Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и средством равномерного распределения материала по длине кузова при погрузке (при движении вперед).

Тячач оборудован дизельным двигателем мощностью 190 л. с. с ком­ бинированной газоочисткой. Емкость кузова 10,8 м3, грузоподъемность 20 г при собственном весе 20,5 г. Груженая машина может развивать на горизонтальной трассе скорость до 25 км/час. Длина 9,8 м, ширина

нир; 5 — двигатель; 7 — сиденье.

3,2 м, высота 2,2 м, дорожный просвет 0,35 м и наружный радиус пово­ рота 7,15 м.

Фирма в последние годы создала новый тягач с прицепом типа 20Д2 грузоподъемностью 22 т и скоростью передвижения до 19 км/час, мини­ мальный радиус закругления 7 м. По конструкции эта машина анало­ гична 20Н1.

§ 4. Расчет доставочных и транспортных машин

Тяговые расчеты

Силы тяги, возникающие на транспортной машине от вращения тяговыми двигателями колес машины, идут на преодоление сил сопротивления движению, которые возни­ кают на движущейся машине и направлены в сторону, про­ тивоположную движению.

При необходимости быстрой остановки машины или сни­ жения скорости движению на машине создают дополнитель­ ные силы сопротивления движению, называемые тормозны­ ми силами. В результате взаимодействия указанных актив­ ных и пассивных сил происходит движение машины.

Тяговые расчеты транспортных машин заключаются в определении: а) сил тяги; б) сил сопротивления движению, в) тормозных сил. Таким образом, в основу тяговых рас­ четов самоходных транспортных машин, как и при рельсо­ вом транспорте, положено определение сил, действующих на подвижной состав при его движении.

Практическими вопросами транспорта горной массы са­ моходными машинами на горизонте, решение которых свя­ зано с тяговыми расчетами, являются: установление макси­ мальных и допустимых уклонов, тормозного эффекта, ско­ ростей движения на различных участках дорог, определение расхода электроэнергии, горюче-смазочных материалов.

У транспортных машин различают индикаторную, каса­ тельную и полезную силу тяги.

Индикаторной называют силу тяги, которая развивается в цилиндрах дизельного двигателя или на роторе электро­ двигателя.

Касательная — это сила тяги на ведущих колесах. Она равна индикаторной за вычетом потерь в двигателе и транс­ миссии. Полезной называют ту силу тяги, которую машина развивает на крюке. Она равна касательной за вычетом сил сопротивления движению самой транспортной машины.

В расчетах используют касательную силу тяги FK, кото­ рая регулируется подачей топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания или изменением напряжения на клем­

мах электродвигателя,

изменением

передаточного

числа

коробки передач. Зная

мощность двигателя, можно

легко

определить касательную

силу тяги

машины, пользуясь

уравнением

 

 

 

J-,

367- N

_

//у 1 \

 

 

кГ,

(6.1)

где N — мощность двигателя, кет;

V — скорость движения машины, км/час;

у)п — к. п. д. передачи от вала двигателя до ведущих ко­ лес; при механической передаче т)п =0,854-0,93;

при гидравлической передаче і]л =0,754-0,80; г)в =0,74-0,9 — к. п. д. ведущих колес.

Скорость движения транспортной машины находится по

формуле

-■D-п-60 , 1000-tH4K » км!час’

где D — диаметр ведущего колеса, м;

п — число оборотов вала двигателя в минуту;

зоо


i n — передаточное число главной передачи;

і к— передаточное число коробки передач или гидро­ трансформатора.

Средняя скорость движения ѵс находится по выражению

Ѵс == h ‘Гтах ?

где ѵс — средняя скорость, км/час ;

k — 0,74-0,8 коэффициент, учитывающий снижение ско­ рости в зависимости от условия дорог, количества поворотов, интенсивности и дальности движения;

і?піах — максимальная скорость движения, км/час. Максимальное значение тягового усилия ограничивается

условиями сцепления шин ведущих колес с дорожным по­

крытием

 

Ртах < 1000РСЦ-<Ь,

(6.2)

где Р сц — сцепной вес транспортной машины, т. е. вес, при­ ходящийся на ведущие колеса, т; в расчетах при­ нимают для автосамосвалов Р,Ч=0,7Р; полупри­ цепов, тягачей, самоходных вагонов Рсц = 0,6Р;

здесь Р — полный вес машины, т; ■ф— коэффициент сцепления колеса с дорожным по­

лотном.

