Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
Рулевое управление (рис. 89) имеет обособленную гидро систему, в которую входят два гидронасоса 1 , 2 , масляный бак 3, фильтр 4, обратный клапан 5, два гидроцилиндра 6 и
/5
7 с гидрозамками 8 . Аппараты и приборы гидросистемы с
помощью штуцеров, тройников, угольников соединяются на порными рукавами. Изменение направления движения ма шины осуществляется путем поворота с помощью гидроци линдров тягача относительно прицепа.
Подача масла в переднюю полость гидроцилиндра произ водится посредством гидрораспределителя 9, который управ ляется рулевым колесом 10 через рулевую колонку 11. По ступление масла в гидроцилиндры, а следовательно, и пово рот тягача относительно прицепа прекращается сразу же, как только приостанавливается вращение рулевого колеса. Подача масла в гидроцилиндры прекращается из-за того, что золотник гидрораспределителя возвращается в нейтральное положение следящей системой, которая скомпонована из тя ги сошки 12 и сошки 13, вала сошки 14, шарнирной муфты. Гидронасос 2 включается в работу периодически посредством рычага 15, тяги 16, вала 17 и рычага 18 в сборе.
Электрическая система, куда входят аккумуляторная батарея, стартер, динамомашина, реле обратного тока, осве щение, заимствована у машины ПДН-ЗД.
Погрузочно-доставочная машина ДК-2.8Д прошла про мышленные испытания на Миргалимсайском руднике в на
чале 1970 г. и была рекомендована к серийному производст ву. Среднеэксплуатационные показатели машины ДК-2,8Д, полученные на Миргалимсайском руднике в 1972 г.: произ водительность при длине доставки — 100 м; техническая — 82,2 т/ч, сменная — 204 г, месячная — 9850 тпри коэффи циенте использования во времени — 0,42; себестоимость погрузки и доставки 1 травна 0,399 руб. С 1972 г. организо вано производство ПДМ-ДК-2,8Д на Донецком машинострои тельном заводе им. Ленинского комсомола. С 1974 г. начнут выпускаться ПДМ ПД-5 с ковшом емкостью 2 м3 с дизель
ным приводом мощностью 130 л. с. и ПДМ ПД-12 с ковшом емкостью 4 ж3 и дизельным приводом мощностью 260 л. с. во взрывобезопасном исполнении [16].
Зарубежные погрузочно-доставочные машины
Производственное объединение «Фадрома» (Польша) выпускает две
100
модели ПДМ с ковшом: SLO:I и MLO— -^-грузоподъемностью от 2,3 до
4,5 т.
Американская фирма «Вагнер» выпускает десять моделей машігн типа Scoop Tram (ST) с ковшом-кузовом емкостью от 0,76 до 6,12 м3 и грузоподъемностью от 1,4 до 11 т.
На загрузку ковша затрачивается от 0,3 до 0,6 мин, а время на раз грузку ковша составляет от 0,3 до 0,4 мин. Машины обладают чрезвы чайно высокими тяговыми и скоростными параметрами, благодаря чему они в груженом состоянии могут преодолевать подъем от 19 до 30° со скоростью 1,5—2,0 км,'час. Машины отличаются малым радиусом пово рота.
Модели ST-1,5, ST-2A и ST-4A получили наибольшее распростране ние на подготовительно-нарезных работах.
Остальные модели используются на очистных работах.
Фирма «ГХХ Штеркраде» (ФРГ) выпускает четырнадцать моделей ПДМ типа ST с емкостью ковша от 0,76 до 8,5 м3 грузоподъемностью от 1,4 до 12 г. Эти машины по некоторым техническим данным отличаются от подобных моделей фирмы «Вагнер».
Малогабаритные модели G-ST-1, G-ST-1,5 и G-ST-1.5A на рудных шахтах не применяются. ПДМ G-ST-2A и G-ST-2B в основном исполь зуются на проходке горных выработок и в очистных забоях малого сече ния. Эти модели отличаются друг от друга только геометрическими па раметрами и незначительно скоростными качествами. Машина G-ST-3 применяется как в проходческих, так и в очистных забоях.
Необходимость использования ПДМ в различных горнотехнических условиях обусловила изготовление двух моделей G-ST-4A и G-ST-4B, ко торые отличаются друг от друга только усилием черпания на кромке ковша и габаритными размерами. Машины G-ST-5A и G-ST-5B имеют также различные грузоподъемность и габаритные размеры. Эти машины широко применяются на очистных работах.
