Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

•формулой 4X4, кузова емкостью 6 лг3, ковша емкостью 1,5 лг3. Она имеет автономный привод, включающий в себя дизельный двигатель с системой очистки выхлопных газов и гидромеханическую коробку передач НАМИ-0127. Машина оборудована двухпозиционной кабиной управления и двой­ ной системой тормозов : рабочей пневмогидравлической сис­ темой на все четыре колеса и механической стояночной. База машины — 3,5 лг, колея — 2,2 лг, дорожный просвет — 300 мм. Наибольшая длина доставки — 400 лг. Машина состоит из рамы, погрузочного органа, пневмошинного хода, дизельного двигателя, трансмиссии, кузова, рулевого управ­ ления, гидромеханической коробки перемены передач, тор­ мозной системы. Кинематическая схема машины показана на рисунке 80.

Погрузочный орган (рис. 79) предназначен для погрузки горной массы из забоя в кузов машины; состоит из ковша 1, стрелы 19, траверсы 22, упорного устройства 23, двух гидро­ цилиндров диаметром 160 лглг подъема стрелы 20 и двух гидроцилиндров 160 мм управления ковшом 21. Стрела пред­ ставляет собой две сварные балки, к одному концу которых шарнирно присоединен ковш ; вторыми концами балки через цапфы шарнирно закреплены к кронштейнам рамы машины. Балки между собой скреплены шарнирно траверсой, в кото­ рой смонтированы гидроцилиндры управления ковшом. Тра-

Рис. 80. Кинематическая схема ПДН-ЗД: 1 — двигатель; 2 — коробка от­ бора мощности ; 3 — гидромеханическая коробка передач ; 4 — редуктор заднего моста ; 5 — раздаточная коробка ; 6 — центральный редуктор с главной передачей; 7 — карданные передачи; 8 — колесный редуктор.

верса вместе с гидроцилиндрами вращается относительно стрелы, поворачивая ковш на 75°.

С помощью гидроцилиндров 20 стрела, поворачиваясь вокруг цапфы, поднимает ковш для разгрузки горной массы в кузов. Для ограничения движения ковша и создания опре­

деленной траектории полета груза в кузов предусмотрен упор 23, в траверсу 22 которого стрела ударяется амортиза­ торами.

Кузов 2 емкостью 6 мг разгружается на любую из боко­ вых сторон; он состоит из каркаса, правого и левого откид­ ных бортов, которые крепятся посредством шарниров. Откры­ вание каждого из бортов производится механизмами право­ го и левого бортов.

Ходовая часть состоит из трансмиссии, переднего и зад­ него мостов; оба моста ведущие, передний мост является управляемым. На передних и задних колесах установлены шины модели М-170 размером 18,00X25, которые имеют удельное давление на почву, при давлении в шинах 5 ати, 4,2 кГ/см2. В трансмиссию входят гидромеханическая короб­ ка перемены передач, система карданных валов и универ­ сальных шарниров, промежуточные редукторы заднего мос­ та. Крутящий момент от дизельного двигателя через муфту сцепления, промежуточный редуктор, карданный вал пере­ дается на гидромеханическую коробку перемены передач. Передний мост приводится в движение от вала отбора мощ­ ности и карданного вала. Крутящий момент на задний мост передается от выходного вала коробки перемены передач че­ рез карданный вал, промежуточный редуктор заднего моста.

Гидромеханическая коробка перемены передач НАМИ-0127 (рис. 81) предназначена для передачи движения на задний и передний мосты, а также изменения скорости и направления движения машины. Наибольший крутящий момент на выходном валу коробки 65 кГм. Гидротрансфор­ матор типа ЛГ-370-39 с максимальным коэффициентом

усиления момента

(коэффициент

трансформации) і = 2,6.

Передаточные числа на различных

передачах приведены

жиже.

 

 

Ход

Передача Передаточное число

Вперед

первая

8,026

 

вторая

4,261

 

третья

2,258

Назад

четвертая

1,198

первая

5,681

 

вторая

1,599

Управление коробки электрогидравлическое.

Коробка перемены передач (КПП) состоит из гидротранс­ форматора 1, первичного 2, промежуточного 3 и вторичного 4 валов в сборе, промежуточного цилиндрического редуктора, имеющего два выходных вала 5 и 6. От вала 6 через кардан­ ный вал крутящий момент передается на передний мост, а от вала 5 — на трансмиссию заднего моста. Первичный и вторичный валы имеют фрикционные муфты, с помощью которых включаются в работу те или другие пары зубчатых жолес, насаженных на первичном, промежуточном и вторич­


ном валах, благодаря чему обеспечивается движение маши­ ны вперед на одной из четырех возможных скоростей. Наконсольном конусе промежуточного вала размещен меха­ низм реверса 7, состоящий из фрикционной муфты и колес.

