более 200 м, вес груженой машины—4—8 т. Поч­ ти все машины этого класса имеют зависимое питание энер­ гией: через шланг пневмоэнергией или электрическим кабе­ лем. Выработки, где могут использоваться эти машины, должны иметь сечение 4,5-1-12 м2.

Машины тяжелого класса, для которых характерна вы­ сокая производительность, имеют, как правило, автономный привод — дизельный ; используются на проходке выработок сечением свыше 10 ж2 и в очистных выработках. Они могут транспортировать горную массу на большие расстояния. Бункер имеет емкость 3-1-15 м 3, вес груженой машины достигает 50 т.

В шахтных погрузочно-доставочных машинах использу­ ются электрический, ѳлектрогидравлический, пневматиче­ ский и дизельный приводы, последний характерен для ма­ шин тяжелого класса. При разработке конструкций погру­ зочно-доставочных машин большое внимание уделяется совершенствованию их ходовых частей. В преобладающем большинстве моделей используется пневмошинный ход, ко­ торый более удобен в эксплуатации и снижает динамические нагрузки при движении машин по неподготовленным доро­ гам подземных выработок.

Пневмошинные ходы, как правило, выполняются непод­ рессоренными, размер колеи составляет 1100—1300 мм для легких и 1700—2200 мм для тяжелых машин, база — соот­ ветственно 1000-1-1500 и 2000^-3400 мм.


Ввиду тяжелых условий работы на агрегатах устанавли­ ваются шины повышенной износостойкости, а также сверхпрочные с давлением воздуха 6-—8 ати и числом слоев корда до 28. Основным недостатком пневмошинного хода является большой радиус поворота. Для устранения этого недостатка прибегают к новым конструктивным решениям, например, модель «Каво-310» фирмы «Атлас Копко» снаб­ жена четырьмя колесами одинакового диаметра и может разворачиваться на месте при торможении колес одного борта. Тяжелые машины выпускаются с ломающейся рамой.

Гусеничный ход используется в тех случаях, когда необ­ ходима реализация главных преимуществ — малого давле­ ния на почву выработок, большой маневренности и обеспе­ чения значительных напорных усилий. Наиболее экономи­ чески выгодным расстоянием для дизельных машин считается 300 м. С увеличением грузоподъемности машин протяженность доставки возрастает с 210—240 до 760— 910 м. Скорость движения погрузочно-доставочных машин 4-^35 км/час при средней 9,6—12,8 км/час и ограничивается требованиями техники безопасности. Быстроходные машины снабжаются трансмиссиями, позволяющими обеспечить достаточно широкий диапазон регулирования скоростей. Главным фактором, влияющим на скорость движения, явля­ ются состояние покрытия трассы и величина уклонов. Боль­ шинство машин преодолевает уклон до 17°.

Системы управления погрузочно-доставочными агрегата­ ми конструируются с учетом выполнения каждой рукояткой нескольких операций ходовой части или рабочих органов. Рабочее место машиниста находится на боковой или торце­ вой подножке в машинах легкого класса, либо специально оборудуется на тяжелых машинах. Нередко применяются гидравлические усилители руля и других механизмов управ­ ления.

В последнее время появились системы дистанционного управления машинами на расстоянии 10—20 м при работе в опасных выработках. Как показала эксплуатация ПДМ, сни­ жение производительности у этих машин с увеличением дли­ ны доставки сравнительно невелико, что является убеди­ тельным доказательством рентабельности использования комбинированных машин и оправданности тенденции к воз­ растанию длины доставки.

По правилам безопасности при эксплуатации дизельных ПДМ на зарубежных рудниках на 1 л. с. требуется подать дополнительно в шахту 1,42 м3/мин свежего воздуха.

Типаж шахтных погрузочно-доставочных машин ПДМ был разработан институтом «НИПИГормаш» [50]. Главные


параметры машины — производительность по погрузке (м3/мин) и емкость кузова 3). Они позволяют производить выбор этих машин для конкретных горнотехнических усло­ вий, а также их расчет и конструирование.

ПДМ имеют следующие главные параметры: —техническая производительность по погрузке (м3/мин) :

0,25; 0,4; 0,6; 2,5;

— аккумулирующая емкость (ж3): 0,6; 1,0; 1,6; 6,0. Типоразмеры и типаж погрузочно-доставочных машин

разработаны с учетом обобщения горнотехнических условий их применения, опыта эксплуатации и конструирования. Типажом предусматривается пять типоразмеров. Типоразме­ ры 1 и 2 представлены машинами с верхним захватом (ин­ декс В), а 3, 4 и 5 — машинами с нижним захватом (индекс Н).