Модель G-ST-5SL имеет наименьшую высоту и малую производи тельность из ПДМ ST5, используется на погрузке и доставке при разра ботке тонких пластов сыпучих материалов. G-ST-8v п G-ST-11 по реко мендациям фирмы целесообразно использовать для работы на калийных и соляных шахтах.
Наиболее мощными машинами среди ковшовых ПДМ являются G-ST-8 и G-ST-8A; они могут эксплуатироваться только в очистных за боях на погрузке тяжелых и крупнокусковых руд.
Средняя производительность машины достигает 200 т в час при длине доставки 150 м.
В 1970 г. фирма «Вагнер» выпустила новую малогабаритную маши ну HST-1 на пневмашинном ходу с емкостью ковша 0,76 at3, дизелем «Дейтц» и гидромеханической коробкой передач; нижнее педальное уп равление обеспечивает плавное регулирование скорости от 0 до 10 км/час. Благодаря высокой маневренности машины, она предназначена для работы в выработках небольшого сечения. Высота машины в транспорт ном положении 1,8 лг, ширина 1,2 м.
Фирма «Вабко» (США) выпускает восемь моделей типа ST с емко стью ковша от 1,15 до 7,65 м3. Эти машины отличаются повышенной гру зоподъемностью, что позволяет эксплуатировать их на рудниках, где на сыпной вес горной массы достигает 3,0 т/м3. Благодаря установленным мощным дизельным двигателям машина способна развивать высокие на порные усилия и скорости.
ПДМ фирмы «Шопф машиненбау» (ФРГ) успешно эксплуатируют ся в соляной, калийной н железорудной промышленности.
Модель L 62 используется на проходке штреков малого сечения. Она имеет две скорости движения как вперед, так и назад. По своим тех ническим данным она близка к машине G-ST-1.
Машина L110 сходна с G-ST-5A и эксплуатируется на очистных ра ботах. При длине доставки 150 .it достигнута производительность 125 т/час. От G-ST-5A отличается меньшим собственным весом и меньшей емкостью ковша, однако она имеет большие радиусы поворота.
Модель L118 отличается от L110 большей емкостью ковша и собст венным весом. Применяется на погрузке и доставке легкой горной массы.
Фирма «Эймко» (США) выпускает пять моделей машин типа ST. Одна из них («Эймко-802 LHD») имеет пневмопривод, остальные — ди зельный привод. Эти машины успешно используются при разработке рудных месторождений.
Модели «Эймко-802 ЬНД» и «Эймко-911 ЬНД» предназначены для
проходки штреков сечением до 5 м |
Они имеют технические характери |
стики, сходные с характеристиками G-ST-2A и G-ST-2B. |
|
«Эймко-915 LHD» может быть |
сравнима с моделями G-ST-5A и |
G-ST-5B. Основными преимуществами этих машин являются повышенная грузоподъемность, большая скорость хода и меньшие радиусы поворота. Машины эксплуатировались в очистных забоях, где была получена про изводительность 150 т/час при длине доставки 150 м.
Самой мощной машиной этого типа, выпускаемой фирмой «Эймко», является «Эймко-916 LHD». Она может работать на погрузке тяжелых руд (2,45 т/м3) в очистных забоях подземных рудников. Машина имеет по сравнению с G-ST-5A меньший радиус поворота, более маневренна, но развивает меньшее усилие на ковше.
В последние годы фирма выпустила модель ЭІІЬНД на электриче ском приводе для работы в выработках ограниченного сечения и две но вые модели: 917ЬНД грузоподъемностью 9,5 т и 920 ЬНД грузоподъем ностью 15 т.
Модель 462HCS фирмы ANF имеет грузоподъемность 5 т. По своим конструктивным и техническим данным и надежности уступает другим ПДМ этого типа, выпускаемым за рубежом.
Ниже рассматривается ПДМ G-ST-5A (рис. 90), которая широко рас пространена на зарубежных рудниках. Она может работать в выработках шириной не менее 4 .it и высотой более 2 м с углом подъема до 15°.
В Советском Союзе эти машины эксплуатируются в очистных забо ях рудников комбината «Ачполиметалл».
По общей компоновочной схеме машина мало отличается от ДК- 2,8Д. Особенностью G-ST-5A является применение на ней двигателя фир мы «Дейцдизель» с Ѵ-образным расположением цилиндров, имеющего воздушное охлаждение.
