Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ним мостом погрузочно-доставочной машины ДК-2,8Д, вклю­ чает в себя главную коническую передачу, конический диф­ ференциал, передающий через правую и левую полуоси крутящий момент на ведущие колеса тягача. Двигатель установлен на раме в задней правой части тягача над веду­ щим мостом с расположением радиатора в сторону кузова. База ходовой части составляет 4,45 м, а колея — 2,32 лг.

Гидромеханическая коробка перемены передач разме­ щается в передней части тягача, рядом с кабиной. С двига­ телем она соединена с помощью карданного вала. От короб­ ки передач на ведущий мост крутящий момент передается через промежуточный редуктор и карданный вал. Машина имеет четыре передачи вперед и столько же назад, что уве­ личивает ее маневренность и создает возможность эффектив­ ного движения по челночной схеме. Прицеп имеет раму, на которой'.размещается кузов, шарнирно закрепленный к зад­ ней части рамы. Вокруг этого шарнира посредством двух гидроцилиндров кузов опрокидывается относительно рамы на 60°. К продольным балкам рамы справа и слева жестко закреплены оси, на которых на подшипниках качения вра­ щаются колеса с шинами 18,0X25. Для питания маслом гндроцилиндров поворота и подъема кузова на машине смон­ тирована гидросистема. В нее входят два гидронасоса, уста­ новленные на передней крышке картера перемены передач, два гидроцилиндра поворота машины и подъема кузова, гндрораспределители, предохранительные клапаны. В ка­ честве масляного бака используется картер гидротрансфор­ матора.

Рулевое управление включает в себя колонку, рулевое колесо, валом связанное с гидрораспределителем, систему напорных рукавов, подающих масло к гидроцилиндрам пово­ рота и отводящих его, следящее устройство. Путем поворота рулевого колеса в нужную сторону происходит открытие соответствующих каналов в гидрораспределителе и масло по­ дается в переднюю полость гидроцилиндра, в результате чего шток выдвигается и поворачивает тягач относительно прицепа. Как только с рулевого колеса снимется усилие во­ дителя, следящее устройство возвращает золотник гидрорас­ пределителя в нейтральное положение, подача масла в гид­ роцилиндр прекращается и приостанавливается поворот тягача относительно прицепа. Машина движется по кривой трассе с постоянным углом разворота тягача относительно прицепа.

В комбинированную систему газоочистки входят катали­ тический нейтрализатор КНД-240 и блок жидкостной очист­ ки. Каталитический нейтрализатор путем дожигания сни­


жает в отработанных газах окись углерода на 40—80%, альдегидов на 50—100% и углеводородов на 50—80%. Жид­ костная очистка предназначена для очистки выхлопных га­ зов от окислов азота, альдегидов и сажи.

В качестве химического реагента жидкостного блока при­ меняется 10%-ный водный раствор ЫагЭОз, N H C O 3 или

ЫагСОз с добавкой 0,5% гидрохинона. Отработанные газы от двигателя поступают в блок каталитической очистки, в ко­ тором продукты неполного сгорания топлива в присутствии катализатора окисляются избыточным кислородом воздуха. После этого газы попадают в жидкостный блок очистки, где очищаются и охлаждаются. Все четыре колеса машины снаб­ жены тормозами. Имеется также стояночный тормоз.

Грузовик МоАЗ испытывался в подземных условиях шах­ ты 57 Джезказганского комбината в 1969 г. [78]. Им переве­ зено 65 094 г. Машина работала в откаточных выработках сечением 16,7 м2 и шириной 4,5 м, доставляя руду из забоев в капитальный рудоспуск по бетонной дороге с нарушенным поверхностным слоем.

Средний подъем дороги до 7°, максимальные подъемы достигали 10°, радиусы закруглений колебались от 12 до 20 м. Длина доставки в период испытаний была в пределах 400—600 м. Погрузка руды в грузовик производилась экска­ ватором ЭП-1.

В шахтных условиях произведено взвешивание груженой машины, вес груза составил 19 т.

Одновременно при длине доставки 400 м были сделаны сравнительные испытания двух машин: МоАЗ и 461НВ25, данные которых приведены в таблице 24.

Таблица 24

Эксплуатационные показатели тягачей с прицепами МоАЗ и 46IEB25

 

Затраты времени на

Показатель

рейс,

сек

 

461НВ2 5

МоАЗ-6401^

Погрузка

250

270

Движение с грузом

145

130

Маневры у рудоспуска

22

38

Разгрузка

35,0

43,0

Движение без груза

130

120

Маневры в забое

25

40

Общее время длительности цикла

5.60

563

Средняя эксплуатационная скорость, км/час:

 

 

с грузом

10,0

И Д

без груза

11,0

12,0

Коэффициент использования во времени

0,45

0,373

Среднесменная производительность, т

300

267 _ j '


В настоящее время машина широко эксплуатируется на рудниках Джезказганского комбината, где за 1971 г, среднесменная производительность составила 238 т при длине доставки до 600 м и коэффициенте использования-Ч),2.