Перейдем к рассмотрению различных типов машин.

§2. Ковшовые погрузочно-доставочные машины

сопрокидным бункером

Машины этой группы имеют наибольшее число разновид­ ностей. В Советском Союзе созданием таких машин занима­ ются институты НИПИГормаш, Гипроникель, Гипрорудмаш, за границей — фирмы «Атлас Копко» (Швеция), «Эймко» (США), «Джой» (США) и др. Эти машины имеют аналогич­ ную конструктивную схему и отличаются только размерами или наличием узлов, расширяющих их технологические функции. Рабочим органом машины является ковш, посред­ ством которого осуществляется заполнение горной массой аккумулирующего бункера. Ковш имеет постоянный радиус поворота. Бункер представляет собой цельносварной кузов, саморазгружающийся при наклоне назад путем перемеще­ ния по направляющим рельсам на ходовой части и открыва­ ния заднего борта или набок и открытием бокового борта.

Все машины этой группы, за исключением дизельных TL-110, Т7С-Д, ПДН-ЗД и электрической «Эймко-803», оборудованы пневмоприводом. При этом пневмоколесный ход и механизм подъема ковша имеют раздельные пневмо­ двигатели. Пульт управления у машин с пневмоприводом расположен с левой стороны. Управление пневмодвигате­ лями хода и механизмом загрузки ковша производится двумя рукоятками. Благодаря боковому расположению пульта управления и наличию специальной подножки во­ дитель имеет хороший обзор.

Длина питающего напорного рукава обычно составляет 100—150 м. Доставка машин в забой не вызывает затрудне-

*

Технические данные ковшовых погрузочно-доставочных машин

 

 

 

 

 

Тип

 

 

 

 

о

Параметр

 

 

 

тЧ

 

 

T7G-D

СО

T2G

T2GH

T4G

О

>

 

 

 

 

cd

 

 

 

 

О

Грузоподъемность, т

1,5

і,б

4,5

1,5

0,125

Емкость ковша, м3

0,12

0,12

0,3

Емкость кузова, м3

0,75

0,75

1,8

5,0

1,0

Скорость

передвиже­

5,4

5,4

3,6

 

3,6-ь5,С

ния, км/час

 

 

 

20

Преодолеваемый ук­

9

9

 

 

14

лон, град

 

 

 

 

■ . ■

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая

произво­

 

13

 

 

20

дительность,

м3/час

 

 

 

 

 

 

Габаритные

размеры,

 

 

 

 

 

мм :

с

опущен­

 

 

 

 

 

длина

 

 

 

 

 

ным ковшом

2500

2950

3435

8500

2920

длина

 

с

подня­

2130

2640

2990

 

 

тым ковшом

 

_

 

 

 

 

 

 

 

 

ширина

 

 

1460

1430

1875

2500

1770

высота с опущен­

 

 

 

 

 

ным кузовом

1390

1440

1710

2400

1450

высота с опрокид­

 

 

 

 

 

ным кузовом

 

2310

 

 

2310

Тип привода

 

 

Пневматический

 

Дизельн. Пневма-

Суммарная

мощность

 

 

 

 

тический

20

20

40

200

32

двигателей,

л.

с.

Рабочее давление воз­

5 - 7

5 - 7

5 - 7

 

4 - 7

духа, кГ/см2

 

 

Расход воздуха, м3/мин

5

8

8

Минимальный

радиус

2,35

2,35

5,0

 

поворота, м

 

 

 

 

Шины, дюйм:

210X250

210 X 250

9,00X20

 

9,00X10

передние

 

задние

(мм)

(мм)

7,00X10

 

9,00X10

152X229

152 Х.229

 

Вес, т

(мм)

(мм)

4,65

20,4

2,7

2,0

2,1

ния, так как они могут быть разобраны на четыре-пять транспортабельных узлов.

Ниже рассматриваются конструкции ПДМ, наиболее

распространенных в Советском Союзе и

за рубежом

(табл. 15). Разновидности ПДМ (T2G, T2GH;

T4G; T7GД;

«Саѵо-310» и «Саѵо-510») выпускаются фирмой «Атлас Кол­ ко» (Швеция), «Эймко-803» изготавливается фирмой «Эйм-

196

t