Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тыре колеса. В этом состоит оригинальность машины и ее отличие от других машин этого типа.

Ведущее колесо имеет свой индивидуальный привод, скомпонованный из электродвигателя, редуктора, на выход­ ном конце которого помещен тормоз. Крутящий момент от выходного вала редуктора через карданный вал передается на коническую зубчатую пару и планетарный редуктор, встроенный в ступицу колеса. Управление колесами состоит из рулевого колеса, гидроусилителя, продольной тяги. Все колеса оборудованы тормозами, приводимыми в действие посредством гидроцилиндров. Кроме того, вагон имеет стоя­ ночный тормоз.

Приводная станция конвейера включает в себя вал с дву­ мя звездочками, конический и цилиндрические редукторы, муфту сцепления. Маслостанция и конвейер имеют один привод.

Гидросистема состоит из маслостанции, гидродвигателя привода кабестана, гидроусилителя рулевого управления, гидроцилиндров, фрикционной муфты, тормозной системы, гидрораспределителей. Кабестан заимствован у вагона ЗВС-15РВ. Электроаппаратура вагона получает питание от сети постоянного тока напряжением 550 в либо от контакт­ ного провода через токосъемник, либо через кабель. Управ­ ление ходовыми двигателями осуществляется посредством командоаппарата, который приводится в действие ножными педалями. Промышленные испытания 2ВС-20 прошел в 1966 г. на шахте 55 Джезказганского комбината, однако изза большой аварийности не был принят комиссией.

§ 2. Автосамосвалы

Как отмечено выше, самоходные челночные вагоны имеют крупные недостатки. Для транспортирования горной массы под землей на расстояние 1,5—2 км и сложной гипсо­ метрии почвы пласта мощностью .свыше 5 м широко исполь­ зовались карьерные автосамосвалы грузоподъемностью до 15 г с дизельным или электрическим приводом.

Известно, что автосамосвалы могут преодолевать углы подъема до 20° и двигаться на больших скоростях. Поэтому на зарубежных рудниках они часто применялись на вывоз­ ке руды из забоев по наклонным спиральным выработкам до поверхности шахты. За рубежом использовались автоса­ мосвалы только с дизельным приводом, в Советском Союзе наряду с дизельными применялись и электрические.

Карьерный автосамосвал создан для движения на боль­ ших скоростях, чем обусловливается и его конструкция:



подрессоренная ходовая часть, повышенная прочность узлов. Эти две особенности конструкции вызывают увеличение га­ баритов автосамосвалов, что затрудняет их использование под землей. В последнее время автосамосвалы были замене­ ны, за редким исключением, одноосными тягачами с при­ цепом.

На руднике «Джезказган» впервые в СССР в 1957 г. был создан на базе автосамоовала МАЗ-205 электрический са­ мосвал ТКАС-7, несколько образцов которого долгое время эксплуатировались в подземных условиях шахт. В 1966 г. в забои шахты 57 были спущены автосамосвалы КРАЗ-210 с газоочисткой. Они работали в забоях до 1968 г.

На шахтах Новомосковского гипсового комбината также широко применялись автосамосвалы с дизельным и электри­ ческим приводами.

Дизельные самосвалы достаточно подробно описаны в горнотехнической литературе.

§3. Автотягачи с прицепами

Впоследнее время как за границей, так и в нашей стране начали применять вместо челночных вагонов и са­ мосвалов тягачи с прицепами грузоподъемностью до 60 т, что дало резкий рост производительности труда забойной группы. Тягачи с прицепами по сравнению с другими типа­ ми самоходных транспортных машин имеют повышенную скорость (до 40 км/час) и высокую проходимость, что позво­ ляет использовать их в транспортных выработках с радиу­ сом поворота 7 м и при углах подъема до 20°. Большая про­ ходимость машины достигается благодаря ее свойству изги­ баться в горизонтальной плоскости. Это обеспечивается на­ личием осевого шарнира, соединяющего рамы тягача и при­ цепа.

