Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для погрузки руды при выпуске ее из подэтажа и доставки на корот­ кие расстояния испытывались также погрузчики Cat-980 с емкостью ков­ ша 3,2 .и3, имеющие дизель мощностью 235 л. с.

На полиметаллическом руднике оMount JSA» (Австралия), где при­ меняется система подэтажных штреков, на доставке руды используется самая крупная в мире ПДМ фирмы «Вагнер» ST-9-11 с ковшом емкостью 6,87 м3 и грузоподъемностью 15 т, специально изготовленная для рабо­ ты на тяжелых рудах.

Урановый рудник «Kendrick Boy» (США) отрабатывает крутопадаю­ щую залежь системой подэтажных штреков с высотой подэтажа 15— 20 м. На погрузке руды используется погрузчик Cat-988, который грузит в 35-тонные самосвалы Cat-769.

На железном руднике «Кируна» (Швеция), где выемка ведется сплошной системой слоями высотой 13,5 лі, при уборке руды начали при­ менять погрузчики Cat-980 и самосвалы грузоподъемностью 25 т.

§7. Погрузочно-доставочные машины с гребковым погрузочным органом и конвейерным бункером

Кшестой группе погрузочно-доставочных машин отно­ сятся машина ПДВ-2 и скреперный грузчик ГСС-1.

Погрузочно-доставочная машина ПДВ-2 института

«НИПИГормаш» (рис. 92) выпускается заводом «Комму­ нист». Она состоит из ходовой части на пневмошинном ходу,, погрузочного органа гребкового типа, кузова с донным плас­ тинчатым конвейером, тормозной системы и системы управ­ ления. Машина предназначена для погрузки и доставки: горной массы при проходке подготовительных горизонталь­ ных выработок сечением более 4,5 м2, а также для очистных; работ при добыче руды системой слоевого обрушения.

Техническая характеристика

 

Производительность, м3/час

 

30

только на погрузке

25

при погрузке H доставке, м:

11,0

 

50

9,0

.Д^лглишир лндатя-лг жладужц лгТ^г.м 2

і >— S

Скорость передвижения, км/час

преодолеваемый

0-г-5

Максимальный угол подъема,

6

груженой машиной, град

 

Удельное давление на грунт, кГ/см2

3-1-5.

Дорожный просвет, мм

 

227

Емкость аккумулирующего конвейера, лі3

1

Скорость цепи конвейера, м/сек

 

0,1

Суммарная мощность двигателей, л. с.

35

Габаритные размеры, мм:

 

3100

длина в транспортном положении (с поднятым

носком)

 

1850

высота в рабочем положении (с поднятым

гребком)

 

1610

Высота в транспортном положении, л і л і

Ширина машины, мм

 

1350

Вес машины, кг

 

4200

Ориентировочная стоимость машины,тыс. руб.

13,9


Преимуществом машины является возможность исполь­ зования ее при доставке руды по выработкам сечением 2,0X 2,5 т, пересекающимся под прямым углом. Исполне­

ние — рудничное, нормальное. Дарасунским заводом, горно­ го оборудования в 1967 г. была выпущена опытная партия этих машин, которые прошли испытание на рудниках Совет­ ского Союза.

Ходовая часть (рис. 92) состоит из рамы 19, двух веду­ щих колес 2 0 , одного рулевого колеса 2 1 , привода 2 2 веду­

щих колес, привода поворота 23 рулевого колеса, правого и левого пневмоцилиндров 12 подъема конвейера. Сзади к раме закреплена подножка 24. Каждое из ведущих колес жестко закреплено к раме и имеет индивидуальный привод, состоящий из пневмодвигателя ДР-10у мощностью 12 л. с.

и 800 об/мин, и редуктора. Рулевое колесо 21 шарнирно за­ креплено в вилке вертикальной стойки, которая жестко свя­ зана с поворотным многоопорным кругом. Зубчатое колесо этого круга находится в зацеплении с шестерней выходного вала редуктора привода 23 поворота. К редуктору на флан­ цах прикреплены два лопастных пневмодвигателя мощнотью 1,4 л. с. каждый, которые приводят в действие меха­ низм поворота колеса.

Аккумулирующий конвейер скомпонован из лотка 1, жестко скрепленного с рамой 2 конвейера и двумя его борта­

ми 3, 4, пластинчатой цепи 5, приводной и натяжной стан­ ций. Бункер конвейера шарнирно закреплен на двух цап­ фах 6 к раме машины. Приводная станция включает в себя

приводную головку 7, состоящую из вала с двумя звездоч­ ками, двух подшипниковых узлов, червячно-цилиндрическо­ го редуктора 8 и прифланцованного к нему пневмодвигате­

ля 9 ТТД 12/7 мощностью 12 л. с.

