Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
Коэффициент |
использования |
грузоподъемности машин |
|
равен: |
|
|
|
к |
_ _ ! * |
и -TU К ' |
1<?ф |
К т ~~ 9а ’ |
К т |
2 г Рр - 9 а |
где дф — вес фактического перевозимого груза, т; ça — грузоподъемность машины, т;
К 'т— средний коэффициент использования грузоподъем ности ;
ггр — число рейсов машин с грузом.
Производительность транспортирования самоходными машинами
Техническая производительность машин в смену
QcM=?a--K'm* -^Г2, т/смену,
1р
где Тсм — длительность смены, час; , Тр — время рейса, час.
Эксплуатационная производительность
QcM.3 ' |
» |
где Ä"B — коэффициент использования сменного времени :
|
Т е м |
^п р |
-**• В |
r p |
> |
|
|
СМ |
где Тсм — длительность смены, час; Т пр — время простоев, час.
Число автомашин на участке, горизонте определяется из условия непрерывной работы погрузочных средств и обеспе чения заданной производительности участка, горизонта.
Число машин, обслуживающих одну погрузочную маши ну, определяется по уравнению
J.T a |
f |
|
*тіогр |
Количество рабочих автомашин зависит от длины откат ки, времени технологических простоев и производительности погрузочных средств. Число их уменьшается с повышением скорости и увеличением грузоподъемности машин. Зная по требное число транспортных машин на одну погрузочную машину, по формуле (5.5) можно определить рабочий парк машин, необходимый для перевозки заданного объема гор
стояние тяжелой абразивной горной массы с кусками зна чительных размеров, работы в криволинейных выработках с малыми радиусами поворота, увеличение угла установки.
Рнс. 128. Пластинчатый конвейер.
Пластинчатый конвейер (рис. 128) имеет следующие основные части: раму става 1, несущее полотно 2, привод ную 3 и натяжную 4 станции.
Несущее полотно состоит из пластин 5, тяговых цепей 6, деталей крепления пластин к ним и ходовых роликов 7. Пластины изготавливаются штамповкой из стального листа толщиной 4—8 мм, для придания большой жесткости их вы полняют с ребрами жесткости. В последнее время начали применять пластины из пластмасс.
Тяговым органом конвейера являются пластинчатые и круглозвенные цепи; последние применяются на изгибаю щих конвейерах.
Ходовые и направляющие ролики полотна закрытой кон струкции на подшипниках качения с лабиринтным уплотне нием. Несущая рама става по конструкции примерно одина кова во всех конвейерах и состоит из стоек, верхних и ниж них направляющих. Она выполняется в виде секций длиной 2,5—3,5 м. Наиболее распространенными являются направ ляющие для роликов из углового проката.
В пластинчатых конвейерах в зависимости от их произво дительности, длины, угла наклона и характера трассы при меняются концевые и промежуточные приводы. Мощность двигателей принимается в пределах 20—85 кет. Для обеспе чения плавности пуска приводы снабжаются тягозыми
гидромуфтами. Редукторы приводов обычно трехступенча тые с расположением оси двигателя параллельно оси конвей ера. В последнее время начали использовать на конвейерах объемные гидроприводы, обеспечивающие бесступенчатое регулирование скорости движения полотна.
На кафедре Технологии и комплексной механизации раз работки месторождений полезных ископаемых Казахского политехнического института имени В. И. Ленина создан ти ристорный привод, обеспечивающий регулирование скорос ти, высокую экономичность и надежность.
При большой длине конвейера устанавливают промежу точные приводы, обычно гусеничные.
Натяжные устройства пластинчатых конвейеров выпол няются жесткими или податливыми: первые из них получи ли наибольшее распространение.
Подобный обзор применения различных типов пластин чатых конвейеров дан в работе [8].