Тягач ТМО-20 института «НИПИГормаш» предназначен для доставки горной массы из очистных и проходчеокігх за­ боев по выработкам с минимальным сечением 14 м2 и углом до 10°. По конструкции он сходен с тягачом MoАЗ-6401. Тягач имеет шарнирную раму, опрокидной ку­ зов, кабину, пневмоколесный ход со всеми ведущими коле­ сами. В качестве привода применен дизельный двигатель с системой нейтрализации выхлопных газов. Трансмиссия имеет гидромеханическую коробку перемены передач. Для питания гидроаппаратов на тягаче предусмотрена гидросис­ тема. Поворот тягача производится посредством двух гидроцилнндров. Разгружается кузов путем опрокидывания назад с помощью гидроцилиндров.

Б. Автотягачи с прицепами с телескопической разгрузкой через задний борт

Тягачи с прицепами этого типа по конструкции сходны с машинами, имеющими опрокидывающий кузов. Они состоят (рис. 121) из силовой 1 и грузовой 2 частей, связанных меж­ ду собой шарнирным соединением 3 и оснащенных колес­ ными скатами с пневмошинами.

Рис. 121. Схема автотягача с телескопической разгрузкой через задний борт.

На раме силовой части смонтированы дизельный двига­ тель 4, гидромеханическая коробка перемены передач, колес­ ная пара 5, баки для масла и топлива, электрические, пнев­ матические и гидравлические аппараты, а также кабина водителя 6. Грузовая часть включает в себя раму 8, кузов, 9, колесную пару 10.

Отличительной особенностью этих машин является спо­ соб разгрузки кузова, который имеет телескопический отвал 11, сталкивающий горную массу при разгрузке через задний борт 12.

Рис. 122. Схема погрузки и разгрузки тягача с прицепом.

Схема погрузки и разгрузки кузова дана на рисунке 122. Перед погрузкой внутренняя выдвижная часть кузова ста­ вится в свое заднее конечное положение. По мере загрузки эта часть кузова постепенно отводится гидроцилиндрами 13 влево к силовой части. Такой способ погрузки дает преиму­

щество в том, что погрузочные средства могут

оставаться

в одном положении. При разгрузке движение

подвижной

части кузова происходит вправо в конечное положение. Оставшийся груз выталкивается затем отвалом. Поворот машины производится двумя гидроцилиндрами 14. Тягачи с прицепами этого типа отличаются большой маневрен­ ностью и высокой проходимостью, имеют большую произво­ дительность. Основным достоинством таких машин являет­ ся их способность преодолевать большие подъемы, кроме того, отпадает необходимость увеличивать высоту выработок в месте разгрузки. Основной их недостаток — более слож­ ная конструкция кузова. Эти машины могут найти широкое применение при разработке маломощных залежей, при ра­ боте в выработках небольшой высоты и малого сечения.

В СССР созданием тягачей с прицепами этого типа зани­ мается институт «НИПИГормаш».

За рубежом на горных предприятиях широко распро­ странены машины с телескопической разгрузкой фирм «Ваг­ нер», «Джой» (США) и «Джой. Вилле-Гозет» (Франция), «ГХХ Штеркраде» (ФРГ).


Основные технические данные машин этого типа приве­ дены в таблице 25.

Тягач ТМТ-20 (рис. 123) института «НИПИГормаш» пред­ назначен для транспортирования горной массы из очистных

или проходческих забоев по горизонтальным или слабонак­ лонным (до 10°) выработкам сечением свыше 14 м2. Тягач имеет шарнирную раму, телескопический кузов, кабину. В качестве привода использован дизельный двигатель с нейт­ рализацией выхлопных газов. В трансмиссии предусмотрена гидромеханическая коробка перемены передач.

