Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Привод |
Элект- |
Кабель |
Дизе- |
Электрокабельн. |
|
рич. |
ный |
льн. |
|
Число двигателей, шт. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
из них |
ходовых |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
привода |
конвейе |
|
|
|
|
|
|
ра и гидронасо- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
са |
|
||||||
Общая установленная |
33 |
46 |
96 |
84,2 |
75 |
115 |
|
мощность, кет |
|
||||||
Напряжение, вольт |
250 |
250 |
250 |
550 |
2 5 0 - |
550 |
|
Габаритные |
размеры, |
|
|
|
|
-5 5 0 |
|
м : |
|
7,4 |
7,73 |
8,0 |
7,6 |
8,0 |
8,00 |
длина |
|
||||||
ширина |
|
2,35 |
2,45 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
2,7 |
высота |
|
1,4 |
1,75 |
1,7 |
1,65 |
2,0 |
2,0 |
Вес, т |
|
12 |
• 11,5 |
17,2 |
17,5 |
15 |
20,25 |
ный бункер 5, куда производится погрузка полезного ископаемого.
В днище кузова размещен двухцепной скребковый кон вейер, имеющий скребки 6 прямоугольного сечения, привод ную и натяжную головки. Цепь 7 конвейера роликовая с шагом 80 мм приводится в движение через блок звездочек 8 от специального привода (рис. 100). Последний состоит из червячного редуктора 1 с передаточным числом £ = 17, кар данного вала 2, муфты включения конвейера 3, цилиндри ческого редуктора 4 с і —6,05 и электродвигателя 5 постоян ного тока со смешанным возбуждением серии ДП-31 мощ ностью 12 кет и л-1312 об/мин. Этот электродвигатель и
Рис. 100. Привод конвейера и маслостанции.
цилиндрический редуктор приводят также во вращение два маслонасоса 6 гидроситемы. При необходимости приведе ния в движение скребковой цепи включается фрикционная дисковая муфта сцепления с помощью гидродомкрата 7.
254
Окончание таблицы 21
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Дизель- |
|
Трол. |
Элек- |
Дизель- |
Элект- |
Ди- |
Элект- |
Дизель- |
ный |
|
кабе- |
тро-ка- |
но- |
ро-ка- |
зельно- |
ро-ак- |
но- |
|
! |
льн. |
бельн. |
электр. |
бельн. |
электр. |
кумул. |
электр. |
— |
5 |
3 |
3 |
3 |
— |
3 |
4 |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
— |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
136 л.с. |
65 л.с. |
16,5 |
62 л.с. |
52,4 |
120 |
л.с. |
22,2 |
170 л.с. |
и |
I 250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
|
— |
500 |
8,66 |
|
7,90 |
6,68 |
7,53 |
7,6 |
|
7,6 |
7,3 |
8,4 |
2,83 |
|
2,39 |
2,35 |
2,44 |
2,3 |
|
2,4 |
2,99 |
3,0 |
1,83 |
1 |
1,44 |
1,22 |
1,73 |
і,б |
1 |
1,7 |
1,37 |
1,7 |
18,2 |
— |
9,2 |
13,0 |
15,5 |
16,0 |
11,5 |
24 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведущими являются задние колеса, каждое из которых насажено на отдельной полуоси, приваренной к боковым прогонам рамы. База вагона 2,7 м, колея 2 м. Каждое коле со имеет индивидуальный привод (рис. 101), который комп-
г |
4-=1------ |
|
J |
« |
|
|
Ч |
|
|
4 h |
|
|
Л' |Г pit»1 |
HI1 |
« а в Л — к ѵ к с д
V
Рис. 101. Привод колеса.
лектуется из электродвигателя 1 серии ДП-32 постоянного тока с последовательным возбуждением мощностью 17 кет, л-1000 об!мин, цилиндро-червячного двухступенчатого ре дуктора 2 £=25 и цепной передачи 3 с г = 3,36 и шагом цепи
255
45 мм. На выходном конце вала червячного колеса помещен дисковый тормоз 4.
Передние колеса 9 (см. рис. 99) являются управляемы ми. Они отклоняются относительно продольной оси вагона через тяги с помощью гидроусилителя 10; работа послед него регулируется рулевым колесом 11 через вертикальную и горизонтальную цепные передачи. Шины колес имеют размер 14,00X20. Питание энергией источники электриче ского тока получают или через штанговый токосъемник 12, или через гибкий плоский кабель 13 сечением 2X 35+ 1X Х10 мм2. Во время движения вагона кабель наматывается или разматывается на специальный барабан кабестана. С ба рабана питание поступает по кабелю в электросборку 18, где смонтирована пусковая аппаратура и, в частности, кон такторы включения электродвигателей приводов конвейера
и хода.
