Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ной из высокопрочной легированной стали. Приводными могут быть как два, так и все четыре колеса. Время заполнения кузова 3 мин, время разгрузки 0,5 мин.

§ 3. Ковшовые погрузочно-доставочные машины с донной разгрузкой бункера через люк

К этому тішу относятся машины моделей TL-50, TL-55, TL-60, TL-70. Для разгрузки горной массы из бункера машины требуется спе­ циальное приспособление над приемным бункером или конвейером. Все машины имеют ломающуюся раму и дизельный привод с воздушным ох­

лаждением и газоочисткой.

Характеристика машины TL-60 : грузоподъемность — 7,25 г; емкость кузова — 4,6 лі3; мощность двигателя— 145 л. с. и 2400 об/мин; макси­ мальная скорость передвижения 24 км/час; управление — гидравличе­ ское. Ведущих колес — 4. Радиус поворота (м): внутренний—5,38; внеш­ ний— 8,63. Размер шин 16,00X25. Габариты (м): длина с опущенным ковшом-— 8,53; ширина — 2,90; высота с опущенным ковшом — 2,19. Бес машины 17 г.

Машины получили широкое распространение на рудниках США и Австралии, они отличаются высокой производительностью.

Так, TL-70 грузоподъемностью 9,5 г эксплуатируется на свинцовом руднике «Мэгмонт» (штат Миссури) при камерно-столбовой системе. За 8-часовую рабочую смену при расстоянии доставки в один конец 420 м машина имеет среднюю производительность 500 г. Однако имеются слу­ чаи применения этих машин для доставки руды до бункера ствола на расстояние 1000 и более метров.

§ 4. Ковшовые погрузочно-доставочные машины с телескопической разгрузкой бункера

(тип «Экспаскуп»)

Этот тип ПДМ выпускается во Франции фирмой «Джой» и исполь­ зуется на французских железных рудниках.

Машины имеют ломающуюся раму, дизельный привод с газоочист­ кой. Кузов загружается ковшом, управляемым двумя гидроцилиндрами, а разгружается телескопическим устройством, встроенным в кузов. При эксплуатации этих машин на подземных рудниках получены высо­ кие показатели. Так, на одном железном руднике Франции среднесмен­ ная производительность машины ES-2 грузоподъемностью 15 т при транспортировании руды на расстояние до 450 м составляет 680 т.

§5. Ковшовые погрузочно-доставочные машины

сконвейерным бункером

Кпятой группе машин относятся наиболее известные модели «Лор­ рейн-5 и «Лоррейн-10» фирмы «Беното», а также «Эймко-15» (США). Эти машины имеют бункера с донным конвейером, что уменьшает динами­

ческие нагрузки при рабочих процессах машины. Полное заполнение ак­ кумулирующего бункера и его разгрузка производятся посредством пе­ ремещения слоя горной массы конвейера вдоль бункера. Разгрузка бун­ кера может осуществляться в рудоспуски, конвейеры или в откаточные сосуды.

Машины «Лоррейн-5» и «Лоррейн-10» имеют дизельный привод и



пневмоколесный ход. Донный скребковый конвейер имеет изменяющуюся

высоту разгрузки.

Характерным отличием машины фирмы «Беното» является исполь­ зование принципа «убирающегося шасси», что позволяет значительно увеличить усилие напора ковша в штабель горной массы при внедрении со специальных продольных балок, на которые ложится машина при погрузке. В Советском Союзе машины этой группы пока не нашли при­ менения.

§ 6. Безбункерные погрузочно-доставочные машины

Особенностью этой группы машин является выполнение рабочим органом совмещенных функций погрузки и накоп­ ления материала. Горная масса может доставляться в ковше либо непосредственно к месту разгрузки, либо перегружать­ ся в другие транспортные средства. Все машины, имеющие аккумулирующие ковши, представляют собой мощные, вы­ сокопроизводительные агрегаты тяжелого типа с автоном­ ным приводом. Они способны доставлять груз на большие расстояния.

Рис. 85. Принципиальная схема ковшовой погрузочно-доста- вочной машины.

На рисунке 85 дана принципиальная схема ковшовой погрузочно-доставочной машины; в основу ее положен сек­ ционный принцип компоновки машины, что обеспечивает маневренность ее при .эксплуатации, упрощает ремонт и со­ держание. Рабочая секция 1 машины ковшового типа, опи­ рающаяся на ось передних колес 5, оборудована ковшом 2, подвешенным на системе рычагов 3, и перемещающимися двумя гидроцилиндрами. Тяговая секция 6 снабжена дизель­ ным двигателем 4 с комбинированной очисткой газов 7 и

воздушным охлаждением. Машины могут поставляться с дизельным приводом во взрывобезопасном исполнении с во­ дяным охлаждением.