В связи с внедрением на рудных шахтах комплексной ме ханизации и использованием самоходного забойного обору дования и автоматизации назрела необходимость примене ния на транспортировании горной массы непрерывных средств транспорта; для этой цели являются наиболее подхо дящими пластинчатые конвейеры.
При новых системах разработки с интенсификацией и концентрацией очистных работ конвейерный магистральный транспорт может дать большой экономический эффект. Использование магистральных конвейеров большой длины и производительности наряду с совершенствованием забойного оборудования позволит резко увеличить производительность труда и снизить стоимость одной тонны руды.
§ 2. Новый пластинчатый конвейер для скальных пород и руд
Для выявления области внедрения пластинчатых кон вейеров на подземных рудниках и установления их парамет ров з течение 1965—1970 гг. кафедрой Технологии и комп лексной механизации разработки месторождений полезных ископаемых Казахского политехнического института имени В. И. Ленина были проведены исследовательские работы как на Джезказганском руднике, так и на специально изготов ленном стенде пластинчатого конвейера.
На основании выполненных исследований была проведе на конструкторская проработка и выполнен технический проект специального рудного конвейера КФР (конвейер футе рованный рудный), который явился основой для выполнения рабочего проекта конвейера КФР-1 (рис. 129), составленного
совместно с Джезказганским комбинатом. Техническая ха рактеристика конвейера КФР-1 приведена в работе [8]. В конвейере дано оригинальное решение конструкции рабочего
Рис. 129. Пластинчатый конвейер КФР-1: а) общий вид; б) рабочее полотно.
полотна. Пластины полотна выполнены из листовой стали, дополнительно они футеруются отрезками транспортерной ленты. Каждая пластина полотна крепится к центрально расположенной круглозвенной цепи с шагом 80 мм и диа метром прутка 23 мм специальными поводками; при этом каждая пятая пластина установлена на оси с ходовыми ро ликами (рис. 129, б), шаг расположения составляет 688 мм, Футеровка крепится к пластине планками и заклепами в нескольких точках. Она предохраняет пластины от истира ния, гарантирует возможность длительной эксплуатации конвейера, делает ее работу бесшумной. Но главное ее на значение — устранить возможность просыпания рудной ме лочи, а также исключить заклинивание пластин из-за попа дания твердых кусков руды в зазоры.
Исходя из опыта работы пластинчатых конвейеров, на КФР предусмотрено специальное натяжное устройство с компенсатором, представляющим собой цилиндр с встроен ными в нем плунжером и пружиной. Шток плунжера и ци линдр связаны тросом с винтовой натяжкой.
Применение такого компенсатора обеспечивает автома тическое увеличение предварительного натяжения цепи при ее износе, способствует плавному пуску конвейера, устраняет перекосы оси натяжной звездочки. Направляющие става изготовлены из углового проката с колеей 1050 мм и закры ты козырьками во избежание просыпания мелкой руды на беговые дорожки. Основные секции става имеют длину. 3 м. Приводная станция имеет раму, на которой смонтированы приводной вал со звездочкой, очистительное устройство, при
водной блок и пульт управления. Приводной вал вращается в подшипниках и соединяется с приводом через цепную пе редачу. Редуктор через муфту соединен с асинхронным дви гателем.
Натяжная станция включает в себя неподвижную раму, прикрепленную к почве фундаментными болтами, телескопи ческую часть и механизм натяжения. При натяжении цепи телескопическая секция, установленная на канатах, перемемещается по неподвижной раме. Механизм натяжения со стоит из двух винтовых передач и пружинного компенса
тора.
Став конвейера собран из отдельных секций длиной по 3 м, укрепленных на стойках. Стыковка несущих направляю щих осуществляется с помощью переходных мостков. Каж дая секция состоит из уголков 125Х80ХЮ, сваренных меж ду собой связывающими швеллерами и уголками.