Повышенная рабочая температура двигателя создает благоприятные условия для функционирования комбинированной газоочистительной установки, так как дожигание выхлопных газов в катализаторе начина ется при температуре 200—250°. Для быстрого запуска двигателя преду смотрено приспособление для подогрева форсунок.
ПДМ G-ST-5A состоит из силовой и рабочей частей, смонтированных на отдельных полурамах, которые связаны между собой шарнирным сое динением 11.
Каждая полурама имеет жестко закрепленную к ней пневмошинную колесную пару (мост). Силовая часть комплектуется из дизельного дви гателя 9, гидротрансформатора 18. коробки перемены передач 13; гид равлической, электрической, пневматической, топливной систем, а также рулевого управления.
Рабочая часть включает в себя ковш 1, систему управления ковшом, состоящую из стрелы 2, двуплечего рычага 3, тяги 4 и гидроцилиндров 5, 6 поворота ковша и подъема стрелы.
Поворот машины во время движения осуществляется с помощью двух гндроцнлиндров 12. Передний 7 и заднігіі 8 мосты являются веду щими. Они имеют главную коническую передачу, конический дифферен циал, от которого через полуоси крутящий момент передается на плане тарные редукторы, встроенные в ступицы правого и левого колес. Раз меры пневмошин — 18,00X25 с 24 прокладками, давление в них— 4,2 ати. Крутящий момент от двигателя на мосты передается через муф ты сцепления, гидромеханическую коробку перемены передач и кардан ную передачу. Машина имеет автоматическую блокировку отключения муфты сцепления хода вперед при затормаживании ее ножным тормо зом. После того как будет отпущена ножная педаль тормоза, муфта сцепления хода вперед включается автоматически.
Каждое колесо имеет колодочный тормоз, управляемый пневмоци линдром. На машине предусмотрен также стояночный тормоз.
Для питания сжатым воздухом давлением 6 ати пневмоцилиндров тормозов и муфты сцепления, масляных фильтров на машине предусмот рена пневматическая система, состоящая из компрессора, двух ресиве ров, фильтра, регулятора давления с предохранительным клапаном, пус ковых кранов.
Гидросистема питает маслом гпдроцилиндры управления ковшом и поворота машины. С тем чтобы поддержать заданную скорость подъема и опускания ковша, а также его поворота, число оборотов двигателя должно быть около 1500 об/мин. Гидротрансформатор 18 имеет свою замкнутую гидросистему с радиатором 17 для охлаждения рабочей жид кости.
Электрическая система включает в себя аккумуляторные батареи 16, напряжением 24 в, динамомашину для подзарядки батареи и осве щения, стартер. Слева в передней части машины находится кабина 10 водителя, где размещены все приборы и аппараты управления машиной.
С целью облегчения и ускорения процесса погрузки передние колеса оснащены устройством от пробуксовки. Вдоль переднего моста пропущен сквозной вал, на концах которого насажены ребристые неподвижные катки 14, прижимающиеся с помощью гидроцилиндров 15 к шинам передних колес и предохраняющие их от пробуксовки. Особенно хорошо пользоваться этим устройством при погрузке на неровной и мокрой поч ве. Однако им нужно пользоваться постоянно в процессе погрузки.
Гидротрансформатор 18 и коробка передач 13 работают вместе и снабжаются маслом от одной гидросистемы. Для удобства обслуживания они конструктивно выполнены раздельно.
Гидротрансформатор в сборе состоит из самого гидротрансформато ра, шестеренчатого гидронасоса для питания гидротрансформатора, флан ца для крепления этого насоса.
Гидротрансформатор состоит из четырех частей: насосного колеса, соединенного с двигателем; турбинного колеса, соединенного с коробкой передач; неподвижного направляющего аппарата и муфты для соедине ния с двигателем.
В процессе использования машин на руднике «Западном» комбина та «Ачполиметалл» были получены следующие данные при средней дли не доставки 81 м: техническая производительность 100, 5 т/час, эксплу атационная производительность (г): сменная — 320, месячная— 15318 при коэффициенте использования 0,72.
Фирма «Катерпиллер» (США) выпускает серию пневмоколесных погрузочно-доставочных машин Cat 922, 944, 950, 966, 980 и 988 с ем костью ковша от 1 до 5 м3, весом от 8,3 до 31 т и мощностью дизельных двигателей от 80 до 300 л. с. Эти машины могут работать и как погруз чики. Самый крупный погрузчик Cat-988 (рис. 91) широко распростра-
Рис. 91. Погрузочно-доставочная машина Cat-988.