Приводная головка имеет винтовое натяжное устройст­ во 1 0 .

Натяжная станция 11 конвейера размещена у приемного лотка; состоит из оси, двух вращающихся на ней направляю­ щих роликов цепи, винтового натяжного устройства. Подъем и опускание аккумулирующего конвейера производятся по­ средством двух пневмоцилиндров 12. Погрузочный орган — рычажно-шарнирный верхнего черпания (гребковый) — имеет глубину и высоту заброса гребка 1100 мм. Усилие внедрения гребка в горную массу 800 кГ. Усилие рабочего хода гребка 3000 кГ. Он состоит из гребка 13, тяг 14, пневмо­ цилиндра нагребания 15, стоек 16 правой и левой, двух пнев­ моцилиндров внедрения 17; каждый из цилиндров шарнир­ но закреплен штоком к стойке, а посредством цапфы — к боковой стенке аккумулирующего конвейера.

Пульт управления машиной, состоящий из кранов, фильтров, манометра, расположен сзади машины, где для размещения машиниста к раме закреплена подножка.

При необходимости погрузки горной массы в забое ма­ шинист, открыв кран на воздушной магистрали, подает че­ рез шланг 18 сжатый воздух на пульт распределения. На­ жатием на соответствующий рычаг крана подается сжатый воздух в цилиндры 1 2 подъема конвейера, при этом опуска­

ется лоток 1 к почве. Затем подается сжатый воздух в пнев­ модвигатели ходовой части и машины, работая как бульдо­ зер, движется вперед, пока не упрется в штабель горной массы. После этого включается в работу посредством цилинд­ ра внедрения и нагребания рабочий орган, нагребая горную массу на конвейер. Как только образуется определенный


навал горной массы, включается на короткое время кон­ вейер, который протаскивает массу в бункер.

Погрузка продолжается до тех пор, пока не будет запол­ нен весь бункер. После окончания погрузки выключается погрузочный орган, гребок размещается на лотке, опускает­ ся хвостовая часть бункера. Лоток в это время приподнима­ ется, включается привод хода и груженая машина движется к месту разгрузки. Разгрузка осуществляется при опущен­ ном лотке путем включения конвейера в противоположную сторону. После разгрузки конвейер устанавливается в транс­ портное положение, включается ход, и машина идет в забой для повторной загрузки. Машина ПДВ-2 распространена на железных рудниках Урала и Кривого Рога, где она в комп­ лексе с буровыми каретками СБКН-2п применяется на про­ ходке горизонтальных выработок.

Рис. 93. Скреперный грузчик ГСС-1.

Самоходный скреперный грузчик ГСС-1 (рис. 93) создан Копейским машиностроительным заводом им. С. М. Кирова. Он может эффективно применяться при следующих усло­ виях: 1) когда забой имеет высоту не более 2 м; 2) при сложной гипсометрии почвы залежи, когда угол подъема и падения ее колеблется от 15 до 30°; 3) когда забои имеют плохую и слабую кровлю, где продолжительное пребывание людей и машин опасно; 4) при проведении нарезных и под­

готовительных выработок, когда нет смысла применять дру­ гое высокопроизводительное погрузочное оборудование; 5) при проходке верхних подсечек в забоях мощных зале­ жей, когда отбитая руда из забоев подсечки скреперуется вниз на почву выработки, где она грузится экскаваторами в большегрузные самоходные вагоны.

ГСС-1 состоит из ходовой гусеничной тележки, скрепер­ ной лебедки, пластинчатого конвейера, скрепера, гидравли­ ческой системы, электрооборудования, системы блоков с ка­ натами.