Кподземным тягачам с прицепами предъявляются сле­

дующие требования: они должны иметь небольшую высоту, хорошую маневренность, небольшой радиус поворота, быть компактными, мощными, иметь простую конструкцию и автономный привод; дизельные двигатели их должны выде­ лять минимальное количество отработанных газов. Эти ма­ шины должны иметь небольшую высоту разгрузки, простое управление, кабину с большой обзорностью и безопасную для водителя, низко расположенный центр тяжести и высо­ кую проходимость для безопасного движения в подземных условиях.

По конструктивному исполнению тягачи с прицепами разделяются на два типа: с опрокидным кузовом и телеско­ пической разгрузкой через задний борт.


В современных тягачах наибольшее распространение по­ лучили конструкции с опрокидным кузовом.

Перейдем к рассмотрению каждого из названных типов автотягачей.

А. Тягачи с прицепами с опрокидным кузовом

Эти машины нашли широкое применение при разработ­ ке рудных месторождений.

В Советском Союзе созданием тягачей с прицепом зани­ маются Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова и институт «НИПИГормаш».

За границей широкое распространение получили маши­ ны, выпускаемые шведской фирмой «Кируна Трак», акцио­ нерным обществом ANF (Франция), американскими фирма­ ми «Джой» и «Вагнер» и фирмой «Блау Нокс» (Франция). Технические данные основных моделей тягачей с прицепом данного типа приведены в таблице '23.

Тягачи с прицепом фирмы. «Кируна Трак». Фирмой разработаны -три базовые модели (К-125, К-162 и К-500), которые различаются мощ­ ностью дизельного двигателя, грузоподъемностью и габаритными разме­ рами. Модель К-125А является наименьшей из числа машин, выпускае­ мых этой фирмой. Груженый самосвал преодолевает уклоны 7° со ско­ ростью 4,2 км/час. Длительность опрокидывания кузова составляет 18— 20 сек.

Второй моделью тягача с прицепом, наиболее распространенной за рубежом, является самосвал типа К-162 марки «Кируна» (рис. 116).

В серию самосвалов марки «Кируна» К-162 входит несколько раз­ личных конструкций грузоподъемностью 21—25 т. Емкость платформы может быть выбрана с учетом объемного веса груза: от 7 м3 для тяже­ лой железной руды до 14 лі3 для легких горных пород. В качестве вари­ анта самосвал «Кируна» строится также и в челночном исполнении с сиденьем водителя либо для езды в обоих направлениях, либо для езды вперед.

Мощность двигателя позволяет применять машину в подземных вы­ работках как на горизонтальных, так и наклонных участках. Ско­ рость груженой машины при углах подъема 6 и 7° соответственно сос­ тавляет 4,8 и 4 км/час.

Система тормозов рассчитана на надежное транспортирование по данным уклонам со скоростью до 40 км/час.

Самосвал отличается большой компактностью и малой высотой до верхнего края платформы (около 2 лф общая длина его не превышает 8 м, имеет малый радиус поворота. Небольшая высота машины уменьша­ ет качание, а этйм в свою очередь обусловлены исключительно ма­ лый износ шин, большой срок службы самосвала и высокая эксплуата­ ционная надежность. Машина обладает высокой проходимостью, имеет малую высоту погрузки, позволяющую применение погрузчиков любого ■типа, легка в управлении. Автосамосвал оборудован двойной газоочист­ кой, кабина снабжена амортизатором.