Трансмиссия машины имеет гидротрансформатор с трехили четырехскоростной коробкой перемены передач. Задний и передний мосты являются ведущими, они оборудованы дифференциалами и планетарными встроенными в колеса редукторами. Все машины имеют ломающуюся раму, состоя­ щую из двух полурам, которые соединены шарнирным со­ единением. Поворот одной секции ПДМ относительно другой осуществляется двумя гидроцилиндрами. Эти машины снаб­ жены пневматическими тормозами, имеющими привод в тяговой секции, где также расположены маслостанция и блок электроснабжения.

Место водителя 8 и пульт управления находятся в тяго­ вой секции и для лучшего обзора размещены поперек на­ правления движения машины.

Технические характеристики основных ПДМ этого типа даны в таблице 16.

Погрузочно-доставочная машина ДК-2.8Д (рис. 86) созда­ на институтом НИПИГормаш. Она относится к классу тяже­ лых машин с поворотным ковшом, имеющим переднюю раз­ грузку. Горная масса доставляется в аккумулирующем ковше. Машина имеет автономный дизельный привод, пред­ назначена для погрузки и транспортирования полезного ископаемого по выработкам сечением более 12 ж2 в системах разработки с открытым забоем. Она способна грузить горную массу любой кусковатости. Наиболее эффективно машина может быть использована при погрузке и доставке горной массы на расстояние до 300 м. Она также может быть приме­ нена для погрузки в самоходные транспортные сосуды, для выполнения работ по зачистке и устройству дорог, доставке оборудования и материалов. Машину обслуживает один водитель.

Машина состоит из пневмоколесной ходовой части с шар­ нирно-сочлененной рамой, дизельного привода с системами нейтрализации выхлопных газов, питания, смазки, охлаж­ дения, гидромеханический трансмиссии, погрузочного орга­ на ковшевого типа, пневматической, гидравлической и элек­ трической систем и системы управления. Все механизмы ма­ шины приводятся в движение посредством четырехтактного двигателя марки ЯМЗ-238А мощностью 190 л. с. и 2100 об/мин, имеющего при 1500 об/мин крутящий момент Мкр-90 кГм.

Ходовая часть имеет пневмошинный ход с передними и задними ведущими мостами. Радиус переката составляет


3,0 м. Поворот машины осуществляется путем вращения полурам вокруг шарнира (седла) с помощью гидроцилиндров двойного действия. Шасси имеет продольную базу 3,6 м. Передача крутящего момента от двигателя на оба моста осу­ ществляется через коробку отбора мощности, гидромехани­ ческую трансмиссию и систему карданных валов. Все четыре колеса имеют колодочные тормоза с пневматическим при­ водом, управляются из кабины машиниста с помощью нож­ ных педалей. Имеется ручной стоячный тормоз.

Рабочий орган машины — ковш нижнего черпания — приводится в движение стрелой и рычажной системой с по­ мощью гидравлических цилиндров двойного действия с ручным управлением гидравлическими золотниками. Управ­ ление машиной осуществляется водителем из кабины, обору­ дованной двумя сиденьями и рулевым колесом с механизмом реверса.

Рама машины состоит из двух полурам, соединенных шарнирным устройством (седлом); к полурамам жестко прикреплены передний и задний ведущие мосты, имеющие идентичную конструкцию.

Ведущий мост (рис. 87) состоит из картера 1 в сборе и двух колес 2, крепится он к продольным балкам рамы с по­ мощью болтов 3. В картере размещены главная коническая передача и конический дифференциал. Крутящий момент от гидромеханической передачи через кардан, на конце вала

которого насажена коническая шестерня, передается на ко­ ническое колесо 5, прикрепленное к водилу 6 конического

планетарного редуктора (дифференциала). Водило вращает­ ся на двух конических подшипниках 7, вставленных в гнез­ де 8 корпуса моста. Вместе с водилом вращаются и четыре

конические шестерни-сателлита 9, посаженные на осях 10. Сателлиты, вращаясь, приводят в движение конические ко­ леса 1 1 , которые имеют шлицевые соединения с хвостовика­

ми левой 12 и правой 13 полуосей.

Каждая из полуосей передает крутящий момент на пла­ нетарный редуктор, встроенный в ступицу колеса. На хвос­ товик полуоси на шлицах насажена солнечная шестерня 14 планетарного редуктора, которая, вращаясь вместе с полу­ осью, передает крутящий момент на три шестерни-сателлита 15, которые зацеплены с колесом 16. Так как колесо 16 за­ креплено неподвижно, то сателлиты будут перекатываться по ней, увлекая за собой водило 27, с которым они связаны пальцами 17. Водило через ступицу 18 заставляет вращать­ ся колеса в сборе. К ступице привинчен тормозной диск 19. Тормоз каждого колеса состоит из пневмоцилиндра 20, регу­ лировочного рычага 2 1 , который с помощью зубчатого со­ единения связан с регулировочной шестерней 2 2 , разжимно­

го кулака 23 и его вала 24, ленты с системой шарниров. Вал 24 вращается на двух подшипниках скольжения, вмонти­ рованных в кронштейны.

