Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
ной из высокопрочной легированной стали. Приводными могут быть как два, так и все четыре колеса. Время заполнения кузова 3 мин, время разгрузки 0,5 мин.
§ 3. Ковшовые погрузочно-доставочные машины с донной разгрузкой бункера через люк
К этому тішу относятся машины моделей TL-50, TL-55, TL-60, TL-70. Для разгрузки горной массы из бункера машины требуется спе циальное приспособление над приемным бункером или конвейером. Все машины имеют ломающуюся раму и дизельный привод с воздушным ох
лаждением и газоочисткой.
Характеристика машины TL-60 : грузоподъемность — 7,25 г; емкость кузова — 4,6 лі3; мощность двигателя— 145 л. с. и 2400 об/мин; макси мальная скорость передвижения 24 км/час; управление — гидравличе ское. Ведущих колес — 4. Радиус поворота (м): внутренний—5,38; внеш ний— 8,63. Размер шин 16,00X25. Габариты (м): длина с опущенным ковшом-— 8,53; ширина — 2,90; высота с опущенным ковшом — 2,19. Бес машины 17 г.
Машины получили широкое распространение на рудниках США и Австралии, они отличаются высокой производительностью.
Так, TL-70 грузоподъемностью 9,5 г эксплуатируется на свинцовом руднике «Мэгмонт» (штат Миссури) при камерно-столбовой системе. За 8-часовую рабочую смену при расстоянии доставки в один конец 420 м машина имеет среднюю производительность 500 г. Однако имеются слу чаи применения этих машин для доставки руды до бункера ствола на расстояние 1000 и более метров.
§ 4. Ковшовые погрузочно-доставочные машины с телескопической разгрузкой бункера
(тип «Экспаскуп»)
Этот тип ПДМ выпускается во Франции фирмой «Джой» и исполь зуется на французских железных рудниках.
Машины имеют ломающуюся раму, дизельный привод с газоочист кой. Кузов загружается ковшом, управляемым двумя гидроцилиндрами, а разгружается телескопическим устройством, встроенным в кузов. При эксплуатации этих машин на подземных рудниках получены высо кие показатели. Так, на одном железном руднике Франции среднесмен ная производительность машины ES-2 грузоподъемностью 15 т при транспортировании руды на расстояние до 450 м составляет 680 т.
§5. Ковшовые погрузочно-доставочные машины
сконвейерным бункером
Кпятой группе машин относятся наиболее известные модели «Лор рейн-5 и «Лоррейн-10» фирмы «Беното», а также «Эймко-15» (США). Эти машины имеют бункера с донным конвейером, что уменьшает динами
ческие нагрузки при рабочих процессах машины. Полное заполнение ак кумулирующего бункера и его разгрузка производятся посредством пе ремещения слоя горной массы конвейера вдоль бункера. Разгрузка бун кера может осуществляться в рудоспуски, конвейеры или в откаточные сосуды.
Машины «Лоррейн-5» и «Лоррейн-10» имеют дизельный привод и
пневмоколесный ход. Донный скребковый конвейер имеет изменяющуюся
высоту разгрузки.
Характерным отличием машины фирмы «Беното» является исполь зование принципа «убирающегося шасси», что позволяет значительно увеличить усилие напора ковша в штабель горной массы при внедрении со специальных продольных балок, на которые ложится машина при погрузке. В Советском Союзе машины этой группы пока не нашли при менения.
§ 6. Безбункерные погрузочно-доставочные машины
Особенностью этой группы машин является выполнение рабочим органом совмещенных функций погрузки и накоп ления материала. Горная масса может доставляться в ковше либо непосредственно к месту разгрузки, либо перегружать ся в другие транспортные средства. Все машины, имеющие аккумулирующие ковши, представляют собой мощные, вы сокопроизводительные агрегаты тяжелого типа с автоном ным приводом. Они способны доставлять груз на большие расстояния.
Рис. 85. Принципиальная схема ковшовой погрузочно-доста- вочной машины.
На рисунке 85 дана принципиальная схема ковшовой погрузочно-доставочной машины; в основу ее положен сек ционный принцип компоновки машины, что обеспечивает маневренность ее при .эксплуатации, упрощает ремонт и со держание. Рабочая секция 1 машины ковшового типа, опи рающаяся на ось передних колес 5, оборудована ковшом 2, подвешенным на системе рычагов 3, и перемещающимися двумя гидроцилиндрами. Тяговая секция 6 снабжена дизель ным двигателем 4 с комбинированной очисткой газов 7 и
воздушным охлаждением. Машины могут поставляться с дизельным приводом во взрывобезопасном исполнении с во дяным охлаждением.
