Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

платформы на платформу с двигателем исключается и обеспечивается максимальное сцепление с грунтом.

На тягачах модели К-162 установлены дизельные двигатели Volvo Д 100А мощностью 165 л. с.

Рис. 116. Самосвал К-162.

На руднике «Кируна» эти машины, работая в комплексе с погрузоч­ ными механизмами 18HR-2y, имеют производительность 360 т-смену.

Третья модель К-500 является базой для тягачей с прицепами гру­ зоподъемностью от 35 до 42 т. Фирма выпускает три разновидности ма­ шин этой модели. Все они оборудованы двумя дизельными двигателями ТД 100А мощностью по 250 л. с. каждый.

При движении порожней машины, как правило, работает один дви­ гатель. Такая силовая схема экономически целесообразна и повышает проходимость тягачей с прицепами. Модель K-50# выпускается также с дизель-электрическим приводом. Кроме двух дизельных двигателей, на машине монтируется электрический двигатель постоянного тока со сме­ шанным возбуждением. Такие машины используются как троллейвозы при проходке тоннелей и штолен.

Рис. 117. Самосвал KL-500.

В последнее время фирма «Кируна Трак», выпустила сверхмощный; тягач с прицепом KL.-500 (рис. 117), имеющий следующую техническую характеристику :

Емкость кузова, .и3

-3 7

 

с верхом, м3

—44

 

Грузоподъемность, т

- 5 6

 

Габаритные размеры, лt.-

 

длина

-8 ,7 8 5

ширина

—4,1

высота

-2 ,9

5

высота опрокидывания

- 7 ,1 5

база

—4,65

Угол наклона кузова при опрокиды-

 

вании, град

—50 -60

Радиус поворота внешний, м

- 8 - 7

Угол поворота тягача, град

- 4 5

Клиренс, мм

-375

Объемный вес материала, т/м3

-

1 ,3

Собственный вес тягача, т

- 1 4

Собственный вес прицепа, г

- 1 9

Общин вес, г

- 8 9

Скорость на подъем 6°, км/час

- 1 2

Мощность двигателей, л. с.

-2X 250

Американская фирма «Джой» выпускает тягач с прицепом «Дам- •25м», который по емкости кузова и грузоподъемности аналогичен К-162-16, но больше по габаритам, весу и высоте подъема кузова. Макси­

мальный угол, преодолеваемый груженой машиной, составляет 10°. Тягачи с прицепом MTF-10C-27 и MTF-15-27 фирмы «Вагнер»

(США) оборудованы кузовами небольшой емкости.

Машины имеют высокие тяговые и скоростные качества, что позво­ ляет нм преодолевать большие подъемы. Однако по сравнению их с ма­ шинами фирмы «Кируна» и «Джой» эти машины имеют меньшую манев­ ренность из-за больших радиусов поворота и не могут быть применены при транспортировании горной массы по сильно искривленным участкам пути. Машины также имеют малую полезную емкость кузова при значи­ тельных габаритных размерах.

Автотягача с прицепами 461НВ25 (рис. 118) акционерного общест­ ва ANF получили широкое распространение на рудниках севера Фран­ ции. В Советском Союзе они используются на шахтах Джезказганского и Ачисайского комбинатов. Этот самосвал по компоновочной схеме мало


Рис. 118. Автосамосвал 461НВ25

отличается от тягачей фирмы «Кируна Трак». Он имеет такие отличи­ тельные особенности: 1) низкая подвеска, обеспечивающая минимальные усилия качания; 2) малая погрузочная высота, позволяющая применять погрузчики любого типа.

Самосвал оборудован катализатором выхлопных газов, а кабина во­ дителя — амортизатором и динамическим тормозом. Горизонтальный стержень в шарнире, соединяющий обе рамы, устраняет крутящие уси­ лия шасси и создает прекрасное сцепление с грунтом.

Тягач имеет только одну ось, которая является ведущей, на его ра­ ме смонтировано все оборудование тягача.

Колеса снабжены шинами 18,00Х25ХК, имеющими малое давление, что совместно с подвеской сидений обеспечивает для водителя комфорт даже при плохом грунте.

Привод состоит из двигателя, гидромеханической коробки передач, закрепленной на шасси, кардана, заднего моста с дифференциальной пе­ редачей и планетарных редукторов, размещенных в колесах.