Для питания гидроаппаратов .маслом под давлением на вагоне предусмотрена маслостанция, состоящая из масло бака 26 (рис. 99), двух маслонасосов 6 (рис. 100), предохра нительных клапанов. Один маслонасос давлением 30 кГ/см2 питает маслом гидродвигатель кабельного барабана и гидро домкрат включения муфты конвейера, второй насос типа НШ-46Л с п-725 об)мин под давлением 70 кГ/см2 подает масло по шлангам к гидроусилителю рулевого управления. Гидравлическая схема вагона приведена на рисунке 102.
Машина имеет тормоза с ножным или ручным гидро приводом.
Кабестан (рис. 99) служит для автоматического наматы вания на барабан и разматывания с него питающего вагон кабеля; он состоит из барабана с кабелеемкостью 200 м и привода, который в свою очередь включает в себя цепную передачу и гидродвигатель с автоматическим клапаном управления. Для равномерной укладки кабеля по ширине барабана предусмотрен винтовой кабелеукладчик, приводи мый в действие самим барабаном через цепную передачу. Для направления движения кабеля при намотке и размотке его, а также предупреждения попадания кабеля под вагон при движении спереди на правой боковине кузова смонтиро ваны направляющие ролики 16.
Переключение гидродвигателя на режим намотки или размотки кабеля с барабана производится автоматическим клапаном. Намотка кабеля осуществляется путем приведе ния во вращение барабана гидродвигателем через цепную передачу, если кабель ослабевает. Усилие намотки кабеля в зависимости от условий работы вагона изменяется в пре делах от 50 до 30 кГ. Во время намотки кабеля гидродвига тель 13 (см. рис. 102) получает питание маслом от автома-
256
тического клапана 9, давление которого регулируется в пре делах от 28 до 32 кГ/см2. Разматывание кабеля с барабана производится под действием силы тяги вагона во время его движения.
Рис. 102. Гидравлическая схема: 1 — маслостанция; 2, 3 — гидронасо сы ; 4 — гидроусилитель ; 5 — гидроцилиндр ; 6 — клапан ; 7 — коромыс ло; 8 — дроссель; 9 — золотник автоматического клапана; 10, 11, 12, 17 — обратные клапаны: 13 — двигатель привода кабестана; 14, 15 —
гидрораспределитель включения цилиндра; |
16 — цилиндр включения |
муфты сцепления привода |
конвейера. |
При разматывании кабеля вращающийся барабан через цепную передачу приводит в движение гидродвигатель, ко торый, вращаясь в противоположную сторону, работает как гидронасос с давлением в гидросистеме 8—40 кГ/см2. Этим создается подтормаживание вращающегося барабана, что исключает произвольное разматывание кабеля под дейст вием сил инерции барабана и образование излишнего ослаб ления кабеля.
Электрооборудование вагона состоит из трех электродви гателей, ящика электроаппаратуры, пусковой аппаратуры, размещенной на пульте управления вагона, кабельной раз водки с соединительными коробками и муфтами. Для осве щения пути движения вагона на нем установлены три фары, две спереди и одна сзади. Напряжение в осветительной сети
115 в. Все электрооборудование и аппаратура освещения выполнены в нормальном рудничном исполнении.
Пульт управления вагона (рис. 99) находится спереди на левой его стороне, где на специальной платформе размеще ны два сидения 19, рулевая колонка 11 и другая пускоре гулирующая аппаратура. Управление ходовыми двигателя ми осуществляется посредством ножных педалей 22, кото рые через тягу 27 воздействуют на командоконтроллер 21. Последний, включая нужные контакторы в ящике электро аппаратуры, подает напряжение на двигатели хода. При нажатии на переднюю ножную педаль вагон движется впе ред, при нажатии на заднюю педаль — назад. Вагон имеет две скорости движения.
Двигатель маслостанции запускается включателем 14, а освещение включается переключателем 15. Управление гид родомкратом муфты сцепления привода скребкового конвей ера осуществляется гндрораспределителем 17. Подача масла в гидроцилиндры тормозной системы осуществляется плун жерным насосом 29, который приводится в действие посред ством ножной педали 23 при движении вагона и рычагом 24 во время стоянки его. Маслонасос засасывает масло из бачка 30 и подает его под давлением по трубкам к гидроцилиндрам тормозов. Для подачи сигналов во время работы вагона спе реди рядом с пультом управления предусмотрен механиче ский звонок 28. Широкого применения в горнорудной промышленности эти вагоны пока не находят. Основной при чиной является то, что они работают ненадежно, часто выхо дят из строя отдельные узлы и механизмы, особенно гидро усилители руля, цепи конвейера, редуктора.
