Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для автосамосвалов у„ = 0,154-0,35 — большие значе­ ния даны для движения машины порожняком.

о = 0,4-г-0,6 м/сек2 — ускорение разгона; Оз = 2,5-^3,0 сек/м2 — замедление при торможении.

В зависимости от режима движения машины возможны следующие случаи :

а) равномерное движение, при этом Wa = 0 ;

б) движение по инерции (свободный выбег), когда двига­

тели выключены. Тогда уравнение (6.3) запишется так: v Wc = _ w - a;

в) движение при торможении, когда кроме внешних сил на колесо действует сила торможения В, искусственно создаваемая водителем для уменьшения скорости движения или остановки машины. В этом случае уравнение (6.3) запи­ шется :

В + V F C= —ТѴЛ.

(6.8)

Максимальная величина тормозной силы определяется условиями сцепления колес с полотном дороги. Во время торможения не должно быть полной остановки вращения колес при движении машины (движение «юзом»).

С целью избежания такого движения должно быть соб­ людено условие

£ < Р т -ф,

(6.9)

где Рт— тормозной вес, т. е. вес машины, включая прицеп­ ную часть, приходящийся на тормозные коле­ са, кг.

Если пренебречь сопротивлением воздуха и вместо В под­ ставить значение из формулы (6.9), то уравнение (6.8) при­ мет вид

Рщ-Ф -і- f(G -f Q)-cosß ± ((? -j- Q)-Sin3 = — ^ p ( l + Ти)-a.

Приняв Pm = G+ Q и сделав соответствующие преобразо­ вания, получим максимальное замедление машины (аз)

- а = а з = ( ^ + / - C 0 3 ß ± s i n ß ) g ; м/се^

( 6 Л 0 )

Предельный угол пути, преодолеваемый транспортной машиной, определяется по максимальному моменту на ве­ дущих колесах

й^кр.тах== ЛТд.тах*^"0 » к Г м .

(6.11)


Здесь Мд.тах — максимальный

момент на валу

двигате­

ля, кГм;

 

 

 

і — передаточное число трансмиссии;

 

т) — к. п. д. трансмиссии, включая привод колес.

Максимальная сила тяги машины

 

 

R к .ш а х

Лк

кГ.

(6.12)

 

 

 

Здесь RK— радиус качения колеса, м.

Силы сопротивления движению машины на подъем

TV = (G + Q)(sirip+/r-cosP).

(6.13)

Решив уравнения (6.12) и (6.13) относительно угла ß, по­

лучим максимальный угол, который преодолеет

машина.

Предельный подъем шахтных откаточных путей обычно

ограничивается скоростью движения по главным

выработ­

кам и условиями сцепления с дорожным полотном. Послед­ нее зависит от свойств пород, из которых сделано полотно, и их влажности. С увеличением подъема значительно умень­ шается скорость движения, что вызывает снижение произ­ водительности доставочной машины.

Обычно берут величину максимального уклона, который гарантирует безопасную работу транспортных машин. В грузовом направлении максимальный уклон не превышает 70—80°/оо, а в порожняковом — 120—150%о.

Перейдем теперь к определению веса машины и тормоз­ ного пути.

Полный вес машины с грузом определяется по формуле

G -f- Q =

 

(6.14))

/ c o s ß ± s £ n ß ’

 

а полезный вес машины

 

 

FK

G ,

(6.15)

Q = / • c o s ß ± s i n ß

где G — вес тары машины, кг.

 

необходи­

В практике вождения транспортных машин

мостью является экстренное снижение скорости движения, что осуществляется посредством ввода в действие тормозов. Кинематическая энергия движущейся машины в этом слу­ чае на участке торможения будет расходоваться на преодо­ ление всех сил сопротивления.

Уравнение энергетического баланса запишется так:

- <)

=(в+ ж0 ±жо-гп,

(6.16)

2 - 3 , t 3 - g


где ѵк и ѵк— начальная и конечная скорость движения машины, км/час,

1„ — путь торможения, ль-

Р — вес машины, кг; P = G — порожней маши­

ны; P = G + Q — груженой машины.

ѵк = 0, тогда

При полной остановке машины

U B + W 0 ± W i) =

р . D 2

2.3)63H; j •

Переходя к удельным величинам и учитывая, что макси­ мальная тормозная сила ограничивается условиями сцепле­ ния, тормозной путь будет определяться по такому урав­ нению :

(1+7и)-»н

 

 

(6.17)

254(Ф+/ ■cosß ±sinî)

J'1'

 

Принимая во внимание различие

коэффициентов сцеп­

ления всех колес, а также неточности в регулировке тормо­ зов, величину расчетного коэффициента сцепления снижа­ ют на 5 %.

Для нахождения полного тормозного пути необходимо учитывать путь Zp, проходимый машиной за время реакции

водителя. Время реакции принимается в пределах і = 1,3-г- 1,6 сек. Тогда полный путь, пройденный машиной за вре­

мя торможения

 

 

Zm Zp Zp , ЛЬ, I

Ѵн-t

м.