Крутящий момент от двигателя через коробку передач и карданный вал передается на дифференциал заднего моста, откуда через полуоси и планетарные редукторы, вмонтированные в колеса, приводит их в дви­

жение.

Четырехтактный дизельный двигатель «Дейтц» типа F8L-714 мощ­ ностью 140 л. с. и 2250 об/мин имеет восемь цилиндров с Ѵ-образным расположением, воздушное охлаждение; рабочій”! объем цилиндра 12667 см3. Коробка передач включает в себя зубчатые передачи и гидро­ муфту фирмы «Аллисон» типа СТ3441. 7, имеет четыре скорости вперед и две назад.

Приблизительные скорости передвижения по горизонтальной дороге:

 

Хс<д вперед

 

Ход назад

 

Передачи

 

 

1-

я— 7,7 км/час

1-

я—6,8 км/час

2-

я—15,2 км/час

2-

я— 4 кмічас

3-

я—29,4 клі/час

 

 

4-

я—41,0 км/час(порожняком)

 

 

Тягач имеет гидравлическое рулевое управление с двумя гидроцплиндрами.

Двигатель благодаря воздушному охлаждению быстро нагревается, что дает малое содержание углекислого газа на выхлопе. Углекислый газ и окись углерода дожигаются в катализаторном очистителе «ОксиФранс» ; альдегиды, сернистые пары и смолы частично удаляются из выхлопных газов, растворяясь в воде.

Каждое колесо имеет дисковые тормоза, приводимые в действие гид­ ролициндрами.

Для удержания тягача в неподвижном положении на коробке пере­ дач смонтирован распределитель, управляемый ручным вентилем. Этот распределитель с ручным управлением позволяет пользоваться гидравли­ ческим торможением, когда машина остановлена, независимо от того, работает двигатель или нет.

Рулевое управление. Поворот передних колес осуществляется с по­ мощью двух гидроцилиндров, управляемых рулевым колесом через гид­ рораспределитель.

Пульт управления водителя находится на правой стороне тягача, немного впереди оси. Два сиденья позволяют управлять машиной вперед и назад. На пульте управления находятся рулевое колесо, педаль аксельратора, тормозная педаль, рычаг переключения передач, вентиль устрой­


ства для приведения самосвала в неподвижное положение, вентиль управ­ ления дисковыми тормозами для удержания машины в неподвижном состоянии в течение короткого времени, рычаг управления остановкой двигателя. На приборном щитке водителя находятся следующие конт­ рольно-измерительные приборы : тахометр, горометр, сигнальная лам­ почка «стоп» критической температуры двигателя, зеленая лампочка, которая указывает, что давление воздуха и масла достаточно для запус­ ка двигателя, красная лампочка, контрол»грующая процесс заряжания батареи, монометр для контроля масла в двигателе, манометр, указы­ вающий наличие масла в турбомуфте «Аллисон», переключатель для управления кузовом и его задним бортом, лампочка для освещения приборной доски и выключатель освещения машины. Предусмотрена специальная панель для контроля запуска двигателя, где находятся ключ замка зажигания, переключатель предварительного подогрева — пуска, контрольная лампочка предварительного подгрева, амперметр.

Рис. 119. Автотягач с прицепом BK195MS15.

Кузов смонтирован на шасси, которое шарнирно соединено с рамой тягача. Кузов сделан из толстого листового металла, отличающегося по­ вышенной упругостью и износостойкостью. Дно имеет ребра, предохра­ няющие его от повреждений при падении крупных кусков.

Задний борт с помощью двух гидроцилиндров открывается вверх, образуя с днищем широкий проход, достаточный для пропускания боль­ ших кусков. Высота кузова при разгрузке 4,65 мм.

Два коленчатых упора, расположенных с обеих сторон кузова, огра­ ничивают движение заднего борта.

Время для подъема груженого кузова составляет 20 сек и для опус­ кания порожнего кузова — 15 сек.

Шины на пріщепе те нее, что и на тягаче.