Фирма «Вагнер» и «ГХХ Штеркраде» выпускают десять моделей грузовиков типа МТТ грузоподъемностью от 15 до 40 т (рис. 124). Эти машины выпускаются с одним ведущим передним или задним мостами или с обоими ведущими мостами. На машинах установлены шестиили восьмицилиндровые дизельные двигатели «Дейтц» мощностью от 130 до 250 л. с. с воздушным охлаждением и Ѵ-образным расположением ци­ линдров. На передних колесах грузовиков грузоподъемностью 15, 23, 25, 26, 35 т установлены шины размерами 16,00X25, а на грузовиках грузо­ подъемностью 20 и 40 т соответственно шины размером 18,00X25 и 14,00X25. На задних колесах грузовиков грузоподъемностью 15 г уста­ новлены шины 16,00X25, грузоподъемностью 20 и 23 г — шины 18,00Х 25, грузоподъемностью 25, 26, 35 г — шины 21,00X25 и на 40-тонных грузовиках — шины 14,00X25.

В трансмиссию машины входят муфта сцепления, гидротрансформа­ тор и механическая коробка передач, дифференциалы, карданные и цеп­ ные передачи.

Силовая часть поворачивается относительно кузова в горизонтальной плоскости в обе стороны на 15°.

іо

cq

Ö

а4

а

ч

е

Основные параметры автотягачей с прицепами с телескопической разгрузкой через задний борт

O S 'X W X

s i ï o s

T H O S

s i ï t t

8Я0

OZ -O V R

xx w

0 Z '9 S f

x x w

SZ-9ZP

XXW

LZ-SZP

XXW

86-82^ XXW

IZ-QZP

XXW

LZ-02Я

XXW

L Z S lï

XXW

iS-9TH XXW

1S-9T.J XXW

0 , 0

1 a i

!

2

 

 

2 2 , 0

1 1 , 0

 

0

00

 

,

1 O

1

2 0

rH

 

0

oq

 

5 ,

1 f *

1

1

 

 

0

O

 

4 ,

1 tC

1

1

 

 

 

СО о

с о

O O b- CO TP CO CI CO

OO СО Ю

1Л CO lО тр СО (М ОД <M

O N W t -

CD b- Ю CO

Nr l H H

ОН 'Ф О О

W T f N O cq TH rH TH

O C O H N

СО 03 05 00 cq

о ^ со cq

O N H O cq гн гн rH

отр co cq

O N H O N H H H

о ю о ^

Ю00 00 b-

H

ою о ^

Ю00 00 ь-

H

ою о ^

ЮCO CO b-

TH

25,0 1 9 , 0 2 0

O

1O cq i

 

1 9 , 0

1

1

7,6

53,5

7,25

53,5

7,25

53,0

4,5

34,0

6,4

44,0

6,4

44,0

5,6

40,0

5,6

40,0

CD O

ЮО

TP

 

O O O

ю

 

 

cq oo ю

Ä

1

- - -cq

со cq cq со O

 

 

 

CO

 

b-

 

rH

 

 

 

1

00- cq- cq» ©

TP

© co cq ю

ь-

 

 

CO rH

 

oo cq cq

I

тр

1

- - -

Оз со cq

1 t>

 

 

 

H

cq о CD b- 00 b-

1 _ oo cq IH о о

Î2 со CQ rH

03 CO 03 Ю Н Ю

1

00 CO rH о

о

 

 

 

 

 

со со

 

 

 

 

 

CO rH

 

H

 

CO TP

 

 

тр ОЗ тр

O

 

о

-

 

-

- O

17

 

со cq oo

ю

rH

 

*

cq cq

 

rH b» Tji

^

 

co cq ю

23

о

-

 

-

- O

O

 

тр cq oo ю

гн

 

 

со cq

 

03 CD CD

 

29

cq* со- Оз»© о

O CO rH CO Ю

T—i

 

 

со cq

 

TP CD Ю

 

29

cq•»CD» oo-©

O

O CO rH CD Ю

гн

 

 

co cq

 

rH ОЗ O

 

 

 

Ю CO 03

тр

19

-

-

-W

о

 

cq и

о

H

 

 

 

CO rH

 

о

 

b- rH

_

 

~

O

O

30

 

 

^

~ O

TP

Оз co cq CD b-

 

 

 

 

Tp rH

 

CO b- rH

 

30

ю O O

 

 

 

 

 

CD b»

 

oo co cq о

T*

 

 

 

 

 

rp rH

 

co

 

oo

 

 

Ю 03 00

 

22

oo cq гн о

о

 

 

 

 

00 co

 

 

 

 

 

CO rH

 

co

 

co

 

16

и з о t*

 

 

 

 

 

00 co

 

oo cq гн о о

 

 

 

 

 

CO rH

 

co

 

cc

 

 

Ю 03 00

 

11

oo cq гн о о

 

 

 

 

00 co

CO rH

 

9 , 0

3 , 1 3

7 , 1 5

 

cq

CO rH

co

 

