Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подвергаются все стальные неоцинкованные трубы (за исключением расположенных в масляных и топливных цистернах) после их изго-

И очисткиГорячие трубы с температурой среды выше 60 С покрывают теплостойкой краской, например АЛ70, холодные —

грунтовкой типа ФЛ03К. Грунтовка производится на специально оборудованном участке.

Грунтовка должна покрывать трубы ровным слоем, без потеков. Загрунтованные трубы сушат в специальных сушильных печах' снабженных вытяжной вентиляцией. Работы по грунтовке и сушке труб должны выполняться со строгим соблюдением правил техники

безопасности и противопожарной техники, предусмотренных для малярных работ.

С целью увеличения срока службы систем, транспортирующих забортную (морскую) воду, в отдельных случаях применяют покры­ тие эпоксидными смолими, предохраняющее внутреннюю поверх­ ность труб от коррозионного и эрозионного износа. Короткие па­

трубки большого диаметра дополнительно армируют двумя слоями стеклоткани типа АСТТ.

Основу покрытия составляет эпоксидная смола ЭД5 или ЭД6; в качестве отвердителя используют полиэтиленполиамин; пласти­ фикатором служит жидкий тиокол (для смолы ЭД5) или дибутилфталат (для смолы ЭД6).

Перед нанесением покрытия внутренняя поверхность труб под­ вергается дробеструйной обработке с целью очистки и создания ше­ роховатости. Затем трубы нагревают с помощью теплого воздуха, поступающего из калорифера, до температуры 30—40° и обезжири­ вают ацетоном или уайт-спиритом.

Покрытие наносится вр^Ьшую. Толщина покрытия, не армиро­ ванного стеклотканью, составляет около 1 мм. При использовании стеклоткани последняя должна быть плотно приклеена к трубе; образование воздушных мешков не допускается. Снаружи стекло­ ткань обмазывается эпоксидным составом (пропитывается им).

Покрытие наносят слоями, причем вторым слоем покрывают не ранее чем через 24 ч после первого.

Работы по выполнению эпоксидных покрытий производятся под вытяжными колпаками; рабочий должен быть обеспечен спецодеж­ дой и резиновыми перчатками; помещение необходимо оборудовать вытяжной вентиляцией. Эпоксидный состав, попавший на кожу рабочего, удаляют тампоном из ваты или ветоши, смоченным в спирте (применение ацетона для этой цели запрещается); затем эти места промывают горячей водой с мылом.

Эпоксидное покрытие без армирования наносится на внутреннюю поверхность концов труб (на длине 300—500 мм в зависимости от их Диаметра), примыкающих к выходной части арматуры систем, т. е. в местах возникновения значительной турбулентности (возмущения) потока рабочей среды. Использование эпоксидного покрытия, арми­ рованного стеклотканью, позволяет применить медь вместо медно­ никелевого сплава при изготовлении патрубков системы охлаждения забортной водой главного конденсатора.

141


§ 21. Изолирование труб в цехе

Изоляция служит для снижения потерь тепла и обеспечения допускаемых температур поверхностей горячих труб, а также для предотвращения отпотевания поверхностей холодных труб или за­ мерзания транспортируемой ими среды.

Изолирование производится после гидравлического испытания и очистки труб.

По назначению изоляция подразделяется в зависимости от тем­ пературы теплоносителя на изоляцию горячих (с температурой выше 55° С) и холодных (с температурой 10° С и ниже) поверхностей, а по роду применяемых материалов — на обволакивающую, мастич­ ную и формованную.

На участке изолирования трубомедницкого цеха выполняется, как правило, только обволакивающая изоляция труб, а мастичная и формованная (скорлупы и сегменты) — непосредственно на судне.

Конструкцию изоляции следует выполнять в соответствии с аль­ бомом унифицированных типовых узлов изоляции по типу, указан­ ному в чертежах систем.

Участок для выполнения работ по изолированию труб должен быть оборудован стеллажами для хранения труб, верстаками для укладки и крепления труб при изолировании, столами для раскроя изоляционных материалов, станками или машинками для резки изоляционных материалов, машинами МСШ для сшивки асбестовых материалов, швейными машинами тяжелого класса для сшивки матрацев и пришивки к ним крючков, механизированным приспособ­ лением для крепления проволокой изоляции на концах труб, а также должен быть снабжен различными инструментами. При цехе пре­ дусматривается склад для хранения изоляционных материалов.