Машина легко обслуживается, пункты смазки и регулировки кон­ центрируются в нескольких местах. Благодаря наличию шарнирного сое­ динения между передней и задней платформами давление от груженой


со

а

а

ч

ѵо

а

Е-н

Технические данные тлгачеи-нрнцснов с опрокидным кузовом

S IS W 9 б і я а

0S-O1AU

9896

-ш ' 9 е ѵ ° и

ѳг а н т э ^

i, s - 9 i a - i i M

LZ

- о о т а - і і м

«W9S

-ClaHWBft*

SS-009-Я

І2 -0 0 9 -Я

02 -0 0 9 -Я

б- г э г - я

зт - з э т - я

9 ‘Н - г 9 І - Я

т - г э і - я

9 1 - г э т - я

Ѵ 9 2 І - Я

25

1 4 ,5

1 3 ,0

20

 

2 ,5

 

 

1

20

 

1 1 , 0

25

13

1 1 ,5

15

8 , 5 5

7 , 4

10

5 , 9 0

4 , 6

25

 

14

35

22

19

42

21 1 8 ,5

35

20 1 8 ,0

0 05N cg

21

12

 

35 1 4 .5

 

25

16

14

HCOr?* cg -ч тч

21

14

12

8 , 6 2 2 , 9 2

2 , 5 0

 

8 , 2 8 2 , 8 0

2 , 5 0 325

8 , 2 9 2 , 8 5

2 , 6 8 0

 

 

 

 

34

8 ,6 3 2 , 8 5

2 , 2 3 0

7 , 7 9 2 , 9

 

30

1 ,7 2 0

 

 

 

 

38

6 , 2 5 2 , 3 8

1 ,5 7 8

8 ,6 1

 

 

2 , 4 2

22

3 , 2

410

9 , 5 6

3 , 2

3 , 7 8

350

, 3 9 , 1 5

, 7 8 50

9 3

3 3

,9 2

, 1 5

, 3

50

8 3

2 3

05 Ю

гН

СО©

 

О

-

 

« со

t- со

eg со

8 .0 4 3 . 0 5

1 ,9 1

 

,1 1

. 0 5

,1 9

 

8 3

2

 

8 ,3 6

3 ,0 5

2 ,1 3

300

05 Ю

« о

w o

~

-

 

- о

t- со

cg со

7 ,4 2

3 ,0 2

2 , 1

300

53

45

60

45

60

45

60

45

 

1

90

 

90

 

60

 

0 - 6 0

45

5

 

0 - 6 0

45

60 5

 

50

45

Ю Ю

ю

тг

55

45

55

45

55

45

Ю Ю

ю

тт

55

45

4 . 8

195

7 , 7

3 , 4

2 0 . 8

 

180

9 , 0

 

 

 

4 , 6 8 5

7 , 3 8 3 , 3 4 8 ,0

 

1

 

 

1

4 , 8 2

2

 

 

 

 

147

7 , 3

3 , 5

1 9 , 0

3 , 8 2

І130

7 , 5 8

4 , 7 4

1 7 , 2

3 , 0 1 70

5 , 6 8 2 , 8 1 3 ,2

5 , 0 7

174

6 ,8 2

3 , 0

1 1 ,3

, 0

X 2

, 1 5

 

,5

5 0

8

 

8

 

5

 

 

1

, 9 X 2 2

, 1 5 , 5 5

 

 

5 0

8 3 4

 

5

 

 

2

 

2

 

 

 

 

5 . 9

0 X 2

8 , 0

 

25

 

25

 

^

 

 

Ю

-

 

 

СОЮ

»СО

-со

со eg eg

гг i-ч

6 ,9 8

 

1 6 ,3

 

165

 

 

165

6 ,5 5

 

1 7 ,7

 

165

6„95

 

1 7 ,2

t- ю

ЮЮЮ

© аэ

 

-

•*СО

--Ю

 

'Фн

CDcg

т-ч

4 ,6 5

125

6 ,8 5

2 , 9

 

 

41 40 20 42

4 ,3 5 6 ,7 5 7 , 7

39

8 , 0

39

8 . 9

05 о<- coco

40

ю

О -

ю

5 ,0

а

FH

о

S сЗ

а

си

а