нен на карьерах и подземных рудниках, где он постепенно заменяет эк скаваторы. Этот погрузчик по общей компоновочной схеме мало отлича ется от машины ST. Он имеет шарнирно-сочлененную раму, дизельный двигатель мощностью 300 л. с. при 2060 об/мин, гидромеханическую ко робку перемены передач планетарного типа. Емкость ковша — от 3 до 5 мг, грузоподъемность 18 т, радиус поворота 7,8 м, вес 29,5 т.
Погрузчик Cat-988 был также испытан на шахте 55 Джезказганско го комбината, где были получены хорошие эксплуатационные показатели.
Примеры применения безбункерных погрузочно-доставочных машин за рубежом.
На руднике «Рамсбек» (ФРГ) разрабатывается жильное месторожде ние системой подэтажных штреков. Для механизации погрузочно-доста вочных работ используется ПДМ ST-2B, которая транспортирует руду по штрекам сечением 1,40X1,55 м, как из подготовительных, так и очист ных забоев. Производительность труда забойного рабочего составила 37 т/смену.
На восьми рудниках компании «Инко» (Канада) в 1970 г. работали
146 машин ST, из них : ST-8A — 5 шт., ST-5A — 97 шт., ST-4A — 2 шт., ST-2A — 32 шт.
Машины эффективно используются при системах разработки с магазинированием руды, подэтажными штреками, подэтажного и этажного обрушения с закладкой.
Полученная на этих рудниках сменная производительность машин и зависимость ее от расстояния доставки приведены в таблице 17.
Таблица 17
Сменная производительность машин ST в зависимости от длины доставки
Тип |
Грузо- |
|
Длина доставки, |
М |
|
|||
подъем- |
|
|
|
|
|
|
||
ПДМ |
|
|
|
|
|
|
||
ность, т |
70 |
90 |
100 |
200 |
300 |
360 |
||
|
||||||||
|
|
|||||||
ST-2A |
2,7 |
500 |
800 |
430 |
300 |
240 |
210 |
|
ST-4A |
5,5 |
— |
770 |
540 |
400 |
360 |
||
ST-5A |
6,7 |
|
|
800 |
.660 |
500 |
430 |
|
|
|
|
|
7=150 лі |
|
|
|
|
С 1971 г. на рудниках этой компании начали широко |
применять |
|||||||
вместо ST-4A и ST-5A машины ST-8A с ковшом |
емкостью 6,1 лі3 при |
системах блокового обрушения, подэтажных штреков и подэтажного об рушения, что привело к снижению себестоимости добычи.
На руднике «Крайгмонт» (Канада) при добыче никелевой руды сис темой подэтажного обрушения работали 7 машин ST-4A, средняя произ водительность каждой при длине доставки в один конец, равной 220 лі,
составляла 300 т/смену.
На медном руднике «Мейдлайн» (Канада) при отработке залежи с углом падения 70—75° применяется система подэтажных штреков. На проходке подэтажных штреков сечением 2,9X2,7 м используют машины «Каво-310». Уборка руды из камер производится машинами ST-5A, рас стояние доставки от 30 до 180 м (среднее 82 лі). Дорога имеет бетонный слой толщиной 150 мм, который устлан металлической сеткой с ячейка ми 150X150 мм. Сечение транспортных штреков 4X3 лі. Средний цикл доставки (сек): погрузка — 25; транспортировка — 45; разгрузка — 8,5; возвращение — 45. Время цикла — 2 мин 3,5 сек. С учетом простоев ма шина делает от 90 до 100 рейсов при производительности около
500т/смену.
Технический осмотр ST-4A производится через 100 час работы. Ка
питальный ремонт через 1500 час. Все ремонты, кроме капитального, производят в подземных мастерских, капитальный — в мастерских на поверхности.
Медный рудник «Cobar» (Австралия) применяет систему разработки с закладкой очистного пространства. Наклонные штреки пройдены в лежачем боку рудных тел, благодаря чему самоходное оборудование, в том числе и применяемые на руднике ST-5A и «Эймко-916 ЬНД» могут ремонтироваться под землей в специально оборудованных мастерских.
На полиметаллическом комбинате «Outohumpu Qy» (Финляндия), где крепкая руда добывается системой подэтажных штреков, работает 21 машіша ST-5A и ST-8 на очистных работах и проходке подэтажных штреков.