Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
ним мостом погрузочно-доставочной машины ДК-2,8Д, вклю чает в себя главную коническую передачу, конический диф ференциал, передающий через правую и левую полуоси крутящий момент на ведущие колеса тягача. Двигатель установлен на раме в задней правой части тягача над веду щим мостом с расположением радиатора в сторону кузова. База ходовой части составляет 4,45 м, а колея — 2,32 лг.
Гидромеханическая коробка перемены передач разме щается в передней части тягача, рядом с кабиной. С двига телем она соединена с помощью карданного вала. От короб ки передач на ведущий мост крутящий момент передается через промежуточный редуктор и карданный вал. Машина имеет четыре передачи вперед и столько же назад, что уве личивает ее маневренность и создает возможность эффектив ного движения по челночной схеме. Прицеп имеет раму, на которой'.размещается кузов, шарнирно закрепленный к зад ней части рамы. Вокруг этого шарнира посредством двух гидроцилиндров кузов опрокидывается относительно рамы на 60°. К продольным балкам рамы справа и слева жестко закреплены оси, на которых на подшипниках качения вра щаются колеса с шинами 18,0X25. Для питания маслом гндроцилиндров поворота и подъема кузова на машине смон тирована гидросистема. В нее входят два гидронасоса, уста новленные на передней крышке картера перемены передач, два гидроцилиндра поворота машины и подъема кузова, гндрораспределители, предохранительные клапаны. В ка честве масляного бака используется картер гидротрансфор матора.
Рулевое управление включает в себя колонку, рулевое колесо, валом связанное с гидрораспределителем, систему напорных рукавов, подающих масло к гидроцилиндрам пово рота и отводящих его, следящее устройство. Путем поворота рулевого колеса в нужную сторону происходит открытие соответствующих каналов в гидрораспределителе и масло по дается в переднюю полость гидроцилиндра, в результате чего шток выдвигается и поворачивает тягач относительно прицепа. Как только с рулевого колеса снимется усилие во дителя, следящее устройство возвращает золотник гидрорас пределителя в нейтральное положение, подача масла в гид роцилиндр прекращается и приостанавливается поворот тягача относительно прицепа. Машина движется по кривой трассе с постоянным углом разворота тягача относительно прицепа.
В комбинированную систему газоочистки входят катали тический нейтрализатор КНД-240 и блок жидкостной очист ки. Каталитический нейтрализатор путем дожигания сни
жает в отработанных газах окись углерода на 40—80%, альдегидов на 50—100% и углеводородов на 50—80%. Жид костная очистка предназначена для очистки выхлопных га зов от окислов азота, альдегидов и сажи.
В качестве химического реагента жидкостного блока при меняется 10%-ный водный раствор ЫагЭОз, N H C O 3 или
ЫагСОз с добавкой 0,5% гидрохинона. Отработанные газы от двигателя поступают в блок каталитической очистки, в ко тором продукты неполного сгорания топлива в присутствии катализатора окисляются избыточным кислородом воздуха. После этого газы попадают в жидкостный блок очистки, где очищаются и охлаждаются. Все четыре колеса машины снаб жены тормозами. Имеется также стояночный тормоз.
Грузовик МоАЗ испытывался в подземных условиях шах ты 57 Джезказганского комбината в 1969 г. [78]. Им переве зено 65 094 г. Машина работала в откаточных выработках сечением 16,7 м2 и шириной 4,5 м, доставляя руду из забоев в капитальный рудоспуск по бетонной дороге с нарушенным поверхностным слоем.
Средний подъем дороги до 7°, максимальные подъемы достигали 10°, радиусы закруглений колебались от 12 до 20 м. Длина доставки в период испытаний была в пределах 400—600 м. Погрузка руды в грузовик производилась экска ватором ЭП-1.
В шахтных условиях произведено взвешивание груженой машины, вес груза составил 19 т.
Одновременно при длине доставки 400 м были сделаны сравнительные испытания двух машин: МоАЗ и 461НВ25, данные которых приведены в таблице 24.
Таблица 24
Эксплуатационные показатели тягачей с прицепами МоАЗ и 46IEB25
|
Затраты времени на |
|
Показатель |
рейс, |
сек |
|
461НВ2 5 |
МоАЗ-6401^ |
Погрузка |
250 |
270 |
Движение с грузом |
145 |
130 |
Маневры у рудоспуска |
22 |
38 |
Разгрузка |
35,0 |
43,0 |
Движение без груза |
130 |
120 |
Маневры в забое |
25 |
40 |
Общее время длительности цикла |
5.60 |
563 |
Средняя эксплуатационная скорость, км/час: |
|
|
с грузом |
10,0 |
И Д |
без груза |
11,0 |
12,0 |
Коэффициент использования во времени |
0,45 |
0,373 |
Среднесменная производительность, т |
300 |
267 _ j ' |
Отличительной особенностью этих машин является спо соб разгрузки кузова, который имеет телескопический отвал 11, сталкивающий горную массу при разгрузке через задний борт 12.
Рис. 122. Схема погрузки и разгрузки тягача с прицепом.
