Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
платформы на платформу с двигателем исключается и обеспечивается максимальное сцепление с грунтом.
На тягачах модели К-162 установлены дизельные двигатели Volvo Д 100А мощностью 165 л. с.
Рис. 116. Самосвал К-162.
На руднике «Кируна» эти машины, работая в комплексе с погрузоч ными механизмами 18HR-2y, имеют производительность 360 т-смену.
Третья модель К-500 является базой для тягачей с прицепами гру зоподъемностью от 35 до 42 т. Фирма выпускает три разновидности ма шин этой модели. Все они оборудованы двумя дизельными двигателями ТД 100А мощностью по 250 л. с. каждый.
При движении порожней машины, как правило, работает один дви гатель. Такая силовая схема экономически целесообразна и повышает проходимость тягачей с прицепами. Модель K-50# выпускается также с дизель-электрическим приводом. Кроме двух дизельных двигателей, на машине монтируется электрический двигатель постоянного тока со сме шанным возбуждением. Такие машины используются как троллейвозы при проходке тоннелей и штолен.
Рис. 117. Самосвал KL-500.
В последнее время фирма «Кируна Трак», выпустила сверхмощный; тягач с прицепом KL.-500 (рис. 117), имеющий следующую техническую характеристику :
Емкость кузова, .и3 |
-3 7 |
|
с верхом, м3 |
—44 |
|
Грузоподъемность, т |
- 5 6 |
|
Габаритные размеры, лt.- |
— |
|
длина |
-8 ,7 8 5 |
|
ширина |
—4,1 |
|
высота |
-2 ,9 |
5 |
высота опрокидывания |
- 7 ,1 5 |
|
база |
—4,65 |
|
Угол наклона кузова при опрокиды- |
|
|
вании, град |
—50 -60 |
|
Радиус поворота внешний, м |
- 8 - 7 |
|
Угол поворота тягача, град |
- 4 5 |
|
Клиренс, мм |
-375 |
|
Объемный вес материала, т/м3 |
- |
1 ,3 |
Собственный вес тягача, т |
- 1 4 |
|
Собственный вес прицепа, г |
- 1 9 |
|
Общин вес, г |
- 8 9 |
|
Скорость на подъем 6°, км/час |
- 1 2 |
|
Мощность двигателей, л. с. |
-2X 250 |
Американская фирма «Джой» выпускает тягач с прицепом «Дам- •25м», который по емкости кузова и грузоподъемности аналогичен К-162-16, но больше по габаритам, весу и высоте подъема кузова. Макси
мальный угол, преодолеваемый груженой машиной, составляет 10°. Тягачи с прицепом MTF-10C-27 и MTF-15-27 фирмы «Вагнер»
(США) оборудованы кузовами небольшой емкости.
Машины имеют высокие тяговые и скоростные качества, что позво ляет нм преодолевать большие подъемы. Однако по сравнению их с ма шинами фирмы «Кируна» и «Джой» эти машины имеют меньшую манев ренность из-за больших радиусов поворота и не могут быть применены при транспортировании горной массы по сильно искривленным участкам пути. Машины также имеют малую полезную емкость кузова при значи тельных габаритных размерах.
Автотягача с прицепами 461НВ25 (рис. 118) акционерного общест ва ANF получили широкое распространение на рудниках севера Фран ции. В Советском Союзе они используются на шахтах Джезказганского и Ачисайского комбинатов. Этот самосвал по компоновочной схеме мало
Рис. 118. Автосамосвал 461НВ25
отличается от тягачей фирмы «Кируна Трак». Он имеет такие отличи тельные особенности: 1) низкая подвеска, обеспечивающая минимальные усилия качания; 2) малая погрузочная высота, позволяющая применять погрузчики любого типа.
Самосвал оборудован катализатором выхлопных газов, а кабина во дителя — амортизатором и динамическим тормозом. Горизонтальный стержень в шарнире, соединяющий обе рамы, устраняет крутящие уси лия шасси и создает прекрасное сцепление с грунтом.
Тягач имеет только одну ось, которая является ведущей, на его ра ме смонтировано все оборудование тягача.
Колеса снабжены шинами 18,00Х25ХК, имеющими малое давление, что совместно с подвеской сидений обеспечивает для водителя комфорт даже при плохом грунте.