Конструкция 'ВСД-10 нуждается в дальнейшем совершен ствовании и улучшении.
Кабельный самоходный, челночный вагон CN60E-5—1 (рис. 103) предназначен для работы в комплексе с другим самоходным оборудова-
Рис. 103. Вагон CN 60Е-5-1: 1— рама; 2 — кузов; 3 — кабина; 4,
5 — привод |
хода ; |
6 — привод |
|
маслостанции и конвейера; |
7 — |
||
задние и передние |
колеса ; |
8 — |
|
кабестан; |
9 — магнитная |
стан |
|
|
ция. |
|
|
нием при отработке пологопадающих залежей системами с открытым за боем в шахтах, не опасных по газу или пыли.
Минимальные размеры забоев, где молсет работать вагон (лш): ши рина — 3500, высота — 2500.
Вагон может транспортировать крепкую абразивную горную массу кусковатостью до 1 ж в ребре на расстояние 450 м.
CN60E-5-1 по кинематической схеме идентичен вагону В'СД-10, но имеет некоторые конструктивные отличия, в частности, вместо двух отдельных маслонасосов, установленных на ВСД-10, этот вагон имеет один насос «Тандем», в котором встроены два насоса. Мощность ходовых двигателей и двигателя конвейера по 15 л. с. Ниже приведены некоторые показатели работы вагона, полученные в условиях рудников Джезказ ганского и Ачисайского комбинатов.
Средняя скорость движения вагона, согласно хронометражным наб людениям, составила 2 ,2 -н2 , 8 км/час, в то время как на горизонтальных
участках хорошего пути достигала 4,64-5,2 км/час.
Продолжительность погрузки одного вагона в среднем равна 5,95 мин, время разгрузки —■1,45 мин.
Потребляемая мощность каждого из ходовых двигателей составила 16,8 кет при средней скорости движения 2,8 км/час и угле подъема 5°. Потребляемая мощность двигателей скребкового конвейера в период пус ка его составила 14,6 кет.
Удельные затраты электроэнергии на 1 ткм составили 0,73 квт-час, из них на (квт-ч): погрузку — 0,16; движение груженой машины к ру доспуску — 0,25 ; разгрузку — 0,20 ; движение порожней машины в за бой — 0,12. На рудниках Джезказгана, где эти вагоны эксплуатирова лись с 1960 по 1970 г., была получена среднесменная производитель ность: в комплексе с погрузочными машинами 18 HR-2y или ПНБ-Зк — 90—120 т, а на уступах, где руда загружалась в вагоны с помощью эк скаваторов ЭП-1—200—260 т.
Вагоны CN60E-5-1 в комплексе с погрузочными машинами 18HR2у и ПНБ-Зк эксплуатировались на рудниках комбината «Ачполиметалл» с 1961 по 1971 год. Производительность этих вагонов здесь составила: сменная — 190—210 г, среднемесячная — 11500 г, максимальная ме сячная производительность — 13200 т.
В Советском Союзе эти вагоны широко применяются при разработке месторождений различных солей.
Фирма «Джой» разработала новый тип челночного вагона 10SC22, который включает 8 моделей. Четыре из них имеют высоту 1,0 м, а
остальные четыре — 1,3 м. Длина всех моделей 7,95 м.
На вагонах соответственно их моделям установлены конвейеры ши риной 1016, 1219, 1422 и 1628 мм. Вес вагона 14—15 т. Максимальная грузоподъемность 12 т. Все четыре колеса являются управляемыми и приводными.
Скорость движения порожнего вагона составляет 8 км/час, а груже
ного — 7,2 км/час. Вагон имеет кабестан кабелеемкостыо 180 м. При вод каждого колеса состоит из электродвигателя и планетарного редук тора, встроенного в ступицу колеса.
Применение различных износостойких сталей для изготовления ку зова, передач, ходовой части позволило уменьшить собственный вес ва гона на 500 кг, что дало возможность увеличить его грузоподъемность,
Г. Самоходные челночные вагоны Ш типоразмера
Вагоны этого типоразмера выпускаются на пневмошинном ходу с жесткой подвеской мостов, с двумя задними ве дущими и двумя передними рулевыми колесами, а также всеми ведущими и управляемыми колесами. Все вагоны имеют двухцепной донный конвейер, постоянную высоту раз грузки, выпускаются с электроприводом постоянного тока,