Трансмиссия машины имеет гидротрансформатор с трехили четырехскоростной коробкой перемены передач. Задний и передний мосты являются ведущими, они оборудованы дифференциалами и планетарными встроенными в колеса редукторами. Все машины имеют ломающуюся раму, состоя щую из двух полурам, которые соединены шарнирным со единением. Поворот одной секции ПДМ относительно другой осуществляется двумя гидроцилиндрами. Эти машины снаб жены пневматическими тормозами, имеющими привод в тяговой секции, где также расположены маслостанция и блок электроснабжения.
Место водителя 8 и пульт управления находятся в тяго вой секции и для лучшего обзора размещены поперек на правления движения машины.
Технические характеристики основных ПДМ этого типа даны в таблице 16.
Погрузочно-доставочная машина ДК-2.8Д (рис. 86) созда на институтом НИПИГормаш. Она относится к классу тяже лых машин с поворотным ковшом, имеющим переднюю раз грузку. Горная масса доставляется в аккумулирующем ковше. Машина имеет автономный дизельный привод, пред назначена для погрузки и транспортирования полезного ископаемого по выработкам сечением более 12 ж2 в системах разработки с открытым забоем. Она способна грузить горную массу любой кусковатости. Наиболее эффективно машина может быть использована при погрузке и доставке горной массы на расстояние до 300 м. Она также может быть приме нена для погрузки в самоходные транспортные сосуды, для выполнения работ по зачистке и устройству дорог, доставке оборудования и материалов. Машину обслуживает один водитель.
Машина состоит из пневмоколесной ходовой части с шар нирно-сочлененной рамой, дизельного привода с системами нейтрализации выхлопных газов, питания, смазки, охлаж дения, гидромеханический трансмиссии, погрузочного орга на ковшевого типа, пневматической, гидравлической и элек трической систем и системы управления. Все механизмы ма шины приводятся в движение посредством четырехтактного двигателя марки ЯМЗ-238А мощностью 190 л. с. и 2100 об/мин, имеющего при 1500 об/мин крутящий момент Мкр-90 кГм.
Ходовая часть имеет пневмошинный ход с передними и задними ведущими мостами. Радиус переката составляет
3,0 м. Поворот машины осуществляется путем вращения полурам вокруг шарнира (седла) с помощью гидроцилиндров двойного действия. Шасси имеет продольную базу 3,6 м. Передача крутящего момента от двигателя на оба моста осу ществляется через коробку отбора мощности, гидромехани ческую трансмиссию и систему карданных валов. Все четыре колеса имеют колодочные тормоза с пневматическим при водом, управляются из кабины машиниста с помощью нож ных педалей. Имеется ручной стоячный тормоз.
Рабочий орган машины — ковш нижнего черпания — приводится в движение стрелой и рычажной системой с по мощью гидравлических цилиндров двойного действия с ручным управлением гидравлическими золотниками. Управ ление машиной осуществляется водителем из кабины, обору дованной двумя сиденьями и рулевым колесом с механизмом реверса.
Рама машины состоит из двух полурам, соединенных шарнирным устройством (седлом); к полурамам жестко прикреплены передний и задний ведущие мосты, имеющие идентичную конструкцию.
Ведущий мост (рис. 87) состоит из картера 1 в сборе и двух колес 2, крепится он к продольным балкам рамы с по мощью болтов 3. В картере размещены главная коническая передача и конический дифференциал. Крутящий момент от гидромеханической передачи через кардан, на конце вала
которого насажена коническая шестерня, передается на ко ническое колесо 5, прикрепленное к водилу 6 конического
планетарного редуктора (дифференциала). Водило вращает ся на двух конических подшипниках 7, вставленных в гнез де 8 корпуса моста. Вместе с водилом вращаются и четыре
конические шестерни-сателлита 9, посаженные на осях 10. Сателлиты, вращаясь, приводят в движение конические ко леса 1 1 , которые имеют шлицевые соединения с хвостовика
ми левой 12 и правой 13 полуосей.
Каждая из полуосей передает крутящий момент на пла нетарный редуктор, встроенный в ступицу колеса. На хвос товик полуоси на шлицах насажена солнечная шестерня 14 планетарного редуктора, которая, вращаясь вместе с полу осью, передает крутящий момент на три шестерни-сателлита 15, которые зацеплены с колесом 16. Так как колесо 16 за креплено неподвижно, то сателлиты будут перекатываться по ней, увлекая за собой водило 27, с которым они связаны пальцами 17. Водило через ступицу 18 заставляет вращать ся колеса в сборе. К ступице привинчен тормозной диск 19. Тормоз каждого колеса состоит из пневмоцилиндра 20, регу лировочного рычага 2 1 , который с помощью зубчатого со единения связан с регулировочной шестерней 2 2 , разжимно
го кулака 23 и его вала 24, ленты с системой шарниров. Вал 24 вращается на двух подшипниках скольжения, вмонти рованных в кронштейны.