При необходимости движения машины назад включает­ ся фрикционная муфта реверса, и крутящий момент от пер­ вичного вала через шестерню 8, промежуточное колесо 9 и. зубчатое колесо 10 передается на вторичный вал. Затем пос­ ле включения одной или второй пары зубчатых колес, насаг женных на эти валы, крутящий момент через промежуточ­ ный редуктор передается на выходные валы коробки и от них через карданные валы на задние мосты. Две пары зубча­ тых колес на промежуточном и вторичном валах позволяют иметь две скорости движения назад.

Фрикционные муфты первичного и вторичного валовуправляются с помощью электрогидравлических переключа­ телей 11.

Гидротрансформатор в гидромеханической коробке пере­ мены передач предназначен для плавного разгона машины, снижения динамических нагрузок на ходовую часть маши­ ны, предохранения механизмов ходовой части от чрезмер­ ных перегрузок, а также увеличения крутящего момента при снижении скорости движения машины на больших подъемах пути и тяжелых условиях движения.

Для питания маслом гидротрансформатора в коробке пе­ ремены передач встроен маслонасос с предохранительными и регулирующими клапанами, кроме этого, в КПП встроен тахогенератор. КПП заполняется маслом через горловину.. Для охлаждения рабочей жидкости гидротрансформатора на машине предусмотрен специальный масляный радиатор. При установившемся движении машины отпадает необхо­ димость в работе гидротрансформатора, поэтому с целью избежания потерь и нагрева масла в нем гидротрансформа­ тор отключается, и первичный вал КПП посредством фрик­ ционной муфты соединяется с ведущим валом 12 гидро­ трансформатора. На выходном валу 5 КПП смонтированы тормоз 14 переднего моста и тормоз стояночный 15. Тормоз переднего моста представляет фрикционную многодисковую муфту 16, при включении которой посредством гидроприво­ да 17 происходит рабочее торможение переднего моста. На одном из валов промежуточного редуктора смонтирован привод спидометра 13.

Передний мост (рис. 82) является ведущим и управляе­ мым. Он состоит из колес правого 1 и левого 2 со ступицей,, планетарного конического редуктора 3, балансиров верхнего 4 и нижнего 5, которые посредством пальцев 6, 7 крепятся


шарнирно к раме машины. Крутящий момент, воспринимае­ мый коническим редуктором, передает его через карданные валы 8, 9 на планетарные редукторы 10, 11, встроенные к

Рис. 82. Передний мост.

ступицу левого и правого колеса. Ступицы колес соединены шарнирно с верхним и нижним балансирами.

Задний мост (рис. 79) является ведущим и управляемым, жестко скреплен с рамой, состоит из промежуточного одно­ ступенчатого 16 и конического 18 редукторов, двух карда­ нов, через которые крутящий момент от конического редук­ тора передается на планетарные редукторы ступиц правого и левого колес.

На выходном валу промежуточного редуктора смонтиро­ ван рабочий тормоз 17 заднего моста, по конструкции иден­ тичный тормозу переднего моста. Задний мост конструктив­ но отличается от переднего отсутствием балансирной под­ вески к раме машины.

Дизельный четырехтактный восьмицилиндровый двига­ тель ЯМЗ-238А Ярославского моторного завода с максималь­ ной мощностью 215 л. с. и числом оборотов 2100 в минуту имеет системы питания горючим, охлаждения, смазки, элек­ трическую и запуска. Запуск двигателя осуществляется по­

средством стартера, получающего питание от аккумуляторов. Гидросистема машины включает в себя несколько от­ дельных замкнутых гидросистем: 1) управления коробкой перемены передач ; 2) управления ковшом и опоражнивания

кузова; 3) рулевого управления.

Гидросистема КПП состоит из двух маслонасосов, радиа­ тора для охлаждения масла, масляного фильтра, редукци­ онных и предохранительных клапанов, электрогидравлического распределителя для управления фрикционными муфтами сцепления коробки, клапанов для регулирования давления масла в гидротрансформаторе, центрифуги. Ем­ костью для масла является картер коробки.

Гидросистема управления ковшом и опоражнивания ку­ зова состоит из четырех шестеренчатых маслонасосов, при­ водимых в движение от промежуточного редуктора двигате­ ля, маслобака, пускорегулирующей аппаратуры, системы напорных рукавов и рабочих гидроцилиндров.

Третья гидросистема (рис. 83) специально предназначена для управления ходовой частью машины, скомпонована из маслобака 9, гидронасоса 8, гидрораспределителя 5, двух гидроцилиндров 6, 7, предохранительного клапана и системы напорных рукавов.

Двигатель имеет специальную газоочистку, состоящую из католитического дожигателя и жидкостной ступе­ ни. В католитической ступени использован нейтрализатор КНДЦ-1000, созданный Лабораторией автомобильных нейт­ рализаторов и проблем энергетики автомобилей и тракторов (ЛАНЭ). В катализаторе окись углерода дожигается до угле­ кислого газа. Жидкая ступень включает в себя скруббер, наполненный водой, проходя через которую выхлопной газ подвергается очистке от альдегидов и окиси азота.


