Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
тыре колеса. В этом состоит оригинальность машины и ее отличие от других машин этого типа.
Ведущее колесо имеет свой индивидуальный привод, скомпонованный из электродвигателя, редуктора, на выход ном конце которого помещен тормоз. Крутящий момент от выходного вала редуктора через карданный вал передается на коническую зубчатую пару и планетарный редуктор, встроенный в ступицу колеса. Управление колесами состоит из рулевого колеса, гидроусилителя, продольной тяги. Все колеса оборудованы тормозами, приводимыми в действие посредством гидроцилиндров. Кроме того, вагон имеет стоя ночный тормоз.
Приводная станция конвейера включает в себя вал с дву мя звездочками, конический и цилиндрические редукторы, муфту сцепления. Маслостанция и конвейер имеют один привод.
Гидросистема состоит из маслостанции, гидродвигателя привода кабестана, гидроусилителя рулевого управления, гидроцилиндров, фрикционной муфты, тормозной системы, гидрораспределителей. Кабестан заимствован у вагона ЗВС-15РВ. Электроаппаратура вагона получает питание от сети постоянного тока напряжением 550 в либо от контакт ного провода через токосъемник, либо через кабель. Управ ление ходовыми двигателями осуществляется посредством командоаппарата, который приводится в действие ножными педалями. Промышленные испытания 2ВС-20 прошел в 1966 г. на шахте 55 Джезказганского комбината, однако изза большой аварийности не был принят комиссией.
§ 2. Автосамосвалы
Как отмечено выше, самоходные челночные вагоны имеют крупные недостатки. Для транспортирования горной массы под землей на расстояние 1,5—2 км и сложной гипсо метрии почвы пласта мощностью .свыше 5 м широко исполь зовались карьерные автосамосвалы грузоподъемностью до 15 г с дизельным или электрическим приводом.
Известно, что автосамосвалы могут преодолевать углы подъема до 20° и двигаться на больших скоростях. Поэтому на зарубежных рудниках они часто применялись на вывоз ке руды из забоев по наклонным спиральным выработкам до поверхности шахты. За рубежом использовались автоса мосвалы только с дизельным приводом, в Советском Союзе наряду с дизельными применялись и электрические.
Карьерный автосамосвал создан для движения на боль ших скоростях, чем обусловливается и его конструкция:
подрессоренная ходовая часть, повышенная прочность узлов. Эти две особенности конструкции вызывают увеличение га баритов автосамосвалов, что затрудняет их использование под землей. В последнее время автосамосвалы были замене ны, за редким исключением, одноосными тягачами с при цепом.
На руднике «Джезказган» впервые в СССР в 1957 г. был создан на базе автосамоовала МАЗ-205 электрический са мосвал ТКАС-7, несколько образцов которого долгое время эксплуатировались в подземных условиях шахт. В 1966 г. в забои шахты 57 были спущены автосамосвалы КРАЗ-210 с газоочисткой. Они работали в забоях до 1968 г.
На шахтах Новомосковского гипсового комбината также широко применялись автосамосвалы с дизельным и электри ческим приводами.
Дизельные самосвалы достаточно подробно описаны в горнотехнической литературе.
§3. Автотягачи с прицепами
Впоследнее время как за границей, так и в нашей стране начали применять вместо челночных вагонов и са мосвалов тягачи с прицепами грузоподъемностью до 60 т, что дало резкий рост производительности труда забойной группы. Тягачи с прицепами по сравнению с другими типа ми самоходных транспортных машин имеют повышенную скорость (до 40 км/час) и высокую проходимость, что позво ляет использовать их в транспортных выработках с радиу сом поворота 7 м и при углах подъема до 20°. Большая про ходимость машины достигается благодаря ее свойству изги баться в горизонтальной плоскости. Это обеспечивается на личием осевого шарнира, соединяющего рамы тягача и при цепа.
Кподземным тягачам с прицепами предъявляются сле
дующие требования: они должны иметь небольшую высоту, хорошую маневренность, небольшой радиус поворота, быть компактными, мощными, иметь простую конструкцию и автономный привод; дизельные двигатели их должны выде лять минимальное количество отработанных газов. Эти ма шины должны иметь небольшую высоту разгрузки, простое управление, кабину с большой обзорностью и безопасную для водителя, низко расположенный центр тяжести и высо кую проходимость для безопасного движения в подземных условиях.
По конструктивному исполнению тягачи с прицепами разделяются на два типа: с опрокидным кузовом и телеско пической разгрузкой через задний борт.
В современных тягачах наибольшее распространение по лучили конструкции с опрокидным кузовом.
Перейдем к рассмотрению каждого из названных типов автотягачей.
А. Тягачи с прицепами с опрокидным кузовом
Эти машины нашли широкое применение при разработ ке рудных месторождений.
В Советском Союзе созданием тягачей с прицепом зани маются Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова и институт «НИПИГормаш».
За границей широкое распространение получили маши ны, выпускаемые шведской фирмой «Кируна Трак», акцио нерным обществом ANF (Франция), американскими фирма ми «Джой» и «Вагнер» и фирмой «Блау Нокс» (Франция). Технические данные основных моделей тягачей с прицепом данного типа приведены в таблице '23.
Тягачи с прицепом фирмы. «Кируна Трак». Фирмой разработаны -три базовые модели (К-125, К-162 и К-500), которые различаются мощ ностью дизельного двигателя, грузоподъемностью и габаритными разме рами. Модель К-125А является наименьшей из числа машин, выпускае мых этой фирмой. Груженый самосвал преодолевает уклоны 7° со ско ростью 4,2 км/час. Длительность опрокидывания кузова составляет 18— 20 сек.
Второй моделью тягача с прицепом, наиболее распространенной за рубежом, является самосвал типа К-162 марки «Кируна» (рис. 116).
В серию самосвалов марки «Кируна» К-162 входит несколько раз личных конструкций грузоподъемностью 21—25 т. Емкость платформы может быть выбрана с учетом объемного веса груза: от 7 м3 для тяже лой железной руды до 14 лі3 для легких горных пород. В качестве вари анта самосвал «Кируна» строится также и в челночном исполнении с сиденьем водителя либо для езды в обоих направлениях, либо для езды вперед.
Мощность двигателя позволяет применять машину в подземных вы работках как на горизонтальных, так и наклонных участках. Ско рость груженой машины при углах подъема 6 и 7° соответственно сос тавляет 4,8 и 4 км/час.
Система тормозов рассчитана на надежное транспортирование по данным уклонам со скоростью до 40 км/час.
Самосвал отличается большой компактностью и малой высотой до верхнего края платформы (около 2 лф общая длина его не превышает 8 м, имеет малый радиус поворота. Небольшая высота машины уменьша ет качание, а этйм в свою очередь обусловлены исключительно ма лый износ шин, большой срок службы самосвала и высокая эксплуата ционная надежность. Машина обладает высокой проходимостью, имеет малую высоту погрузки, позволяющую применение погрузчиков любого ■типа, легка в управлении. Автосамосвал оборудован двойной газоочист кой, кабина снабжена амортизатором.
Машина легко обслуживается, пункты смазки и регулировки кон центрируются в нескольких местах. Благодаря наличию шарнирного сое динения между передней и задней платформами давление от груженой