Техническая характеристика

 

Производительность машины при максимальной длине скре­

перования, тічас

 

25

Вес (без скрепера), кг

 

17600

Габаритные размеры, мм:

 

7700

длина

 

ширина (без сидения)

 

2060

высота

 

2500

Максимальная высота погрузки, мм

 

2450

Тип скреперной лебедки

 

55-ЛС-Зп

Управление скреперной лебедкой

 

Дистанционное

Электродвигатель гусеничного хода АО 63-4

 

2 шт

мощность, кет

 

14

число оборотов, обімин

 

1460

Скорость передвижения грузчика, м/мин:

 

12,4

на первой передаче

 

на второй передаче

 

21

Удельное давление на грунт, кГ/см2

 

1,2

Электродвигатель конвейера АО 63-4:

 

2 шт

мощность каждого, кет

 

14

число оборотов, обімин

 

1460

Скорость движения пластинчатой цепи, м/сек

 

0,96

Ширина конвейера, мм

 

740

Тип конвейера

Пластинчато-скребковый

Давление в системе, кГ/см2:

 

100

подъемных гидроцилиндров

 

управление лебедкой ипереключения скоростей

30

Масляный насос НШ-16В

 

Левого вращения

Производительность маслонасоса, л/мин

 

16

Первых два опытных образца скреперного грузчика ГСС-1 прошли промышленные испытания в первой половине 1962 г. на шахте 44 Джезказганского рудника. Грузчики испытывались со скрепером емкостью 0,4 м3.

Копейский завод выпустил небольшую партию этих ма­ шин, которые долго эксплуатировались на некоторых шах­ тах Джезказганского и Ачисайского комбинатов. Их приме­ няли при проведении проходческих и нарезных работ, а так­ же в камерах малой мощности. Грузчики ГСС-1 оказались малоэффективными, имели большую аварийность, из-за чего они не получили дальнейшего распространения, За 1965 г.


на шахте 44 Джезказганского комбината среднесменная производительность грузчика составила около 100 т, а за первую половину 1966 г. — 115 т. Существующая модель грузчика ГСС-1 требует коренного усовершенствования, в том числе замену пластинчатого конвейера на скребковый. Следует также довести конструкцию установки для ближне­ го скреперования с целью придания ей нужной прочности

ижесткости.

§8. Погрузочно-доставочные машины с виброковшами

ивибробункерами

На машинах этой группы использован принцип вибра­ ционной бункеризации — накопления перед преградой слоя насыпного груза, находящегося под воздействием направ­ ленных виброимпульсов. В машинах 1ПДН-2Э и ПДН-3 пре­ дусмотрено сочетание ковшового погрузочного органа с аккумулирующим бункером, снабженным виброднищем. Ма-

Рис. 94. Вибрационный погрузочно-доставочный бункерирующнй рабочий орган : 1 — лоток ; 2 — уравновешивающий кон­ тргруз; 3 — гидравлические вибраторы; 4 — качалки; 5 — упругие элементы.

шина ПДН-1В снабжена лотковым вибрационным рабочим органом (рис. 94), передний участок которого используется для захвата материала из штабеля, а остальная часть — для


накопления погруженной горной массы. Благодаря непре­ рывности и совмещению во времени процессов погрузки и бункеризации несколько испытанных разновидностей этих машин показали существенное увеличение производитель­ ности по сравнению с ковшовыми агрегатами соответствую­ щих размеров. Привод новых типов погрузочно-доставочных машин электрогидравлический, питание подается через ба­ рабан с автоматической подмоткой кабеля. Машины могут иметь как гусеничный, так и пневмошинный ход.

Шахтные испытания машин с рабочими органами новых типов подтвердили экономическую эффективность дальней­ шего их развития и внедрения в горнорудную промыш­ ленность.

§ 9. Производительность погрузочно-доставочных машин

Техническая производительность

а)

Для ковшовых бункерных машин

 

 

 

Q4 =

60 - б—"'-G- ,

м 3/час .

(5.1)

 

 

 

І'Лр

 

 

 

 

 

Q4 =

60 6 t ' A p6 Г , m/час,

(5-2)

где

Ѵб— геометрическая емкость бункера, ж3;

 

£— время рабочего цикла, мин;

 

 

■Кн.б=

0,75-4-1,0 — коэффициент наполнения бун­

 

 

кера;

 

 

 

 

•f— объемный вес материала в целике, т/м3;

 

К р=

1,54-1,6 — коэффициент разрыхления.

 

t

t n —|— £ г —j—£ п —{—£ р аз ,

JVLUH ,

 

здесь

£„, £г, £„,

£раз— соответственно время, затрачиваемое

 

 

 

на наполнение бункера, езду к месту

 

 

 

разгрузки

и возвращение

в забой,

 

 

 

разгрузку;

 

 

 

 

 

 

ѴѴ-ВГн.б

 

 

 

^н= -^п(^1‘4- ^2- Ь^з)*00.ук.

M U H ,

 

где К п= 1,254-1,35— коэффициент, который учиты­ вает время, затрачиваемое на переезды ма­ шины в забое, выбор негабарита и складиро­ вание его в забое для вторичного дробления ;