2 , 1 0

6 , 1 0

1 , 7 8

5 , 8 3

, 1 7

,6 4

4

8

3,62

8,16

3,89

7,75

3,89

7,75

4,29

8,28

3,35

7,06

3,35

7,06

03 b— cq ь -

CfCD

3,29

6,77

3,29

6,77

06e

веду­

щие

Зад-

н я я

 

1

 

 

Перед-

н я я

Перед-

н я я

О

cq Я

о

о

N°>

Й<

о *

 

 

cq

>>

 

 

ЕС

 

 

Ф

 

 

О

И

 

 

cq

о

 

 

 

 

 

 

ѵо

 

 

g o

 

 

03

 

 

 

9

Пе­

ред­

няя

9

Обе

веду­

щие

 

Зад-

няя

 

9

Пе-

редняя

а

л

н

Ен

Ф

О

Е

О

сз

я

а

Е

аз

аз

К

«Р

Et

 

О

 

К

 

о

 

сэ

 

;>>

 

а

 

Рн

О « a

о

я

О

Я

 

Я

 

 

 

a

 

 

Св

 

 

 

FTч

 

 

W

 

Ф

 

 

fl> а)

 

 

св

 

Е

 

 

и Н

g «

« зЯ

 

со

 

 

 

я

3

a «

 

 

 

Ь

 

 

м

 

 

о- S

âSîS

s sx

Ясе

a «

Фfvi

о Я Й

та

 

 

 

 

«

Ф X

 

 

5 н

«я; л

о

a я

8 s и g а

;

 

>» о

 

 

 

е>

о

я н я

о

S

S ч

a «2

к

о

° я я

t t e t P , 4

о*

я

>> д в

О

о

св

 

 

a ff

 

 

ф к Ю

 

 

 

 

a

. я

 

 

о

о

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

св

 

 

 

 

 

 

 

 

S

я

ф

я

со

a

л

Lm

СО

ф

я

о

a

«

-

я

ff

5

 

>>

a

te

-

ÔÿPQ

1 4 , 0 2 0 , 5 2 0 , 5 2 0 , 0

О

тр

—1

27,1 2 7 , 6

СО

гг

cq

тг

ТР cq

18,1 23

rH

ьГ

гН

Вес порожней машины, 15,0 16,0 17,3


Внутренняя перемещающаяся часть кузова расположена на роликах и передвигается двумя гидроцилиндрами. Задняя стенка этой части дви­ жется под действием одного гидроцилиндра. Задняя часть кузЬва имеет борт, открывающийся двумя гндроцилиндрами.

Кабина водителя имеет поворачивающееся на 180° сиденье и два щитка приборов, с тем чтобы можно было удобно водить машину как зперед, так и назад.

Рис. 124. Тягач МТТ: 1 — кузов; 2 — телескопическая часть кузова; 3 — колесо; 4 — двигатель; 5 — гидромеханическая ко­ робка перемены передач; 6 — кабина водителя; 7—бак; 8 — цилиндр выдвижения телескопической части.

Электрическая система имеет аккумуляторные батареи, напряже­ нием 24 в, динамомашину, стартер, пускорегулирующую аппаратуру, ос­ вещение. Гидравлическая система состоит из маслобака, гидронасоса, гидроцилиндров, предохранительной и пускорегулирующей аппаратуры. По два гидроцилиндра двойного действия имеют механизмы управления машиной, выдвижения подвижной части кузова и задний борт кузова. Механизм выталкігвання стенки кузова имеет гидроцилиндр двойного действия. Емкость баков гидросистемы 200 л.

Для питания привода тормозов и очистки фильтров топливной сис­ темы двигателя на машине смонтирована пневматическая система.

Машины имеют рабочий и стояночный тормоза. Первый оборудован пневматическим приводом, второй — пружинным энергоаккумулятором.

Фирма «Джой Вилле-Гозет» (Франция) изготавливает четыре модели тягачей с прицепом этого типа грузоподъемностью от 14 до 22 г. Эти машины обладают меньшей проходимостью по сравнению с описанными выше грузовиками, так как они имеют одну ведущую колесную пару. Максимальные углы подъема 10—11° машины преодолевают со скоро­ стью 3,5—3,8 км/час.

Тягач с прицепом типа 20Н1 (рис. 125) выпускается на пневмошинном ходу с дизельным приводом. На передней полураме располагаются дизель и рулевое управление с сидением водителя, на задней — кузов. К каждой полураме жестко крепится мост; ведущим является передний мост. Кузов имеет в поперечном сечении трапецеидальную форму. Перед­ няя часть кузова выполнена двойной, благодаря чему она подвижна и служит выталкивателем нагруженного материала при движении назад