Несущее полотно (рис. 129, б) состоит из отдельных штам пованных пластин 1 толщиной 8 мм трапецеидальной фор мы, закрепленных к тяговой цепи 2. Пластинчатое полотно движется по несущим уголкам направляющих на ходовых роликах 3 с шагом 688 мм. Ролики диаметром 140 мм имеют крышки с лабиринтными уплотнениями. Тяговая цепь соби рается в основном из отрезков по 13 звеньев, которые соеди няются между собой соединительными звеньями. Крепление пластин полотна к цепи посредством поводков 4 с валиками позволяет осуществить быструю замену отдельных частей полотна.
На Джезказганском руднике впервые в отечественной практике для транспортирования горной массы большой кусковатости был применен пластинчатый конвейер КФР дли ной 55 м.
Конвейер КФР-1 был установлен в первой половине 1968 г. в забоях шахты 51 Восточно-Джезказганского рудни ка. КФР-1 транспортировал руду по панельному штреку в рудоспуск. Руда из забоев на конвейер доставлялась само ходными вагонами грузоподъемностью 10 т.
Объем горной массы на период испытаний был 20 тыс. т. Загрузочное устройство находилось на расстоянии 3 м от натяжной звездочки. Высота падения кусков руды колеба лась от 20 см до 1 м. Отдельные негабаритные куски руды, достигающие 1,2 м в ребре, доставлялись вместе с общим по током горной массы без каких-либо затруднений.
В результате испытаний установлено, что средняя погон ная нагрузка на несущем полотне составила 180—220 кг, максимальная нагрузка — 750 кг/пог. м. Таким образом, расчетная производительность конвейера КФР при скорости
несущего полотна 0,66 м/сек принята 1800 т/час, а при ско рости, равной 3 м/сек, может быть 8000 т/час. При испыта ниях максимальная эксплуатационная производительность достигала 300 т/час, а средняя — 200 т/час, что объясняется организационными причинами (отсутствие руды в забоях). В период испытаний были определены коэффициенты сопро тивления движению несущего полотна и потребляемая мощ ность. Средний коэффициент сопротивления движению со ставил 0,024. Средняя потребляемая мощность при холостом ходе 6,4—6,6 кет. При загруженном конвейере с погонной нагрузкой 80—220 кг/пог. м потребляемая мощность воз росла до 7,8—8,2 кет. Следовательно, коэффициент полезно го действия конвейера равен 0,5. Как показали замеры, износ движущихся частей и направляющих оказался незначитель ным. Результаты промышленных испытаний конвейера пока зали его полную работоспособность и возможность широкого использования на шахтах Джезказгана и шахт, сходных по горнотехническим условиям.
Анализ работы отечественных и зарубежных конструк ций пластинчатых конвейеров показал, что наилучшей в эксплуатации является конструкция пластинчатых конвейе ров с круглозвенной центрально расположенной цепью. Пластины полотна такого конвейера снабжаются ходовыми роликами с шагом от 300 до 1200 мм.
Основным критерием совершенства конструкции и вы бранных параметров пластинчатого конвейера является по гонный вес движущихся частей. Для выбора типоразмеров конвейеров, предназначенных для доставки руды по главным откаточным выработкам действующих и новых шахт, необ ходимо определить эксплуатационные параметры — произво дительность, длину става, угол и минимальный радиус пово рота трассы, а также погонный вес движущихся частей кон вейера. Применение современного самоходного забойного оборудования позволяет обеспечить бесперебойную работу конвейера и большие грузопотоки.
На основе анализа установлены следующие целесообраз ные эксплуатационные магистральные конвейеры: 1) произ водительность 400—-600 т/час при работе в основных транс портных горизонтальных выработках подземных рудников; 2) длина 600—1200 м; 3) минимальный радиус кривизны должен находиться в пределах 20—25 м.
Наряду с этим пластинчатые конвейеры с ходовыми ро ликами могут успешно применяться на рудных шахтах для доставки горной массы по аккумулирующим и сборным вы работкам. I