Привод состоит из двигателя, гидромеханической коробки передач, закрепленной на шасси, кардана, заднего моста с дифференциальной пе редачей и планетарных редукторов, размещенных в колесах.
Крутящий момент от двигателя через коробку передач и карданный вал передается на дифференциал заднего моста, откуда через полуоси и планетарные редукторы, вмонтированные в колеса, приводит их в дви
жение.
Четырехтактный дизельный двигатель «Дейтц» типа F8L-714 мощ ностью 140 л. с. и 2250 об/мин имеет восемь цилиндров с Ѵ-образным расположением, воздушное охлаждение; рабочій”! объем цилиндра 12667 см3. Коробка передач включает в себя зубчатые передачи и гидро муфту фирмы «Аллисон» типа СТ3441. 7, имеет четыре скорости вперед и две назад.
Приблизительные скорости передвижения по горизонтальной дороге:
|
Хс<д вперед |
|
Ход назад |
|
Передачи |
|
|
1- |
я— 7,7 км/час |
1- |
я—6,8 км/час |
2- |
я—15,2 км/час |
2- |
я— 4 кмічас |
3- |
я—29,4 клі/час |
|
|
4- |
я—41,0 км/час(порожняком) |
|
|
Тягач имеет гидравлическое рулевое управление с двумя гидроцплиндрами.
Двигатель благодаря воздушному охлаждению быстро нагревается, что дает малое содержание углекислого газа на выхлопе. Углекислый газ и окись углерода дожигаются в катализаторном очистителе «ОксиФранс» ; альдегиды, сернистые пары и смолы частично удаляются из выхлопных газов, растворяясь в воде.
Каждое колесо имеет дисковые тормоза, приводимые в действие гид ролициндрами.
Для удержания тягача в неподвижном положении на коробке пере дач смонтирован распределитель, управляемый ручным вентилем. Этот распределитель с ручным управлением позволяет пользоваться гидравли ческим торможением, когда машина остановлена, независимо от того, работает двигатель или нет.
Рулевое управление. Поворот передних колес осуществляется с по мощью двух гидроцилиндров, управляемых рулевым колесом через гид рораспределитель.
Пульт управления водителя находится на правой стороне тягача, немного впереди оси. Два сиденья позволяют управлять машиной вперед и назад. На пульте управления находятся рулевое колесо, педаль аксельратора, тормозная педаль, рычаг переключения передач, вентиль устрой
ства для приведения самосвала в неподвижное положение, вентиль управ ления дисковыми тормозами для удержания машины в неподвижном состоянии в течение короткого времени, рычаг управления остановкой двигателя. На приборном щитке водителя находятся следующие конт рольно-измерительные приборы : тахометр, горометр, сигнальная лам почка «стоп» критической температуры двигателя, зеленая лампочка, которая указывает, что давление воздуха и масла достаточно для запус ка двигателя, красная лампочка, контрол»грующая процесс заряжания батареи, монометр для контроля масла в двигателе, манометр, указы вающий наличие масла в турбомуфте «Аллисон», переключатель для управления кузовом и его задним бортом, лампочка для освещения приборной доски и выключатель освещения машины. Предусмотрена специальная панель для контроля запуска двигателя, где находятся ключ замка зажигания, переключатель предварительного подогрева — пуска, контрольная лампочка предварительного подгрева, амперметр.
Рис. 119. Автотягач с прицепом BK195MS15.
Кузов смонтирован на шасси, которое шарнирно соединено с рамой тягача. Кузов сделан из толстого листового металла, отличающегося по вышенной упругостью и износостойкостью. Дно имеет ребра, предохра няющие его от повреждений при падении крупных кусков.
Задний борт с помощью двух гидроцилиндров открывается вверх, образуя с днищем широкий проход, достаточный для пропускания боль ших кусков. Высота кузова при разгрузке 4,65 мм.
Два коленчатых упора, расположенных с обеих сторон кузова, огра ничивают движение заднего борта.
Время для подъема груженого кузова составляет 20 сек и для опус кания порожнего кузова — 15 сек.
Шины на пріщепе те нее, что и на тягаче.