Автотягач с прицепом типа BK195MS15 (рис. 119) фирмы «Блау Нокс» (Франция) в отличие от описанных выше подобных машин имеет на всех четырех колесах масляно-пневматическую подвеску и оснащен гидромеханическим сервоприводом. Благодаря принятой подвеске маши­ на может развивать большие скорости и при бездорожье. Возможные ско­ рости движения (км/час):


по горизонтали с нагрузкой — 36, без нагрузки — 42. На подъеме 5 ° — соответственно 14 н 36, а на подъеме 8° — соответственно 10 и 25.

На самосвале установлен двигатель типа «Deutz» F8L714 мощностью 195 л. с. и 2300 об/мин и гидромеханическая коробка передач с гидро­ трансформатором фирмы «Аллисон» TRT 4621-1.

Коробка передач имеет две скорости движения вперед с передаточ­ ными числами 0,693 и 2,58 и две скорости назад с передаточными числа­ ми 0,642 и 2,35. В гидротрансформаторе передаточное число может из­ меняться в пределах от 1 до 4,70. Ведущим мостом является передний, связь коробки передач с ним осуществляется карданной передачей. Мост имеет гипоидный дифференциал, крутящий момент с которого через правую и левую полуоси передается на планетарные редукторы с і = 4,42, встроенные в колеса. Полное передаточное число трансмиссии составляет 18,79. Масляно-пневматическая подвеска каждого колеса имеет гидро­ цилиндр с двойной пружиной и гидравлическим амортизатором двойно­ го действия.

На всех колесах установлены скаты «Мишлин» ХК размером 18.00Х Х25 с давлением в них воздуха — 6 кГ/см2. База ходовой части — 4,69 лі. Опрокидывается кузов посредством телескопического трехступенчатого гидроцилиндра. Гидравлическая система машины включает в себя гид­ ронасос производительностью 150 л в минуту при п= 1800 об/мин, мас­ ляный бак емкостью 150 л, четыре фильтра на всосе, гидрозамки, фильтр на сливе, гндроцилиндр подъема кузова и два гидроцнлиндра двойного действия для поворота тягача относительно кузова. Гидроцилиндры управляются с помощью гидрораспределителей.

Все четыре колеса имеют барабанные тормоза с пневмоприводом. Для питания сжатым воздухом пневмоцилиндров на машине уста­

новлен двухцилиндровый компрессор. Стояночным тормозом оборудова­ ны только передние колеса. '

Топливный бак имеет емкость 300 л. На машине установлен гене­ ратор переменного тока напряжением 24 в. Для питания цепи освещения предусмотрены две аккумуляторные батареи напряжением 12 в. Освеще­ ние состоит из двух передних и двух задних фар, двух задних стоповиков и одного переднего указателя поворота.

Очистка выхлопных гэзоб — двухступенчатая. Первая ступень — ка­

талитический дожигатель типа «Окси-Франс» ДН-100, вторая — жидко­ стная с емкостью бака 210 л.

Описанный автотягач широко применяется на рудниках севера Франции. В Советском Союзе эти машины работают на рудниках Джез­ казганского и Ачисайского комбинатов. По надежности в работе и дол­ говечности они не уступают автотягачам МоАЗ и 461НВ25.

Автотягач с прицепом МоАЗ-6401 9585 (рис. 120) соз­ дан Могилевским автомобильным заводом им. С. М. Кирова и предназначен для доставки из очистных забоев отбитой гор­ ной массы по подземным горным выработкам шириной не менее 4 м и высотой свыше Z м с углом наклона не более 10°. Машина состоит из двух частей: одноосного тягача и прице­ ла, соединенных между собой двойным шарниром-седлом. Конструктивная схема этой машины аналогична схеме самосвала 461НВ25. Тягач скомпонован из полурамы, четы­ рехтактного дизельного двигателя ЯМЗ-238А мощностью 215 л. с., гидромеханической коробки перемены передач, про­ межуточного редуктора, ведущего моста, системы карданов. Для управления гидроцилиндрами поворота машины и опро-


Рис. 120. Автотягач с прицепом МоАЗ-6401—9585: а) фото тягача ; б) общий вид.

кидывания кузова имеется гидравлическая система, для очистки отработанных газов смонтирована комбинированная система газоочистки. Для уменьшения размеров машины по высоте рама выполнена ступенчатой формы с понижением в передней части и заканчивается буфером.

Ведущий мост имеет рессорную подвеску с рамой и гид­ равлические амортизаторы; конструктивно он сходен с зад2М