 

 

Таблица 26

Значения коэффициента сцепления

 

для различных дорог

 

Тип дорог

Виды дорожного

Состояние пок­

рытия

 

покрытия

сухое

мокрое

 

 

Главные

Щебенчатое

0,75

0,50

откаточ-

Булыжное

0,70

0,40

ные

 

Бетонирован-

0,70

0,45

Забойные

ное

Грунтовое, ука-

0,60

0,40

Времен­

іанное

Грунтовое, пло­

 

 

ные за-

хо укатанное

0,50

0,35

бойные

 

Величина і|) зависит, главным образом, от типа и состоя­ ния дорог, формы и состояния протектора шины, скорости движения.

Значения коэффициента а|э даны в таблице 26.



Исходными данными для составления уравнения движе­ ния служат те же, что и при рельсовом транспорте.

Уравнения движения служат для решения основных за­ дач, связанных с организацией движения и использованием самоходных транспортных машин на горизонте, а именно : а) установление скорости движения машины и времени ее хода по отдельным участкам пути; б) определение условий и результатов торможения машины и т. п.; в) определение допустимых уклона пути и веса прицепов и т. п.

Движение самоходных транспортных машин совершает­ ся за счет работы двигателя, которая расходуется на прео­ доление статических сопротивлений движению и на наращи­ вание скорости. Характер движения машин определяется величиной и направлением равнодействующей силы. Соотно­ шение действующих сил определяется уравнением

i ^ I ^

c +

Wa,

кГ,

(6.3)

где 2WC— сумма статических

сил

сопротивления

движе­

нию, кГ ;

сопротивление движению, кГ.

Wa — динамическое

ѵЖс = Жо + W . + Жв + ТУК.

(6.4)

Здесь Ж0 — основное сопротивление движению, кГ ; W і — сопротивление от уклона, кГ ;

Жв — сопротивление воздушной среды, кГ;

WK— сопротивление на кривых участках, учитывае­ мое лишь при совмещении с предельным подъе­ мом, кГ;

W 0 = f(G -)- Q)'COs3 ,

(6.5)

где f — коэффициент сопротивления качению ;

G — вес вагона, кг ;

Q — грузоподъемность вагона, кг ; ß — угол подъема трассы, град.

Значения коэффициента сопротивления качению гру­ женых транспортных машин приведены ниже.

Тип дороги

Вид покрытия

Коэффици­

 

 

ент сопро­

 

 

тивления

 

 

качению

Главные откаточные дороги

Бетонное, асфальтированное

0,015-^0,20

 

Гравийные дороги

0,020-5-0,025'

 

Щебенчатое покрытие в удов-


 

летворительном состоянии

0,030-^0,045

 

То же в неудовлетворительном

Временные забойные

состоянии

заезды

0,060+0,080

дороги Укатанные грунтовые

0,050-^-0,080

без покрытия

в забой с неровностями

 

Заезды

при рыхлых

укатан­

 

ных

грунтах с неровностя­

 

ми

 

 

0,090-:-0,150

 

Заезды при рыхлых неукатан-

0,250-^-0,300

 

ных дорогах

 

Для порожних

машин значения / возрастают на

15+-

+-20%.

 

 

 

 

Wi = (G + Q)*sinß , кГ;

(6.6)

 

 

= і - щ ( 0 + Q)-wB, кГ,

(6.7)

р . Q

v 2

I

воз­

Здесь W B= -g-g2

, кГ/т — удельное сопротивление

духа,

 

коэффициент обтекаемости транспорт­

где р = 0,6+-0,075 —

ных машин ;

Q — площадь лобового сечения (м2); для челночных вагонов, автосамосвалов равна 2—10 ж2;

V — скорость движения машины, км/час.

Значения W Bучитываются при скоростях движения свы­ ше 10 км/час.

Ж. = М пр-а, кГ-

Мпт>— приведенная масса машины, кГ -сек2/м;

а — ускорение (замедление) движения машины, м/сек ;

м пр= —-^ -(1 + 7и );

7 „ — коэффициент инерции вращающихся масс:

1т+7д-і*

G +Q

D2 ‘

 

g

' 4

Здесь Im =2771 -г2 — момент

инерции вращающихся масс

трансмиссии и колес, приведенный к веду­ щей оси, кГ-м2 ;

I д — момент инерции вращающихся или движущихся масс двигателя, кГ-м2;

і — передаточное число трансмиссии ; D — диаметр ведущих колес, м.

7 „ =0,15+-0,20 — для порожних челночных вагонов; 7„ = 0,10+-0,15 — для груженых челночных вагонов.