Автотягач с прицепом типа BK195MS15 (рис. 119) фирмы «Блау Нокс» (Франция) в отличие от описанных выше подобных машин имеет на всех четырех колесах масляно-пневматическую подвеску и оснащен гидромеханическим сервоприводом. Благодаря принятой подвеске маши на может развивать большие скорости и при бездорожье. Возможные ско рости движения (км/час):
по горизонтали с нагрузкой — 36, без нагрузки — 42. На подъеме 5 ° — соответственно 14 н 36, а на подъеме 8° — соответственно 10 и 25.
На самосвале установлен двигатель типа «Deutz» F8L714 мощностью 195 л. с. и 2300 об/мин и гидромеханическая коробка передач с гидро трансформатором фирмы «Аллисон» TRT 4621-1.
Коробка передач имеет две скорости движения вперед с передаточ ными числами 0,693 и 2,58 и две скорости назад с передаточными числа ми 0,642 и 2,35. В гидротрансформаторе передаточное число может из меняться в пределах от 1 до 4,70. Ведущим мостом является передний, связь коробки передач с ним осуществляется карданной передачей. Мост имеет гипоидный дифференциал, крутящий момент с которого через правую и левую полуоси передается на планетарные редукторы с і = 4,42, встроенные в колеса. Полное передаточное число трансмиссии составляет 18,79. Масляно-пневматическая подвеска каждого колеса имеет гидро цилиндр с двойной пружиной и гидравлическим амортизатором двойно го действия.
На всех колесах установлены скаты «Мишлин» ХК размером 18.00Х Х25 с давлением в них воздуха — 6 кГ/см2. База ходовой части — 4,69 лі. Опрокидывается кузов посредством телескопического трехступенчатого гидроцилиндра. Гидравлическая система машины включает в себя гид ронасос производительностью 150 л в минуту при п= 1800 об/мин, мас ляный бак емкостью 150 л, четыре фильтра на всосе, гидрозамки, фильтр на сливе, гндроцилиндр подъема кузова и два гидроцнлиндра двойного действия для поворота тягача относительно кузова. Гидроцилиндры управляются с помощью гидрораспределителей.
Все четыре колеса имеют барабанные тормоза с пневмоприводом. Для питания сжатым воздухом пневмоцилиндров на машине уста
новлен двухцилиндровый компрессор. Стояночным тормозом оборудова ны только передние колеса. '
Топливный бак имеет емкость 300 л. На машине установлен гене ратор переменного тока напряжением 24 в. Для питания цепи освещения предусмотрены две аккумуляторные батареи напряжением 12 в. Освеще ние состоит из двух передних и двух задних фар, двух задних стоповиков и одного переднего указателя поворота.
Очистка выхлопных гэзоб — двухступенчатая. Первая ступень — ка
талитический дожигатель типа «Окси-Франс» ДН-100, вторая — жидко стная с емкостью бака 210 л.
Описанный автотягач широко применяется на рудниках севера Франции. В Советском Союзе эти машины работают на рудниках Джез казганского и Ачисайского комбинатов. По надежности в работе и дол говечности они не уступают автотягачам МоАЗ и 461НВ25.
Автотягач с прицепом МоАЗ-6401 — 9585 (рис. 120) соз дан Могилевским автомобильным заводом им. С. М. Кирова и предназначен для доставки из очистных забоев отбитой гор ной массы по подземным горным выработкам шириной не менее 4 м и высотой свыше Z м с углом наклона не более 10°. Машина состоит из двух частей: одноосного тягача и прице ла, соединенных между собой двойным шарниром-седлом. Конструктивная схема этой машины аналогична схеме самосвала 461НВ25. Тягач скомпонован из полурамы, четы рехтактного дизельного двигателя ЯМЗ-238А мощностью 215 л. с., гидромеханической коробки перемены передач, про межуточного редуктора, ведущего моста, системы карданов. Для управления гидроцилиндрами поворота машины и опро-
Рис. 120. Автотягач с прицепом МоАЗ-6401—9585: а) фото тягача ; б) общий вид.
кидывания кузова имеется гидравлическая система, для очистки отработанных газов смонтирована комбинированная система газоочистки. Для уменьшения размеров машины по высоте рама выполнена ступенчатой формы с понижением в передней части и заканчивается буфером.
Ведущий мост имеет рессорную подвеску с рамой и гид равлические амортизаторы; конструктивно он сходен с зад2М