3,6 ’

В тяговых расчетах применяются значения технической скорости движения. Она принимается за расчетную ско­ рость. Техническая скорость во время движения машины изменяется в зависимости от динамических качеств маши­ ны, ее технического состояния, дорожных условий и рас­ стояния доставки.

Определение технической скорости производится двумя способами: а) подсчетом общего времени движения маши­ ны по участку дороги, согласно данным практики; б) по тя­ говым или электромеханическим характеристикам с учетом всех сопротивлений на определенных участках пути.

Общее время движения машины по первому способу определяется из уравнения:

t «

•— t

t

Mi

1 h , h

1

—J

rln\

мин,

— fin (-----

1“ ----------

J1

- о б щ

l r p T

‘ п о р

\ Ü1

Уз

'

f n /

 


где

î rр, t noр — время движения груженой и порожней ма­

l\,

шины ;

h, h , —1п — длина участков пути движения груженой и

порожней машины, км;

ѵѵ ѵ2, 1>з,... ln— средние скорости движения (табл. 27) на

этих участках, км/час.

Таблица 27

Средине расчетные скорости движения транспортных машин

 

 

 

Тип машины

 

 

 

челночные

самосвалы

тягачи с

Участок трассы движения

вагонетки

 

 

прицепами

гру-

по-

гру-

по-

гру-

по-

 

 

же-

рож-

же-

рож-

же-

рож-

 

ные

ние

ные

ние

ные

ние

Главные откаточные выработки

5

7

10

12

8

10

Забои, заезды в забои

2

3

3

5

3

5

При укрупненных расчетах часто пользуются значения­ ми приведенной технической скорости ѵт.п , определяемой по уравнению

^гр+йюр

,

Ѵт.п= ---- :------

, км/час,

ідв

 

где Zrp, Znop — путь движения

машины соответственно в

грузовом и порожнем направлениях, км;

£Дв — общее время движения машины, затрачен­ ное на рейс, час.

По второму методу скорость движения машины опреде­ ляется по тяговым или электромеханическим характеристи­ кам машины. В этом случае, разбивая откаточный путь на отдельные участки и учитывая дорожные условия каждого из них, находят из уравнения (6.3) F к для установившегося движения.

Определив силу тяги F к для каждого участка пути, по тяговым характеристикам можно найти соответствующие скорости. На рисунке 126 даны тяговые характеристики самосвалов BK195MS 15 фирмы «Блау Нокс» и 461 НВ 25 акционерного общества ANF, имеющие гидромеханические коробки перемены передач. В связи с тем, что гидромехани­ ческие коробки передач современных подземных самосва­ лов имеют подобие в тяговых характеристиках, то по приве­ денным на рисунке 126 характеристикам можно составить такие же характеристики и для других самосвалов, зная номинальный крутящий момент и соответствующие ему обо­ роты двигателя.


Рис. 126. Тяговая характеристика автосамосвала : а) BK195MS15; б) 461НВ25.

Для электрических вагонов скорость движения находит­ ся также по тяговым или электромеханическим характерис­ тикам двигателей. На рисунке 127 дана характеристика дви­

гателя

постоянного

тока

 

ЭДР-29 вагона ЗВС15РВ.

 

 

Найдя

соответствующие

 

скорости

движения

на

всех

 

участках трассы от забоя до

 

пункта разгрузки, определяют

 

время

прохождения

каждого

 

участка. Просуммировав

вре­

 

мя движения

на

отдельных

 

участках

всего

пути, находят

 

время движения машины в од­

 

ном направлении. Таким же

 

путем

находится

суммарное

 

время

движения

машины в

 

другом направлении.

 

 

 

При движении по кривым

 

участкам

трассы

необходимо

 

учитывать

безопасность

дви­

 

жения по условию заноса ма­ Рис.

127. Электромеханическая

шины.

Безопасная

скорость

характеристика двигателя

движения

находится

по фор­

ЭДР-29 вагона ЗВС15РВ.

муле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Убез = 3,QVgR(fCK+ ів) ,

где R

— радиус закругления м;

 

f ск—коэффициент бокового скольжения, принятый рав­

 

 

ным 0,3

ф;

 

 

 

і„— поперечный уклон виража, равный 0,0204-0,060.

Для 'эффективного использования самоходного транспорт­ ного оборудования большое значение имеет правильный вы­ бор схем подъезда и установки транспортных машин у погру­ зочных средств. В связи с тем, что очистные забои под зем­ лей имеют ограниченные размеры, для шахтных условий возможны две схемы подъезда машин к погрузчику: сзади, когда в забое работает погрузочная машина с нагребающими лапами, и сбоку при погрузке экскаватором. При работе на горизонте нескольких добычных и проходческих участков дороги разветвляются по лавам и забоям, в результате чего образуется сеть коммуникаций с различной интенсивностью движения на отдельных участках сети.

В зависимости от интенсивности движения на различных участках пути возможна организация поточного, встречного двухстороннего и встречного одностороннего движения. В ла­