Обволакивающую изоляцию выполняют с использованием асбе­ стовой ткани марок ATI, АТ4, АТ7, АТ8, асбестового, Зсбомагнезиального шнура и асбопухшнура — для горячих труб; технического грубошерстного (органического) войлока, теплозвукоизоляционного материала марки ВТ4С, льняного равентуха, льняной парусины (специальной морской вареной), пленочного трудносгораемого ги­ дрозащитного материала марки ПТГМ609 — для холодных труб.

С поверхности труб, подвергаемых изолированию, удаляют грязь, масло, пыль и ржавчину, и трубы обдувают сжатым воздухом.

После очистки трубы покрывают антикоррозионной краской. Горячие трубы систем главного, вспомогательного, отработавшего пара, газовыпуска и атмосферные трубы окрашиваются эмалями АЛ70 или К0813 (для труб из стали) и грунтовкой ФЛОЗЖ (для труб из оцинкованной стали). Трубы с температурой теплоносителя от -f- 55 до 25° С покрывают лаками каменноугольным или БТ783 (для труб из стали) и красками ВЛ2 и ЭП755 (для труб из легких сплавов, оцинкованной и нержавеющей стали). Трубы из меди и ее сплавов окраске перед изолированием не подлежат.

Трубы из антикоррозионных сплавов перед изолированием обма­ тывают в три-четыре слоя алюминиевой фольгой толщиной 10—

142


20 мкм- (алюминий марки не ниже А5), которая крепится нитками или клеем.

Раскрой изоляционных материалов производится с учетом при­ пусков на подгибку кромок (войлок и материал ВТ4С раскраиваются без припусков). Во избежание повреждения изоляции при сборке и разборке соединений концы труб не изолируют на участке, рав­

ном

80—100 мм, — при фланцевых соединениях; на

участке, рав­

ном

1,5 диаметра

изолируемой трубы, —• при штуцерных соедине­

ниях; на участке,

равном 40 мм, — при муфтовых

соединениях.

Асбестовая ткань слегка увлажняется и укладывается на трубу в один или несколько слоев (в зависимости от требуемой толщины изоляции) таким образом, чтобы между подогнутыми кромками образовался зазор 6—8 мм, позволяющий стянуть ткань при сшивке. При изолировании труб из коррозионно-стойкой стали увлажнение ткани не допускается.

Шов выполняется латунной проволокой; шаг шва 10—15 мм. В случае использования машинки для сшивки изоляции допу­ скается рантовый шов.

Шнуры (асбопухшнур и др.) плотно навивают на трубу по спи­ рали; при многослойной изоляции витки каждого последующего сдоя должны перекрывать пазы предыдущего и навиваться в обрат­ ном направлении. Начало и конец шнура подвертывают под сосед­ ний виток и крепят мягкой стальной оцинкованной проволокой. Поверх шнура накладывают и сшивают асбестовую ткань.

Органический войлок, пропитанный антисептиком, укладывают на трубу встык по ее оси без подгибки кромок; каждый слой сшивают льняными нитками с шагом 10—15 мм (продольные швы слоев должны быть разнесены на одну четверть окружности по отношению друг к другу).

По верхнему слою через каждые 300—400 мм устанавливают кре­ пящие кольца из медной или латунной проволоки или из шпагата. Затем трубу обертывают пленкой ПТГМ609 или пергамином (на прямых участках — вдоль оси, на изогнутых —■навивкой по спи­ рали полосами шириной 80—100 мм) с перекрытием кромок около 20 мм, соединяемых клеем 88Н (для пленки) и ДФК4С (для пергамина). До высыхания швов пленка или пергамин крепятся проволокой или шпагатом. Прорывы и прорезы не допускаются.

Далее трубу обшивают тканью — парусиной или равентухом. Сшивка выполняется с шагом 8—10 мм суровой нитью и подгибкой кромок.

При изолировании материалом ВТ4С (капроновыми матами) его необходимо уплотнять по толщине в 2—2,5 раза. Маты сшивают льняными нитками. При двухслойной изоляции маты складывают,

как асбестовую ткань. Крепление матов

производится

асбонитью

с проволокой или шпагатом, навивкой по

спирали или

кольцами

с шагом 250—300 мм. Поверх матов располагают пленку (пергамин) и ткань (равентух или парусину) или асбестовую ткань.

Торцы указанных выше типов изоляции закрепляют двумятремя витками латунной проволоки,

1 4 3


На участке изолирования производятся также изготовление матрацев для изолирования арматуры и соединений труб и оклетневка маховиков горячей арматуры.