Подшипники 26 ступицы колеса внутренними обоймами насажены на втулку 28 и ступицу 18. Первая напрессована на полуось 25 картера, а вторая имеет с ней шлицевое соеди нение. Водило 27 СЕязано со ступицей болтами. На шлицах ступицы 18 насажен диск 30 колеса, на котором смонтиро вана пневмошина 4. Диск 30 на ступице крепится кольцом 29, которое прижимается к диску шпильками. Пневмошина размером 18,00X25 (26-слойная) через ниппель 31 наполня ется сжатым воздухом давлением 5 кГ/см2.
Погрузочный орган (рис. 86) состоит из ковша 1, стрелы 16, рычага 17, правого и левого рычагов 18, двух гидроци линдров подъема стрелы 19 и двух гидроцилиндров поворо та ковша 2 0 .
Ковш навешивается на стрелу, которая в свою очередь шарнирно закреплена на раме машины. Рычаг 17 одним концом крепится к ковшу, а вторым — к двуплечему рычагу 18, шарнирно соединенному с рамой машины. С по мощью гидроцилиндра 19 стрела с ковшом может опускать ся и подниматься на высоту 2200 мм; с помощью гидроци линдра 20 производится поворот ковша на 55°. Максималь ные габариты машины при разгрузке ковша — 4550 мм.
Ковш сварной емкостью 4 м3 на рабочей кромке имеет четыре съемных зуба.
Гидромеханическая коробка передач (рис. 88) предназна чена для систематического регулирования скоростей и тя-
Рис. 88. Гидромеханическая коробка передач.
говых усилий в зависимости от условий передвижения ма шины и внедрения ковша в горную массу. Она обеспечивает работу двигателя на оптимальных режимах, а также предо храняет элементы ходовой части от перегрузок. Коробка передач имеет по четыре передачи для движения вперед и назад, соединяется она с коробкой отбора мощности кардан ными валами открытого типа с универсальными шарнирами на игольчатых подшипниках.
Коробка перемены передач имеет корпус 1, в котором
смонтированы гидротрансформатор 2 , первичный 3, проме
жуточный 4 и вторичный 5 валы в сборе, реверсивный меха низм 6 , промежуточный цилиндрический редуктор 5, гидро
система гидротрансформатора, состоящая из маслонасоса, предохранительных и редукционных клапанов, фильтров, системы маслопроводов.
Крутящий момент от коробки перемены передач на пе редний и задний мосты передается через систему карданных валов, которые соединены с валом 8 привода мостов. На
хвостовике промежуточного вала цилиндрического редукто ра 7 смонтирован фрикционный стояночный тормоз 9, управляемый через систему тяг вручную из кабины маши ниста.
Фрикционные муфты (фрикционы) 10, 11 первичного и вторичного валов служат для включения или выключения под нагрузкой той или другой зубчатых цилиндрических пар, смонтированных на первичном, промежуточном и 'вто ричном валах. Этими переключениями достигается опреде ленная скорость движения машин вперед. Включение муфт производится с помощью электрогидравлических Переклю чателей. На рисунке 88 показан электрогидравлический пе реключатель 12 первичного вала. Масло от переключателей через каналы 13 и вращающиеся уплотнительные соедине ния 14 подается в рабочую полость поршня 15 муфты. Раз жатие дисков фрикционов осуществляется под действием пружин 16. Реверсивный механизм включает в себя три шестерни 17, 18, 19 и фрикционную муфту 20. Последняя приводит в действие механизм путем сжатия дисков порш нем 2 2 , который двигается влево под действием масла, пода
ваемого в поршневую полость через вращающиеся соедине ния 23 и каналы 24. Выключается реверсивный механизм под действием пружин 25, которые рассоединяют диски пос ле прекращения подачи масла к поршню.
При установившемся режиме движения гидротрансфор матор выключается из работы путем включения фрикцион ной муфты, которая соединяет напрямую ведущий вал 26 трансформатора с первичным валом 3. Маслонасос гидро трансформатора приводится в движение через шестерню 33, насаженную на хвостовик вторичного вала 5. К торцевой крышке коробки перемены передач снаружи прикреплен маслонасос 27 гидросистемы машины, который приводится в движение через вал 28 и редуктор 29 от вторичного вала 5.
Включение в работу и выключение маслонасоса произво дятся из кабины машиниста через систему тяг и направляю щую скалку 30, которая, передвигая блок-шестерню 31, вво дит ее в зацепление с блок-шестерней 32.