Схема погрузки и разгрузки кузова дана на рисунке 122. Перед погрузкой внутренняя выдвижная часть кузова ста вится в свое заднее конечное положение. По мере загрузки эта часть кузова постепенно отводится гидроцилиндрами 13 влево к силовой части. Такой способ погрузки дает преиму
щество в том, что погрузочные средства могут |
оставаться |
в одном положении. При разгрузке движение |
подвижной |
части кузова происходит вправо в конечное положение. Оставшийся груз выталкивается затем отвалом. Поворот машины производится двумя гидроцилиндрами 14. Тягачи с прицепами этого типа отличаются большой маневрен ностью и высокой проходимостью, имеют большую произво дительность. Основным достоинством таких машин являет ся их способность преодолевать большие подъемы, кроме того, отпадает необходимость увеличивать высоту выработок в месте разгрузки. Основной их недостаток — более слож ная конструкция кузова. Эти машины могут найти широкое применение при разработке маломощных залежей, при ра боте в выработках небольшой высоты и малого сечения.
В СССР созданием тягачей с прицепами этого типа зани мается институт «НИПИГормаш».
За рубежом на горных предприятиях широко распро странены машины с телескопической разгрузкой фирм «Ваг нер», «Джой» (США) и «Джой. Вилле-Гозет» (Франция), «ГХХ Штеркраде» (ФРГ).
Основные технические данные машин этого типа приве дены в таблице 25.
Тягач ТМТ-20 (рис. 123) института «НИПИГормаш» пред назначен для транспортирования горной массы из очистных
или проходческих забоев по горизонтальным или слабонак лонным (до 10°) выработкам сечением свыше 14 м2. Тягач имеет шарнирную раму, телескопический кузов, кабину. В качестве привода использован дизельный двигатель с нейт рализацией выхлопных газов. В трансмиссии предусмотрена гидромеханическая коробка перемены передач.
Фирма «Вагнер» и «ГХХ Штеркраде» выпускают десять моделей грузовиков типа МТТ грузоподъемностью от 15 до 40 т (рис. 124). Эти машины выпускаются с одним ведущим передним или задним мостами или с обоими ведущими мостами. На машинах установлены шестиили восьмицилиндровые дизельные двигатели «Дейтц» мощностью от 130 до 250 л. с. с воздушным охлаждением и Ѵ-образным расположением ци линдров. На передних колесах грузовиков грузоподъемностью 15, 23, 25, 26, 35 т установлены шины размерами 16,00X25, а на грузовиках грузо подъемностью 20 и 40 т соответственно шины размером 18,00X25 и 14,00X25. На задних колесах грузовиков грузоподъемностью 15 г уста новлены шины 16,00X25, грузоподъемностью 20 и 23 г — шины 18,00Х 25, грузоподъемностью 25, 26, 35 г — шины 21,00X25 и на 40-тонных грузовиках — шины 14,00X25.
В трансмиссию машины входят муфта сцепления, гидротрансформа тор и механическая коробка передач, дифференциалы, карданные и цеп ные передачи.
Силовая часть поворачивается относительно кузова в горизонтальной плоскости в обе стороны на 15°.
Внутренняя перемещающаяся часть кузова расположена на роликах и передвигается двумя гидроцилиндрами. Задняя стенка этой части дви жется под действием одного гидроцилиндра. Задняя часть кузЬва имеет борт, открывающийся двумя гндроцилиндрами.
Кабина водителя имеет поворачивающееся на 180° сиденье и два щитка приборов, с тем чтобы можно было удобно водить машину как зперед, так и назад.
Рис. 124. Тягач МТТ: 1 — кузов; 2 — телескопическая часть кузова; 3 — колесо; 4 — двигатель; 5 — гидромеханическая ко робка перемены передач; 6 — кабина водителя; 7—бак; 8 — цилиндр выдвижения телескопической части.
Электрическая система имеет аккумуляторные батареи, напряже нием 24 в, динамомашину, стартер, пускорегулирующую аппаратуру, ос вещение. Гидравлическая система состоит из маслобака, гидронасоса, гидроцилиндров, предохранительной и пускорегулирующей аппаратуры. По два гидроцилиндра двойного действия имеют механизмы управления машиной, выдвижения подвижной части кузова и задний борт кузова. Механизм выталкігвання стенки кузова имеет гидроцилиндр двойного действия. Емкость баков гидросистемы 200 л.
Для питания привода тормозов и очистки фильтров топливной сис темы двигателя на машине смонтирована пневматическая система.
Машины имеют рабочий и стояночный тормоза. Первый оборудован пневматическим приводом, второй — пружинным энергоаккумулятором.
Фирма «Джой Вилле-Гозет» (Франция) изготавливает четыре модели тягачей с прицепом этого типа грузоподъемностью от 14 до 22 г. Эти машины обладают меньшей проходимостью по сравнению с описанными выше грузовиками, так как они имеют одну ведущую колесную пару. Максимальные углы подъема 10—11° машины преодолевают со скоро стью 3,5—3,8 км/час.
Тягач с прицепом типа 20Н1 (рис. 125) выпускается на пневмошинном ходу с дизельным приводом. На передней полураме располагаются дизель и рулевое управление с сидением водителя, на задней — кузов. К каждой полураме жестко крепится мост; ведущим является передний мост. Кузов имеет в поперечном сечении трапецеидальную форму. Перед няя часть кузова выполнена двойной, благодаря чему она подвижна и служит выталкивателем нагруженного материала при движении назад