Система управления движением машины (рис. 83) пред­ назначена для направленного движения машины в одну или Другую сторону, что осуществляется поворотом колес перед­ него и заднего мостов. В кабине водителя установлено два рулевых механизма 1, 2, которые связаны между собой цеп­ ной передачей 3. Рулевое колесо 4 через полый вал дейст­ вует на гидрораспределитель 5, с помощью которого проис­ ходит регулирование подачи масла в переднюю или заднюю полость гидроцилиндров 6, 7, осуществляющих через систе­ му тяг и рычагов поворот всех колес.

В системе гидравлического усиления при управлении ма­ шиной применен распределитель, который обеспечивает автоматическое следящее действие по силе сопротивления повороту и по перемещению рулевого колеса.

Обратная связь фиксирует определенный угол поворота управляемых колес и предотвращает их самопроизвольный поворот.

Машина ПДН-ЗД прошла промышленные испытания в очистных забоях шахты 55 Джезказганского горно-метал­ лургического комбината в середине 1969 г. За период испы­ таний ПДН-ЗД погрузила и перевезла свыше 6000 труды на расстояние 150—280 м, работая по Челноковой схеме. Отка­ точный путь, на котором работала машина на отдельных участках, имел уклон до 10°, радиусы закреплений 12—20 м. Получена следующая сменная производительность (т): при длине доставки 150 м —■156 и длине 280 м — 108. При этом коэффициент внутрисменного использования составил 0,42—0,49. Техническая производительность рабочего орга­ на по погрузке — 2,5 м3/мин.

Максимальная производительность за 6-часовую смену 320 тбыла достигнута при длине доставки 180 м. Время за­ грузки машины при погрузке с навала составило 3—5 мин, а при зачистке забоя — 10—15 мин.

ПДМ ПДН-ЗД была успешно применена на шахте «Северопесчанская» Богословского рудоуправления при торцовом выпуске руды, где была достигнута сменная производитель­ ность 30Ö—500 т.

Зарубежные ПДМ этой группы

Фирма «Атлас Копко» выпускает шесть моделей машин типа «Аутолодер». ПДМ этого типа обладают хорошей маневренностью, могут при­ меняться на погрузке твердых абразивных пород при проходке вырабо­ ток, системах разработки с закладкой, подэтажными штреками и под­ этажным: обрушением.

Модели T2G и T2GH являются легкими машинами. Вторая модель отличается от первой только большими габаритными размерами и весом.

Машина T4G (рис. 84, б) по емкости ковша и кузова, а также по мощности пневмодвигателей намного превосходит первые две машины.


Все три машины имеют конструктивное сходство с машиной ШДН-2. Эти машины имеют одну ведущую колесную пару с диаметром колес большим, чем на ведомых колесах. Производительность T2G и

Рис. 84. Погрузочно-доставочные машины фирмы «Атлас Копко»: а) «Каво-310»; б) T4G.

T2GH при длине доставки 150 .и составляет 12—15, а T4G—20—25 т/'час. T4G нашла применение и на рудниках Советского Союза. Так, она эксплуатировалась на Мігргалимсайском руднике, а в настоящее время используется на рудниках Норильского комбината. При работе машины в очистном забое рудника «Маяк» и длине доставки 30 м была достигну­ та максимальная производительность 84 т/смену.

Машина T7GD оборудована дизельным приводом, относится к клас­ су тяжелых машин.

При длине откатки 150 м средняя производительность составляет

180Тічас.

Машины «Каво-310» (рис. 84, а) и «Каво-510» имеют по четыре ве­

дущих колеса, привод которых осуществляется двумя пневмодвигателя­ ми по бортовой схеме. Такая схема повышает тяговые и скоростные ка­ чества машины и позволяет осуществлять поворот машины на месте. Компактная конструкция этих машин дает возможность использовать их в выработках сечением : «Каво-310»—2,2X2,3 м и «Каво-510»—2,8X3,0 м. Расстояние доставки 100—200 м. Обычно на очистных работах оно сос­ тавляет 35—45 м. При длине доставки 150 лг. производительность «Каво310» составляет 32 т/час.

Фирма «Эймко» выпускает машину «Эймко-803» в двух вариантах: а) с тремя пневмодвигателями мощностью по 18 л. с. каждый ; б) с тре­ мя взрывобезопасными электродвигателями напряжением 380 в и мощностью по 15 л. с. Все четыре колеса этой машины являются веду­ щими, что обеспечивает хорошую маневренность в стесненных условиях. Шины колес изготовлены из литой сплошной резины. Машина может разворачиваться на месте.

Фирма «Ничимен» (Япония) выпускает три модели ПДМ «Тайку»: TL-3, TL-4 :: ТЗК. По техническим данным и конструкции они имеют сходство с 1ZG и T4G.

Погрузочно-доставочная машина TL-110 фирмы «Джой» имеет лома­ ющуюся раму. Ковш работает с помощью двух гидроцилиндров. При­ вод разгрузки кузова также гидравлический. Дизельный двигатель имеет двойную газоочистку, тормоза — пневматические. Кузов — цельносвар­