Подшипники 26 ступицы колеса внутренними обоймами насажены на втулку 28 и ступицу 18. Первая напрессована на полуось 25 картера, а вторая имеет с ней шлицевое соеди­ нение. Водило 27 СЕязано со ступицей болтами. На шлицах ступицы 18 насажен диск 30 колеса, на котором смонтиро­ вана пневмошина 4. Диск 30 на ступице крепится кольцом 29, которое прижимается к диску шпильками. Пневмошина размером 18,00X25 (26-слойная) через ниппель 31 наполня­ ется сжатым воздухом давлением 5 кГ/см2.

Погрузочный орган (рис. 86) состоит из ковша 1, стрелы 16, рычага 17, правого и левого рычагов 18, двух гидроци­ линдров подъема стрелы 19 и двух гидроцилиндров поворо­ та ковша 2 0 .

Ковш навешивается на стрелу, которая в свою очередь шарнирно закреплена на раме машины. Рычаг 17 одним концом крепится к ковшу, а вторым — к двуплечему рычагу 18, шарнирно соединенному с рамой машины. С по­ мощью гидроцилиндра 19 стрела с ковшом может опускать­ ся и подниматься на высоту 2200 мм; с помощью гидроци­ линдра 20 производится поворот ковша на 55°. Максималь­ ные габариты машины при разгрузке ковша — 4550 мм.


Ковш сварной емкостью 4 м3 на рабочей кромке имеет четыре съемных зуба.

Гидромеханическая коробка передач (рис. 88) предназна­ чена для систематического регулирования скоростей и тя-

Рис. 88. Гидромеханическая коробка передач.

говых усилий в зависимости от условий передвижения ма­ шины и внедрения ковша в горную массу. Она обеспечивает работу двигателя на оптимальных режимах, а также предо­ храняет элементы ходовой части от перегрузок. Коробка передач имеет по четыре передачи для движения вперед и назад, соединяется она с коробкой отбора мощности кардан­ ными валами открытого типа с универсальными шарнирами на игольчатых подшипниках.

Коробка перемены передач имеет корпус 1, в котором

смонтированы гидротрансформатор 2 , первичный 3, проме­

жуточный 4 и вторичный 5 валы в сборе, реверсивный меха­ низм 6 , промежуточный цилиндрический редуктор 5, гидро­

система гидротрансформатора, состоящая из маслонасоса, предохранительных и редукционных клапанов, фильтров, системы маслопроводов.

Крутящий момент от коробки перемены передач на пе­ редний и задний мосты передается через систему карданных валов, которые соединены с валом 8 привода мостов. На

хвостовике промежуточного вала цилиндрического редукто­ ра 7 смонтирован фрикционный стояночный тормоз 9, управляемый через систему тяг вручную из кабины маши­ ниста.

Фрикционные муфты (фрикционы) 10, 11 первичного и вторичного валов служат для включения или выключения под нагрузкой той или другой зубчатых цилиндрических пар, смонтированных на первичном, промежуточном и 'вто­ ричном валах. Этими переключениями достигается опреде­ ленная скорость движения машин вперед. Включение муфт производится с помощью электрогидравлических Переклю­ чателей. На рисунке 88 показан электрогидравлический пе­ реключатель 12 первичного вала. Масло от переключателей через каналы 13 и вращающиеся уплотнительные соедине­ ния 14 подается в рабочую полость поршня 15 муфты. Раз­ жатие дисков фрикционов осуществляется под действием пружин 16. Реверсивный механизм включает в себя три шестерни 17, 18, 19 и фрикционную муфту 20. Последняя приводит в действие механизм путем сжатия дисков порш­ нем 2 2 , который двигается влево под действием масла, пода­

ваемого в поршневую полость через вращающиеся соедине­ ния 23 и каналы 24. Выключается реверсивный механизм под действием пружин 25, которые рассоединяют диски пос­ ле прекращения подачи масла к поршню.

При установившемся режиме движения гидротрансфор­ матор выключается из работы путем включения фрикцион­ ной муфты, которая соединяет напрямую ведущий вал 26 трансформатора с первичным валом 3. Маслонасос гидро­ трансформатора приводится в движение через шестерню 33, насаженную на хвостовик вторичного вала 5. К торцевой крышке коробки перемены передач снаружи прикреплен маслонасос 27 гидросистемы машины, который приводится в движение через вал 28 и редуктор 29 от вторичного вала 5.

Включение в работу и выключение маслонасоса произво­ дятся из кабины машиниста через систему тяг и направляю­ щую скалку 30, которая, передвигая блок-шестерню 31, вво­ дит ее в зацепление с блок-шестерней 32.