Для матрацев используют такие же изоляционные материалы, как и для изолирования труб; матрацы сшивают на обычных швей­ ных машинах тяжелого класса. На этих же машинах, но специально

переоборудованных, пришивают крючки для крепления

матрацев

на арматуре и соединениях труб. Крепление матрацев

осуществ­

ляется шнуровкой (крест-накрест) за крючки латунной проволокой диаметром 1,2—1,5 мм.

Оклетневка маховиков для предохранения от ожогов произво­ дится льняным канатиком диаметром 4—5 мм и выполняется в соот­ ветствии с указаниями в чертежах. Поверхность изолированных труб окрашивается краской. Окраску рекомендуется осуществлять в цехе на специальном участке, оборудованном сушильной печью во взрывобезопасном исполнении и достаточной вентиляцией.

К качеству изолирования предъявляются следующие требова­ ния: изоляция труб должна быть выполнена непрерывным слоем (без прорывов, проколов и рваных мест), прочно закрепленным и плотно прилегающим к трубе; допускается легкое проворачива­ ние обволакивающей изоляции при приложении значительного усилия. Качество изолирования контролируется ОТК, осуществляю­ щим проверку соответствия типа изоляции требованиям чертежа (толщина изоляции определяется с помощью иглы, штангенциркуля, кронциркуля или толщиномера), проверку качества сшивки и за­ делки концов и проверку качества подготовки поверхности труб перед изолированием.

При монтаже труб на судне подвески устанавливают поверх обволакивающей изоляции.

Для труб перегретого пара систем главного и вспомогательного пара применяется мастичная изоляция, выполняемая на судне. Во избежание случайных повреждений труб в процессе пригонки и после монтажа на судне (например, от прожога электродами), их предварительно изолируют в цехе асбестовой тканью, равентухом или парусиной.

Г л а в а IV

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРУБ ДЛЯ СЕРИЙНЫХ СУДОВ

В гл. III изложен технологический процесс изготовления труб при единичной постройке судов. При серийной постройке этот про­ цесс может быть усовершенствован благодаря применению методов, позволяющих изготовлять значительную часть труб полностью

144


в цехе, ликвидировать такие трудоемкие операции, выполняемые по месту, как изготовление шаблонов и пригонка труб.

Внедрение этих методов, требующих изменения как технологии, так и организации работ, обеспечивается выполнением следующих необходимых условий:

наличием в чертежах координат, определяющих положение кор­ пусного, слесарно- и электромонтажного насыщения (арматуры, трасс кабелей, приборов и деталей их крепления, приварышей, палубных и переборочных стаканов и т. д.);

соблюдением установленных допусков на изготовление корпус­ ных конструкций, установку механизмов, аппаратов, устройств

идругого оборудования, а также указанного выше насыщения; установлением номенклатуры труб, которые целесообразно из­

готовлять в задел; отработкой конструкции труб, изготовляемых в задел, на первых

судах серии и фиксированием данных по конфигурации и размерам

этих труб.

Для определения номенклатуры труб, подлежащих изготовле­ нию в задел, и проверки их расположения на головных судах серии назначается специальная бригада, включающая представителей заказчика, конструкторского бюро-проектанта, отдела главного тех­ нолога, отдела технического контроля и трубомедницкого цеха.

§ 22. Способы изготовления шаблонов для гибки труб при серийной постройне судов

Рассмотрим некоторые способы изготовления проволочных шаб­ лонов при серийной постройке судов. В связи с внедрением в послед­ нее время более рациональных методов, позволяющих выполнять станочную гибку труб без шаблонов, излагаемые ниже способы имеют ограниченное применение.

Фотопроекционный способ изготовления шаблонов используют после отработки расположения труб на головных судах, серии. Шаблон, снятый с трубы головного судна, устанавливают на спе­ циальном экране и фотографируют на фотопластинки последова­ тельно в каждой плоскости расположения погибов. При этом очеред­ ная фотографируемая плоскость погиба должна лежать в плоскости экрана, а места перехода из одной плоскости погиба в другую отме­

чают меловым пояском.

Полученные фотографии (негативы), число которых соответствует

количеству плоскостей погибов у шаблона,

хранят

в конвертах

в специальной фототеке.

серийного

судна изго­

Проволочный шаблон для гибки трубы

товляют по световому изображению на экране. С этой целью нега­ тивы с помощью проекционного фонаря поочередно проектируются

на экран.

Шаблоны изготовляют также по трубам-эталонам. В качестве эталонов служат трубы, изготовленные по месту на одном из первых

10 Н . И. Алексеер